Главная / Искусствоведческие работы, Изобразительное искусство
© Cultura Nomada, 2010. Все права защищены
Каталог публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 6 мая 2011 года
Аутопсия слова
Живопись, графика и фотография
В каталоге представлены работы художника и поэта Наристе Алиевой. Обладая от природы тонким поэтическим даром, она переводит слово в изображение, всецело доверяя своим чувствам и эмоциям. Сопричастность предметному окружающему миру — лишь доказательство существования внутренней реальности грёз и переживаний автора.
Публикуется по изданию: Алиева Н. Художественный каталог: живопись, графика и фотография — Б.: Cultura Nomada, 2010. — 96 с.
УДК 75/76
ББК 85.14
А— 50
ISBN 978-9967-25-951-5
Визуальная экспрессия Наристе Алиевой
Наристе Алиева – художник неординарный и талантливый. Она, к счастью, оказалась не испорчена требованиями академической правильности. Обладая от природы тонким поэтическим даром, Наристе переводит слово в изображение, всецело доверяя своим чувствам и эмоциям. Сопричастность предметному, окружающему миру — лишь доказательство существования внутренней реальности грез и переживаний поэта и художника.
Предметный мир в картинах и графических листах Наристе оставил лишь знаки-слова в названиях, а сами произведения — суть доказательство в линиях и цвете этой хрупкой и сказочной внутренней реальности. Часто эти доказательства вспыхивают агрессивными посланиям нам — зрителям («Кому: семейству Дьявола»), облаченные в пламенеющий красный и обуглено черный цвета. Либо затихают в убаюкивающем течении запредельного («В утробе должно быть весело»), взрастают зловещими цветами тревожных снов («Темный цветок»), или растекаются пронзительным непониманием пробуждения («Материализация яркого сна»).
Каждое свое произведение Наристе словно расщепляет, окунает в противоречия цветовых всплесков и графической вязи, проводя через внешние плоскости в духе современного японского постмодернизма. Но внутренняя плоскость, будь то лист, холст или фотография остается единой. Василий Кандинский называл эту плоскость «внутренней необходимостью». Притяжение этой необходимости творить, воплощать поэзию в солнечную или сумеречную маэстрию красок, ловить полуденные блики в объектив фотокамеры присутствует у Наристе постоянно.
И весь творческий процесс у художницы сопровождается тревожной, порой трагической тональностью. Особенно пронзительно-безысходно, и в то же время благодатно звучат стихи Наристе. Одиночество, забвение и потеря заблудшими странниками шествуют по рифмам стихов, оставляют печати в изображениях зыбкой пыли, капель дождя или блеске металла (серия «Эстетика материального»).
Сложно определить, — откуда столько печали и в тоже время силы в творчестве молодой художницы. Ведь даже в цветах роскошной магнолии ощутимо увядание и красные капли лепестков, как капельки крови отпечатаны в вечности («Безмятежность красной магнолии»). А в стихах и визуальном ряду видео-поэзии от кадра к кадру ощущается тревожное дуновение, словно приносящее пески забвения, стирающее лики прошлого и саму надежду. Вероятно, таково и должно быть мироощущение поэта самобытного, умеющего увидеть все собственными глазами, а увидев, понять трагичность мира, спасение которого лишь в искусстве и созидании.
Одна из работ Наристе Алиевой называется «Я вижу тебя сквозь семь слоев Вселенной». В этой абстрактной композиции сдвиги темных полусфер словно приоткрывают завесу тайны творения. И, напряженно вглядываясь, мы можем не столько увидеть, сколько почувствовать, светлый женский лик, как ипостась творения — творчества.
Анна ВОРОНИНА, искусствовед
Бишкек, май 2010 г.
Visual Expression of Nariste Alieva
Nariste Alieva is a remarkably talented artist. Possessing a fine, natural poetic gift, Nariste transforms a word into a visual expression with a comprehensive trust in her own vision and emotions. Complicity to the objective, outward things are evidence of the existence of the inner reality of imagination and emotional experience of a poet and an artist.
The objective world in the paintings and graphics of Nariste have been traced by symbolic word-signs in the titles and the artwork, in their essence, are proof of this fragile and fairytale-like inner reality stated through lines and color.
Oftentimes, this evidence breaks through as an aggressive message to us, the audience (To: Family Diablo), robed in burning red and charred black colors. Or they may fade in a mesmerizing flow of supraliminal (It Must be Fun in Utero), then grow as ominous flowers of vexatious dreams (A Dark Flower), or effuse with the brazen incomprehensibility of awakening (Materialization of a Lucid Dream).
It may seem as if Nariste decomposes and immerses each of her work into contradictions of color splashes and graphic threads, taking them through external planes in the manner of contemporary Japanese postmodernism. But the inner plane, whether it is a piece of paper, canvas, or photograph, remains wholesome and solid. Vasily Kandinsky called this plane "internal necessity". The gravitation of this necessity to create, to incarnate the poetry through sun or a twilight mastermind of colors, to catch meridional sparkles in a camera lens are constantly present with Nariste.
