Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Краеведение; нумизматика
© Шагапова Н.А., 2012. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 17 июня 2012 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Мифы и легенды кыргызских кладов

Краткая история кладов нашей земли: клад несторианских монахов, калмыкские сокровища, дворец Тимура, тайна мадьярских сокровищ, Шамсинский клад, серебряные копи Чаткала и др. Первая публикация.

 

С самого начала существования человечества, люди делились на богатых и бедных. У первых, было много золота и всякого добра, у последних – ничего. Бонзы и набобы, естественно, делиться своими сокровищами с последними не спешили, как впрочем, и сейчас. Банков в старину не было, да если и были, то богатеи им не доверяли, как впрочем, и сейчас, вот у богатых и появились свои причуды. Чтобы сохранить свое добро, они прятали их в потаенные места, составляли карты-ребусы, да так, что потом сами забывали, как их разгадывать. Иногда наступало просветление, но чаще всего на смертном одре. Умирающий еле шевеля губами, раскрывал секрет зарытых сокровищ своим духовникам или родственникам. Самые жадные, «уносили» нажитое в загробный мир. Об этом заботился сам будущий покойник, давая последние указания устроителям похорон. Кстати, если родственники были порядочные, то они исполняли последнюю волю покойника и клали сокровища рядом с хозяином. Пусть-де они послужат ему и на том свете. Другой случай рассматривать не будем. Война за наследство осталась неизменной и в XXI веке. Так вот, бедные, каким-то образом, узнавали про сокровища, которые были необходимы покойнику на том свете и, соответственно, старались их умыкнуть. Их обычно называют обидным словом «мародеры». К четным кладоискателям относятся археологи. При слове «клад» приятно екает сердце, а во рту, появляется вкус сладости и люди просто заболевают поисками клада. Однако не факт, что найденные сокровища принесут удачу и славу. Все, что связано с кладами, овеяно мифическими тайнами и легендами.

 

Клад несторианских монахов

В 431 году в Константинополе жил некий епископ Несторий и у него было много последователей. История не помнит чем именно не угодил епископ христианам, но точно помнит, что на третьем Вселенском соборе, Несторий был осужден и отторгнут от официальной церкви. После смерти предводителя, христиане начали преследовать его последователей, и тем пришлось бежать на Восток. Позже их общины встречались в Иране, Средней Азии и Монголии. Одна несторианская колония находилась недалеко от города Баласагун (близ нынешнего Токмока). Вся история началась из-за слухов о приближающихся полчищах воинов Чингисхана в благодатную долину. Монахи были обеспокоены о сохранении своих многочисленных богатств и втайне начали снаряжать караван. Нагрузив около двухсот верблюдов золотом и церковной утварью, монахи под видом торговцев направилось в глубь Тянь-Шаня. Пройдя Кегетинским урочищем по Кочкорской долине, они спустились к Иссык-Кулю, и далее свернув от традиционного торгового тракта, пошли по северному побережью озера. У Тюпского залива караван настигла страшная весть – моногольские отряды выслали к Санташу перехват и организовали погоню. Караван оказался зажатым между хребтом Кунгей Ала-Тоо и озером. Впереди ожидала засада, сзади – погоня. Тогда монахи решили спрятать богатство. Укромное место нашлось возле речки Курменты, где над берегом тянулась цепочка курганов древних кочевников, что само по себе являлось надежным ориентиром. Караван направился к истоку реки окаймленной высокими утесами. На 25-ти метровой высоте проводники нашли темный и сырой грот. Времени оставалось мало и монахи решили спрятать здесь свои сокровища. Расширив на скорую руку грот, караванщики на веревках подняли драгоценный груз, а потом клад заложили каменными плитами, засыпали все двухметровым слоем земли. Когда основные работы были закончены, монахи расправились со всеми ненужными свидетелями, остальную работу, вплоть до изменения русла реки заканчивали в мрачном одиночестве. Потом еще раз замаскировали вход в пещеру. Место запомнили по валуну, который пометили несторианским крестом, поклялись страшной клятвой хранить тайну сокрытия сокровищ и разошлись по одиночке.

Прошли годы. Вначале ХХ века в русских эмигрантских кругах Восточного Туркестана вновь всплыла эта легенда. Некий священник, который после революции бежал на чужбину, не имея наследников, на смертном одре, рассказал о кладе своему товарищу некому Успенскому. Духовник поведал, что в сокрытии клада участвовали его предки, и потребовал от друга найти клад и употребить его на благо Отечества.

