Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Крупная проза (повести, романы, сборники) / — в том числе по жанрам, Фантастика, фэнтэзи; психоделика
© Олег Бондаренко, 2013. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 февраля 2013 года

Олег Ярославович БОНДАРЕНКО

Однажды во Вселенной (КНИГА)

Сборник слегка сумасшедших рассказов

 

«У русской литературы Киргизии нет ответа на вопрос: а что будет завтра? – потому что критическая масса «собственно русской» культуры тает, рождаемость новых талантов уступает смертности старых. И все же, несмотря ни на что, вспыхивают новые имена… И особенно радостно, когда эти новые люди приходят в литературу со своим видением мира и системой ценностей. Один из самых ярких примеров – прозаическое творчество Олега Бондаренко. Что это?.. Отзвуки одинокого голоса Айтматова, тяжелое дыханье Франца Кафки, приглушенный шепот Кобо Абэ, двойная реальность Пелевина? Всё может быть… Как знать, может, это и есть ваша истинная жизнь, о которой вы и не подозревали?..»

Вячеслав Шаповалов, народный поэт Киргизии, доктор филологических наук

«Я давно с нескрываемым интересом слежу за прекрасным творчеством Олега и всегда удивляюсь тому, как у человека хватает времени и на общественную работу, не менее важную для развития культуры Киргизстана, и вместе с тем на такое, полное добра и света, творчество»

Данияр Деркембаев, писатель, руководитель общественного объединения киргизстанцев в Европе «Манас»

Публикуется по книге: Олег Бондаренко. Однажды во Вселенной: Сборник слегка сумасшедших рассказов. – Germany. Saarbrücken: YAM Young Authors’ Masterpieces Publishing, 2012.

ISBN: 978-3-8473-8054-2

Количество страниц: 236

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Островок под микроскопом судьбы. Предисловие В.Шаповалова

Одни
    Иваниада 
    Чашка кофе 
    Портрет
    Призрачное дерево
    Самый глубокий колодец на свете
    Легенда о любодереве
    Призрак пешеходного перехода 
    Истории о призраках 
    Ужасная правда о крысолове из Гамельна
    Кровавая сказка
    Арбузная сказка 
    Клубничная сказка 
    Апельсиновая сказка
    Рыбная сказка 
    Тюремная сказка 
    Хвостатая сказка
    Цветок папоротника
    Три поэта (загадка)

И немного реализма:
    Огни Иссык-Куля 
    Глаза по ту сторону
    Дедушка Павлик

Почти сценарии:
    Остров
    Однажды в Азии
    Однажды во Вселенной

Всяко разно:
    Стихи разных лет
    Бегемотообразное

 

ОСТРОВОК ПОД МИКРОСКОПОМ СУДЬБЫ

О рассказах Олега Бондаренко

За окном, ограничивающим наше личное «подкапотное» пространство и одновременно намекающим нам на существование иных измерений, – за этим окном у литературы Киргизстана, увы, совсем не много света и ясной видимой перспективы. Это тревожное предощущение по-разному относится как к киргизской литературе на киргизском языке, так и ко всем другим ипостасям общенациональной литературы, в частности, создаваемым на русском языке. Перед всеми ими – разные «будущностные» проблемы.

Так, у русской литературы Киргизии нет ответа на вопрос: а что будет завтра? – потому что критическая масса «собственно русской» культуры тает, рождаемость новых талантов уступает смертности старых.

И все же несмотря ни на что – глобализацию и «сетизацию», экономическую непрестижность творчества и утрату традиций, свирепое наступление новых субкультур и падение элементарной грамотности – вспыхивают новые имена: и новые люди в литературе начинают воплощать свою веру в искусство там, где прежние поколения разочаровались и опустили руки. И особенно радостно, когда эти новые люди приходят в литературу со своим видением мира и системой ценностей.

Говорю об этом, имея в виду совсем немного примеров, но один из самых ярких – это прозаическое творчество Олега Бондаренко.

