Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
Статья размещена на сайте 29 февраля 2012 года
Творчество не знает перерыва. Асанхан Джумахматов
В день, когда мы, группа ошских журналистов, встречались с Асанханом Джумахматовым, ему исполнилось 60 лет. Это было 16 июня 1983 года. Свой юбилей он отмечал на гастролях в Оше…
Зарисовка опубликована в ошской областной газете «Ленинский путь» 16 июня 1983 года.
Асанхан Джумахматов – народный артист СССР, лауреат Государственной премии республики имени Токтогула, главный дирижер и директор Киргизского государственного ордена Ленина академического театра имени А. Малдыбаева.
Асанхана Джумахматовича можно найти если не за дирижерским пультом, то в кабинете, где его всегда ожидает множество неотложных дел. В этот день маэстро был занят в дневном спектакле – для детской публики Оша давали «Кошкин дом». После спектакля – ни минуты отдыха. В кабинете директора ждали люди, с каждым нужно переговорить, уточнить маршруты артистических бригад по районам… На вешалке «отдыхает» фрак. Беспрестанно звонит телефон.
— Алло! Нет, Минжилкиев сегодня улетает на сессию в Москву, он ведь депутат Верховного Совета СССР, – кому-то отвечает Джумахматов. – А Молдобасанов с утра до вечера в Ошском музучилище, принимает госэкзамены – он председатель комиссии. Итак, я вас слушаю, – это уже к нам, журналистам.
— Но Вы заняты…
— Тогда вы не дождетесь – это постоянно, – улыбнулся Асанхан Джумахматович.
— Прежде всего, хочется поздравить Вас с юбилеем, пожелать всего самого хорошего в Вашей жизни, здоровья, больших творческих успехов. Ваш юбилей выпал на гастрольное время. Как проходят гастроли?
— Театр гастролировал в Москве, Ленинграде, Киеве, во многих городах Сибири. Когда мы выступали в Кемерово, концертные бригады выезжали даже за сто километров от города. Мы подумали: а почему бы так же не ездить по Киргизии, во многих районах ведь есть клубы. И вот в прошлом году театр гастролировал в Нарыне, Таласе, в прекраснейшем новом театре в Пржевальске, балетная труппа побывала в Оше. Поначалу было опасение: как нас примут, скажем, с «Лебединым озером» или «Риголетто» где-нибудь в далеком районе. Но один всем запомнившийся случай навсегда рассеял наши сомнения. В Кара-Куле, где коллективу оказали необыкновенно теплый прием, заключительный спектакль проходил на стадионе – так много было желающих. И вдруг – и это в середине августа! – пошел снег с градом. Наши артисты были уверены, что все зрители разбегутся, но доиграли до конца. А потом – горячие аплодисменты, и зрители благодарят нас: «Спасибо большое! А мы так боялись, что вы все разбежитесь». Вот так.
— В Оше театр дает тридцать спектаклей и концерты. Потом весь июль по городам и районам области будут гастролировать две группы, в которые войдут ведущие артисты театра. Если говорить о будущем: на 1984 год утверждены гастроли театра в Москве, посвященные 60-летию Киргизии. Мы выступим на сценах Большого театра и Кремлевского Дворца съездов.
Асанхан Джумахматович рассказал о гастролях, о планах театра, но в день юбилея его руководителя хочется рассказать и о нем самом – человеке удивительной судьбы, о его безмерной любви к искусству, которому Джумахматов не изменил в самые тяжелые дни своей жизни.