В 1919 году по декрету Советской власти эмигранты, не имеющие тяжких преступлений, получили возможность возвратиться на родину. Успенский вернулся в Курменты. Когда он освоился с новым положением, то занялся поисками клада. Согласно имеющего у него плана, Успенский быстро нашел заветное место. В 1927 году 14 человек тайно приступили к раскопкам. Они докопали до плит, и нашли два молотка серебряный и золотой. Видимо по забывчивости оставленные монахами. Кладоискатели обрадовались и решили передохнуть, прежде чем поднять плиты. Но тут произошел обвал и, пещеру завалило. Больше возможности продолжать работы у них не было. Этот рассказ можно было бы назвать легендой, если бы один из кладоискателей не сдал в контору «Золотоснаб» г. Пржевальска золотой молоток, который впоследствии был передан музею города, но непонятным образом исчез в перестроечные времена.

 

Калмыкские сокровища

Существует еще одна версия Курментинского клада. Якобы калмыки, непродолжительное время господствовавшие на Тянь-Шане в XVII-XVIII веках, спрятали свои сокровища то ли в верховьях реки Тюп, то ли в устье реки Курменты. Старожилы рассказывают, что в свое время поисками клада со своей дружиной занимался даже известный кыргызский манап Шабдан батыр. Позже, наслушавшись рассказов местных жителей о кладе, ученый востоковед П.Иванов решил проверить достоверность роскозней и, собрав экспедицию, в августе 1927 года, выехал на место. Однако исследование ни к чему не привели. Иванов клада не нашел и разочарованный кладоискатель вернулся в Россию.

Так как слухи продолжали будоражить умы жителей, то теперь кладами заинтересовались органы КГБ. В 1951 году поиски клада провели по всем правилам геологоразведочных работ. Углубившись в пещеру на 20 метров, кладоискатели кроме старых следов раскопок, да подземного озера ничего не обнаружили. Для отвода воды требовалось время и дополнительное финансирование. Денег не было, поэтому работы прекратили, однако вход на всякий случай замуровали бетонной плитой. Эту плиту может увидеть каждый, кто хоть однажды побывает в Курментинском ущелье. Так что желающие могут попытать счастья отыскать заветный клад.

 

Дворец железного хромца

По свидетельствам древних летописцев ибн Араб-шаха и Мухамеда Хайдара, возвращаясь из походов, Тимур-завоеватель, имел обыкновение отдыхать в своем дворце, построенном на одном из островов расположенных на озере Иссык-Куль. До Самарканда было далеко, и все награбленные сокровища Тимур, прозванный Железным хромцом, хранил там. Однако после его смерти остров ушел под воду, а вместе с ним и несметные богатства. Местные жители говорят, что иногда, в ясную погоду, можно увидеть очертания башен, но, к сожалению, ученым-археологам до сих пор не удается найти точного месторасположения острова. Возможно, поэтому ежегодно устраиваются археологические экспедиции на Иссык-Куль в надежде найти клад, который мог бы вывести страну из экономического кризиса.

 

Тайна мадьярских сокровищ

Село Бешеке расположено в Карасуйском районе Ошской области. Там имеются многочисленные курганы сако-усуньского периода названные царскими. Всем сельчанам известен старик, ныне покойный, участник Великой Отечественной войны, который постоянно ходил в Карабуринский айыл окмоту и рассказывал историю о том, как однажды в Будапеште он встретил одного мадьяра. Узнав, что солдат из Бешеке, да еще с юга, тот рассказал ему о кладе, который, якобы, его предки зарыли под седьмым курганом. Старик просил главу айыл окмоту провести раскопки, но к россказням ветерана никто серьезно не относился. Более того, курганов там много, а откуда начать отсчет с севера или юга старик не знал. Ученые же скептически отнеслись к легенде о сокровищах, тем не менее, археологи все же обследовали несколько курганов и заметили, что многие из них имеют воронку сверху. С научной точки зрения, это значит, что если там и были клады, то они уже изъяты либо самими хозяевами, либо их последователями, или там «поработали» мародеры. Местные же жители рассказывают, что в полнолуние можно увидеть высокую тень, бродящую среди курганов. Они считают, что это дух, охраняющий сокровища. Во всяком случае, тайна мадьярских сокровищ до сих пор не раскрыта и есть возможность его отыскать, если перерыть все предгорье.

