Главная / Публицистика / Научные публикации, Политические науки; управление; идеология
Дата размещения на сайте: 5 февраля 2013 года
Миграционные тезисы
Работа в Департаменте паспортно-визового контроля МВД Кыргызстана дала массу аналитической информации и впечатлений. В сегодняшних записках затрагивается лишь часть из них, но самых животрепещущих, связанных с проблемами миграции.
– "Таджикский фактор"
Баткенский коллега совсем недавно доложил, что с заявлениями о приеме в кыргызское гражданство обратилась сразу чуть ли не тысяча таджиков. Из тех, что уже давно живут здесь, приобрели жилье, плодородные земли. Теперь вот решили легализоваться. Благо, законодательная база – межправительственные договоры об упрощенном порядке приема гражданства между двумя государствами-соседями, позволяет. При этом наших граждан, желающих перебраться в Таджикистан, на два порядка меньше. Почему?
Проблема эта не нова. Еще в благодатные советские времена здесь периодически возникали "войны на кетменях", в которых из-за главного богатства здешних мест — поливной воды, — не в шутку сталкивались жители приграничных кишлаков и селений. Милиция знает это не понаслышке, ей не раз живой цепочкой приходилось сдерживать разъяренные толпы.
Ситуацию накаляют и многочисленные региональные анклавы, где до сих пор не завершена делимитация границ. Учтем, что наши районные центры и крупные населенные пункты от "спорных" территорий находятся порой в 40 км, тогда как таджикские — в пяти-семи. Во время гражданской войны в Таджикистане в приграничье мне часто жаловались, что бородачи с "Калашниковыми" под халатами, сытно отобедав в кыргызской чайхане, бряцая оружием, категорически отказывались платить... Было, когда автобус, перевозивший местных жителей-кыргызов, вынуждено пересекал соседский анклав, в салон входили вооруженные "басмачи", высаживали пассажиров и два-три часа катались по своим делам. Бесправные ж люди ждали под палящим солнцем. И сегодня соседские пограничные и таможенные КПП стоят на въезде и выезде в свой маленький мирок, и контролируют, контролируют... Предложения же о создании совместных пунктов досмотра, где службу одновременно несли б пограничники обеих сторон, почему-то не проходят...
Справедливости ради отметим, что кыргызские власти предпринимали кое-какие меры. Например, в отдаленных местностях, прямо на целине, строились поселки. Возводились аккуратные типовые коттеджи, в придачу — некоторый соцкультбыт (клубы, фельдшерские пункты, начальные школы). Желающих селили практически бесплатно, за плату совсем уж символическую. На целину заманивалась молодежь. Был и патриотизм. Но очень недолго. Каналы в большинстве своем не достроили, большая вода сюда так и не пришла, соцкультбыт, как и наскоро засыпанные дороги скоро пришел в упадок... И народ потянулся назад, в места обетованные. "Рыба ищет, где глубже ..."
Брошенные дома вместе с прилегающими территориями за бесценок скупаются недремлющими соседями. Такая политика поощряется официальным Душанбе, её во время приграничных визитов озвучивают политики самого высокого уровня. Центральными банками под эти цели выдаются многотысячные беспроцентные ссуды. Подобные методы опять же не новы, такую картину я наблюдал на юге Сербии. Живущий в махалле этнос клянется на крови: умрем, но ни клочка земли чужакам не продадим. Вот под покровом ночи в центровой дом, как правило к тем, кто хорохорился больше других, приходят те самые, пришлые. Нет-нет, они не угрожают, такие методы уже в прошлом, хотя иногда (об этом позже) используют и их. "Слушай, ну что тебе в этой глуши? Дети растут, их учить надо. А здесь опять что-то назревает... Подумай, а?! В Белграде хорошая квартира двести тыщ стоит. Мы здесь, прямо сейчас, за твою халупу даем 250..." Ломаются люди! А стоит процессу пойти, его не остановить. Соседние хаты скупают уже гораздо дешевле, самым несговорчивым подбрасываются гранаты, которые на первых порах даже и не взрываются, но ясно дают понять — уходи!!!
