Главная / Научные публикации, Экономика и финансы
Монография публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 февраля 2013 года
Теория и практика экономики переходного периода
В данном сборнике автор представляет свой новый научный труд “Теория и практика экономики переходного периода”, в котором рассматриваются концептуальные основы реформирования экономики, определены основные модели реформ, дан опыт реформирования отдельных стран: Польши, Китая, России, Кыргызстана. В сборник также включен ряд опубликованных ранее работ, исследующих экономику переходного периода Кыргызстана, которые в силу объективных условий времени в большинстве своем остались малоизвестными. Издание предназначено для ученых-экономистов, молодых исследователей, преподавателей экономических специальностей вузов, аспирантов и студентов, политиков, практиков, интересующихся положением дел и перспективами развития экономики переходного периода.
Публикуется по книге: Мусаева. Дж. А. Теория и практика экономики переходного периода. – Бишкек: Илим, 2008. – 411 с.
УДК339.9
ББК65.5
М91
ISBN 978-9967-12-059-4
М0604000000 УДК339.9
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретико-методологические основы необходимости трансформации централизованно-плановой экономики
Глава 1. Теоретические подходы к периодизации общественно-экономического устройства
Глава 2. Успехи и слабости плановой экономики
Глава 3. Централизованно-плановая экономика глазами современных экономистов
Раздел II. Экономика переходного периода и ее основные элементы
Глава 4. Концептуальные основы реформирования экономики
Глава 5. Институциональные преобразования
Глава 6. Микроэкономическая либерализация
Глава 7. Макроэкономическая стабилизация
Раздел III. Опыт экономических реформ отдельных стран
Глава 8. Либеральные реформы на постсоветском пространстве
Глава 9. Опыт эволюционных реформ Китая
Глава 10. Особенности социально-демократических реформ
Предисловие
Нашему поколению выпало жить во времена больших событий и потрясений. По прошествии некоторого времени их, вероятно, назовут великими. Пока же нам приходится признать, что известное проклятие китайского народа “пусть придется тебе жить в эпоху великих перемен” действительно имеет под собой реальную основу. Даже тем из нас, кому удалось найти свое место в новом мире, приходится весьма сложно как в силу того, что все удалось непросто, так и того, что очень тяжело видеть множество твоих соплеменников, которые не смогли сделать и этого, т.е. адаптироваться к новым условиям жизни.
Тем не менее, жизнь продолжается. Перед нами сегодня стоит очень важная задача – понять суть происходящих событий и сделать все возможное, чтобы изменить эту жизнь к лучшему.
Первым звонком-сигналом, свидетельствующим о неблагополучии экономической системы социализма были низкие темпы экономического роста СССР. Мне довелось слушать лекцию академика А. Аганбегяна, который свел воедино (в одну таблицу) темпы экономического роста СССР за ряд лет. Эти данные (он использовал, как и все ученые, только официальную статистику) свидетельствовали о том, что темпы экономического роста национального дохода СССР имели тенденцию к неуклонному снижению.
Признаюсь, для меня это был в значительной степени переломный период в отношении формирования критического отношения к существующей экономической системе. Яне могу отнести себя к числу тех одаренных мыслителей, кто предвидел будущее и мог предсказать крах плановой экономики загодя. У меня, правда, и ранее появлялись критические мысли о значительных недостатках данной экономической системы (подробнее о них будет рассказано в специальной главе), но осознанный вывод о необходимости замены данной системы другой, рыночной, был сделан мной не в середине, а в конце 80-х гг.
Что касается, Кыргызстана, то вопрос о том, когда и с чего началась карди-нальная перестройка, несколько легче: практически она началась с разрушения СССР и обретения нашей страной независимости, то есть с августа 1991 г. С этого времени начался очень тяжелый период для нашей страны. Многое изменилось в наших ориентирах, появились новые ценности. Наука, в том числе и экономическая, к сожалению, не относилась к числу этих ценностей. Но в этом была и своя правда (закономерность) – экономическая наука не поспевала за реальной практикой.
