Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Научные публикации, Политические науки; управление; идеология / Учебная и методическая литература
© Мурзакулова А. Дж., 2013. Все права защищены
Книга публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 23 марта 2013 года

Асель МУРЗАКУЛОВА

Гражданин и государство в современном Кыргызстане

Учебное пособие для ВУЗов

В учебном пособии в доступной форме изложены основные темы курса «Гражданин и государство в современном Кыргызстане». Системно рассмотрены категории гражданственность, общество и государство. Особый акцент сделан на взаимосвязи государства и гражданина в современном Кыргызстане. Проанализированы такие стороны общественной жизни, как: демократизация, государственное строительство и гражданская ответственность. В тесной взаимосвязи изложены важнейшие проблемы гражданственности в политической и правовой плоскостях. Цель учебного пособия – формирование у читателей научного представления о роли гражданина в современном обществе и государстве. Для студентов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся вопросами взаимодействия гражданина, общества и государства.

Публикуется по изданию: Мурзакулова А. Дж. Гражданин и государство в современном Кыргызстане. Учеб. пос. для ВУЗов / Отв. ред. Дятленко П.И. – Б.: Maxprint, 2012. – 116 с.

УДК 323/324
    ББК 66.2 (2Ки)
    М 91
    ISBN 978-9967-26-616-2
    М 0803010411-12

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом КРСУ

Рецензенты:

профессор, чрезвычайный и полномочный посол КР Абдуразаков И.А.,
    д.и.н., профессор Акунов А.А.,
    к.и.н. профессор Машрапов Т.Т.,
    к.и.н. доцент Халанский И.В.

Настоящее издание осуществляется при поддержке Программы Польской Помощи в рамках проекта Центра Полис Азия «Школа гражданского образования»

 

Содержание

Введение
    Тема 1. Кто такой гражданин? 
    Тема 2. Гражданин и государство в суверенном Кыргызстане.
    Тема 3. Современное общество Кыргызстана и роль гражданственности в нем.
    Тема 4. Краткий обзор государственного строительства Кыргызской Республики через призму конституционных реформ и эволюции института президента.
    Тема 5. Демократия: определение, условия и взгляды современных ученых. 
    Тема 6. Государство как важнейший элемент политической системы общества. Разнообразие определений государства 
    Тема 7. Типология государств: форма правления.
    Тема 8. Типология государств: форма государственного устройства.
    Тема 9. Внутренние и внешние функции государства.
    Тема 10. Понятие аппарата государства. Органы государства и их классификация.
    Тема 11. Что такое гражданское общество? 
    Тема 12. Институт выборов в Кыргызстане.
    Тема 13. Политические партии в Кыргызстане.
    Тема 14. Этнокультурное многообразие в Кыргызстане: достижения и проблемы.
    Список сокращений
    Глоссарий
    Приложения

 

Введение

Проблема гражданского образования для Кыргызстана является актуальной задачей современной системы образования. Какой образ гражданина закладывается современными образовательными программами? Задавшись этим вопросом на стадии разработки настоящего учебного пособия, мы обнаружили, что в образовательном пространстве Кыргызстана крайне сложно найти на него ответ. За исключением редких попыток в нескольких учебных пособиях, широкой дискуссии в академической среде в отношении образа гражданина и значит, образа будущего страны не состоялось. В целях заполнения обозначенного пробела возникла необходимость создать отдельный курс, посвященный вопросам повышения гражданской компетентности.

Политические процессы последних десяти лет в стране обнажают множество проблем, связанных с формированием и становлением гражданского самосознания в Кыргызстане. На фоне усиливающейся тенденции фрагментации общества (на основе экономических: бедные-богатые, региональных: север-юг, межэтнических: «титульная нация» и «меньшинства»), все острее встает задача его консолидации. Какие концептуальные основания могут служить сердцевиной общественной консолидации? Как можно избежать конфликта идентичности? Через кого можно сформулировать импульс человеческому и государственному развитию? Согласно позиции, представленной в настоящем учебном пособии, ответ – посредством формирования компетентного гражданина Кыргызской Республики.

Цель настоящего пособия – представить комплексное изложение основных составляющих гражданского образования, посредством проблемного подхода на такие его составляющие, как: гражданская самоидентификация, гражданин и государство, политическое устройство государства, система выборов и гражданская ответственность.

Настоящий курс предназначен для студентов младших курсов ВУЗов Кыргызстана. Курс рекомендуется в виде курса по выбору (КПВ), широко практикуемого в системе современного высшего образования.

Многие тематические разделы, являющиеся необходимой частью гражданского образования (например, права человека и пр.) не вошли в настоящее пособие в связи с тем, что в его разработке мы опирались на учебное пособие, подготовленное коллективом авторов при поддержки IFES для средних школ Кыргызстана. Это пособие на основе меморандума с Министерством образования было введено в качестве обязательного. Следовательно, настоящее учебное пособие для студентов учитывало наличие обязательного курса по граждановедению в средней школе и в своем контенте не повторяло базовые темы, изложенные ранее в школьной программе.

