Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Абдурашит Урбаев, 2010

Абдирашит УРБАЕВ

Современница

Штрихи к портрету журналистки, писательницы и поэтессы Зинакан Пасановой. Очерк написан ее коллегой — ошским журналистом, поэтом Абдурашитом Урбаевым, безвременно ушедшим из жизни в 2011 году. Размещен на сайте в память автора.

 

Глядя на эту невысокую, на вид хрупкую женщину, трудно представить ее в трех ипостасях – журналистики, писательницы и поэтессы. Трудно поверить и в то, что она практически в одиночку воспитывает двух сыновей и успевает ежедневно оперативно подготовить свыше двадцати информационных сообщений для информационно-аналитического бюро «АКИpress-Фергана», где она в настоящее время руководит. Тем не менее, это так. Зинакан Пасанова умудряется успевать и отменно выполнять свои журналистские обязанности, и одну за другой выпускает книги прозы и стихов.

Такой напряженной жизни женщины может удивляться и относиться с некоторым недоверием только человек, который знает ее поверхностно или понаслышке. Мне-то хорошо известно, как сложилась ее творческая судьба. Работа в школе в отдаленном высокогорном селе, в таком бюрократическом учреждении как областной исполнительный комитет, в городской газете «Ош шамы», областной «Ош жанырыгы», республиканской газете «Кыргыз туусу» и, наконец, в том самом информационно-аналитическом агентстве «АКИpress-Фергана». Все это требовало и требует предельной концентрации и физических и духовных сил, полной отдачи с утра до самого вечера, а то и ночами. Прошло почти четверть века, пока к ней пришло общественное признание, особенно со стороны придирчивых коллег-журналистов, не всегда приветливых писателей. Поистине она к успеху шла через тернии.

Хотя, судя по дебюту, успех к ней должен был прийти гораздо раньше. Посудите сами. В 1972 году, учась в 9 классе в родном селе Мурдаш Алайского района, она написала повесть «Подснежники» и отправила в республиканскую газету «Кыргызстан пионери». И произведение никому не известной школьницы публиковалась из номера в номер в течение целого месяца! Повесть, в которой рассказывается о судьбе девушек в годы борьбы с басмачеством, об опасности насилия над ними взволновала школьников со всех концов Кыргызстана. Сразу же после начала публикации в редакцию нахлынули письма школьников, которые сообщали, что с нетерпением ждут продолжения повествования.

Рождение интереса к литературе у Зинакан Пасановой не было случайным. С малых лет она росла в творческой атмосфере. Ее отец – Пасан Кочкорбаев был первым учителем в селе Мурдаш, местным Дюйшеном, писал стихи для себя, а позднее стал первым редактором районной газеты «Кызыл Туу». А Зинакан в пять лет пошла в первый класс, отличаясь от своих одноклассников не только удивительной успеваемостью, но и божьим даром. С шестого класса одаренная девочка стала публиковать свои стихи и заметки в стенгазете. Запоем читала стихи классика национальной литературы Алыкула Осмонова, повести Чигиза Айтматова, поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре», сказки братьев Гримм. И, конечно же, мечтала стать журналисткой.

Однако она поступила на филологический факультет Кыргызского государственного университета, так как тогда здесь не было журфака. Но ей повезло в другом. В 70-е годы бурно развивались кыргызская поэзия и проза. Именно в то время вовсе раскрылся талант поэтов-шестидесятников Рамиса Рыскулова и Омора Султанова, популярным становились стихи поэтов более молодого поколения Жолона Мамытова, Турара Кожомбердиева, Сагын Акматбековой, рассказы Мурзы Гапарова, Кубатбека Джусубалиева, Амана Саспаева и других. В самом КГУ активно работало литературное объединение, куда часто приходили самые популярные поэты и прозаики того времени. И Зинакан часто пропадала на литературных семинарах, вечерах поэзии, на творческих встречах…

Годы студенчества много дали для изучения национальной и мировой литературы, накопления личного опыта творческой работы. В ту пору она написала множество стихотворений и рассказов, но они не вошли в книги, изданные много позже. Объясняя причину этого, поэтесса отвечает:

— После университета я работала в сельской школе, затем 10 лет трудилась в облисполкоме, что отрицательно сказалось на моем творчестве. И лишь с начала 90-х годов, когда перешла в городскую газету «Ош шамы», вернулась к литературному творчеству. Рассказы и стихи тех лет включены в сборники «Женская тайна» (1998) и «Дожди начинаются в горах» (2001). А произведения раннего периода уничтожила, так как считала, что они уже не отвечают требованиям времени.

