Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Краеведение; нумизматика
© Шагапова Н.А., 2012. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 17 июня 2012 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Снежный барс – властелин заоблачных гор

Всё про снежного барса (илбирса, ирбиса). Барс на монетах и купюрах, на государственных наградах. Первая публикация материала.

 

Снежный барс – илбирс, относится к семейству кошачьих. Редкое и красивое животное, обитающее в занесенных снегами скалах заоблачных гор Ала-Тоо, сегодня оно находится на грани исчезновения и поэтому занесено в Красную Книгу.

Все мы любим чистую воду, с удовольствием дышим чистым воздухом, пользуемся благами, которые произведены живой природой, забывая при этом, что редкие виды животных являются её неотъемлемой частью, и мы обязаны сохранить их. А много ли мы знаем об илбирсе?

В многочисленных сказаниях барс остается символом отчаянной смелости, мужества и выносливости, что для воинов определяет высокий эталон настоящего мужчины, воина-защитника. Поэтому предлагаю небольшой познавательный экскурс.

Ирбис – старинное монгольское название хищника, что в переводе означает – снежная кошка. Тувинцы ирбиса называют ирбиш, кыргызы – илбирс, казахи – илбис. Но прошли века, и имя илбирс прочно укоренилось за снежным барсом.

Издревле барсы являлись тотемами не только у тюркских, но и у других народов.

Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка – с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом и, видимо, считалось приметой избранности и счастья.

Культ снежного барса уходит в глубокую древность и сохраняется, ну может быть не той мере, но и сегодня.

Например, в Непале существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал запрещает горным пастухам жарить мясо, так как бог гор может прислать свою «собаку», т. е. снежного барса, тогда потери домашнего скота будут неизбежны. А убийство снежного барса считается большим грехом, потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, будут переданы охотнику.

В Пакистане, Китае, Таджикистане и Афганистане, – существует верование в горных духов «Пэри» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают, якобы местным жителям. Там существует еще одно верование, что в Тибете святые могут превращаться в снежного барса.

Ранее в тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом, вместо года Тигра был год Барса. В Монголии год Тигра продолжает считаться годом Барса и народ верит в приметы, для них особенно удачным считается именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса придет богатство» и т.д.

В Индии к снежному барсу относятся, как к сухопутному околоводному животному.

В Казахстане одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

В Кыргызстане согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов. Поэтому в могильных эпитафиях древние кыргызы выбивали: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей».

В Туве, Хакассии, Татарстане (Россия) барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости – крыльями и был символом богатства, плодородия, благородства и покровителем государства.

По преданию, когда был заложен город Самарканд (Узбекистан), с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

Монеты и денежные купюры

В 2000 году в серии «Памятные монеты Казахстана из серебра» тиражом 3000 штук была выпущена монета «Красная книга Казахстана: снежный барс» номиналом 500 тенге. На её реверсе на фоне стилизованной вершины скалистых гор расположено изображение снежного барса. В этом же году в России была выпущена золотая монета номиналом 50 рублей из серии «Сохраним наш мир». На реверсе монеты вычеканена голова снежного барса. Также в составе этой серии была выпущена золотая монета номиналом 100 рублей, на реверсе которой изображён снежный барс на стволе дерева, готовящийся к прыжку. В этой же серии был выпущен также ряд серебряных монет, номиналом 25 и 100 рублей с вычеканенными изображениями снежного барса. Снежный барс изображён на казахстанской банкноте номиналом 10000 тенге.

         

 

Илбирс в наградах

Медаль «Эрдик» учреждена законом «Об учреждении государственных наград Кыргызской Республики» 16 апреля 1996 года. Положение о медали и ее описание утверждены указом Президента Кыргызской Республики от 10 июля 1996 года Медалью «Эрдик» награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, служебного и гражданского долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Первыми награжденными медалью «Эрдик» были: Зарылбек Алъджанов и Дамирлан Мамбеталиев — за мужество и отвагу, проявленные при тушении пожара.

Позднее этой награды был удостоен член крестьянского хозяйства села Сары-Булак Кара-Кульджинского района Ошской области Абдилат Адамбаев — за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении утопающего ребенка.

Альпинистам, покорявшим все пять гор-семитысячников на территории Советского Союза, присваивался неофициальный титул «Снежный барс». Официальное название жетона, которым награждаются альпинисты, покорившие высшие вершины, расположенные на территории бывшего СССР, «Покоритель высочайших гор СССР». Звание и жетон были учреждены в 1967 году. Автором эскиза значка являлся заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР И. И. Антонович. Жетон является номерным. Каждый номер жетона закреплён за восходителем на вершины в порядке поступления информации о совершенных восхождениях.

  Медаль Эркиндик

 

Снежный барс в геральдике

 

Но вернемся к литературным произведениям.

Почти у всех тюрко-язычных народов считалось, что дитя, рожденное в Год Барса с первой минуты жизни, обладает такими качествами характера, как и свободолюбивый барса сильный, смелый и т.д.

В эпосе «Манас», главный герой наделен эпитетами свойственные илбирсу – мужеством, силой, отвагой и благородством. Это подтверждает жена легендарного Манаса, Каныкей: «Год твоего рождения – Год Барса, мой повелитель», – говорит она.

Правителем древнего великого Енисейского Кыргызского каганата в VIII в. был Ынангу Алп Билге по прозвищу Барс, потому что в старейшем восточном календаре он был рожден в Год Барса.

Имя Барсбек носил предводитель одного из крупных племен кыргызов-кочевников.

Кто из нас не читал поэму М. Лермонтова «Мцыри»?

И мы, сплетясь, как пара змей,
    Обнявшись крепче двух друзей,
    Упали разом, и во мгле
    Бой продолжался на земле.
    И я был страшен в этот миг;
    Как барс пустынный, зол и дик…

Произведение Ч.Айтматова «Когда падают горы» целиком посвящено современной эпохе – эпохе глобализации – и сочетает в себе два пласта: мифологию – предание о вечной невесте и экологические раздумья и тревоги, но если заглянуть в суть произведения, то главные персонажи – человек и зверь. Журналист Арсен Саманчин, живущий в мегаполисе и дикий барс Жаабарс не подозревают о существовании друг друга, но в итоге их судьбы пересекаются.

Мы живем на планете не сами по себе – вокруг много живых тварей, о которых нужно помнить и заботиться, ибо разум дан именно нам, людям.

 

Подборка и обработка материалов Нурии Шагаповой

 


Количество просмотров: 8133