Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Легенды, мифы, притчи, сказки для взрослых / Детская литература
© Шагапова Н.А., 2012. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 17 июня 2012 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Илбирс в легендах и сказках

Кыргызские легенды и сказки про илбирса в обработке автора. Первая публикация.

 

Живитительный источник

Давным-давно, когда еще не было ни вас, ни ваших мам и пап, дедушек и бабушек, и даже прапрабабушек и прапрадедушек, у подножия величественных Тянь-Шаньских гор находилось небольшое селение. Жили в нем люди добрые, но очень бедные. Потому что все они постоянно болели и мужчины, и женщины, и старики, и дети. Люди были так слабы, что не могли трудиться на полях и выращивать скот. Совсем замучила их хворь, а как от беды избавиться они не знали. Жил в этом селении охотник по имени Башты. Не было такого дня, чтобы он приходил с охоты с пустыми руками. Так кормил он свою семью и щедро делился добычей с соседями. Люди любили его и ласково называли «наш Башты-мерген». Однажды, как обычно, отправился Башты мерген на охоту. Целый день пролазал по горам, мок под дождем, но так ничего и не подстрелил. Огорченный, с пустыми руками охотник возвращался домой. Вдруг у подножия скалы, за зарослями кустарника он услышал какой-то шорох и сдавленный стон. Кто бы это мог быть? – подумал охотник. Сердце сладко екнуло – добыча! Башты мерген острожно раздвинул кусты и увидел большую красивую пятнистую кошку – илбирса. Не смотря на красоту, это самый страшный хищник. И вряд охотник пожелал бы встретиться с ним один на один при других обстоятельствах. Но здесь илбирс, лежал раненный, беспомощный и жалобно стонал. Две ноги у него были придавлены камнем упавшего со скалы. Башты забыл о том, что раненный зверь может быть очень опасен. Он думал только о том, как бы быстрее освободить илбирся. У человека и в мыслях не было убивать раненного. Ах, ты, бедолага!, – воскликнул Башты, осторожно подходя к зверю. Илбирс не зарычал, не дернулся, печальные, полные боли глаза смотрели прямо на охотника и молча молили о спасении.

– Сейчас помогу тебе, – сказал охотник, – как же тебя, такого сильного и умного угораздило попасть в беду, а? – спрашивал он у илбирса отодвигая тяжеленный камень. Снежный барс молчал. Он не боялся охотника, а охотник не боялся его. Между ними протянулась невидимая нить доверия. «Ну, беги, – сказал Башты илбирсу, когда камень был сдвинут, но зверь продолал лежать. Рад бы уйти, но так ослабел, что не смог встать на ушибленные лапы.

– Ах, ты, бедолага, – повторил Башты. Придется тебя взять с собой. С большим трудом, взвалил он зверя себе на спину и стал осторожно спускаться со склона горы. Илбирс не сопротивлялся. Хищник полностью доверлся человеку.

Давно наступила ночь. Яркие звезды сияли с небес, а выкатившая полная луна освещала дорогу. Наконец Башты дошел до дома. Собаки в селении почуяв хищного зверя тревожно залаяли, но ни мерген, ни илбирс не обращали на лай никакого внимания.

– Ты зачем его принес живого? – накинулась жена на Башты, а дети в страхе спрятались за грудой одеял. – Убей его немедленно!