Выход первой книги рассказов «Женская тайна» пришелся на переходный период истории нашего молодого суверенного государства, когда литература и искусство остались на задворках жизни, и литературная общественность как-то не заметила ее. Зато вторая книга «Дожди начинаются в горах» получила хорошие отзывы специалистов. И за этот сборник автору была присуждена литературная премия имени Жолона Мамытова областной госадминистрацией.

Этот сборник – многоплановый. В нем есть стихи о родном земле, природе, о смысле нашей жизни, о любви… На какую бы тему ни писала поэтесса, на каждое явление или событие у нее есть свой взгляд, свое видение, своя метафора. Поэтесса размышляет о величии и красоте гор, среди которых выросла сама и которые навсегда вошли в ее душу как духовный оплот.

Признаюсь, о тебе я мечтала всегда,
    О, вольная и буйная жизнь диких гор.
    И мне всегда остро не хватало
    Запаха горных цветов и трав, журчания родников.
    (подстрочный перевод)

В стихотворении «Есть усталость в диких горах» прославляется величие родной земли, в «Осеннем саду» идет размышление о грустной поре года и уходящей жизни. Встреча с малой родиной напоминает ей лихую юность, когда скакала на резвых конях, поднималась на вершины и собирала подснежники. Но осень заставляет думать о беспрерывно вращающемся колесе вселенной.

Шелестя пожелтевшими листьями
    По опустевшему саду бродит осень.
    А постаревшие деревья 
    Качаясь на ветру, тяжело вздыхают.
    (подстрочный перевод)

В книге есть немало стихов на тему любви. Поэтесса через чувства лирического героя передает самые различные состояния человека в моменты наивысшего накала душевных переживаний, чувства счастья и горя, восхищения и ненависти, верности и предательства, используя новые образы, метафоры, рифмы, сравнения.

И часто любовная тема соприкасается с образом гор и характерными атрибутами жизни горцев. Например, как в стихотворении «В ожидании тебя встретила ночь»:

В ожидании тебе встретила ночь,
    И свечи зажгла, чтобы осветить тебе путь.
    Вышла навстречу, но твой конь
    Не остановившись проскакал мимо.
    Но если усталость настигнет тебя, 
    Но если ты окажешься в беде,
    То вернись и приложи голову к моей груди,
    И забудь о невзгодах, думая о любви.
    (подстрочный перевод)

Вообще любовная тематика занимает большое место в творчестве З.Пасановой. В ней она чувствует себя свободно, умеет найти такие слова, которые задевают тонкие струны души человека. Вдохновенно написаны стихотворения «Что говорят наши друзья», «Непонятные чувства волнуют мою душу», «Прости мой друг», «Два стихотворения, написанные думая о тебе», «Элегия», «Чувствую наступление любви», «Остались позади невзгоды» и другие.

За все годы литературного творчества Зинакан Пасановой параллельно работает и в поэзии, и в прозе. Но мне кажется, что в прозе она проявила себя более ярко. Здесь она нашла свою тему судьбы женщины. Через женские образы писательница передает дух современной жизни, драму периода рыночной экономики. В этом можно убедиться, прочтя последний по времени издания сборник «Благословенные ночи», вышедший в свет в 2006 году. Книга открывается повестью «Мои цветы, оказавшиеся на чужом подоконнике», в которой рассказывается о судьбе молодой женщины Гаухар, которую умыкает Назар и увозит в дальний горный аил. Муж оказался не только недостойным ее чистого чувства, но и лентяем, и подлецом. Все хозяйственные заботы переложив на хрупкие плечи жены, он целыми днями пропадает на сельской лавочке, где проводит время со своими собутыльниками. Гаухар приходится не покладая рук трудиться на огороде, практически одна выращивая картофель, единственный продукт жизни большой семьи, терпеть издевательства свекрови, своеобразной Кабанихи из пьесы Островского «Гроза». Из-за непосильного труда и недоедания молодая женщина одного за другим теряет детей-младенцев. Гаухар, надеясь на то, что муж наконец опомнится, терпела все невзгоды. Но когда узнала, что он стал изменять ей, душа свободолюбивой девушки восстала. Забрав с собой грудного ребенка, уезжает в Ош, где с помощью добрых людей начинает свою коммерцию и успевает в этом деле. Налаживается и личная жизнь, о чем видимо будет рассказано во второй части повести, которая в настоящее время подготовлена к печати.