 

Шамсинский клад

По Великому Шелковому Пути, начиная со II века, шли бесконечные караваны с ценнейшим грузом из Западного Китая в Западную Европу, которые подвергались нападению разбойников. Те, разграбив их, устраивали свои особые тайники для хранения добра. В эпоху караханидов и сако-усуньский период велись богатые погребения, которые не являлись секретом. Поэтому многие могильники подвергались разорению еще до революции. В 1958 году недалеко от Шамсинского ущелья, всего в двух километрах от трассы Бишкек-Иссык-Куль во время полевых работ, на ровном поле колесо комбайна провалилось в яму. Комбайнер и тракторист пытаясь вытащить технику, обнаружили под колесом пустоту. Лопатами они разгребли яму и их ослепили настоящие золотые украшения.

Ученые археологи определили, что это был могильный курган, где была захоронена женщина. На ее лице была маска из чистого золота. На золотых пластинах лица имитировалась татуировка – дерева жизни. Этому кладу повезло, он избежал ограбления. Все найденные сокровища находятся в столичном Национальном музее. Но сколько же кладов можно найти на полях Чуйской долины, где по преданию были произведены тысячу захоронений сако-усуньского периода во владения караханидов никому не известно. Можно надеяться только на случай, когда бредя по полю неожиданно провалиться в яму с сокровищами и в одно мгновение стать богачом…

 

Серебряные копи Чаткала

200 лет назад, тогдашние геологи обнаружили на территории Кыргызстана залежи серебра. Когда все серебро было изъято, жители потеряли к пустым месторождениям интерес. К сведению, все серебряные украшения, доставшиеся вам по наследству от бабушек и прапрабабушек, выполнены из местного серебра. Несмотря на то, что время старается стереть следы разработок, катакомбы видны невооруженным взглядом. Они расположены вдоль трассы Талас-Чаткал. Вполне вероятно, что кто-то мог заныкать в укромное место найденный драгметалл, а может быть, где-то и остались серебряные жилы. Так что, решать вам, помните, кто ищет, тот всегда найдет. Удачи!

 

Клады Чуйской области

Вся Чуйская долина настолько обжита, начиная с Андроновских времен, что клады здесь обязательно должны быть. Это теоретически и практически доказано.

Неосвоенные земли, на которых расположены бывшие городища и курганы, чиновники раздают людям для пользования. На некоторых отчужденных участках есть курганчики, где вполне может находиться клад.

Археологи занимаются наукой, они раскапывают эти сооружения не ради кладов, а чтобы по артефактам узнать историю народа и земли кыргызской. Если в процессе археологических раскопок обнаруживаются интересные находки, что большая редкость, они радуются как дети. И тут же начинают кричать о сенсации века.

В основном все находки датируются от раннего средневековья до XIII века. Для науки это очень ценные предметы, а для нумизматов — ценности не представляют. Бронзовые и серебряных монет мало, а золотые — редки. Коллекционеров на эти монеты в Кыргызстане нет, а если нет спроса, то и стоимость их низка. Даже за 10 и 20 сомов их никто не купит. Вот такая ситуация. Такие находки больше представляют научный интерес и нужны только кыргызским специалистам.

Интересен сам процесс нахождения кладов. Просчитали монеты, которые находили ранее. Они были рассыпаны по полям Чуйской области конусообразно. Археологи по отметкам угла конуса нашли центр. Там оказался большой сосуд, верхняя часть которого снесена плугом, поэтому монетки потихоньку рассыпались. Зато нижняя сохранилась. Находились клады и позже, но намного меньше.

По слухам, в начале 70-х годов, а может и раньше, некий мальчишка, в селе Красная речка нашел клад весом более 30 килограммов содержащий караханидские дирхемы, бронзовые и свинцовые монеты. Чуть позже, местный милиционер нашел клад, менее весомый. Он, якобы, обнаружил цех, где чеканились монеты и даже были их заготовки. Экспедиция под руководством Валентины Горячевой, работавшая на Краснореченском городище тоже обнаружила клад. В настоящее время он хранится в музее КРСУ.

