Главная / Художественная проза, Крупная проза (повести, романы, сборники) / — в том числе по жанрам, Фантастика, фэнтэзи; психоделика
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 февраля 2013 года
Однажды во Вселенной (КНИГА)
Сборник слегка сумасшедших рассказов
«У русской литературы Киргизии нет ответа на вопрос: а что будет завтра? – потому что критическая масса «собственно русской» культуры тает, рождаемость новых талантов уступает смертности старых. И все же, несмотря ни на что, вспыхивают новые имена… И особенно радостно, когда эти новые люди приходят в литературу со своим видением мира и системой ценностей. Один из самых ярких примеров – прозаическое творчество Олега Бондаренко. Что это?.. Отзвуки одинокого голоса Айтматова, тяжелое дыханье Франца Кафки, приглушенный шепот Кобо Абэ, двойная реальность Пелевина? Всё может быть… Как знать, может, это и есть ваша истинная жизнь, о которой вы и не подозревали?..»
Вячеслав Шаповалов, народный поэт Киргизии, доктор филологических наук
«Я давно с нескрываемым интересом слежу за прекрасным творчеством Олега и всегда удивляюсь тому, как у человека хватает времени и на общественную работу, не менее важную для развития культуры Киргизстана, и вместе с тем на такое, полное добра и света, творчество»
Данияр Деркембаев, писатель, руководитель общественного объединения киргизстанцев в Европе «Манас»
Публикуется по книге: Олег Бондаренко. Однажды во Вселенной: Сборник слегка сумасшедших рассказов. – Germany. Saarbrücken: YAM Young Authors’ Masterpieces Publishing, 2012.
ISBN: 978-3-8473-8054-2
Количество страниц: 236
СОДЕРЖАНИЕ:
Островок под микроскопом судьбы. Предисловие В.Шаповалова
Одни
Иваниада
Чашка кофе
Портрет
Призрачное дерево
Самый глубокий колодец на свете
Легенда о любодереве
Призрак пешеходного перехода
Истории о призраках
Ужасная правда о крысолове из Гамельна
Кровавая сказка
Арбузная сказка
Клубничная сказка
Апельсиновая сказка
Рыбная сказка
Тюремная сказка
Хвостатая сказка
Цветок папоротника
Три поэта (загадка)
И немного реализма:
Огни Иссык-Куля
Глаза по ту сторону
Дедушка Павлик
Почти сценарии:
Остров
Однажды в Азии
Однажды во Вселенной
Всяко разно:
Стихи разных лет
Бегемотообразное
ОСТРОВОК ПОД МИКРОСКОПОМ СУДЬБЫ
О рассказах Олега Бондаренко
За окном, ограничивающим наше личное «подкапотное» пространство и одновременно намекающим нам на существование иных измерений, – за этим окном у литературы Киргизстана, увы, совсем не много света и ясной видимой перспективы. Это тревожное предощущение по-разному относится как к киргизской литературе на киргизском языке, так и ко всем другим ипостасям общенациональной литературы, в частности, создаваемым на русском языке. Перед всеми ими – разные «будущностные» проблемы.
Так, у русской литературы Киргизии нет ответа на вопрос: а что будет завтра? – потому что критическая масса «собственно русской» культуры тает, рождаемость новых талантов уступает смертности старых.
И все же несмотря ни на что – глобализацию и «сетизацию», экономическую непрестижность творчества и утрату традиций, свирепое наступление новых субкультур и падение элементарной грамотности – вспыхивают новые имена: и новые люди в литературе начинают воплощать свою веру в искусство там, где прежние поколения разочаровались и опустили руки. И особенно радостно, когда эти новые люди приходят в литературу со своим видением мира и системой ценностей.
Говорю об этом, имея в виду совсем немного примеров, но один из самых ярких – это прозаическое творчество Олега Бондаренко.
