Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 1 декабря 2010 года
Алтай Борубаев: Я – ученый и политик
Интервью о жизни и работе с академиком Алтаем Асылкановичем Борубаевым, заслуженным деятелем науки и техники Кыргызской Республики, дважды лауреатом Государственной премии в области науки и техники КР, председателем Национальной аттестационной комиссии Кыргызской Республики. Первая публикация.
Алтай Асылканович Борубаев
«В пятнадцать лет, я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет, я обрел самостоятельность. В сорок лет, я избавился от сомнений. В пятьдесят лет, я познал волю неба. В шестьдесят лет, я научился отличать правду от неправды и приобрел мудрость», — процитировал древнекитайского мыслителя Конфуция заслуженный деятель науки и техники Кыргызской Республики, дважды лауреат Государственной премии в области науки и техники КР, государственный советник КР первого класса, председатель НАК КР, академик Алтай Асылканович Борубаев, которому 31 декабря исполняется 60 лет.
Алтай Асылканович родился в селе Кара-Ой Таласского района. Родители были заняты работой, поэтому воспитанием мальчика занимались дедушка с бабушкой. Его дед, суровый с виду, был на самом деле добрейшей души человек. Алтай Асылканович не помнит, чтобы он когда-нибудь повысил голос на кого-либо или ругался. Всегда выдержанный, уравновешенный и справедливый, он вызывал уважение не только в семье, но и среди односельчан. Учил внука русскому языку и играть на комузе. Бабушка была из знатного рода и владела арабским языком, поэтому внуку рассказывала самые удивительные волшебные сказки. Любовь к дедушке была так велика, что маленький Алтай во всем старался походить на него. Всем лучшим чертам характера, он обязан деду, а от бабушки в наследство «получил» романтичность и мечтательность. У него было счастливое детство. Поэтому окружающий мир, казался мальчику прекрасным. Все восхищало Алтая, высокие горы с шапками снежных вершин, быстрые реки и синее небо. Глядя на проплывающие облака, он хотел знать, а что же за ними и за небом, и за горами и куда так торопятся реки. Любознательность проявлялась во всем. Когда он научился читать, то читал все, что попадалось ему на глаза, книги, газеты, вывески. Сельская библиотекарь, когда Алтай приходил за очередной книжкой, только руками разводила: «Ты все уже перечитал, мне дать тебе нечего».
Учеба в школе давалась мальчику легко. Однако особую любовь к точным наукам, привил ему школьный учитель по математике Кочокбай Джумабеков.
— Мы с ним решали различные задачи, — вспоминает Алтай Асылканович. — Иногда устраивали соревнования, кто первый решит самые сложные примеры и задачи, которые обычно давались на олимпиадах. Кочокбай Джумабекович мог в любое время прийти, чтобы сверить результаты.
Среди выпускников окончивших Кара-Ойскую среднюю школу, я был первым, получивший золотую медаль. После школы, я не думал о выборе профессии. Приехал в столицу, сдал документы в КГУ. Конечно, я мог не сдавать вступительные экзамены, но мне же было любопытно, а какие будут задания и, смогу ли я с ними справиться…
Первым экзаменом была математика. Это и решило мою судьбу. Не задумываясь, выбрал механико-математический факультет. В моем становлении, как математика, в дальнейшем, сыграл патриарх математик в республике Мырзабек Иманалиевич Иманалиев. Получить у него отличную отметку, услышать похвалу, много стоило. Без ложной скромности могу сказать, что в группе я слыл лучшим студентом. Слово «лидер», в то время, было не так популярно, как сейчас. Если признаться, то его почти никто не употреблял, чаще звучали слова «активист», «комсомолец», «общественник». В школе я участвовал во всех мероприятиях и, само собой получилось, что не остались в стороне и студенческие. Тем не менее, для меня стало полной неожиданностью, когда однокурсники единогласно выдвинули мою кандидатуру в старосты группы. Если учесть, что у нас в группе училось 13 медалистов, и среди них выпускники столичной школы № 61, то в такой среде быть лидером совсем не просто. Почему выбор пал на меня? Сам не знаю. Возможно, сыграла роль моя активность, может быть, учитывались личностные качества как доброта, честность, но эта «должность» сохранялась за мной все пять лет учебы в университете».
Алтай Асылканович окончил вуз с отличием.
В 1972 году молодого специалиста оставили в аспирантуре, а вскоре направили в научную командировку в МГУ имени М.В.Ломоносова. Для юноши, который никогда не уезжал из страны, Москва, казалась, центром земли. Чтобы не ударить в грязь лицом перед выдающими математиками как Александров, Пономарев, Федорчук, Архангельский и многими другими, готовясь к докладам, Алтай Асылканович, сутками просиживал за учебниками. За то и труды были оправданы. В 2001 году ему было присвоено звание почетного профессора МГУ.
Так начался его путь в науку. В 1977 году кандидатскую диссертацию Атай Асылканович защитил в Тбилиси, а докторскую, над которой начал работать в Праге, защитил в 1991 году в МГУ, это было время «железного занавеса».
