Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, О детстве, юношестве; про детей / — в том числе по жанрам, Фантастика, фэнтэзи; психоделика
© Томирис Орозоева, 2011. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 22 декабря 2011 года

Умар ОРОЗОЕВ

Ал из Мира-6

В центре рассказа – драма 12-летней девочки, которая не знает, зачем живет. Она относится к поколению «потерянных молодых людей»… Первая публикация.

 

Замечательно, когда все замечательно. Хорошо, что все хорошо. Хотя, конечно, любопытно было бы узнать, а что такое плохо? Ведь, говорят, что все познается в сравнении, а когда твоя жизнь, жизнь твоих близких, жизнь всего человечества – сплошная белая полоса, не остается никакого контраста…

Алина сидела на кровати и читала книгу «Метро-2033», в то время как стрелки часов неумолимо приближались к полуночи. Мама, пожелав дочке спокойной ночи и поцеловав на ночь, погасила свет в ее комнате, но как только мамины шаги стихли в прихожей, Алина включила свет и продолжила чтение. Она любила читать книги из папиной библиотеки и потом в школе обсуждать их с учителем литературы. Одноклассники ее не понимали, они говорили, что им вполне хватает школьной программы.

Жестокость… В голове Алины не укладывалось это слово. Она представила, как некто в маске отрубает ей руку топором и затем как заклинание произносит ее имя. Мама будила ее и, увидев, что Алина проснулась, начала ругаться:

— Ал, милая. Тебе опять снился кошмар. Ты кричала во сне. О, святые, ну, сколько я просила тебя не читать книгу лежа? Да к тому же перед сном. Оттого-то тебе ужасы и снятся. Мне думается это надо прекратить. Я попрошу отца, чтобы он запирал библиотечную. Ну, все, вставай и иди завтракать. Я приготовила твои любимые котлеты.

— Спасибо, М. – пусто ответила Алина, глядя куда-то сквозь маму.

В целом это был насыщенный день. После занятий в школе отец отвез Алину за город, в их летний домик, и они катались на лошадях, пока не надоело. Алина любила лошадей. Они были такие живые. Шерлок был самым великолепным! Его эмоции, настроение, поведение – все было настолько захватывающим, что порой Алина хотела и сама превратиться в лошадь, дабы испытать всю гамму чувств животного. Было совсем чуть-чуть печально, что вместо Шерлока ей сегодня пришлось кататься на Буруле. Папа объяснил, что Шерлоку сделали укол от бешенства, и что сейчас нельзя даже пойти погладить старого друга. По возвращению домой Алина отметила события прошедшего дня в своем виртуальном дневнике.

На следующий день в школе произошло шокирующее событие. Все началось с того, что в класс пришла новенькая девочка. Гулина переехала с семьей из Мира-5, который раньше именовался Актау, и сразу же привлекла всеобщее внимание своей новизной. Возможно, через короткий промежуток времени заинтересованность в ней спала бы, не будь она столь хороша собой и, самое главное, не влюбись в нее одновременно два мальчика – Эсен и Нурбек. Эти мальчики-то и стали новостью номер один из-за произошедшей между ними драки ради любви, ну, или хотя бы внимания Гулины. Драка была незначительной, никто не пострадал, более того, Гулина все же отдала предпочтение одному из хулиганов. Она сказала, что ей нравится Эсен, так как он очень способный в математике.

Между тем теле-, радиоканалы приглашали различных политиков, психологов и обсуждали данный инцидент в самых рейтинговых передачах, а в интернете бурно комментировали новые подробности истории, родители мальчиков были уволены со своих работ, а с Эсеном и Нурбеком провели очень серьезный, «взрослый» разговор.

Когда Алина рассказала о драке отцу, он промолвил: «Скверно» и задумался о чем-то так, что его до самого ужина не тревожили.

О чем он думал? Может быть о том, что каждый день для него как последний и не знаешь, проснешься завтра или нет. 37 лет. Он много прожил по сравнению со своим отцом. Что чувствует человек на краю смерти? Заснуть и из мира снов перейти в другой мир (если он существует) – умереть. Вот что происходит со всеми людьми. И происходит обычно лет в 30-40. Лекарств нет, причина не найдена, болезнь не определена. Над этим феноменом самой жизни бьются все ученые планеты. Было предположение, что старость стала наступать раньше, но с другой стороны эти тридцатилетние такие же, как и прошлые тридцатилетние, они отнюдь не выглядят на 60; физически вполне здоровые и по идее способные прожить лет 100. Только почему то эти способные прожить еще лет 100 уже в 30-40 умирают и умирают странным образом. Философы имеют свой взгляд на данную тему. По их мнению, если люди не умирают в войнах, от рук преступников, по техническим неполадкам (всего этого просто-напросто нет), то не разумно ли считать что природа-мать решила укоротить срок человеческой жизни.

Во всяком случае, отец Алины именно в этот день поразил свою семью. Он был невероятно добр, ласков, весел и немножко безумен. Перед сном он сделал короткую запись в своем личном дневнике, сходил в комнату к дочкам, Алине и младшей Кымбат, и посидел с ними, пока девочки не заснули, признался в любви своей жене, — в общем, вел себя настолько сентиментально, что это вызвало смех у жены.