– Молчи женщина, – огрызнулся мужчина. – Смотри лучше за детьми. С илбирсом, я сам разберусь. Немного отдохнув, Башты мерген осмотрел лапы илбирса, смазал их мазью, перевязал, отнес в сарай, напоил, накормил и оставил одного. Наутро зашел проведать илбирса. Тот неподвижно лежал на полу. Башты снова снова смазал ему лапы, сменил повязку, напоил накормил остатками жидкой похлебки. Илбирс выпил воды и не побрезговал едой. Много дней ухаживал мерген за илбирсом. В селении ходили разные слухи, одни говорили, что мерген хочет живым продать зверя купцам, другие, что мерген убъет дикую кошку, только ждет, пока у него вырастет новая шерсть и были другие домыслы, но истинных причин, почему илбирс живет у человека никто не знал. Не знал этого и сам Башты. Живет зверюга, ну и пусть себе живет. Однажды утром охотник не нашел в сарае илбирса. – Ушел, – подумал он с грустью. Но пршло время и илбирс вернулся. Так повторялось много дней. Илбирс был совсем здоров, он то уходил, но снова возвращался. Почему он так делает, – подумал охотник и решил проследить за ним. Заря только занималась, когда илбирс тихонько выскользнул из сарая и побежал в сторону гор. Башты мерген за ним. Илбирс то убегал вперед, то останавливался, будто нарочно поджидал охотника. Наконец илбирс и охотник оказались в красивом ущелье. Здесь илбирс остановился у небольшого источника. Окунул в него лапы, попил воды, потом выкупался и... убежал. В это время Башты поранил ногу об острую колючку. Любопытство подстегнуло охотника. Он подошел к источнику и потрогал воду, вода оказалась теплой, промыл ранку и о чудо, ранка тут же затянулась. Башты попробовал воду, на вкус вода была солоноватая со специфическим запахом, но охотник выпил ее и почувствовал прилив сил и бодрости. Это был целебеный источник. Обрадованный, Башты побежал домой и сообщил о нем односельчанам. Испив воды и искупавшись в источнике люди выздоровили, сильные и здоровые, они с радостью работали на полях, выращивали скот и были счастливы. Так илбирс отблагодарил человека за то, что тот спас его, а охотник помог своим землякам. Вскоре люди обнаружили там еще много разных горячих целебных источников и считая их священными, уважительно назвали местность Иссык-Ата – Отец тепла или Горячий отец.

Иссык-Атинское ущелье, одно из самых красивых мест в Кыргызстане. По нему проходила одна из веток Великого Шелкового Пути, а на месте целебных источников еще при Екатерине II была построена лечебница, которая существует и ныне. Много легенд таит в себе Иссык-Атинское ущелье, а это одна из них, которая связана с илбирсом – снежным барсом королем гор.

 

Колечко с бирюзой

Давным-давно, в минувшие времена, на берегу безымянного озера стоял прекрасный город и жил в нем могущественный и мудрый хан. Много у него было всякого добра и бесчисленные табуны лошадей, и тысячные отары овец, и серебра, и золота, но единственным сокровищем для него оставался его единственный сын. Перед смертью призвал хан сына и говорит ему:

– Сынок, ты мой наследник и ты – будущий правитель этого города. Правь мудро и справедливо, чтобы народ любил и уважал тебя. Когда настанет тебе время выбирать жену, выбери ту, которой подойдет это и хан протянул сыну маленькое золотое колечко с бирюзой. Взял юноша колечко, а хан закрыл глаза и навсегда ушел в царство вечности. Много ли, мало ли прошло с того времени, но пришло время юноше жениться. Вспомнил он о колечке с бирюзой. Призвал своих советников и приказал привести к нему девушку, которой оно подойдет. Обошли советники весь город, но ни одной из девушек колечко не пришлось впору. Тогда стали они объезжать соседние города и страны, но и там их постигла неудача. Вернулись они к юноше, смиренно преклонили колени, склонили головы и покаялись, что не выполнили его поручения, не нашли девушку, которой бы подошло колечко с бирюзой. Разгневался юноша и сказал, что уезжает на охоту, а когда вернется, сам поедет на поиски суженной. Сел на гнедого коня, созвал дружину и поскакал в горы. Долго они скакали, но ничего в пути не попадалось и вдруг в узком ущелье увидел молодой хан илбирса – короля снежных гор.

– Он мой, – сказал юноша, – натянул тетиву и пустил стрелу. Но не долетела стрела до снежного барса. Приказав дружине ждать его, юноша рванул поводья коня и поскакал к илбирсу. Но как только юноша приблизился к хищнику, тот исчез с поля зрения. Удивился юноша, слез с коня, стал озираться по сторонам. Неожиданно илбирс появился снова, да так близко, что молодой хан мог рукой до него дотянуться. Выхватил юноша из ножен меч и уже хотел поразить илбирса, как вдруг перевернулся илбирс через голову и превратиося в красивую девушку. Назвать бы ее луной, да были у нее губы, назвать бы ее солнцем, да глаза блестели как звезды. Стоит она перед ним и улыбается.

