Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Научные публикации, Политические науки; управление; идеология
© Александр Зеличенко, 2013. Все права защищены
Дата размещения на сайте: 5 февраля 2013 года

Александр Леонидович ЗЕЛИЧЕНКО

«Афганистан – 2014»

 

В 2014 году завершается начавшийся уже сегодня вывод войск НАТОвской коалиции из Афганистана. Несет ли это какие-либо угрозы безопасности нашей страны и что уже сегодня следует предпринять Кыргызстану, чтобы минимизировать возможные риски?

Заглядывая вперед, отметим, что прогнозы развития ситуации как внутри, так и вокруг Исламского Государства Афганистан в основном неблагоприятные. Поговаривают даже о разделе страны на две части, что почти наверняка означает начало гражданской войны, нестабильность, наличие многочисленных никому не подконтрольных вооруженных формирований. Речь идет об "Исламской партии Восточного Туркестана", "Акрамийя", "Таблиги Джамаат", "Жамаате моджахедов Центральной Азии" и, наконец, — "Исламском движении Узбекистана".

Если же к власти придут талибы, что, по мнению экспертов, поможет не допустить раздела страны, а потому рассматривается как самый вероятный вариант развития событий, то и тогда нам успокоиться не придется. Маловероятно, что они предъявят к нам какие-либо территориальные претензии или лично понесут воинствующие идеи радикализма. Но вот базирующиеся на подконтрольной им территории различные террористические организации духом воспрянут точно. Им и сегодня вольготно там, а уж после прихода к верховной власти лояльного режима – и подавно. И жди тогда незваных гостей – баткенские (1999-200 годы) события тому яркий пример.

Возможен и перенос зоны конфликта в Ферганскую долину, где расположен и юг страны. Территория, и без того отягощенная массой проблем (земельных, водных, этнических, пограничных и прочая, и прочая) в этом случае буквально в одночасье уподобится пороховой бочке с уже зажженным, заметьте, фитилем…

При любом из приведенных выше вариантов легко прогнозируется новый виток наркобизнеса – финансовой основы любых локальных войн и террористической деятельности: культивирование опиумного мака дает до 40% ВВП Афганистана и в это производство вовлечено более 3,5 млн. афганцев (почти 15% населения страны). Известен и печальный опыт прошлого: придя к власти в начале 2000-х, талибы, сократив площади под опиумные посевы, в то же время создали многочисленные запасы зелья, которыми долго по демпинговым ценам питали затем транснациональные преступные корпорации.

В этих условиях Кыргызстану весьма срочно предстоит выработать своего рода «тактику на опережение», сделав акцент на усилении своей государственной границы. Такая тактика, на наш взгляд, могла бы включать следующие направления:

На международном уровне:

• Укрепление на основе взаимовыгодного партнерства взаимодействия с ООН, ОБСЕ, Европейским Союзом (например, увеличение помощи по линии «Пояса безопасности вокруг Афганистана», в поддержке правоохранительных органов, Вооруженных сил). Взяв за основу опыт BOMCA/CADAP, добиваться развития и углубления уже действующих и создания как можно большего числа совместных проектов по противодействию распространения наркотиков, укрепления границ и т.д.

• Дальнейшее углубление региональной интеграции по линии ОДКБ, ШОС. Совершенно не терпит, например, отлагательств окончательная «шлифовка» соглашений об использовании совместной военной силы в случаях интервенции на территорию одной из стран-членов извне. Думаю, в этом также заинтересованы и соседние государства, прежде всего, Таджикистан, способный оказать политическую поддержку в продвижении этих инициатив.

• Опору на «тяжеловесов» региональной политики – Россию, Китай. В последнее время в этой роли все активнее проявляет себя Казахстан. Эти страны способны стать надежным гарантом нашей безопасности.

• Интенсификацию контактов наших спецслужб с иностранными коллегами на всех уровнях. При необходимости создание института «Офицеров связи».

• Всемерное способствование скорейшему превращению в реальную «боевую единицу» на пути афганского наркотрафика Центральноазиатского регионального информационно-координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ). Учитывая предстоящее председательствование в нём Кыргызстана, этот процесс представляется более чем реальным.

Внутри страны:

• Срочное усиление ослабленной многочисленными управленческими экспериментами Пограничной службы, когда у семи нянек дитя оказалось без глаза. На этом фоне весьма своевременным выглядит недавнее решение Президента о создании самостоятельного органа охраны границ, подчиняющегося непосредственно Верховному Главнокомандующему.

• Переход к концепции формирования профессиональной армии и выдвижение ее наиболее хорошо подготовленных и экипированных подразделений (горно-штурмовые части, «Скорпион» и т.д.) на передовые рубежи. Само их присутствие на чреватых военными конфликтами территориях способно охладить многие горячие головы. Этот процесс начался, его необходимо всячески ускорять.

• Введение для укрепления границ своего рода "ценза оседлости" этническим кыргызам, возвращающимся на свою историческую родину. Сегодня, увеличивая многочисленные проблемы, они в большинстве своем стремятся в и без того перенаселенную Чуйскую долину, где уже явно обозначился недостаток природных ресурсов. В баткенском же приграничье даже акклиматизация пройдет безболезненно. Прожив обязательные 3-5 лет, глядишь, многие приживутся и останутся навсегда. При этом следует шире использовать экономические стимулы – ссуды, ипотечные кредиты с отсроченными платежами или по заниженным кредитным ставкам, и т.д.

• Всемерное использование для охраны границ богатейшего доброотрядческого опыта. В некоторых местностях следует законодательно закрепить участие в этом процессе местного населения, стимулируя такую деятельность выплатой заработной платы, снижением подоходных налогов, зачетом такой службы как альтернативной.

• Поднятие на новый, качественно более высокий уровень координационную деятельность Государственной службы по контролю наркотиков (ГСКН), вплоть до прикомандирования к ней сотрудников из других заинтересованных министерств и ведомств (МВД, ГКНБ, Погранслужбы, таможни). Этому также могла бы способствовать разработка и принятие Закона «О противодействии наркотизму», закрепившему бы зону ответственности каждого госоргана. Например, ГКНБ свойственными только ему методами работы боролся бы с наркотрафиком на дальних подступах, крепя сотрудничество с тамошними коллегами, а также проводил бы антикоррупционные мероприятия среди самих же наркоборцов. ГСКН получил бы карт-бланш в противодействии международному, а МВД – внутреннему наркотрафику, и так далее.

• Создание надежных схем противодействия наркокоррупции. Например, внесение предложений по унификации законодательства государств-членов ОДКБ и создание на базе этой организации своего рода Службы внутренней безопасности. В ее обязанности входило бы выявление в ходе совместных расследований коррумпированных наркоканалов. Как известно, доказать факт наркокоррупции и привлечь виновных к ответственности весьма сложно. Но в случае хотя бы двукратного обнаружения одного и того же канала переброски наркотиков подозреваемые в причастности к наркотрафику сотрудники таможни, пограничной службы, полиции и т.д. увольняются без права работы в дальнейшем в силовых структурах.

На наш взгляд, для выработки цельной тактики на опережение под условным наименованием «Афганистан-2014», целесообразно было бы создать при Комитете обороны республики экспертную группу. Автор же этой статьи на основе накопленного опыта и знаний ставил перед собой задачу привлечь внимание к надвигающейся угрозе, пунктирно обозначив некоторые пути её минимизации.

Александр Зеличенко, PhD,
    полковник службы наркоконтроля в отставке,
    директор Центрально-Азиатского центра наркополитики

 


Количество просмотров: 2335