Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
Дата размещения на сайте: 19 ноября 2012 года
Султан Раев: Люблю театр, но в жизни не приемлю театральщины
Интервью с Народным писателем КР драматургом Султаном Раевым. Подготовлено для "Общеписательской Литературной газеты".
Султан Акимович, в детстве вы мечтали о режиссуре, даже пытались поступить во ВГИК. Годами позже реализовали эту мечту став сорежиссером и постановщиком многих пьес. Чем вас привлекает театр и что он для вас значит?
У меня была страстная, и фанатичная мечта учится на режиссера. И я, сразу после окончания школы, купил билет в Москву. Как сейчас помню, стоил он 62 рубля, и прямиком с села Кара-Суу Ошской области поехал покорять мегаполис. Подумать только, такие амбиции! Поселился в гостинице «Заря» на Вильгельма Пика, и два дня в центре искал улицу Сельскохозяйственную, где, по-моему, мнению находился заветный институт. Вот такой был сельский менталитет, думал, все лучшее должно быть в центре. На третий день с балкона вижу вывеску «Всесоюзный государственный институт кинематографии». Оказывается, улицу Сельскохозяйственную переименовали на Вильгельма Пика. Обрадовался несказанно, побежал в институт, но опоздал на один день. Тогда опечалился, но сейчас понимаю, что к лучшему. Шансов практически у меня не было. На одно место претендовало уж 15 человек. А интерес к кинематографии появился в школе после прочтения фундаментальных трудов Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма, читал механически, абсолютно ничего не понимая, но с каким жаром!
Через год в 1975 году поехал поступать в Ташкентский театральный институт на актера. Первый тур прошел с прочтением монолога «Ажар». Вообще-то он женский, но мне казалось, что других монологов просто нет. На втором туре провалился, нужно бы «Зашить пуговицу» и показать это. «Пуговицу зашил» за несколько секунд. Экзаменационная комиссия вынесла вердикт – нет никакой фантазии.
Снова уехал к себе в Ош, немного проработал в Узгенском драматическом театре, потом армия, а затем отучился на журналиста.
Однако душа заболела театром – это тот жанр, который мне наиболее близок. Помню первую инсценировку моей пьесы «К;н кармаган бала» (Охота за солнцем). Писатели знают, когда находится читатель произведения – это прекрасно. Ну, а когда играют по твоему сценарию актеры, то ощущения просто непередаваемые. Как говорил Томас Манн «Театр превращает толпу в людей», но в жизни не приемлю театральщины и маскарада, все должно быть искренне и по-честному.
Какая из поставленных драм на ваше произведение наиболее близка и дорога вам, а какая имела наибольший успех у зрителей?
Для меня лично дорог первый спектакль «Охота за солнцем». Тогда понял, как режиссер и актеры могут оформить твои мысли, предать словам пластичность и особое звучание, своей игрой завораживая зрителя.
А первым огромным успехом у зрителей пользовалось драма «Оо, Кыздар!» (Ах, девушки!). Пьеса о трагедии женского одиночества поставленная режиссером Нурланом Абдыкадыровым.
Предыстория этой пьесы — одно время я жил в общежитии камвольно-суконного комбината, и видел судьбы несостоявшихся женщин. Поэтому мне хотелось показать, передать атмосферу их быта. Это мелодрама, где в несостоятельности нет женской вины. Внутри пьесы есть политический оттенок, что виновата система, когда люди стали похожими на роботов. Работа-дом, работа-дом, живут просто по инерции, не раскрывая и даже теряя самые сокровенные чувства и мысли. Помню, присел во время акта этого спектакля, а рядом девушка – по щекам слезы, и приговаривает: «Это все обо мне, это все по меня» потому, что была реальная, узнаваемая картина. А вообще, когда идут мои пьесы, не могу сидеть, хожу, переживаю, нервничаю.
Расскажите о пьесе «Долгая дорога в Мекку», которая в прошлом году была поставлена в театре имени Моссовета.
«Долгая дорога в Мекку» – модерновая и авангардная драма-притча. Она шла с успехом в Алма-Ате, в Астане, и в Казахстане получила гран-при на Республиканском фестивале театров, в номинации «Лучший спектакль». Также пьеса попала на международный театральный фестиваль имени Чехова в Москву, где принимали участия такие постановщики, как Деклан Доннеллан, Ромео Кастеллуччи, Филипп Жанти и другие. Юлия Яковлева с Forbs.ru писала: «Как в компанию европейских величин попал этот киргизский спектакль, загадка. Про спектакль известно, что это история семерых героев, которые совершают паломничество в Мекку и оказываются в одной комнате, пожираемые собственным безумием. Это может быть ужасно. Это может быть прекрасно».
В свое время Чингиз Айтматов так отозвался об этой постановке: «Мы ищем очищения, допустим, в паломничестве в Мекку. Но очищение — прежде всего в наших сердцах. Мы должны идти от сердца к сердцу, от человека к человеку. Мы должны понять друг друга и понять философию сегодняшней жизни».