– Не меня ли ищешь?, – спрошивает она. Голос девушки звучит музыкой, а юноша от любви голову теряет.

– Тебя, говорит, – ты моя жизнь.

– Но ты забыл наказ отца. Дай и мне примерить колечко.

Смутился юноша, что не он, а она вспомнила о завете. Взял ее нежную руку, а колечко само выскочило из кармана и наделось на нежный пальчик девушки, как будто там и было всегда. Обрадовался юноша, посадил ее на коня впереди себя и вернулся к своей дружине. А те уже волноваться начали.

– Вот, говорит юноша, охотился на илбирса, а нашел свою суженную. Вернулись они во дворец сыграли свадьбу и жили долго и счастливо. И народилось у них много детей и были они отважными и смелыми, мудрыми и справеливыми. Проходили века, их потомки рассеялись по всему свету, но где бы они ни были уважал и любил своих сынов кыргызский народ.

Молва сказывает, что знаменитый полководец каган Барс-бек, который в VII в. уровнял кыргызское государство с тюркским каганатом и был избран первым правителем на Енисее, Ормон хан, Шабдан батыр, современные выдающиеся личности внесшие огромный вклад в развитие кыргызской государственности Касым Тыныстанов, Торокул Айтматов, Жусуп Абдрахманов, Баялы Исакеев и многие многие другие, те кто в первую очередь думал и думает о людях, о своей стране, те кто оставил или оставит свой яркий след на земле, имели и имеют мудрость и отважное сердце илбирса.

 

Таш-Добо

Было это или не было, жил некогда в небольшом ауле, что располагалось на берегу быстрой горной речки охотник по имени Кылыч. Был он метким стрелком, стрелой белке в глаз мог попасть, да к тому смелым, ловким, и умом бог его не обидел. Как-то раз отдыхая после долгой охоты, сидел Кылыч возле речки и напевая песенки точил свои стрелы. Неожидано перед ним появился илбирс. Кылыч глазам своим не поверил, едва успел натянуть лук, как заговорил илбирс человеческим голосом:

– Погоди, не стреляй в меня, – покрутил илбирс головой и вдруг превратился в седобородого старика. Одежда на нем белая, серебром отливает. Удивился охотник, слова вымолвить не может, а старик-илбирс его спрашивает:

– Сын мой, я слышал, что в этих местах живет знаменитый охотник Кылыч. Может быть ты слышал о нем? Где мне его найти?

– Я тот самый Кылыч, дедушка, – наконец, обрел дар речи охотник. – Зачем я вам понадобился?

Обрадовался старик-илбирс и говорит:

– Я к тебе за помощью пришел. Появился у нас в горах страшный дракон. Все на своем пути сжигает. Ни птиц, ни животных, ни людей не щадит. Помоги избавиться от него, благое дело совершишь.

– Хорошо, – говорит Кылыч, – сражусь я с драконом. Показывайте, где его можно найти. Тут задрожала земля, огнем полыхнуло, оказалось, что и искать чудища не надо, сам явился.

Хотел Кылыч сразу броситься на него, да остановил его илбирс-старик.

– Погоди, сынок, простой стрелой ты его не убъешь, возьми, и подает ему алмазный меч. Поблагодарил охотник старика-илбирса и ринулся на дракона. Посмотрел на человека дракон, ухмыльнулся и втянул в себя воздух, да так, что буря поднялась. Подхватил ветер Кылыча, а он выствил свой меч впереди и вместе со струей воздуха очутился в пасти дракона. Острый клинок разрезал чудище напополам, так что тот даже хвостом ударить не успел, да огнем выдохнуть. Тут и конец чудищу пришол, а как издох дракон, то сразу же превратился в огромную каменную гору. Тонкий хвост развалился на более мелкие камни и раскатились они по округе. Возликовали люди, рад и илбирс-старик.