Удивительная жизнь, удивительно одаренного человека. Алтай Асылканович пишет стихи, он мог бы стать профессиональным поэтом, музыкантом — играет на комузе и других музыкальных инструмента, даже был Лауреатом студенческих фестивалей, а вот выбрал стезю точных наук.
После окончания аспирантуры, вернулся в стены родного альма-матер. Работал преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета механико-математического факультета, проректором по науке. В 1994 году был избран ректором Кыргызского государственного педагогического университета.
Многогранность творческих интересов академика, широкий диапазон исследований, выделили его в когорту выдающихся математиков. Итогами научных изысканий является получение основополагающих результатов, решение ряда известных проблем, которые не поддавались решению более тридцати лет, создание впервые в Центральной Азии школы по топологии, получившей международное признание. Под его руководством защищены 5 докторских и 10 кандидатских диссертаций. Алтай Асылканович автор более 120 научных статей, опубликованных в 17 странах мира, 5 монографий и 6 учебников (в соавторстве с коллегами). Выступал с научными докладами и лекциями в университетах Гарварда, Москвы, Парижа, Лондона, Праги, Турина, Берна, Будапешта, Манчестера, Софии, Дели, а также странах СНГ.
В 1998 году Борубаева назначают ректором КГНУ имени Ж.Баласагына. На этой должности, по линии «TEMPUS», новому руководителю удалось привлечь иностранных инвесторов, которые выделили деньги на покупку 200 компьютерами. Правда, здесь не обошлось без международных связей. Так впервые в истории, оснащен был техникой ведущий вуз страны.
Какой бы пост не занимал в дальнейшем Алтай Асылканович, он всегда старался работать на совесть. Своей плодотворной деятельностью, заслуженно снискал уважение народа. Дважды избирался депутатом СНП Жогорку Кенеша КР. В 2000 году, коллеги по палате избрали его спикером Собрания народных представителей Жогорку Кенеша. При непосредственном участии депутата Борубаева разрабатывались Законы «Об образовании», «О науке и научной политике», «Реформировании науки» и многие другие.
— Алтай Асылканович, Вы сами прошли советскую школу. Зачем нужна была реформа в системе образования?
— Никто не отрицает сильные стороны системы советского образования, особенно в области фундаментальных наук. С обретением суверенитета, возникла необходимость капитализации знаний. Есть свои нюансы и в управлении вузами. Читая лекции за рубежом, я услышал одну пословицу, которую хорошо знают студенты: «Если не даст Бог, не даст и Сорбонна». Выпустить специалиста мало, надо, чтобы он смог реализовать себя. Надо создать динамичную, мобильную, гибкую систему образования, чтобы каждый индивидуум, мог по кратчайшей траектории достичь своей цели.
— В настоящее время муссируются слухи, что академию наук можно расформировать. Мол, ее и за границей нет. Что Вы считаете по этому поводу?
— Прежде всего, это мнение «отсутствия» академий ошибочно. Существуют известные Парижская, Шведская, Норвежская академии, которые присуждают международные премии мира. Но это не государственные, а общественные организации. Там свои механизмы. На примере Казахстана, который расформировал Национальную академию в общественную, видно, насколько неэффективно стало работать ученым. Теперь наши соседи опять стараются вернуть все на круги своя. На данном этапе вперед продвинулась Российская академия. Там высоко оценивают кадровый потенциал и государство заинтересовано в них и их разработках. Академию мы обязаны и должны сохранить. Академия – это кладезь науки. Это, наконец, кузница ученых кадров. Другое дело в реформировании. Если я говорил о капитализации знаний, то в науке надо говорить о капитализации самой науки. Это значит, что идеи, надо превращать в конкурентно способную продукцию. Идея останется идеей и не принесет пользы, если ее не довести до производства. Это трудно, но это и есть главный смысл изданных законов. Все разработки должны внедряться в производство и служить во благо развития страны. Чтобы вложенный рубль, вернулся тремя. Правда, здесь необходима государственная поддержка, что для нашей страны довольно проблематично. Но это вопрос времени.
— Алтай Асылканович, почему Вы не выдвинули свою кандидатуру в нынешних выборах. Решили отойти от большой политики?
— Вы считаете, что политик это тот, который выходит на площадь с различными лозунгами или выступает во всех СМИ с различными требованиями и противоречивыми высказываниями? Нет. Есть политика проводимая государством, в частности, НАК принимает в этом непосредственное участие. Существует закон, где четко указано, что Национальная аттестационная комиссия проводит государственную политику в области научных и научно-политических кадров. Присуждение звания ученых, ученых степеней, разве это не политика? Сфера влияние на развитие общества, это тоже политика. Не даром я процитировал вам Конфуция. Я считаю себя, зрелым политиком и таковым остаюсь.
— В заключение хотелось бы спросить, если бы начать жизнь сначала, что бы Вы изменили в ней?
— Своей любви к математике, я оставил бы без изменения, а изменил бы свое отношение к близким. Был более внимательным и чаще бывал дома.
С юбиляром беседовала Нурия Шагапова
Количество просмотров: 5861 |