Асанхан Джумахматов родился на берегу Иссык-Куля, в Иссык-Ате. Рано лишился родителей и воспитывался в детском доме в Одесской области, где тогда было много ребят из Средней Азии. Учились на украинском языке. Асанхан приобщился к музыке – в детдоме был свой оркестр, прекрасно пел дискантом. Вернувшись во Фрунзе, он поступает в педагогическое училище, поет и играет в художественной самодеятельности. Здесь его и нашли композиторы Власов и Фере и вместе с Малдыбаевым забрали юношу в театр оперы и балета. Асанхан стал музыкантом оркестра: голос может пропасть, а ты получишь профессию – уговорили его. В течение года он овладел всеми ударными инструментами. В 1939 году Джумахматов едет на первую Декаду киргизского искусства в Москву – тогда он был единственным киргизом в оркестре…
Война. Асанхан уходит на фронт добровольцем. Под Сталинградом он получил самое страшное для музыканта ранение – разрывная пуля попала в левую руку. Два года – госпиталь в глубоком тылу, врачи сумели спасти руку. В 1944 году Джумахматов возвращается в театр. Играть он уже не может, и ему предлагают попробовать дирижирование. Как? Ведь музыкального образования у него нет. Но Джумахматов рискует и дирижирует оперу «Кыз-Жибек» по своей партии барабана, и делает это отлично. После войны его посылают в Москву, где при консерватории открылась национальная студия дирижеров из пяти человек – она давала среднее образование. Закончив с отличием студию, Асанхан четыре года работает главным дирижером Киргизского театра оперы и балета, ставит «Пиковую даму», «Кармен», «Русалку»… Но полученные знания не удовлетворяют его, и он снова едет в Московскую консерваторию, к замечательному дирижеру Б. Хайкину, и учится у него пять лет.
В 1958 году А. Джумахматов участвует во второй Декаде киргизского искусства в Москве – тогда Фрунзенский театр привез в столицу и национальные спектакли – «Чолпон», «Токтогул», «Анар». За успехи в развитии киргизского музыкального искусства Джумахматову было присвоено звание заслуженного артиста республики и вручена награда – орден Трудового Красного Знамени. А потом дирижер на десять лет уходит из театра. Уходит в находившийся тогда на грани распада оркестр народных инструментов имени К. Орозова при Госфилармонии – главным дирижером и художественным руководителем. Начались поездки по аилам, где он собирал старинные киргизские мелодии, обрабатывал, записывал на ноты. Коллектив пополнился талантливыми музыкантами, которых отыскали в районах. В оркестр ввели новые народные инструменты, для музыкантов сшили нарядные национальные костюмы. Свыше 50 кюю Джумахматов переложил для своего оркестра, совершенно преображенного, быстро завоевавшего успех и популярность. С ним А. Джумахматов объездил полмира. За огромную работу с оркестром дирижеру была присуждена Государственная премия республики имени Токтогула.
А потом А. Джумахматов вновь возвращается в родной театр. Вместе с Махмудом Эсамбаевым, проработавшим во Фрунзенском театре оперы и балета 14 лет, он получает звание народного артиста республики, а в 1976 году, вместе с Булатом Минжилкиевым, – звание народного артиста СССР. Джумахматов дважды был членом жюри Всесоюзного конкурса молодых дирижеров, что считается очень почетным среди музыкантов. За время работы в театре оперы и балета им осуществлено более пятидесяти постановок оперных и балетных спектаклей…
Вот что рассказал нам Асанхан Джумахматович, отложив на время дела. И закончил он словами, которые, кажется, помогли нам понять его творческое кредо:
— За год наш театр дает 60 названий спектаклей – как в ведущих театрах страны. Это много. И это трудно. Некоторые солисты даже жалуются. Но ведь каждый новый спектакль – ступень к совершенствованию мастерства. Прекрасный пример для нас – большой мастер и великий труженик Елена Образцова, недавно выступавшая в нашем театре. Она учит по две-три новых партии в год, причем на языке оригинала. Вот уж у кого поистине ни одной свободной минуты, она невероятно много читает, изучает языки… А какой у Образцовой богатый и огромный концертный репертуар! Работа, работа постоянно – это и есть творчество.
© Пятибратова А.Л., 1983
Количество просмотров: 2244 |