– Сынок, – говорит старик-илбирс, – если ты одинокий, присоединяйся к нашей стае. Будем вольно бегать по родным горам и вместе охотиться. Не будешь знать нужды.

– Спасибо, дедушка, – ответил Кылыч. – но я человек. У меня есть родной аул. Пусть там живут бедные люди, но я люблю их. Если я уйду, кто станет помогать и защищать их от врагов? Мое место здесь.

Понравились такие слова старику-илбирсу. Поблагодарил он еще раз юношу и подарил ему алмазный меч.

– Он тебе еще пригодится для добрых дел, – сказал, мотнул головой, превратился в илбирса и исчез в густых зарослях. С тех пор аул получил название Таш-Добо – Каменная глыба. Со времнем люди забыли историю о страшном драконе и об охотнике Кылыче, а название сохранилось до настоящего времени. Теперь это одно из самых красивых сел пригорода Бишкека.

 

Почему у илбирса хвост длинный

Было это очень и очень давно, когда Всевышний только что сотворил землю. Тогда все звери были без шкур, а птицы без оперений. Пришли они к нему такие ранимые, розовые и беззащитные. Первым оказался орел.

– Чего ты хочешь?, – спросил у него Всевышний.

– Хочу жить на скалах. Иметь зоркий глаз, твердый клюв и сильные крылья, – ответил орел.

– Хорошо. Надень эту одежду. Счастливый орел, надел оперения и взмахнув мощными крыльями взмыл под облака. Видит он свысока даже маленькую мышку на земле. Вот отсюда и выражение – «зоркий взгляд, как у орла».

Подошел ежик. Маленький, мягонький розовый комочек.

– А ты чего хочешь? – спросил Всевышний.

– Мне бы одежду колючую, чтобы защищала меня, – пропищал ежик поводя остреньким носиком и шевеля маленькими ушками, я где угодно могу жить. И ежик получил колючую шубку. Неудивительно, что и сегодня, лаская своего еженка, ежиха ласково говорит ему: «Ах, ты мой мягонький».

– Чего ты у меня просишь? – спросил Всевышний у льва.

– Хочу жить в тепле. Рык, от которого дрожали бы звери и птицы, а еще, большую гриву.

– Зачем тебе грива? – удивился Всевышний.

– Я мужчина, – ответил лев. Он получил то, что хотел, но ему не понравился хвост. Откусил лев немного волос со своей гривы и прилепил к кончику. Стал у него хвост с кисточкой. Обрадовался лев и так рыкнул, что все и звери и птицы, тут же признали его своим царем.

Настала очередь илбирса.

– Хочу жить в горах, – сказал илбирс, там, где лежат вечные снега.

– Зачем? – спросил Всевышний.

– Чтобы видеть землю с высоты и каждый день любоваться вашим творением.

– Ты мудр, – сказал Всевышний. – Я дам тебе особенно красивую мягкую белую шубку. Только надел ее илбирс, как кто-то неосторожно наступил на стручок, разлетелись горошинки и застряли на белой шкуре илбирса.

– Ну, вот, – расстроися илбирс, – буду я теперь ходить в белой шкуре с зелеными пятнами. Улыбнулся Всевышний и покрасил горошки в темные цвета. Поэтому илбирс пятнистый. Поблагодарил он Всевышнего и собрался уходить, но не смог. Всевышний случайно наступил ему на хвост. Попытался илбирс сам вытянуть его. Тянет, тянет, а вытащить не может. Пришлось ему попросить Всевышнего сойти с хвоста, а когда оглянулся илбирс и посмотрел на свой хвост, то увидел, что он вытянулся почти в три раза.

– Да-а, – протянул Всевышний глядя на длинный хвост илбирса. – Что же делать? Если отрезать хвост, шкуру испортим.

– Ладно, решил он, – будешь ты прыгать выше всех, а хвост поможет тебе удерживать равновесие, ты сможешь им цепляться за скалы и защищаться от врагов. И илбирс ушел довольный. Вот почему у снежных барсов самые длинные хвосты.