Предваряя книгу рассказов и «сказок» (наверное, все-таки – новелл, ибо творчество Бондаренко тяготеет к более лаконичной, нежели «русский рассказ», форме европейской новеллы), которую вы, Читатель, открыли и в которой наверняка почерпнете немало нового для ума и сердца, нельзя не сказать о том, сколь благотворно сливается жизненный опыт писателя, полученный за пределами мира, в пространстве которого открывается его творчество, с миром горной страны начала нового века.
Опыт Олега Бондаренко – это человеческая жизнь, осознаваемая ежечасно. Это вся большая и разная Россия, в которой прожил уже долгую жизнь. И, одновременно, это опыт киргизской земли с ее неповторимой и непростой аурой – опыт, который тоже уже несколько лет осваивается писателем, впитывается, обдумывается и входит в его жизнь как ее непременная составляющая…
Писатель вообще – проявляется прежде всего в языке: Язык – божество художника.
Но писатель-прозаик, эпик по природе своей, входит, кроме этого, в сложные отношения с темой и событиями, героями и конфликтами, движущейся и ускользающей действительностью, картину, которой он должен не остановить (как поэт-лирик), и навеки сохранить несменяемой, – но в движении. Это сверхзадача прозы, но без ее осуществления нет писателя.
В открывающей книгу новелле «Одни» схожие чувства одиночества во вселенной испытывают люди кочевого племени в пустыне и ученые наблюдающей за ними нашей земной цивилизации. Одинаковая печаль обуревает и тех, и других, но кочевники не знают, что за ними смотрит и не дает им умереть большой мир. А кто смотрит на нас со звезд?..
На нас сверху смотрит Господь – и, помешивая ложечкой кофе в чашке, наблюдает, как бьются скинхеды и кавказцы. Но те и другие, согласно божественному эксперименту, поменяли обличье – и вот скинхеды кричат: «Аллах акбар!», а кавказцы требуют: «Бей приезжих черномазых!». О чем думает Господь, глядя на нас, которые, как нас ни одень и ни воспитай, полны рвением убийства и изначальной злобой?.. Это новелла «Чашка кофе».
Герой другого рассказа – Иван Иванович Иванов – теряет Имя-Отчество-Фамилию, потому что в патентной службе это в качестве бренда зарегистрировано другим человеком. А значит, этим захватчиком присвоено его прошлое, настоящее и будущее – всё, с чем он жил на земле. А не происходит ли этой в той или иной форме с каждым из нас, и кто знает – чего мы уже лишились в бесконечной череде дней нашей жизни – и почему, собственно, мы радостны в юности и печальны в старости?..
Итак, пришел писатель со своим видением действительности, со своим набором миров и героев – и все это отлично от того, что было в литературе Киргизии доселе.
Главный его герой – человек под беспощадным микроскопом Судьбы.
Тощий Джо, который прокопал колодец из Австралии на другую сторону земного шара, попал в сибирскую «зону» – и теперь копает другой колодец, обратно, «домой». Сумасшедшая добрая бабушка в перенаселенном шахтерском общежитии, отравившая газом соседей, когда давно умершему, но для нее живому старику-мужу не дали квартиру – поскольку покойник. Человек в маленьком домике с маленькой жизнью на дне чашечки – внутри цветка папоротника, который ждет будущего… Бизнесмен с семьей в аиле на бескрайнем горном джайлоо, которое, когда вертолет уносит героя утром на работу, оказывается искусственным маленьким островком в огромном безжизненном океане…
Что это? Отзвуки одинокого голоса Айтматова, тяжелое дыханье Франца Кафки, приглушенный шепот Кобо Абэ, двойная реальность Пелевина?
Всё может быть…
Вы открыли книгу, Читатель – так постигайте законы новых миров максимально внимательно. Не забудьте всё описанное примерить на свою жизнь. Как знать, может, это и есть ваша истинная жизнь, о которой вы и не подозревали?..
Вячеслав Шаповалов,
народный поэт Киргизии,
доктор филологических наук
СКАЧАТЬ книгу «Однажды во Вселенной» в формате Word
Количество просмотров: 2840 |