Предваряя книгу рассказов и «сказок» (наверное, все-таки – новелл, ибо творчество Бондаренко тяготеет к более лаконичной, нежели «русский рассказ», форме европейской новеллы), которую вы, Читатель, открыли и в которой наверняка почерпнете немало нового для ума и сердца, нельзя не сказать о том, сколь благотворно сливается жизненный опыт писателя, полученный за пределами мира, в пространстве которого открывается его творчество, с миром горной страны начала нового века.

Опыт Олега Бондаренко – это человеческая жизнь, осознаваемая ежечасно. Это вся большая и разная Россия, в которой прожил уже долгую жизнь. И, одновременно, это опыт киргизской земли с ее неповторимой и непростой аурой – опыт, который тоже уже несколько лет осваивается писателем, впитывается, обдумывается и входит в его жизнь как ее непременная составляющая…

Писатель вообще – проявляется прежде всего в языке: Язык – божество художника.

Но писатель-прозаик, эпик по природе своей, входит, кроме этого, в сложные отношения с темой и событиями, героями и конфликтами, движущейся и ускользающей действительностью, картину, которой он должен не остановить (как поэт-лирик), и навеки сохранить несменяемой, – но в движении. Это сверхзадача прозы, но без ее осуществления нет писателя.

В открывающей книгу новелле «Одни» схожие чувства одиночества во вселенной испытывают люди кочевого племени в пустыне и ученые наблюдающей за ними нашей земной цивилизации. Одинаковая печаль обуревает и тех, и других, но кочевники не знают, что за ними смотрит и не дает им умереть большой мир. А кто смотрит на нас со звезд?..

На нас сверху смотрит Господь – и, помешивая ложечкой кофе в чашке, наблюдает, как бьются скинхеды и кавказцы. Но те и другие, согласно божественному эксперименту, поменяли обличье – и вот скинхеды кричат: «Аллах акбар!», а кавказцы требуют: «Бей приезжих черномазых!». О чем думает Господь, глядя на нас, которые, как нас ни одень и ни воспитай, полны рвением убийства и изначальной злобой?.. Это новелла «Чашка кофе».

Герой другого рассказа – Иван Иванович Иванов – теряет Имя-Отчество-Фамилию, потому что в патентной службе это в качестве бренда зарегистрировано другим человеком. А значит, этим захватчиком присвоено его прошлое, настоящее и будущее – всё, с чем он жил на земле. А не происходит ли этой в той или иной форме с каждым из нас, и кто знает – чего мы уже лишились в бесконечной череде дней нашей жизни – и почему, собственно, мы радостны в юности и печальны в старости?..

Итак, пришел писатель со своим видением действительности, со своим набором миров и героев – и все это отлично от того, что было в литературе Киргизии доселе.

Главный его герой – человек под беспощадным микроскопом Судьбы.

Тощий Джо, который прокопал колодец из Австралии на другую сторону земного шара, попал в сибирскую «зону» – и теперь копает другой колодец, обратно, «домой». Сумасшедшая добрая бабушка в перенаселенном шахтерском общежитии, отравившая газом соседей, когда давно умершему, но для нее живому старику-мужу не дали квартиру – поскольку покойник. Человек в маленьком домике с маленькой жизнью на дне чашечки – внутри цветка папоротника, который ждет будущего… Бизнесмен с семьей в аиле на бескрайнем горном джайлоо, которое, когда вертолет уносит героя утром на работу, оказывается искусственным маленьким островком в огромном безжизненном океане…

Что это? Отзвуки одинокого голоса Айтматова, тяжелое дыханье Франца Кафки, приглушенный шепот Кобо Абэ, двойная реальность Пелевина?

Всё может быть…

Вы открыли книгу, Читатель – так постигайте законы новых миров максимально внимательно. Не забудьте всё описанное примерить на свою жизнь. Как знать, может, это и есть ваша истинная жизнь, о которой вы и не подозревали?..

Вячеслав Шаповалов,
    народный поэт Киргизии,
    доктор филологических наук

 

СКАЧАТЬ книгу «Однажды во Вселенной» в формате Word

 


Количество просмотров: 2840