Несмотря на чрезвычайно сложные условия существования в тот период, на то, что научные исследования в то время никому не были нужны, оставались люди, которые продолжали заниматься своим делом, пытались понять тот сложный мир, который назван перестройкой. Не могу не назвать замечательных экономистов, которые и в это тяжелое время сумели продолжить свои исследования, внесли значительный вклад в развитие кыргызской экономической науки. Это, прежде всего, академик Турар Койчуевич Койчуев, профессора Жаныл Темировна Чубурова, Дамира Чотуевна Бектенова, Валентина Махмудовна Касымова и др.
За небольшим исключением труды ученых эпохи переходного периода редко публиковались (финансовые трудности) и потому, как правило, не доходили до своего адресата: ученых-экономистов, молодых исследователей, аспирантов и студентов, политиков, практиков, которым эти идеи необходимо было изучать как с точки зрения познавательной, так и полемики, для выработки своих взглядов. Новые идеи, подходы не могут появиться на пустом месте. Они могут развиться только на основе познания многообразия точек зрения, посредством переосмысления различных мнений, полемики, на основе критики других подходов. Только так в науке можно выработать собственную позицию. Именно с этой целью и подготовлено данное издание.
В данном сборнике трудов автор представляет свою работу “Теория и практика экономики переходного периода”, а также ряд научных публикаций, исследующих экономику переходного периода Кыргызстана, которые в силу объективных условий времени в большинстве своем остались малоизвестными. Автор будет полагать свою задачу выполненной, если материал работы поможет другим исследователям (посредством ли изучения материала, посредством ли отправной точки для выработки своих взглядов или в качестве полемики) дать ответы на фундаментальные вопросы, стоящие перед экономикой республики.
Раздел I. Теоретическо-методологические основы необходимости трансформации централизованно-плановой экономики
Глава 1. Теоретические подходы к периодизации общественно-экономического устройства
Каждое общество имеет свою систему связей между производителями и потребителями общественных благ. Под экономической системой принято понимать особым образом упорядоченную систему связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. В экономической системе, таким образом, хозяйственная деятельность оказывается тем или иным образом организованной, скоординированной.
Принято различать индетерминистские и детерминистские теории исторического развития. Детерминистские теории рассматривают мировую историю как последовательно развивающийся, прогрессивный процесс, предполагающий, что последующее является продолжением предыдущего. Индетерминистские теории рассматривают мировую историю как циклическое, а не прогрессивное развитие. В основе общества находится локальная цивилизация.
Наиболее ярко представляет индетерминистские подходы теория английского историка и социолога А. Тойнби (1889–1975 гг.). Он пытался вывести законы общественно-исторического развития человечества. По его мнению, общественное развитие представляет собой кругооборот локальных цивилизаций, каждая из которых проходит четыре этапа: генезис, рост, упадок и дезинтеграцию. Под цивилизацией он понимал культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств. Таким образом, по Тойнби, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций.
Первоначально он выделял 21 цивилизацию, затем сократил их число до 13. Прогресс человечества он видел в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой синкретической религии будущего. Он разделял западно-христианскую цивилизацию, православие, христианство, исламскую, индуистскую, дальневосточную, буддистскую, христианскую, иудаистскую и др. До нашего времени, считает ученый, сохранилось лишь 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой цивилизации, отмечал ученый, является творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Причину разрушения цивилизации он видел в том, что приходит время, когда творческая элита неспособна решить очередную социально-историческую проблему и превращается в господствующее меньшинство. Отчужденная масса населения совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не погибнет от военного поражения либо от естественных катастроф.
Более широкое распространение получили детерминистские концепции раз-вития человеческого общества. По мнению представителей этой теории, в основе развития общества находятся различные процессы: демографический детерминизм, стадии развития нации, технологический детерминизм, степень индустриального развития, цивилизационный подход, формационный подход, подход, в основе которого находится принцип собственности и способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность (экономикс), социально-экономическое развитие и др.
Представителем демографического детерминизма является известный французский политэконом и статистик А. Кост (1842–1901 гг.). Все социальные явления, на его взгляд, зависят от демографических процессов. “...Зарождение и развитие цивилизации, — писал он, – происходит повсюду, где идет интенсивная торговля, где осуществляются военные захваты, наблюдается объединение земель, где создаются федеративные союзы, и все это объясняется ростом и распространением одного и того же социального фактора – численности и плотности населения”. В основе периодизации 6 эпох, которым соответствуют 4 стадии социальной эволюции.