После илбирса Тигр попросил себе полосатую шкуру, чтобы отличаться от всех. Остальные звери и птицы по примеру илбирса и тигра, тоже стали просить себе разные наряды, кто в полоску, кто в горошек, кто-то хотел быть черным, кто-то рыжим, а птицы так вообще выбирали себе оперения всех цветов радуги. Но о них будет уже другая сказка.

 

Тору-Айгыр

Есть на северном побережье озера Иссык-куль село с названием «Тору-Айгыр» – «Гнедой жеребец». Бытует легенда, что действительно, именно в этом месте, из озера вышел гнедой жеребец, отсюда и название села.

Так вот, было это или не было, в стародавние времена, на южном побережье Иссык-куля жил-был хан и славился он на всю округу своей непомерной жестокостью. Истязал свой народ, довел его до нищенского существования, а если ему надоедало мучить людей, то отправляся на охоту. Однажды взяв свою дружину хан отправился охотиться и случайно оказался у логова илбирса, где самка ждала детеныша. Чтобы отвлечь охотника, отец-илбирс выскочил перед самой мордой гнедого жеребца и исчез за каменными валунами. С громким гиканьем хан бросился за ним. Так, показываясь изредка на глаза всадникам илбирс убегал все дальше и дальше от логова.

– Я убью тебя и буду спать на твоей шкуре, – кричал илбирсу хан пуская стрелы, но ни одна из них не достигала цели. Долго гонялись за зверем люди и наконец, загнали его на берег озера.

– Ну, теперь тебе никуда от меня не уйти, – захохотал хан.

Величественные горы отражаясь в лазурной воде озера любовались своим отражением, когда внезапно пошла рябь. Это, спасаясь от погони, илбирс бросился в воду и поплыл.

Недолго думая, хан на своем гнедом жеребце бросился за ним. Вот-вот нагонит хан илбирса. Духу гор был известен жестокий нрав хана. Он был частым свидетелеми того, что охотясь, хан мог безжалостно истреблять и птиц, и зверей. Поэтому сжалился Дух гор над илбирсом и попросил Духа воды помочь зверюге уйти от погони. Согласился Дух воды помочь красивому животному.. Вметнулась волна и погиб в пучине жестокий хан со всей своей свитой. Дух воды знал, что на берегу илбирса ожидает опасность, там тоже могли быть охотники, поэтому превратил он его в гнедого коня, подобию тому которого видел и помог доплыть илбирсу-коню до берега. Как и ожидалось, на берегу были люди. Рыбаки готовили лодки и чинили сети, между ними весело бегали дети. Вдруг все устремили взоры на озеро, там борясь с волнами плыл конь. Благополучно добравшись до берега, конь вышел из воды. Это был великолепный гнедой жеребец. Он фыркнул, отряхнулся и весело заржав умчался в горы. Все призошло так неожиданно и быстро, что люди и не пытались его поймать. Когда конь благополучно добрался до гор, Дух воды вернул ему прежний облик. С тех пор на северном берегу озера тоже водятся снежные барсы. Народ освобожденный от жестокого правителя вздохнул сободно и зажил счастливо. Жители, которые стали свидетями того, как конь вышел из воды, увековечили увиденное в легенде и названили свое село «Тору-Айгыр», т.е. «Гнедой жеребец».

 

ОХОТНИЧЬИ БАЙКИ

 