На следующий день отец Алины не проснулся. В доме воцарилась печаль. На похоронах было мрачно и холодно из-за внезапно наступившей зимы. Мама прочитала последнюю запись из дневника. Она звучала так: «Я чувствую, что это конец».

Прошло 2 недели. Семья смирилась с утратой, и жизнь постепенно возвратилась в привычное русло. Однажды за завтраком Алина спросила маму:

— Кто такая старая дева?

— Старая дева? – удивилась мама. – Где ты услышала такое?

— Прочитала в одной книге, — ответила Алина.

— Ну, теперь все ясно, — понимающе кивнула мама.

— Та-ак… Дай-ка подумать. Хм. Старая дева. Значит… это девушка, которая не вышла замуж. Положено, что каждая девушка должна выйти замуж и обрести счастье в браке. Наше предназначение быть хранительницами семейного очага, послушными женами и, самое главное, быть матерью.

— Получается, Айгерим эже старая дева? – сделала вывод Алина. Айгерим эже была родной сестренкой мамы, 29 лет. Она жила одна и ей было поздно выходить замуж. Так она сама рассказывала Алине. В дополнение ко всему Айгерим рассказала историю об одной своей коллеге, которая безрассудно вышла замуж в 30 лет, забеременела и на шестом месяце в один день не проснулась. В ней умерло целых три жизни, потому что она была беременна близнецами. Все это быстро пронеслось в голове Алины.

—  Нет, Айгерим нельзя так называть. Во-первых, это невежливо, во-вторых, сейчас совсем другое время.

— Но ведь… — начала Алина.

— Нет, — отрезала мама. Настроение М. было испорчено.

Алина молча доела кашу и пошла в школу. По дороге она рассматривала прохожих. Их всех Алина разделила на две группы: куклы и роботы. К роботам относились люди серьезные, сосредоточенные, к куклам такие же, как и роботы, только еще очень красивые. Всех ждала какая-то работа, и никто не говорил, что она у них паршивая. Каждый человек ясно осознавал, что кто-то должен быть учителем, кто-то строителем, а кто-то программистом. Бедных не было. Был средний класс и класс «немного богаче среднего». Но абсолютно никто не собирался выступать с протестом против существующих правил. Средний класс был доволен системой всего созданного, каждый трудился на благо общества, получая за это по заслуге, и не стремился стать богаче, зная, что все необходимое и так можно купить. Они были даже в большей степени эгоисты, чем высший класс, составляющие которого постоянно занимались меценатством, помогая продвижению науки, культуры, искусства. Каждый человек провозглашался «puri» чистым разумом. Это было существо почти неэмоциональное, обладающее безграничным пониманием, неконфликтное и естественно разумное. Человечество находилось в утопической стадии своего развития.

Но вернемся же к нашей юной героине. Алина насчитала 15 кукол и 7 роботов. В школе она поведала свое открытие лучшей подруге.

— Что насчет спортсменов? – спросила Элнура. – Они и не куклы и не роботы.

— Ты права, у них столько эмоций во время игры – прям как у лошадей.

— Спортсмены – животные. Класс. Оригинальная теория, подруга.

— Да, верно. Наитупейшая.

— О! Я кое-что придумала! – Алина обрадовалась от мысли, которая осенила ее. – Слушай: животное, живой, жить, жизнь!

— А еще «живот» очень подходит к твоей цепочке.

— Да ну тебя, — обиделась Алина.

Придя домой, она вела себя рассеянно. Алина поняла, как же все достало ее. Ей было всего 12 лет, но она считала, что жизнь ее слишком скучная. Ее ничто не интересовало, душа не лежала ни к чему. Алина только лежала и думала. Девушки не должны читать много умных книг, потому что они начинают много думать, рассуждать, а это с их логикой делать опасно. Алина думала о том, что может пойти послушать музыку, но не понимала зачем, знала, что может позвонить Элнуре и та с радостью с ней поболтает, но не понимала зачем. Алина могла выбрать профессию, освоить ее, работать, выйти замуж и прожить счастливую жизнь, но не понимала зачем. Все ее будущие действия натолкнулись на страшный вопрос «ЗАЧЕМ?», о прошлом она не думала. Три дня девочка пролежала в постели, притворяясь больной. На самом деле она не болела, в свои 12 лет Алина была мертва. Она совершенно не потрудилась подумать о том, какую душевную травму принесет младшей сестренке Кымбат ее уход, о любящей маме, которая к тому же недавно и так потеряла родного человека. Написав предсмертную записку на клочке бумаги, Алина спрыгнула с крыши 15-этажного дома. Все были потрясены. Целый мир оказался взбудоражен этой новостью. Многих возмутил текст предсмертной записки: «Жизнь скучна. Мир идеален. Я ухожу открывать новые горизонты». Некоторые увидели смысл в этих строчках. Мама Алины занялась вторыми похоронами за год. Группа психологов провела тщательную проверку других учащихся школы на наличие отклонений и побеседовала с их родителями; как-никак драка и самоубийство в одном классе – опасный набор!

 

© Томирис Орозоева, 2011

 


Количество просмотров: 2514