В качестве методических рекомендаций для преподавателей хотим отметить необходимость дискуссионного характера занятий по данному курсу. Темы в пособии раскрываются таким образом, чтобы ознакомить студентов с разнообразием как концептуальных, так и практических примеров для каждой тематики. Следовательно, доминантой при создании дизайна занятия должна служить ориентация на такие форматы, как: дебаты, мини-презентации в группах, круглые столы, имитационные игры (например, по теме «Избирательная система»). В приложении даны примеры по составлению письменных заданий по курсу.

Автор выражает благодарность Программе Польской Помощи за возможность опубликовать настоящее пособие, редактору, рецензентам, коллегам за ценные комментарии и советы при подготовки настоящего пособия.

 

Тема 1. Кто такой гражданин?

 

«Гражданин — это тот, кто обладает достаточным объемом знаний о том, что соответствует его собственным интересам и о том, какой политический выбор позволяет ему обеспечить эти интересы лучше других»

Даль Р. Проблемы гражданской компетентности

 

Как самостоятельная фигура политического процесса фигура гражданина в истории появилась сравнительно недавно. Гражданин и государство республиканской формы правления (в противовес монархиям) ознаменовали начало нового политического времени на Западе и Востоке с различным временным отрывом. Условно начиная со средневековых революций в Европе и продолжая арабской весной 2011 г., политические изменения, основанные на протесте людей в отношении традиционной власти, приводили к формированию фигуры политически осознанной личности – гражданина.

Как правило, привычными субъектами политического взаимодействия выступают – государства, нации, общества, международные организации, лидеры стран (президенты, премьер-министры, монархи). В таких координатах власти человек, обладающий рядом юридических и личностных характеристик, определяющий свою связь с государством и обществом в определенных политических границах, именует себя гражданином. Существует ряд юридических характеристик, позволяющих определить человека в терминах гражданственности.

 

«Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».

Авакьян С. Энциклопедия юриста

 

Таким образом, гражданин находится в тесном взаимодействии с государством и одним из фундаментальных прав, отличающим его, например, от поданного, выступает обладание им права избирать и быть избранным.

Однако в современности обладание формальными или юридическими характеристиками гражданина – это недостаточный показатель гражданственности. Как правило, большинство граждан, обладая юридическими характеристиками гражданственности, не обладают элементарными знаниями, гарантирующими минимальную политическую грамотность, что сказывается на их гражданской ответственности. Это приводит к высокой подверженности манипуляциям и неосведомленности, как в сфере реальной политики, так и в области отстаивании и защиты своих прав. Следовательно, гражданин сегодня – это не только лицо, обладающее гражданственностью, но и фигура, способная осуществлять политический выбор и нести гражданскую ответственность за свой выбор. Этот выбор (главы государства, политической партии, народного представителя – депутата и пр.), по сути, должен быть направлен на обеспечение гражданских интересов.

Проблема компетентного гражданина, способного осуществлять и отстаивать свой политический выбор, является общей не только для молодых государств, но и для стран, имеющих достаточно длительную демократическую традицию гражданственности. В современный век развития высоких технологий, социальных сетей, интернета и массовых коммуникаций все острее встает задача повышения политической компетентности граждан.

В идеале гражданин Кыргызстана должен обладать следующими характеристиками:

— не отдавать свой избирательный голос вне своего личного выбора;
    — уважать и следовать законам Кыргызской Республики и требовать их исполнения;
    — уважать права и свободы человека вне зависимости от его происхождения, этнической, религиозной и расовой принадлежности;
    — контролировать государственные институты на предмет выполнения ими своих обязательств;
    — быть информированным.

Вопросы для размышления:

1. Как можно проявлять свою гражданственность?
    2. Кого Вы могли бы назвать в качестве примера для граждан Кыргызстана?
    3. Какими качествами должен обладать гражданин?
    4. Как может повлиять компетентный гражданин на эффективность деятельности государства?

Рекомендуемая литература для чтения:

1. Даль Р. Проблемы гражданской компетентности Электронная библиотека Гумер URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/pr_gra.php

2. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление // Электронная библиотека Гумер URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/EpohProp/11.php

 

Тема 2. Гражданин и государство в суверенном Кыргызстане

Отношения государства и граждан в Кыргызстане складывались сложно и порой драматически. Мартовские события 2005 г., 7 апреля 2010 г., Ошские события 1990 г. и 2010 г., Аксыйская трагедия 2002 г. и многие другие конфликты показывают многосложность взаимодействия государства и гражданина в Кыргызстане.

Основной особенностью их взаимодействия выступают системные изменения начала 1990-х годов. Эти процессы положили начало трансформации культуры взаимодействия государства и гражданина: от наследия советского прошлого к новым контурам гражданственности. В течение двадцатилетней истории суверенитета в республике происходил поиск новых ценностей и правил взаимодействия между обществом и государством. Две культурные традиции определяют взаимодействие государства и гражданина:

Патерналистическая культура взаимоотношений: государство как отец гражданина, дающий ему культурные, идеологические и пр. ориентиры жизнедеятельности, контролирующий его экономическую деятельность.