Медведь и илбирс

Было это или не было, сказывают, жил на кыргызской земле знаменитый охотник по имени Омурзак. Люди назвали его Омурзак мерген. Однажды поехал Омурзак мерген на охоту и неожиданно наткнулся на логово илбирса. Там были два детеныша. Омурзак знал, как опасно забирать детенышей у матери и на что она спосбна, чтобы спасти их. Поэтому оставил илбирсят в покое и решил вначале найти самку. Проехал Омурзак мерген немного по крутой тропинке вверх в горы и вдруг услышал страшный рев. Оглянулся он и увидел, стоит на вершине скалы огромный страшный медведь. Мерген стал наблюдать за ним. Продолжая реветь, медведь наклонился, поднял камень и приготовился бросить его в низ. Видимо что-то удержало его. Медведь опустил камень. Немного погодя, он повторил свои движения. Омурзак мерген осторожно посмотрел в низ и увидел самку илбирса, которая попала в беду. Она не могла двигаться, ее лапу крепко сжимал капкан. Охотнику стали понятны манипуляции медведя. Не решаясь напасть на нее открыто, он додумался придавить ее камнем. Когда медведь очередной раз поднялся на дыбы и уже готов был бросить камень на илбирса, охотник выстрел в него и медведь с ревом свалился со скалы. Убитый наповал метким выстрелом, медведь упал недалеко от илбирса. Омурзак мерген спустился вниз, но не стал убивать красавицу кошку, а чтобы высбодить ее из капкана слегка оглушил. Потом спрятался за скалой. Очухалась самка илбирса, подошла к убитому медведю. Шерсть на ней вздыбилась, но не стала она трогать поверженного врага. Зарычала она, ее рычание скорее было похоже на громкое мяукание, понюхала носом воздух, повернула голову в ту сторону куда спрятался охотник и прихрамывая убежала. Не стала она преследовать двуногого, видимо поняла, что человек спас ей жизнь. Омурзак мерген вышел из укрытия, взвалил медведя на храпевшую лошадь и вернулся домой. Односельчане были поражены размерами бурого и все восхваляли храбрость охотника, а когда мерген рассказал, как он одним выстрелом убил медведя и спас илбирса, кто-то ему поверил, а кто-то посмеялся, мол все охотники – выдумщики.

 

Человек и илбирс

Однажды Омурзак мерген поехал на охоту. Долго он выслеживал дичь, но так ничего ему в низине не попалось. Выслеживая горного козла, незаметно для себя, Омурзак мерген забрался высоко в горы, куда даже орлы не долетали. Козла он упустил.

– Нужно до темноты вернуться, – подумал Омурзак мерген. – Ночевать в горах очень опасно. Спускаясь по узкой тропинке, он внезапно остановился. Навстречу ему двигался илбирс. Человек и зверь остановились буквально в двух шагах, и молча смотрели глаза друг другу.

Несколько мгновений длилось молчание, потом Омурзак мерген сказал илбирсу:

– Я человек, дай мне пройти, зверь.

Илбирс постоял немного и вдруг отступил в сторону пропуская охотника, а когда тот прошел, продолжил свой путь наверх. Мерген едва дышал. Он понимает человеческий язык? – размышлял мерген, – или это тот илбирс которого я когда-то спас? Но на этот вопрос Омурзак мерген так и не нашел ответа.

 

Подарок илбирса

Как-то раз охотясь в горах Омурзак мерген заметил следы илбирса. Охотник решил выследить его, хотя прекрасно знал, что нельзя идти по следам снежного барса, так как илбирсы непредсказуемы. Следы могли оборваться, и в любой момент зверь мог наброситься на преследуемого со стороны. Очень осторожно мерген продолжал идти вперед. Вдруг он заметил илбирса, который в страхе убегал от какого-то черного непонятного существа, который уже почти нагонял уставшего илбирса. Омурзак мерген не долго раздумывая, вскинул винтовку и с первого выстрела поразил чудище. Избавшись от погони илбирс свернул с тропинки и изчез в кустах. Омурзак мерген подошел к добыче. Он был безмерно удивлен, увидев, что черное существо не что иное как злой оборотень. Вместо крови из убитого, вытекала зловонная зеленая жидкость. Сплюнул Омурзак мерген и повернул коня домой. Охота преследовать илбирса пропала. Еще раз он был безмерно удивлен, когда подъезжая к своему дому, увидел илбирса, который безусловно поджидал его, рядом с ним лежал горный козел. Мерген понял, что это подарок за спасение. Кивком головы Омурзак мерген поблагодарил илбирса, а тот постоял немного и убежал.

Какие-то охотничьи байки были использованы великим сказителем эпоса «Манас» Саякбаем Каралаевым. Об этом мне сообщил рассказывая байки дедушка Аширали из Ляйлякского района.

Легенды и сказки в обработке Н.Шагаповой

 


Количество просмотров: 4623