Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика
© Александр Зеличенко, 2009. Все права защищены
Дата размещения на сайте: 5 февраля 2013 года

Александр Леонидович ЗЕЛИЧЕНКО

"Воровской закон" рядится в школьную форму...

 

...Днями, идя на обед, обратил внимание на толпу пацанов во дворе. В школьной форме, лет по 13-15, агрессивно настроенные, они явно готовились к драке. Пока подходил, ловил обрывки разговора: "Ответишь по понятиям!", "Кто у вас смотрящий?!"

С ситуацией, спасибо опыту, тогда справился легко. Но случай этот лишь подогрел профессиональный интерес и, обратившись к доступным источникам, попытался сделать "срез" современного городского подросткового социума. Картина встревожила.

Прежде всего — непомерная жестокость. Давно канули в лету краевые схватки моей юности типа "Дзержинка — Карпинка" или "Ботаника — Жилгородок", когда дрались на кулаках, а один на один — только до первой крови. Когда, провожая девушку, можно было не беспокоиться о безопасности. Вот на обратном пути — смотри в оба...

За пятьдесят сомов теперь забивают насмерть. Пример тому — прошлогодний случай в Кара-Балта, когда мальчишку убили за то, что он не смог вовремя "внести" рэкетирам "положняковые" 50 сомов...

Школьный рэкет стал нормой, и отнюдь не воспринимается подростковой, и без того склонной к крайней степени правового нигилизма, средой, как серьезное преступление. Подумаешь, "обязали" платить по пятерке всех третьеклассников! Знакомые рассказали о собственном расследовании одного такого случая.

Сын жаловался на поборы, угрозы, а однажды пришел домой весь в слезах. Выяснилось, каждодневно его обирает пятиклассник. Когда того порасспросили, оказалось, что "авторитеты" из 9Б назначили Азамата З. "смотрящим" за третьими классами!

"Собирай, деньги в "общак" пойдут. Заодно и отцу, что в зоне чалится, поможешь. Часть добытого мы туда "загонять" будем". Ну, 12-летний "смотрящий" и усердствовал...

Идет сплошная криминализация общества. Нравственные ориентиры по типу "хорошо" и "плохо" размыты до неузнаваемости. Различного рода "откаты", взятки, "разборки" стали нормой. Об этом говорят в семье, смакуют на телевидении, сливают с киноэкранов. Такое положение вещей дети считают абсолютным правилом.

Прибавьте к сказанному общий упадок культуры, уровня образования. Помню, в середине 1970-х, мы, курсанты милицейской школы, выдумывали прозвища для однокурсников. И ребята из группы, где собрались парни из отдаленных регионов, что при поступлении писали даже не сочинение, а изложение, назвали неразлучных командира и замкомвзвода "Добчинский-Бобчинский". Был там и свой "Митрофанушка". Кто из сегодняшних молодых хотя бы слышал о таких персонажах?

Недавно по долгу службы побывал в детской колонии. И узнал, что если раньше здесь практически не было надобности в младших классах, то сегодняшние воспитанники очень часто не умею толком читать и писать. А в восьмом-девятом учатся лишь единицы...

Я не ханжа. Таковы сегодняшние правила игры. Наша постсоветская "се ля ви". И я далек от мысли во всем винить замордованных родителей, вынужденных в поисках пропитания для семьи пускаться во все тяжкие — до воспитания ль им?!

Но есть моменты, напрямую зависящие от нас. Надо только перестать быть страусами и прятать голову в песок, как бы не замечая проблемы. Речь, прежде всего, — о популяризации так называемой "воровской романтики".

Несколько лет назад на коллегии Министерства внутренних дел рассматривалось положение дел с организованной преступностью. И вдруг, с заслуживающим лучшего применения азартом высшие должностные чины стали дружно выяснять, являлся ли известный в те годы бандит реальным "вором в законе" и, подчеркивая осведомленность, сыпать аргументами "за" и "против".

В спор включился и сам министр! В результате "постановили" считать законченного негодяя "коронованным не по правилам". А случись наоборот?! Представляете, какой авторитет в глазах подельниковприобрел бы этот тривиальный грабитель?! Сам министр внутренних дел и его ближайшее окружение подтвердили б "воровской сан"!

А вскоре, попирая все мыслимые моральные и законодательные нормы, криминал пошел во власть. И сегодня мы в самом разгаре его смертельных разборок. Стыдливо прикрыв глаза, местная Фемида штамповала заключения о "снятых" и "погашенных" судимостях. Думаете, наши дети слепы и глухи?

А множество книг с интригующими названиями типа "Я — вор в законе", повествующих о легкой и яркой жизни "авторитетов", "смотрящих", "положенцев" и прочих блатных. А популярное радио "Шансон", а фильмы, возводящие тюрьму и крепкие кулаки в абсолютную норму жизни...

Когда-то стеснялись, если кто-то из близких отбывал наказание. Теперь же молодые этим гордятся, как если б отец или брат были известными хлеборобами, чабанами или писателями. И чем выше блатная "масть", тем больше гордятся...

В начале 1980-х весь Советский Союз в 8-м классе писал сочинение "Кем я хочу быть". Космонавтом, хирургом, офицером, артистом ... Большинство ж подростков одной из кавказских республик решили стать — "ворами в законе". Уже тогда они были там реальной властью и силой...

То же сейчас происходит и у нас. Когда тюрьма перестала быть чем-то презренным, общество предпочло жить по ее "законам". В нашем случае это без преувеличения приведёт к потере поколения next.

Кстати, случай с сочинениями уже почти тридцатилетней давности тогда привлек к проблеме внимание всего общества. Поднялись правоохранители, законодатели, творческая интеллигенция, осознавшие реальность угрозы.

Напирали на нравственность, обновили законы. Наказуемым стала уже сама принадлежность к преступным сообществам, "ворам в законе". Сменили нравственные ценности. И сегодня республика — на передовой в борьбе за права человека, хотя в этом направлении там предстоит сделать еще очень и очень многое.

Но первый шаг был сделан.

Что же мы?

Александр Зеличенко, полковник милиции, кандидат исторических наук.
Бишкек, апрель 2009

 


Количество просмотров: 2036