По признанию великого русского писателя Максима Горького, самым трудным жанром считается рассказ. И действительно, в ограниченном объеме разместить сюжет и создать образы героев трудная задача. Но Зинакан похоже, неплохо освоила законы малой прозы. В своих рассказах она умеет создавать динамичную композицию с неожиданной концовкой и раскрывать душевный мир героев. Главная героиня рассказа «Женская тайна» к своему счастью проходит через семейную драму, расставшись с мужем и найдя понимание и любовь со стороны нового спутника жизни. А вот журналистка Канайым из рассказа «Прощание с любовью» лишь через много лет узнает о смерти человека, любовь которого отвергла в свое время и горечь сожаления за свой характер сжимает ее сердце. В то же время она встречает человека, который предлагает ей руку и сердце. Однако мы не узнаем о ее решении. С ней расстаемся в том момент, когда в душе девушки идет нелегкая борьба. Совершенно неожиданно, при чрезвычайных обстоятельства, находит своего возлюбленного героиня рассказа «Гадание».

Самые различные стороны нашей повседневной жизни показаны в цикле эссе «Висячие сады». В них живописно описана красота природы, таинственное свечение на Памирском озере Каракуль, рассказывается о чудодейственных силах высокогорного родника, о волшебной поре цветения вишни, красочный вид горных вершин и всей долины после весенних дождей, об аромате роз и письмах влюбленного парня, пахнущих подснежником. Вообще следует отметить, что писательница обладает даром художника замечать самые тонкие нюансы красоты природы и умеет красочно описывать различные состояния окружающего нас мира.

Хотел бы отметить еще одну ее книгу «5 лет» (2007), написанную впервые в ее творчестве на детскую тему, которая стала ценной книгой и для детей дошкольного возраста и воспитателей и родителей.

В конце прошлого года вышло в свет документальное повествование «Академик Текенов», в котором рассказывается о жизни, научной и общественной деятельности крупного ученого, председателя Южного отделения Национальной академии наук, академика Жапара Текенова. Автору удалось раскрыть грани таланта ученого, ценность его научных открытий, показать его вклад в национальную науку.

Говоря о жизни и творчестве Зинакан нельзя умолчать о гражданском подвиге писательницы и матери, которая не только выпустила пять книг, но и почти в одиночку вырастила двух сыновей. Акылбек окончил детскую музыкальную школу по классу кларнета, сейчас учится у Ошском государственном университете в факультете бизнес и менеджмент, много занимается спортом, танцем и читает художественной литературы. Младший сын Азамат – семиклассник школы-гимназии “Олимп” для одаренных детей, параллельно занимается в детской художественной школе и детской футбольной команде города Ош.

Зинакан Пасанову я знаю с тех пор, когда в 90-е годы прошлого века вместе работали в городской газете «Ош шамы». Как журналист она отличалась умением находить актуальные темы, поднимать острые проблемы и на высоком уровне воплотить идею. В то же время об ее писательских амбициях мало что знал. Слышал, что увлекается стихами, но не более того. А когда в 1998 году прочитал первый сборник коллеги «Женская тайна», я был приятно удивлен, потому что это были не рассказы дебютантки, а произведения зрелого художника, свидетельствующие о большом потенциале автора. Такое же впечатление произвел на меня и сборник стихов «Дожди начинаются в горах», который открыл для меня еще одну грань таланта обаятельной женщины. Эти стихи отличались отточенной техникой, оригинальными рифмами, а самое главное, свежестью идей и тончайшим лирическим настроением.

Мы, ее коллеги по писательскому цеху, вправе были ожидать от Зинакан нового творческого подъема. И вот он настал. Сборник повестей и рассказов «Мои цветы, оказавшиеся на чужом подоконнике» стал, не побоюсь этого слова, явлением в современной кыргызской прозе. Теперь можно смело утверждать, что в нашу литературу пришла писательница со своим стилем, со своей темой и своими героинями. Зинакан создала целую галерею женских образов. И может развить свои возможности. Теперь мы ждем от нее нового творческого взлета. Уверен, что это произойдет уже в ближайшее время, ибо сейчас она находится в расцвете своих жизненных и творческих сил.

Абдурашит Урбаев,
   
поэт, журналист

2010 год

 


Количество просмотров: 2673