Главная / Драматургия и киносценарии, Киносценарии
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 ноября 2010 года
Остров
Концепция сценария короткометражного игрового фильма
Фильм-размышление о необратимости перемен, о разрушении родного мира.
Продолжительность фильма – до 15 минут.
Предполагаемое место производства – Кыргызстан.
Натурные съемки: пастбище на фоне гор; огромный современный город (съемки сверху).
Жанр: фильм-притча, в форме эссе.
Затратность: невелика (не считая сцен полета над городом).
Основная тема фильма: размышление о необратимости перемен, разрушение родного мира.
На протяжении большей части фильма показывается повседневный быт кыргызской семьи, проживающей в юрте, на жайлоо. Действие происходит в течение суток. Как такового сюжета в этом фильме нет. Главный смысл, по крайней мере, первой части фильма – акцентировать внимание на неторопливости, размеренности повседневной жизни, где люди никуда не торопятся, живут просто, незатейливо, без каких-либо удобств, отрезанные от «большого мира». У зрителя должно создаться впечатление, что время здесь остановилось. Мы видим старенькую юрту, босоногих ребятишек, женщин, стирающих вручную белье и готовящих бешбармак, мужчин, разделывающих барана, пьющих кымыз, играющих в национальные игры и т.п. Сцены должны быть нарочито затянуты, с минимум диалога. Музыкальное сопровождение – скупое, только отдельные народные инструменты (комуз, темир-комуз) звучат в отдельных местах фильма. Фильм не должен создавать положительный или отрицательный настрой у зрителя, он должен восприниматься ровно, повествовательно и быть в целом немного (нарочито) скучным, – конечно, в меру.
Следуют чисто реалистические сцены: утро, день, вечер кыргызской семьи. Главный герой – мужчина средних лет, глава семьи, молчаливый и задумчивый. Камера показывает, как он спокойно возлежит на ковре, отдыхает (пока хозяйка стирает и стряпает), кое в чем неторопливо помогает по хозяйству. Играет с детьми. Очень важное место занимает детская тема: мальчик-сын все время стремится быть рядом с отцом, отца окружают и другие дети; отец разговаривает с сыном, отвечает на его вопросы (об окружающем мире, о далеких странах), мастерит сыну игрушки, бродит с ним по жайлоо и т.п. Отец – серьезен, неулыбчив, но прост для детей. Изредка он переговаривается с все время чем-то занятой женой. Сюда же можно ввести и других мужчин, видимо, родственников (роль второго плана) – менее серьезных, о чем-то болтающих на фоне неразговорчивого хозяина.
Камера детально показывает день из жизни семьи. Вечером все ложатся спать в юрте, это фиксируется в деталях. Засыпают, отец отвечает на вопросы любознательного сынишки, обещает с ним куда-то завтра сходить… (Фильм можно сделать на кыргызском языке без перевода; диалоги при этом должны быть сведены к минимуму).
Утро на жайлоо. Показан рассвет, пробуждение, умывание. Детки высыпали из юрты. Женщины занимаются по хозяйству. Внезапно раздается звонок сотового телефона. Все вздрагивают, тревожно смотрят на главу семьи. Он спокоен. Не торопясь, достает из кармана крошечную сотку последней модели. Слушает, скупо отвечает. Прячет телефон. Негромко говорит жене в ответ на ее немой вопрос: «Я должен срочно уехать… Они сейчас будут здесь».
С женой они идут в юрту, жена со вздохом открывает большой сундук, достает оттуда мужской костюм. Муж молча переодевается. Видно, что на нем – добротный современный костюм в деловом стиле. Он завязывает галстук. Жена поправляет, помогает ему.
На улице слышен гул (рокот), и он всё нарастает и нарастает. Муж с женой выходят из юрты, задирают головы – с неба спускается вертолет (желательно современная западная, деловая модель). Вокруг столпились ребятишки. У главы семьи в руках виден небольшой кейс. Глава садится в вертолет, не прекращающий вращение винта, молча прощается (чуть заметно взмахивает рукой). На борту вертолета его встречают, видимо, помощники в строгих деловых костюмах (молодые кыргызы), почтительно здороваются с ним. Мужчина занимает свое место. Вертолет поднимается ввысь. Мужчина смотрит вниз, на свою семью, юрту, жайлоо. Дети машут снизу руками, все домашние, столпившись, смотрят на вертолет.
Вертолет поднимается всё выше и выше. Под ним – жайлоо. Вдруг становится заметно, что пастбище с юртой, окруженное горами, – это… лишь островок в океане. Кругом водная гладь, простирающаяся до горизонта. По мере подъема вертолета это становится всё виднее и виднее. Островок постепенно уменьшается и остается где-то внизу, вдали.
Вертолет летит над океаном. Мужчина звонит по сотовому телефону, скупо отдает какие-то указания. Просматривает в газете биржевые сводки. Раскрывает ноутбук, по экрану бегают рядки цифр, возникают графики, диаграммы. Он входит в один из файлов. На экране монитора появляется большой город (вид сверху), проносятся деловые кварталы, небоскребы, видны колонны автомашин. Камера показывает лицо мужчины, смотрящее в иллюминатор вертолета. Оказывается, что этот город – прямо под ними, вертолет летит сверху. Мелькают улицы, проспекты, рекламные щиты, мимо проносятся высотные здания. На фоне вертолетного рокота слышен слабый звук темир-комуза. Он всё усиливается, усиливается, наконец, мы слышим только темир-комуз – на фоне проносящихся внизу бесконечных городских кварталов. Вертолет всё летит и летит. Город всё продолжается и продолжается. Эта сцена должна быть нарочито затянута. Мы периодически видим бесстрастное (немного с грустинкой в глазах?) лицо мужчины, смотрящее в иллюминатор, на город. С помощью наложения кадров можно сделать как бы второй, задний план: прямо на фоне проносящихся городских кварталов бегут по жайлоо босоногие ребятишки, смотрят куда-то вверх, машут руками… Звуковое сопровождение этой сцены: музыка темир-комуза.
© Бондаренко О.Я., 2010. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Количество просмотров: 2776 |