I эпоха – феодализм. Все население в этот период состоит из семей, прожи-вающих в поселках.
II эпоха – коммуникализм. Для этого периода характерен рост населения. Фор-мой поселений становятся города.
III эпоха – этатизм. В этот период рост населения приобретает такие масштабы, что центрами жизни становятся крупные города – полисы.
Для IV–V эпохи характерно замедление роста населения, устанавливается монархическая форма правления. Все это приводит к регрессу в развитии общества.
VI эпоха – плутократический парламентаризм. Вновь происходит увеличение населения, которое способствует расширению границ, росту столиц.
Как видим, А. Кост определяет прямо пропорциональную связь между ростом населения и прогрессом общества. При этом более могущественные государства поглощают более слабые.
Большой интерес вызвала теория Уолта Ростоу, которая наиболее полно отра-жена в его трудах “Некоммунистический манифест” (1960 г.) и “Политика и стадии роста” (1971 г.). У. Ростоу получил известность как создатель теории стадий экономического роста. Он выделяет шесть стадий роста.
Традиционное общество. Для этого периода характерны использование примитивной техники, развитие сельского хозяйства, власть крупных землевладельцев.
Переходное общество. Оно является переходным к взлету. В этот период происходит становление централизованного государства, развивается предпринимательство.
Стадия сдвига. В этот период происходит взлет экономики, ее модернизация на основе внедрения новой техники в промышленность и сельское хозяйство.
Стадия зрелости. Эта стадия характеризуется длительным этапом технического прогресса. Развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда.
Стадия массового потребления. Для этой стадии характерна определяющая роль сферы услуг и производства потребительских товаров.
Стадия поиска качества жизни. Эта стадия связана с развитием человека, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.
В теории У. Ростоу попытка использовать несколько критериев разделения общества на стадии. В частности, в его стадиях наблюдается принцип технологического подхода, степени развития зрелости общества, последняя стадия свидетельствует о попытке введения системы ценностей в периодизацию общественного развития.
В основе деления общества, считает видный американский ученый Джон Гэлбрейт, находится степень индустриального развития. По мнению Гэлбрейта, в конце XIX в. – начале ХХ-го, вплоть до второй мировой войны, деятельность корпораций ограничивалась такими отраслями, в которых производство должно вестись в крупном масштабе (железнодорожный и водный транспорт, производство стали, добыча и переработка нефти, некоторые отрасли горнодобывающей промышленности). В это время периоды расширения и спада производства неуклонно следовали друг за другом. Этот период можно назвать как прединдустриальный. Одна из наиболее примечательных черт современной экономической жизни (после второй мировой войны) связана с оценкой совершающихся в ней перемен. Связаны они с применением все более сложной и совершенной техники в сфере материального производства. Роль крупных корпораций при этом резко возросла. На долю пятисот крупнейших корпораций приходится почти половина всех товаров и услуг, производимых в США. “Мир корпораций, быстро развивающихся в техническом отношении, обладающих огромными капиталами и сложной организационной структурой, – вот тот облик, который определяет облик «нового индустриального общества”. Характерными чертами этого общества являются смена стихийных отношений рыночной экономики на регулирование и даже планирование экономики. После второй мировой войны, пишет автор, не было ни одной глубокой депрессии; с 1947 по 1966 г. был лишь один год, когда реальный доход в США не возрос. Говоря о будущем новой индустриальной системы (постиндустриальном обществе), автор говорит о том, что в ходе своего развития обе индустриальные системы (капиталистическая и социалистическая) сближаются. Происходит, таким образом, конвергенция двух как будто различных индустриальных систем во всех важнейших областях. Отом, что происходит “социализация” развитой корпорации, пишет автор, говорят даже консервативно настроенные люди. Дж. Гэлбрейт выделяет следующие этапы общественного развития:
- Индустриальное общество
- Новое индустриальное общество
- Постиндустриальное общество.
В работе К. Маркса “К критике политической экономии” формулируется понятие общественно-экономическая формация. В частности, автор пишет: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”3. Он также выражает идею последовательности и прогрессивности общественных формаций: “В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способ производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации”4. На наш взгляд, в определении понятия “общественно-экономическая формация” есть смысл. Правда, трудно согласиться с его утверждением о том, что “...буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества”5. Ход истории развития человеческой цивилизации пошел по другому пути.