В 2007 году радио ВВС озвучило, что вы возглавили семерку лучших постановщиков мира, благодаря какому спектаклю?
В 2007 году ВВС объявило конкурс на лучшую радиопьесу в которой принимали участия многие известные постановщики и сценаристы. Мною был представлен спектакль «Последнее завещание». В ней я описываю трагедию людей, живущих на приграничном районе страны. Речь идет об одном народе, которой расколот и разделен между собою. Пьеса прошла конкурс, её перевели на английский и озвучили британские актеры. Таким образом, она вошла в рейтинговую антологию лучших пьес мира «Семь чудес» и хранится в золотом фонде ВВС
Кроме литературы вы ещё занимаетесь общественной и политической деятельностью, вы экс-министр, а ныне советник президента Алмазбека Атамбаева. Не мешает ли государственная служба творческому процессу? Не сложно ли вам как художнику быть в определенных рамках?
Нет не сложно, потому, что я советник по культуре, а это сфера близка и понятна мне. Сначала был советником у Розы Отунбаевой, теперь у Алмазбека Атамбаева, а он в начале карьеры занимался литературной и переводческой деятельностью. С 1983 года является членом союза писателей СССР. Поэтому президент хорошо понимает современные литературные и культурные процессы, происходящие в мире и в Кыргызстане. В данный момент мы работаем по различным Национальным проектам.
Да, конечно, госслужба предполагает соблюдения различных рамок и этикетов, но я все же умудрился, будучи министром, написать пьесы «Кашар», «Барсбек», «Долгая дорога в Мекку», «Адам» и «Плач Царицы».
В своей жизни вы получили множество премий и наград, которые трудно даже перечислить. Но назовите, по меньшей мере, три награды, или ордена, которые наиболее дороги и ценны вам?
В 1989 году получил премию Ленинского комсомола Киргизии. Это было большим событием в моей жизни. В 2006 году получил Государственную премию имени Токтогула за пьесу «Плач Царицы», которая с успехом проходила в Тегеране и в Алма-Ате. В апрели 2010 наградили межгосударственной премией СНГ «Звезды содружества» за вклад современную национальную драматургию. Поздравлял нас президент России Дмитрий Медведев. Среди лауреатов были Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Давид Тухманов, Таир Салахов и другие. Пожалуй, это для меня самые ценные премии.
В 2002 году вы были приглашены королевой Великобритании Елизаветой II в Букингемский дворец, по какому поводу?
По поводу Золотого юбилея Ее Величества Елизаветы II. Туда были приглашены знаменитые артисты, художники, режиссеры, видные общественные деятели, крупные бизнесмены со всего мира. После исследования специалистов меня пригласили, как представителя новой генерации азиатского искусства. Вообще-то, я никогда не думал, что могу оказаться в королевском замке. Думаю, это большая удача, ведь многие мечтают попасть Букингемский дворец, особенно англичане, но не каждому удается.
Какие у вас были любимые книги в детстве и в отрочестве?
В детстве постоянно перечитывал книжку с индонезийскими сказками, так в душу запали. Ну, и конечно, обожал русскую классику, в частности, Антона Чехова и Федора Достоевского. Из поэтов предпочитал испанских классиков Мигеля де Унамуну и Гарсия Лорку. Позже увлекся стихами Омар Хайяма, Руми и Саади, ведь восточная поэзия такая мудрая, глубокая и философская.
А сейчас что читаете на досуге?
Роман «Новая жизнь», её, как известно, написал турецкий писатель лауреат Нобелевской премии Орхан Памук. Также читаю Яна Бенкса «Осиную фабрику» и прозу Мишеля Уэльбека.
Вы всегда при деле, а какой вы в семье, в быту, можете ли, к примеру, приготовить еду?
Я специалист по приготовлению плова, когда делаю это блюдо, никого не подпуская близко. Все должен сделать сам собственноручно от растопки печи, нарезания лука до закладки риса и у меня есть свои секреты приготовления плова, получается очень вкусно.
У вас есть жена и три дочери, кто-нибудь из них занимается творческой деятельностью?
Старшая Эльгиза – финансист, окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансы, средняя дочь Диана сейчас воспитывает внучку, она окончила университет в Сеуле. Третья дочь Жаныл сейчас учится в Пекинском университете на экономиста, но именно у неё есть очень большой творческих потенциал, уже в седьмом классе начала писать музыку и стихи. Однако сейчас вся в учебе, может, еще вернется к творчеству.
А теперь, пожалуйста, ответьте на небольшой культ-блиц:
Ваши любимые писатели: – Федор Достоевский, Герман Гессе, Ясунари Кавабата
Ваши любимые композиторы: – Иоганн Себастьян Бах, Томаз Альбиони
Ваши любимые художники: – Сальвадор Дали, Ван Гог
Ваш любимый фильм: – «Покаяние» Тенгиза Абуладзе
И, наконец, Ваши любимые драматурги: – Вильям Шекспир, Самуэл Беккет, Антон Чехов, Бертольт Брехт.
Наргиса Карасартова
Количество просмотров: 2103 |