В конце 80-х годов в районе Красной речки, копая плугом траншею под арык, рабочие зацепили верхнюю часть кувшина. Откопав ее, они заметили, что ко дну прилипли монетки – серебряная и золотая. Ученые определили, что эти монетки Чагатаидских времен и датируются XIV веком. Обе они пробиты, отсюда они сделали вывод, что монетки служили украшением.

Почему в районе Бураны находят много находок? Да потому что город был разрушен и взят штурмом киданями. Сорок дней враги штурмовали город, у населения было время спрятать свои сокровища. По историческим данным, при штурме погибло более 40 тысяч жителей. Естественно, кидане, захватив город, не нашли ожидаемых сокровищ, поэтому в их люди их находят. Не все курганы исследованы учеными. Хотя и раскапывать их нет смысла. Они могут быть ограблены, как в прошлом, так и в настоящем времени. По статистике на 100 курганов — 99 разграблены.

На юго-восточном тракте алмаатинской дороги, недалеко от Бишкека, есть еще одно городище Караджигач. В старину этот город назывался Таксикерт или город неверных — город христиан. Так вот, там было найдено более 600 кайраков – могильных камней с христианской символикой. Город уничтожил в своих походах Тимур, а в XIX веке его распланировали на ровненькие поля. Однако если походить с металлоискателем по полю, то можно кое-что найти. Правда, если хозяева этих полей дадут разрешение на поиск.

 

Клады Нарынской области

В Нарынской области, в городище Кошой-Корго были найдены древние монеты. Эти монеты переданы в музей находящийся рядом с городищем.

 

Кто находит клады?

Клады находят случайно строители, крестьяне и всезнающие любопытные мальчишки. Да-да, мальчишки, которые лазают везде, насаются повсюду, вечно что-то копают и ищут. По сути, занимаются обычными своими мальчишескими делами. Все рассказы бабушек и дедушек о кладах – сказки, но в каждой сказке есть доля истины.

Сегодня профессиональные кладоискатели стали применять электронную технику – металлоискатель. Он может определить нахождения инородного предмета на глубине 30 сантиметров. Но и тут может произойти осечка.

Все городища охраняются законом, поэтому кладоискатели, не нарушая границ, ищут клады вокруг городищ. На самом деле это те же городища, просто за пределами крепостных стен. Но отчаиваться не стоит. Неосвоенные земли, на которых расположены бывшие городища и курганы, чиновники раздают людям для пользования. На некоторых отчужденных участках есть курганчики, где вполне может находиться клад.

Археологи занимаются наукой, они раскапывают эти сооружения не ради кладов, а чтобы узнать историю народа и земли кыргызской. Если в процессе археологических раскопок обнаруживается клад, что большая редкость, они радуются как дети. И тут же начинают кричать о сенсации века. Однако нельзя путать археологов с кладоискателями. Это люди совершенно разного направления.

 

К сведению кладоискателей

После Октябрьской, революции, когда баям и манапам пришлось спешно покинуть родные места, они вполне могли спрятать часть своих богатств, надеясь впоследствии вернуться за ними. Кто-то, может быть, и вернулся, а многие ведь так и остались на чужбине. До сих пор не изучены, царские курганы, расположенные возле села Александровка Чуйской области, Ошской области, Таласской области и побережья Иссык-Куля и с. Бешеке Кеминского района. Так что существование кладов на Кыргызской земле вполне реально, спрятаны они в самых неожиданных местах и ждут, когда их найдут.

Каждый год поля перепахивают и земледельцы находят монетки, украшения и тому подобное.

В основном все находки датируются от раннего средневековья до XIII века. Для науки это очень ценные предметы, а для нумизматов — ценности не представляют. Бронзовые и серебряных монет мало, а золотые — редки. Коллекционеров на эти монеты в Кыргызстане нет, а если нет спроса, то и стоимость их низка. Даже за 10 и 20 сомов их никто не купит. Вот такая ситуация. Такие артефакты больше представляют научный интерес только для кыргызских специалистов.

Прежде чем приступить к поиску сокровищ, непременно поройтесь в архивах, изучите историю, а уже потом снаряжайте экспедицию.

В государственном кодексе написано, что находчик получает 50% от стоимости клада, а 50% — собственник земли. Если клад найден на государственной территории то нашедший его получает 25%. В настоящее время большая часть земли находятся в частных руках, вполне может быть, что найденные клады остаются у хозяев. Но это уже другая история.

С легендами о кладах разбиралась Нурия Шагапова.

 


Количество просмотров: 9034