Главная / Критика и литературоведение, Критика / Публицистика
© «Вечерний Бишкек», 2013
Повелитель перевертней
Статья опубликована в газете «Вечерний Бишкек» за 20 марта 2013 года
Откровенный поэтический девиз бишкекского писателя Александра Никитенко — грубо-прозаическая максима Андрея Вознесенского: “Поэт всегда — или Первый, или дерьмо!”
Вознесенский сам был завзятый палиндромист, но выше изящного мини-перевертня “А луна канула” не прыгнул. И Никитенко своими “рачьими стихами” Вознесенского далеко опередил. Впрочем, как и всех других поэтов.
На днях в Бишкеке вышел в свет новый сборник стихотворений Александра Никитенко, восемнадцатый в его поэтической биографии: “Переворачиваю мир. Палиндромоны”. В полном соответствии с названием книги все ее без малого 10 тысяч строк читаются каждая одинаково — слева направо и справа налево.
Настолько объемная книга стихов-перевертней нашего земляка-современника уникальна в русской и вообще мировой поэзии. Нечто напоминающее фантастический мировой рекорд по прыжкам в высоту фрунзенца Игоря Паклина с его 2 метрами 41 сантиметром. Или золотую медаль фрунзенской школьницы Светланы Матвеевой на женском шахматном чемпионате СССР среди взрослых. Или “золото” выпускника КГУ штангиста Каныбека Осмоналиева на Олимпийских играх в Москве.
Недаром на Олимпиадах древности обязательно выступали и поэты. Потому Никитенко со своим многолетним опытом спортивного журналиста с полным основанием и без ложной скромности в новой книге пишет, что со своей гигантской коллекцией собственных палиндромонов он “стал обладателем мирового рекорда, этаким чемпионом планеты в данной области, поэтическим победителем-олимпийцем, чего из истории уже не выкинешь”.
Кстати, об истории перевертней. Допетровским скоморохам приписывают хитроумно–волшебный палиндромон атакующего стиля — “На в лоб, болван!”
Несколько поэтов XVIII и ХIX веков, в том числе Державин и Фет, прославились классикой этого жанра типа “Я иду с мечем, судия” и “А роза упала на лапу Азора”. И 100 лет еще не прошло, как Велимир Хлебников своей поэмой-перевертнем “Разин” открыл новую эру — больших перевертней.
А Никитенко выдает по одной-две палиндромической поэме ежегодно. Вот и в нынешней его книге три новые поэмы.
Но талант — не только количество. “Требования по качеству” современных палиндромоведов очень высоки. Как они без обиняков выражаются на страницах профильных российских журналов, “палиндромическое творчество оказалось той лакмусовой бумажкой, которая легко отличает подлинное искусство от умелого (или неумелого) версификаторства. Владения палиндромной техникой недостаточно для того, чтобы создать поэтический шедевр. Для этого надо все–таки быть поэтом”.
Александр Никитенко самым высоким требованиям в своих лучших перевертнях соответствует вполне. Вот начало его новой поэмы “Машу душам”:
Я как я.
ТЭО: поэт.
Я юн. Ню я.
Я мер бремя.
Я учу, чуя:
На вас саван.
Саван на вас!
Сна вам аванс.
Закидон. Но дик аз,
Яро оря:
а худа ли сила духа?
А хила ли сила лиха?
Действительно, самодостаточный текст, ценный жесткой авторской позицией не “агитатора”, но вполне “горлана-главаря”. Причем независимо от того, что каждая строка здесь — перевертень.
Перевернув Бишкек
Никитенко — автор уникального десятистишия-палиндромона, посвященного нашей столице:
“Яко Бишкек шибок я.
Яро Бишкек шиб, оря.
Необишкекши боен.
А Луна Бишкек шибанула.
И редок Бишкек. Шибко дери.
Умок Бишкек шиб кому?
А метко: Бишкек шибок.
Тема! Хула: Бишкек шибал.
Ух! Те на Бишкек. Шибанет!
Зарок, Бишкек шибок раз.”
Александр ТУЗОВ
Фото Темира СЫДЫКБЕКОВА
Александр Никитенко
Количество просмотров: 2253 |