Либерально-демократическая культура взаимоотношений: гражданин как самостоятельный от государства индивид, осуществляющий контроль над деятельностью государства.

Первая традиция присуща государствам с тоталитарной и авторитарной (полуавторитарной) формой правления, наряду с теми государствами, в которых сохранились монархии. Вторая характерна для государств с демократической формой правления, где есть развитые институты гражданского общества, политические партии и независимые СМИ.

Основные коммуникационные действия между гражданином и государством происходят в период: волеизъявления граждан – выборы, референдумы; получения государственных услуг – бюджетное образование, здравоохранение; реализации социальных обязательств – выплата пенсий, пособий и пр., а также информирования граждан – информационная политика государственных СМИ. В зависимости от характера исторической и политической традиции в конкретном обществе можно сформировать различные модели поведения гражданина и государства, как например:

1. Гражданин, лояльный государству – солдат государства, который должен быть его патриотом, следовать инициативам представителей власти и по умолчанию поддерживать решения, принимаемые государством.

2. Гражданин – критик государства, компетентная личность позволяющая улучшить государственную систему, распознающий проблемы государственной системы и ее изъяны. Он при помощи своей активности изменяет систему к лучшему.

Следовательно, в своем взаимодействии гражданин и государство влияют друг на друга. Компетентный гражданин способен прямо или опосредовано влиять на качество принимаемых государственными институтами решений. В то же время лояльный гражданин принимает решения, принимаемые на уровне государственных институтов, как данность и не предпринимает активных шагов, направленных на их улучшение.

В современном Кыргызстане еще не сформировался единообразный тип взаимоотношений государства и общества, во многом эти отношения обусловлены конкретной политической ситуацией в стране. Также следует отметить, что формирование новых институтов власти в начале 1990-х гг. привело к тому, что
голос государства (посыл государства) был слабым и, как результат, было слабое присутствие государства в общественных и экономических отношениях.

Как следствие, слабость государственного регулирования многих сфер жизни общества и, в первую очередь, экономики привели к тому, что граждане нового государства выживали самостоятельно, не надеясь на государственную поддержку. Это привело к негативным следствиям как в сфере падения авторитета государственных институтов власти (в некоторых аспектах произошло резкое понижение их статуса), так и в тенденции фрагментации общества по региональным, этническим и пр. принципам. Все эти условия во многом тормозят формирование подлинно консолидированной общности граждан страны.

Вопросы для размышления:

1. Проанализируйте, каков Ваш личный опыт взаимодействия с государством?

2. Во взаимодействии с какими государственными институтами Вы ощущаете свою гражданственность?

3. Как бы Вы охарактеризовали отношения между гражданином и государством в Кыргызской Республике?

Рекомендуемая литература для чтения:

1. Акаева Б. Цветы зла. О так называемой «тюльпановой революции» в Кыргызстане. – М.: Международные отношения, 2006.

2. Исаев К. «Восток – дело тонкое», или лицо кыргызской власти глазами очевидца. – Бишкек ОсОО «ТАС», 2006.

3. Князев А. Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии. Изд. 2-е, исправл. и доп. – Бишкек, 2006.

4. Мадылбай Т. Мартовская революция 2005 года // ИА АКИ-пресс URL: http://www.akipress.org/kghistory/news:9921

5. Назаралиев Ж. Движение масс или стихия толпы (Правда о кыргызской революции 2005 г.). – Бишкек, 2006.

 

Тема 3. Современное общество Кыргызстана и роль гражданственности в нем

Кыргызстанское общество – это объединение (совокупность) граждан Кыргызской Республики вне зависимости от их этнической, религиозной, расовой и пр. принадлежности и фактического места проживания. Гражданственность как один из видов самоидентификации человека зависит, прежде всего, от личного выбора того, как конкретная личность ощущает свою ответственность и взаимосвязь с государством и обществом.

История становления и развития кыргызстанского общества, как и многих других обществ, связана со сложными историческими процессами. Основной толчок развитию кыргызстанского общества дали грандиозные исторические события начала 1990-х гг. – распад СССР и провозглашение 31 августа 1991 г. независимости Кыргызской Республики. За сложный двадцатилетний период становления государственности в общественных отношениях происходил поиск новой гражданской идентичности, процесс осознания себя гражданами Кыргызстана.

Как показывает ряд социологических исследований, не всегда населения Кыргызстана идентифицирует себя в качестве граждан, хотя имеет место тенденция роста числа людей определяющих свою идентичность в терминах гражданственности. Здесь необходимо учитывать, что Кыргызстан является относительно молодым государством и перед страной и гражданами стоит ряд основополагающих задач…

 

(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)

Открыть полный текст в формате PDF

 

© Мурзакулова А. Дж., 2013

 


Количество просмотров: 8630