На моих глазах таким вот образом "поменял национальность" многотысячный городок. Но там — проще: и продавцы, и покупатели — граждане одной страны. В нашем же случае процедура приобретения недвижимости иностранцами может затянуться на годы. Легче принять гражданство. К тому ж, как мы уже говорили, в упрощенном порядке. Т.е. быстро. В угоду "добрососедству", без учета интересов Кыргызстана, такое соглашение подписали еще несколько лет назад...
Что делать?
Прежде всего, банальные вещи. Проводить дороги, строить каналы, поднимать сельское хозяйство. Давать новоселам большие подъёмные, кредиты. Причем на тех условиях, что чем дольше ты здесь живешь, тем меньше тебе возвращать. Прожил, к примеру, лет 25, ссуда и вовсе списывается. Уверен, экономисты предложат гораздо более эффективные стимулы и ноу-хау.
Со своей ж стороны предлагаю следующее. Во-первых, дислоцировать в приграничье две-три крупных сельскохозяйственных колонии поселения, закрепив за ними угодья. В свете недавней гумманизации уголовного законодательства планируется значительно сократить тюремное население. Осужденных же условно или освобожденных досрочно, направлять сюда, закреплять на земле в самом "конце географии".
И ещё. Буквально на днях правительственное постановление "О порядке развития подсобных хозяйств воинских частей, учреждений Вооруженных Сил Кыргызской Республики", чтоб обеспечить армию продовольствием, разрешило ей свободное от службы время заняться землепашеством, скотоводством, разводить сады, выращивать фрукты и овощи. "Военхозы" целесообразно создавать в здешних местах.
В перспективе ж там надо построить закрытую исправительную колонию. Это даст возможность разместить как минимум роту военнослужащих. Если возвести казармы просто так, поднимется шум о милитаризации погранзоны. Охрана ж колонии возражений не вызовет. А то, что военное присутствие добавляет уверенности и местным жителям, — факт бесспорный. Колония к тому же даст дополнительные рабочие места.
В третьих. Необходимо законодательно возродить такие действенные меры уголовного наказания, как ссылка и высылка. И местом отбывания их определить именно эти отдаленные от цивилизации места. Опять же в рамках гумманизации пенитенциарной системы такие не связанные с лишением свободы и одновременно весьма эффективные меры наказания могут стать очень популярными. Для контроля за ссыльными, кстати, понадобятся люди в погонах, чье присутствие здесь, как мы уже говорили, необходимо. Кроме того, надо срочно и без оглядки принимать и внедрять положения Закона о приграничных поселениях.
Наконец, следует ввести своего рода "ценз оседлости" этническим кыргызам, возвращающимся на свою историческую родину из того же Таджикистана. Сегодня, увеличивая многочисленные проблемы, они в большинстве своем стремятся в и без того перенаселенную Чуйскую долину, где уже явно обозначился недостаток природных ресурсов. А там, в баткенском приграничье, даже акклиматизация пройдет безболезненно. Прожив обязательные 3-5 лет, глядишь, многие приживутся и останутся навсегда. Конечно, при этом опять же надо шире использовать экономические стимулы.
– "Китайский синдром"
Наивно думать, что снижение рабочих квот, беспрерывное привлечение административного ресурса и бесчисленные проверки рынков решат проблему мигрантов от "Великого соседа". Если бы так, мир давно бы справился с ней. Добавьте сюда нашу ментальность: однажды во время рейда милиция собрала в приемнике-распределителе несколько десятков нелегалов. Ждали решения суда о депортации. Господи, что тут началось! Каких только "крыш" не наехало — высокие сановники, депутаты, прочее начальство... "Да, понимаю, гнать их всех надо. Но моего, одного, оставь..."
