Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 10 ноября 2010 года
Amor! Amor! театр. – Сцена, без которой я не смогу жить
В Кыргызском Академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева состоялась премьера оперы Дж.Верди «Травиата» на итальянском языке. Главную роль Виолетты Валери исполнила артистка театра Светлана Гусарова. Интервью с ней о ее жизни и творчестве. Публикуется впервые.
Опера — удивительный жанр, который объединяет в своем театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию и изобразительное искусство — это декорации, костюмы и образ.
Для того, чтобы напомнить читателям, где и когда возник этот вид искусства, придется сделать экскурс в историю.
Италия, конец XVI в., под воздействием гуманистических идей эпохи итальянского Возрождения, поэт Оттавио Ринуччини пишет поэму «Эвридика», а композитор Я.Пери перекладывает ее на музыку. У тандема получилась некая речевая мелодия-речитатив, которую они представили на суд зрителям. Премьера спектакля состоялась 6 октября 1600 г. во флорентийском дворце Питти.
Так итальянская национальная культура положила началу создания прекраснейших произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что по-итальянски означает труд или сочинение.
Оперные театры стали культовым местом светского общества. Премьеры собирали аншлаги. Слушать оперу стало признаком высокой интеллектуальности, поэтому все, начиная от королевских особ, до самого бедного студента старались попасть на оперный спектакль. Насколько выразительны были архитектурные здания оперных театров, и внутренняя роскошь, что люди придумали еще одну крылатую фразу: театр начинается с вешалки.
Я это к чему, да к тому, что в Кыргызском Академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева состоялась премьера оперы Дж.Верди «Травиата» на итальянском языке.
Стоит только перешагнуть порог театра, и в душе сразу возникает чувство праздника и радости. Радует все, зал, сверкающий позолотой, обновленные декорации, костюмы артистов и, конечно же, их исполнение. О фонограмме в опере речи не может быть. Все исполняется в живую. Играет оркестр, поют певцы. Такое можно увидеть и услышать только в оперном театре.
Главную роль Виолетты Валери исполнила артистка театра Светлана Гусарова. Никого из зрителей не оставил равнодушным голос певицы, привлекающий удивительной теплотой, редкой красотой среднего, насыщенностью нижнего и мощностью — верхнего регистров. Артистке удалось обогатить вокально-сценическую трактовку классического образа и открыть для зрителей новые эмоционально-психологические грани характера своей героини. Позволил преодолеть все трудности партии и глубоко раскрыть сложный внутренний мир Виолетты Валери. И не смотря на то, что спектакль шел на итальянском языке, зрителям не надо было объяснять действа происходящее на сцене. Игра артистов была настолько выразительной, что зал сопереживал героям и прожил с ними их короткую, но яркую жизнь.
Когда опустился занавес, зрители долго аплодировали стоя.
После спектакля, у меня состоялась закулисная встреча с артисткой Светланой Гусаровой.
«Любовь к театру у меня с детства, — вспоминает Светлана. Она началась, когда я была еще совсем крохой. Однажды мама повела меня на спектакль «Щелкунчик». Впервые, я увидела сцену и на меня огромное впечатление произвела елка, увешанная игрушками и сверкающая огнями.
В детском саду, воспитатели заметили мою артистичность и видимо поэтому, я всегда участвовала во всех садиковских постановках.
Дома, игра в театр стала самой любимой игрой для нас с братом. Мы ставили с ним стулья, накрывали их покрывалом и водили с куклами хороводы. Иногда в наших играх принимали участие родители. Семья у нас была музыкальная. Папа играл на баяне, а мама на гитаре.
В школе у меня «прорезался» голос. И хотя время было сложное, 60-е годы, трудно было не только с питанием, но и с вещами, родители сумели скопить денег и, купить самое лучшее чешское пианино «Petrof». Мое будущее было уже определено.
После окончания школы я поступила в вечернюю школу № 6, затем было музыкально-педагогическое училище. На втором курсе, мне на глаза попалось объявление о наборе в оперную студию. На просмотре, я так старалась, мне, казалось, я пела лучше всех. Заслуженная артистка КР Ольга Павловна Мартиросова улыбалась, а после прослушивания взяла меня к себе. Удивительно добрая и строгая учительница, она не только учила меня петь, владеть дыханием, но и вкладывала в каждого ученика свою душу. Если, на мой взгляд, я была довольна своим голосом, то Ольга Павловна, всегда находила недостатки и часто говорила мне: «Господи, когда же я научу тебя петь!».