Наиболее распространенной сегодня, как на Западе, так и постсоветских странах, является систематизация экономических систем, которую у нас принято называть “экономикс”. Она разделяет системы по таким критериям, как:
1) форма собственности на средства производства;
2) способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
В этой связи принято разделять:
- централизованно-плановую экономику,
- рыночную экономику,
- смешанную экономику.
В современной социально-философской мысли типология обществ в их исторической последовательности выделяет следующие системы: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Это понятие, обозначающее совокупность обществ, материальной основой которого была примитивная ручная техника с преобладанием ручного труда. Марксистская теория разделяла эту систему на три: первобытнообщинное, рабовладельческое и феодальное. На смену традиционному обществу приходит индустриальное общество. Термин “индустриальное общество” был введен О.Контом. Это общество основано на наемном труде и отражает индустриальный этап развития, материальной основой которой является промышленная революция XVIII–XIX вв. Следующим этапом развития является постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас). Основой его является научно-техническая революция как революция в области фундаментальных естественных наук, достижения которых материализовались в качественно новых и несравненно более сложных технико-технологических процессах. Другая важная черта постиндустриального общества – усиление роли и значения человеческого фактора.
В этой периодизации социалистическое общество занимает особое место. Отличие его заключается в том, что многие страны отказались от капиталистического общества и выбрали социалистическое общество. Однако практика хозяйствования этих стран показала неэффективность централизованно-плановой экономики и потому они, во всяком случае большинство из них, вынуждено вновь возвратиться к рыночной экономике. Поскольку централизованно-плановая и рыночная экономика – диаметрально противоположные системы, то необходим длительный период, в течение которого должна преобразоваться вся система экономических отношений. Этот период и получил название переходного периода. Схематично последовательность различных этапов в развитии человеческого общества дана в схеме 1.1.
Некоторые из социалистических обществ, к примеру Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и т.д., имеют несколько другую последовательность смены различных этапов. Эти страны не проходили этап рыночной экономики, что оказало большое влияние на суть и продолжительность переходного периода от плана к рынку.
Примером стран, которые претендует на исключительность своего развития, является Китай. По мнению китайских реформаторов, в настоящее время страна реализует экономическую реформу, под которой они понимают самостоятельный почин самой социалистической системы, сознающей необходимость самосовершенствования и дальнейшего развития. “Содержание реформы в Китае состоит в том, чтобы при сохранении социалистического строя осуществить преобразование целого ряда тех взаимосвязанных звеньев и аспектов производственных отношений и надстройки, которые не соответствуют развитию производительных сил”. Цель переходного периода – построение социалистической плановой товарной экономики.
Китайский путь, на наш взгляд, имеет много общего с идеей конвергенции. В соответствии с ней (ее разрабатывали Сорокин,Гэлбрейт (США), Арон (Франция), Тинберген (Нидерланды) и др.) теория конвергенции – это современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию.
Пока трудно утверждать, что этот путь реален и он может Осуществиться в таких странах, как Китай и Вьетнам, однако, кто знает, к чему приведет логика развития этих стран в будущем. Если попытаться использовать общепринятую систему периодизации развития, то в соответствии с теорией конвергенции путь развития Китая можно выразить следующей схемой (см. схему 1.2).
В соответствии с изложенной периодизацией постсоветские страны находятся на переходном этапе от централизованно-плановой экономики (ЦПЭ) к рыночной. Под рыночной экономикой принято понимать как то, что в данной типологии относится к рыночной, так и смешанную экономику, понимая под ней более развитую ступень рыночной экономики (регулируемую рыночную экономику).
Если попытаться определить понятие “переходная экономика”, то в широком смысле этого слова, оно, на наш взгляд, отражает промежуточное состояние экономики при переходе от одного общества к другому. В более узком смысле этого слова под переходной экономикой принято понимать экономику в период перехода от ЦПЭк рыночной организации производства. В данной работе мы исследуем суть этого понятия в узком его смысле…
(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)
Открыть полный текст в формате PDF
© Мусаева. Дж. А., 2008
Количество просмотров: 5154 |