В этом вопросе нужна стройная государственная политика. С одной стороны, мы призываем в страну китайских инвесторов, рабочих (вспомните строителей ШОСовских резиденций), с другой — ругаем МИД и МВД за выдачу и продление им виз, без конца ужесточаем квоты. Кидаемся из крайности в крайность: то вовсе запрещаем китайским гражданам торговать, то в ход идет расхожее мнение, что, дескать, не предпринимай, а через пятьдесят лет все будем говорить по-китайски..." Зачем же тогда огород городить?!
... В том же Косово я служил вместе с непальцами. Прямые, открытые парни. Горцы. По образному выражению, их родная страна с 20-миллионным населением — лишь маленький кирпичик между двумя великими цивилизациями, индийской и китайской. В обеих, напомню, живёт приблизительно по два с половиной миллиарда. "Кирпичик" же со своей собственной культурой, языком и незыблемыми традициями стоит между двумя древнейшими земными "монстрами" не одну тысячу лет. Никто его не поглотил! Мало того, основанная на туризме (а разве мы не хотим того же?) экономика Непала развивается достаточно стабильно. Так может, стоит присмотреться к этой горной, как и мы, стране, изучить ее опыт?!
– О гастарбайтерах
Во-первых, не надо драматизировать ситуацию. Возможно, это и есть наш "собственный путь" в экономически развитое будущее. Вот только не надо поставлять дешевую, не квалифицированную рабочую силу. А значит, интегрируясь с теми же Россией и Казахстаном, развивать здесь у нас сеть ПТУ, давать желающим уехать на заработки дефицитные, востребованные там профессии. Приводить миграционные процессы в цивилизованные рамки. Правительством, надо сказать, в этом отношении сделано не мало.
Кстати, опять же об опыте Балкан. И во времена благословенной Югославии, и сегодня на отхожие промыслы отправляются там целыми селами. Удивился, когда мне рассказали, что жители косовского региона Хас, например, традиционно работают пекарями. И деды, и отцы их пекли немцам и австриякам хлеб и вкусную сдобу. В основном же Балканы поставляют Евросоюзу квалифицированных строителей, плотников, краснодеревщиков, мебельщиков.
Готов биться об заклад: сегодняшние наши гастарбайтеры — завтрашняя политическая элита Кыргызстана. Смотрите, как бурно и энергично развиваются диаспоры, как бьются за место под солнцем! Непросто, ох как не просто пробиться кыргызу в той же России! Но если уж пробился, будьте уверены, он на две головы выше окружения. Если же нет, так и будешь всю жизнь мести московские улицы. И дети твои, и внуки. Не хотят! Уже и богатенькие буратино средь них появились, уже и регулярные самолетные рейсы устраиваются, совместные российско-кыргызстанские предприятия, — и не только "купи-продай", — открываются. Еще немного, и диаспорная элита начнет на равных бороться за власть в Кыргызстане, выставляться на выборах и т.д.
Тому подтверждение — недавний бишкекский саммит представителей кыргызских диаспор России и Казахстана, объединившихся в движение "Замандаш". Множество интереснейших предложений, громадье планов. А как держались "диаспоровцы"! Разве похожи они на тех, кто несколько лет тому дрожал от страха при виде российского милиционера!? Респектабельные дамы и господа, на равных ведущие диалог с Премьером.
И то — образование, язык, общение. Возвратившись, они не смогут уже жить по-другому. Не будут потакать коррупции, раболепствовать. Иной уровень, иное мышление! Феномен этот, кстати, умело использовала Турция: "Если наш в Германии смог пробиться, будьте уверены, он — талант. И сегодня востребован дома". Под таким лозунгом в семидесятых годах прошлого века, после того, как турки почти тридцать лет "засоряли" Европу, там открылась "охота за мозгами". Дарования нашли, уговорили вернуться, дали должности, вплоть до губернаторских. И они подняли страну до высот, какие нам пока и не снятся. Через пять, максимум десять лет такой метод будет применим и у нас. А нет — те явятся сами, и тогда — не взыщите...
Александр Зеличенко,
Бишкек, август 2007
Количество просмотров: 2393 |