The entire creative process of the artist is accompanied by an alarming, at times tragic, tonality. Particularly, burningly despairing, and at the same time, graceful is Nariste's poetry. Loneliness and oblivion as the lost wanderers are rambling across her poetic rhymes leaving traces on the images of unsteady flow of dust, drops of rain, or metal glare (Aesthetics of Material Objects series).
It is challenging to trace where so much sadness and power in the work of the young artist comes from. For even in the blossom of the luxurious magnolia, withering is sensed, and red drops of the pestles as drops of blood leave an imprint into eternity (Placidity of the Red Magnolia). In her poetry and visual line of video poetry, frame by frame one senses a somber waft, bringing on sands of oblivion, erasing images of the past and hope itself. Probably, this is what a world perception of a poet should be like, the one who is of her own kind, capable of seeing things with her own vision, and once having seen it, to understand the whole tragedy of the world, whose salvation lays only in art and creation.
One of Nariste Aliyeva's works is titled I See You...Peeling Away Seven Layers of the Universe. In this abstract composition, the dark semi-spheres shift as though slightly lifting the veil of the creation mystery. And, tensely peering through it, we can not as much see, but sense a luminous image of a woman as an essence of creation — creative art.
Anna A. Voronina
Art Critic
Bishkek, May 2010
Биография
Наристе Алиева родилась 18 августа 1977 г. в селе Ананьево Иссык-Кульской области (Кыргызская Республика).
После окончания Американского университета в Кыргызстане (1999 г.) на протяжении десяти лет работала специалистом в области медиа — коммуникаций (2009).
Пишет стихи с 15 лет. В 17 лет проходит обучение живописи и графики в одной из художественных студий при Бостонском университете, США.
– Осенью 2010 проводит персональную выставку «Аутопсия слова» в Национальном музее ИЗО им. Г. Айтиева
– Весной 2010 года публикует первый сборник стихотворения и прозы «Над бездной времени»
– Весной 2009 года участвует в выставке «Рекламная пауза» в галерее «Колдо», г. Бишкек
– В 2007 году становится лучшим информационным спикером международного форума «Линия» Министерства информации и коммуникации Российской Федерации.
– В 2006 году в рамках проекта «Дебют» в альманахе молодых литераторов Кыргызстана «Семена яблока» опубликована повесть Наристе Алиевой «О насекомом, птице и человеке».
– 2005 году становится лауреатом премии молодых литераторов «Дебют» Международного Фонда Чингиза Айтматов в категории проза за эксперементальность художественной формы письма.
– В 2004 году становится лауреатом поэтического конкурса «Русская лира в Кыргызстане».
– В 2004 году проходит обучение в летней школе мастер-класс «Дебют 2004» для молодых литераторов, организованном Международным Фондом Чингиза Айтматова при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству.
– В 2003 году снимается в главной женской роли в первом музыкальном художественном фильме «Облако», Кыргызфильм.
– В 2002 году в общереспубликанской газете «Слово Кыргызстана» публикуются стихи Наристе Алиевой.
Наристе Алиева
Biography
Nariste Alieva was born on Аugust 18, 1977 (Ananyevo village, Issyk-Kul region of the Kyrgyz Republic).
After graduating from American University in Kyrgyzstan (Magna Cum Laude in Liberal Arts/Journalism), she worked over 10 years as a Public Relations and Mass Communications professional.
Nariste has written poetry and prose since she was 15. At the age 17 she took lessons of painting and lithography at one of the artistic studious at Boston University, Massachusetts, USA.
Since 2009 she has been working on action poetry installation, paintings, graphics and photography.
AWARDS AND HONORS
2010 – Solo Exhibition “Autopsy of Word” at the National Museum of Fine Arts, Bishkek
2010 – Presentation of the first Action Poetry Installation “Above the Abyss of Time” in Kyrgyzstan.
2010 – Publication of book “Above the Abyss of Time,” Cultura Nomada, Bishkek
2009 – Group exhibition “Commercial Break,” Koldo gallery, Bishkek.
2007 – Best Speaker, International "Line" Conference of the Ministry of Information and Communications of the Russian Federation.
2006 – Publication of parable Insect Tale in the young authors' almanac the Apple Seeds of the International Chingiz Aitmatov Fund.
2005 – Young Authors Award of the International Chingiz Aitmatov Fund.
2004 – Russian Lira in Kyrgyzstan Award.
2003 — Leading female character, Cloud film.
2002 – Publication of poems in newspaper Slovo Kyrgyzstana
PAINTINGS:
Молитва к духам прошлого
Темный цветок
Поглощающее состояние
Небесное цунами
Генезис
Взаимодействие
Материализация яркого сна
Подсолнух
СМОТРЕТЬ весь каталог в формате PDF (9096 Kb)
© Наристе Алиева, 2010. Все права защищены
© Cultura Nomada, 2010. Все права защищены
Количество просмотров: 4566 |