С особой теплотой Светлана вспоминает своих преподавателей, дирижеров, концертмейстеров, которые помогли развить ее талант и открыть путь на большую сцену Светлану Ивановну Мнацаканову, Славу Марковну Окунь, Марлена Болоталиевича Темирбекова, Калыя Молдобасановича Молдобасанова, Медета Тургумбаев, Рахата Осмоналиева, Джумакадыра Каниметова, Нурлана Асанбекова и многих других. «Их объединяло одно общее качество, довести начатое до совершенства, — говорит Светлана Евгеньевна, — учили так, чтобы их ученики, были самыми лучшими. Талантом, которым я владею сегодня, я обязана им».
По жизни, пути Светланы пересекались с Болотом Минжилкиевым, но, к сожалению, спеть с ним ей так и не удалось. Но зато ей посчастливилось петь с Токтоналы Сейталиевым, Юрием Кондратьевым, трагически погибшим 10 лет назад и Нурланом Суйманалиевым, с которым мы исполнили множество партий с самого начала моей творческой деятельности.
«Если бы не художественный руководитель театра оперы и балета Медета Тургунбаева, еще неизвестно, как бы сложилась моя судьба в дальнейшем, — продолжает артистка. — Я училась на третьем курсе Института искусств имени Бибисары Бейшеналиевой, — когда на одном из студенческих концертов он заметил меня. Тургунбаев оценил мой голос и предложил спеть Джильду в «Риголетто». Роль нежной, трогательно-хрупкой, беззащитной и мечтательной Джильды далась мне легко, потому что есть много общего в характере между мной и моей героиней. С годами я не изменилась, — заметила Светлана. — Моим партнерами в спектакле были Т.Сейталиев или Ю.Кондратьев, Помню случай, Нурлан Суйманалиев, в «Риголетто» , у него потрясающий бас, исполнял партию Спарафучилле. По сценарию, он убивает Джильду. Выражаясь молодежным сленгом у него была роль киллера. Не знаю почему, но этой сцены я боялась. И как только, Нурлан замахивался кинжалом, я сжималась от страха. Поэтому, когда наступал момент «убийства», он успокаивал меня и тихонько шептал: «Не бойся, я тебя не больно убивать буду». Позже мы с ним играли в «Сивильском цирюльнике». Я пела Разину, А он — дона Бартолло» и во многих других спектаклях.
— Скажите, пожалуйста, у вас не было желания, уехать в Россию?
— В Кыргызстане я родилась, здесь мои корни, друзья и, наконец, сцена, без которой я не могу жить. Именно на ней, я мечтаю сыграть в «Отелло» роль Дездемоны. Когда я остаюсь одна, то представляю себя в творческом процессе, легко «преодолеваю» многовековую отдаленность событий шекспировской легенды. Влюблена в прекрасную музыку, а главное, я чувствую пульс горячего сердца Дездемоны, ее неземную любовь, и все это я мечтаю донести до наших зрителей. Это только мечта, но ведь мечты иногда сбываются.
А предложения были и довольно заманчивые. Медет Тургунбаев, говорил, что во многих театрах требуется такой голос, как у меня в таких, как, например, «Царица ночи в «Волшебной ночи», Шамаханская царица в «Золотом петушке» и предлагал стажировку в Большом театре в Москве или Санкт-Петербурге.
В марте этого года мне написал довольно известный российский продюсер с предложением роли в фильме «Человеческий голос» и даже стать его гостьей на Каннском кинофестивале во Франции. Я отказалась по объективным и субъективным причинам. Это и финансовый вопрос, и политическая нестабильность. Может быть, прозвучит банально, но я считаю себя патриоткой Кыргызстана. Никуда уезжать не собираюсь. В советское время, на сцене нашего театра ставилось более 60 спектаклей. Сегодня, чтобы посчитать репертуар оперных спектаклей, хватит и десяти пальцев. Не скрою, трудно. Создавшийся вакуум мы — артисты заполняем сольными концертами, стараемся донести до слушателей, если и не сами спектакли, то хотя бы арии – вершину оперы. Но и здесь есть свои сложности. Аренда зала, билеты, реклама и все за свой счет. Заработная плата у артистов маленькая. Но если песня идет от души, ее трудно остановить. Очень надеюсь, что главные трудности уже позади и, наш оперный театр когда-нибудь возродит былую славу».
24 года Светлана Гусарова поет на русском, кыргызском, французском, немецком, и итальянском языках на сцене оперного театра. Ни титулов, ни званий. Категорию, и то присвоили совсем недавно. Но она не жалуется. Жаль, что на ее премьеры не ходят депутаты и госчиновники. Им не до опер. Обидно и за то, что в прекрасном зале театра, вместимостью более 1000 мест, на премьере сидело чуть более 200 зрителей – истинных ценителей оперного жанра. Но артисты старались и, сыграли спектакль на итальянском языке на одном дыхании.
Слушала оперу и беседовала с артисткой Нурия Шагапова.
В центре — Светлана Гусарова, исполнительница роли Виолетты Валери
Количество просмотров: 2295 |