Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Детективы, криминал; политический роман
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 11 ноября 2011 года
Первое расследование
Из воспоминаний сотрудника милиции. Фрунзе, 1975 год… Первая публикация.
…Год 1975-й. Старый добрый Фрунзе.
На месте нынешнего «Хаята» — гостиница «Кыргызстан», место притяжения фарцы, «ночных бабочек», карманников и прочего мелкого криминала. Фигуры покрупнее появлялись под вечер, и услужливый швейцар широко распахивал перед ними двери самого модного в городе ресторана…
Туда, чтоб обмыть свой первый «трудовой», полученный в Карагандинской высшей школе МВД СССР, отпуск, и направились четверо друзей-фрунзенцев.
В зале – все «по мастям». В углу – обязательные кавказцы. Ближе к центру – служивые. Особняком — «маслокрады»: заведующие всяческим дефицитом, коим в те времена являлось все – от колбасы и «Боржоми» до румынской мебели, ковров и резины на «Жигули».
Средь них и «карагандинцам» столик нашелся.
По правую руку – продавцы кваса и газводы, чье общество, так и быть, «терпели» торговцы пивом; картежники, таксисты, фарцовщики – словом те, у кого деньжата водились.
На почетных местах – еще сохранившиеся цеховики, профессиональные бильярдисты, спекулянты и разные «нужные люди».
…Через пару часов — дым коромыслом! Официантки – в мыле, спиртное – рекой. Музыка, грохот, танцы-шманцы-обжиманцы… Вот, не поделив «даму», двое подпитых офицеров уже сцепились с джигитами, но известная всему городу завзалом умело и ловко «развела» ситуацию.
Ну, чтоб без милиции. И имидж заведению не испортить.
…На пике, в разгар веселья, и появился в зале этот мужик. В дефицитной югославской дублёнке, шикарной норковой шапке, он стоял у входа и пьяно фокусировался на зале. Приметив кого-то, извлек туго набитый лопатник, заказал коньяк. И, пошатываясь, с раздутым портмоне в одной и бутылкой «Арарата» в другой руке, пошел куда-то вглубь заведения…
Друзья переглянулись: казалось, на спине клиента припозднившегося явственно проступала мишень! Еще рюмка спиртного, и станет он легкой добычей – «лихих» вокруг хватало.
Вмешиваться не решились: сами в подпитии, да и разве ж объяснишь что мужику в пьяном угаре?! Вскоре, рассчитавшись, ушли.
Двоим было по пути. Взялись ловить такси – непростое в те далекие времена дело! Уж и замерзнуть, а значит, и протрезветь успели, вдруг – тот самый «клиент»: без шапки, дубленки, да и без пиджака, в одной рубашке.
Ночью, зимой. Конечно же? грабанули!
Подошли ближе. Скрючившись на краю скамьи, мужчина даже мычать не мог. Один из нас, благо не далеко, бегом в ресторан – может, клиент одеться забыл? Там все закрыто, и свет погашен.
Взялись звонить в 02. Исправные таксофоны, даже в центре города, были редкостью. «Коба», как друзья зовут теперь уж вышедшего в отставку подполковника Кокомбая Кудайбергенова, остался с «потерпевшим», я ж побежал искать телефонную будку.
Повезло – нашел через пару кварталов. Долго объяснял дежурному обстоятельства. «Ждите, приедем»…
Через сорок минут дышавший на ладан полосатый милицейский УАЗик доставил нас в отделение. Тут выяснилось, что хоть потерпевший и обнаружен на территории Первомайского, предполагаемое место происшествия – ресторан — находится в Свердловском районе.
Давай звонить туда, вызывать машину с опергруппой… Еще через час попали-таки в нужный райотдел. Тут бессловесный до того «терпила» наконец-то открыл глаза: «А, милиция…» И, ткнув в нас пальцем: «Вот эти меня избили и ограбили»… Да убедительно так!
Дежурный, Борис Сан, ныне известнейший и авторитетнейший бизнесмен, взглянув в корочки и выслушав объяснения, сказал: «Что ж, будущие сыщики. Заявление я принять обязан. А вы давайте, реабилитируйтесь. Найдите истинных виновных. На все про все — один день. И он уже начался…»
Первый курс, первые полгода милицейской судьбы. Лишь строем ходить да маршировать пока что и выучились. А тут – «раскрывайте!»
…Собрались вчетвером. Ресторан открывался поздно, ждать некогда. Узнав адрес, скопом нагрянули на квартиру к завзалом. Сбивчиво объяснили, чего хотим. Глазастая, та запомнила столик, где вчера «разговлялся» клеветник. Но сидящих за ним клиентов не запомнила. «Светка, официантка моя, должна знать. Но она только к вечеру будет. А живет в Канте».
Какой там «вечером»! Выпросив у отца горбатый «Запорожец», Игорь Мужецкий помчал нас в райцентр в 20 км от столицы. Светка, как назло, еще дальше, к подруге в Юрьевку умоталась. Еще 25 км…
Тут повезло. Свидетель вспомнила не только клиентов, но и то, что за всех платил «геолог с Севера», и вышли они все вместе. «А рассказываю вам, потому что жалко его. Я еще вчера недоброе почуяла… Да и чаевыми он меня не обидел»…
Забегая вперед, скажу: потерпевший действительно оказался геологом. Приехал из Сибири, чтоб Новый Год с семьей встретить. И нет бы сразу домой – в ресторан захотелось. Давно в цивилизации не был.
Назвав имена завсегдатаев, Света дала адрес подруги, что когда-то познакомила с одним из них. Та оказалась орешком крепким, долго мямлила что-то про «не знаю адресов». Во многом благодаря Кадыру Давлеталиеву, в конце концов раскололась.
…Коляна нашли в сумерках. Постучались, тот и вылез в одних трусах и … югославской дубленке. Пьянющий! Кой-как в «Запор» затолкали.
Дальше работали уже профи из районного уголовного розыска. Вещи и часть денег, что грабители пропить не успели, вернули быстро. Остальное преступники отрабатывали в колонии.
Сконфуженный, довольный оперативностью геолог искренне извинялся и всех поил коньяком. «Предъявлять» ему не стали – мы не злопамятные…
Александр Зеличенко,
Бишкек, ноябрь 2011
Количество просмотров: 2688 |