Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Поэзия, Поэты, известные в Кыргызстане и за рубежом; классика / Публицистика
© Мар Байджиев, 2013
Дата размещения статьи на сайте: 25 марта 2013 года

Мар Ташимович БАЙДЖИЕВ

О государственных символах Кыргызской Республики

(пояснения)

В своей статье Народный писатель Кыргызстана легендарный Мар Байджиев разъясняет свою позицию по вопросу Государственного гимна, Государственного флага и Конституции Кыргызской Республики и обосновывает их изменение. Первая публикация.

 

О гимне

В 1993 году комиссия ЖК по конкурсу отобрала текст гимна известного поэта Ж.Садыкова и самодеятельного акына М.Кулуева. Депутаты ЖК в целом одобрили сводный текст гимна, предложили внести поправки в первый и третий куплеты:

Ак мөңгүлүү аска зоолор, талаалар
Элибиздин жаны менен барабар.
Сансыз кылым Ала-Тоосун мекендеп
Сактап келди биздин ата-бабалар.

Дословный перевод:

Белоснежные горы, скалы и степи
Равны душе нашего народа.
Спокон веков, проживая в Ала-Тоо,
Отцы и деды сохраняли нам его.


Этот куплет пассивно-описателен, тогда, как гимн – величальная песнь, зовущая к единству и патриотизму.

А «белоснежные горы, скалы и степи» не равны (барабар) душе народа, а в самой душе народа.

Известный писатель, депутат Т. Касымбеков напомнил, что слово «барабар» происходит от русского «пара – на-пару», т.е. пара сапог на пару баранов, превратилось в термин и знак равенства.

Много споров вызвал третий куплет гимна:

Байыртадан бүткөн мүнөз элиме,
Досторуна даяр дилин берүүгө.
Бул ынтымак эл бирдигин ширетип,
Бейкуттукту берет кыргыз жерине.

Т.е.:

С древнейших пор присущ характер моему народу:
Готов друзьям отдать свой дух.
Единство всех питает это дружба,
Дает земле кыргызской безмятежность.


Слово «дил» — это не душа, а дух, который никому не отдается.

Много споров было вокруг слова «бейкут», употребленного в смысле безмятежный. Можно ли «жамбаштап жатып сонунда», т.е. лежа на боку, безмятежно любоваться родной землей, когда ее грабят и продают правители и прочие товарищи?!

События 1991, 2005, 2010 годов показали, что безмятежность действительно несвойственны духу кыргызского народа.

Комитету ЖК по культуре и науке было поручено с авторами внести в текст поправки, убрать самодеятельные, шаблонные рифмы типа «барабар — бабалар» и вместе с музыкой утвердить на сессии окончательный вариант.

С профессиональным мастером слова Ж.Садыковым мы внесли в текст соответствующие поправки. Поскольку в музыке К.Молдобасанова и Н.Давлесова звучала эпическая тема «Манаса», в первом куплете упомянули имя легендарного героя.

Существенные поправки были внесены и в третий куплет гимна.

С нетерпением мы ждали сессию ЖК, однако, так называемый «легендарный парламент» распустили досрочно…

Жалиль Садыков ждал, когда новый ЖК рассмотрит и примет обновленный текст. Не дождался…

Нынешние депутаты ЖК поют старый текст, держась за сердце – хореографический жест покорности и послушания.

Попытаюсь по памяти восстановить поправленный текст гимна и перевести на русский язык.

 

КЫРГЫЗ МАМЛЕКЕТИНИН УРААНЫ

(Гимн)

Сөзү Ж.Садыков, М.Кулуевдики, редакциялаган М.Байжиев, Обону Н.Давлесов, К.Молдобасановдуку

Тоолору кµк тиреген кыргыз жерин,
Эр-Манас бириктирген кыргыз элин,
Байлыгын өркүндөтүп журтубуздун,
Коргойбуз эгемендүү эркиндигин!

Кайырма:
Алгалагын кыргыз эл
Азаттыктын жолунда,
Өркүндөткүн жериңди,
Өз тагдырың колуңда!

Ыйык тутуп элибиздин намысын,
Улам көрүп жеңиштердин жаңысын,
Биримдикте эмгек менен жашайлы
Кол кармашып мекендештин баарысы.

Кайырма.

Аткарылып журтубуздун тилеги,
Желбиресин эркиндиктин желеги.
Элибиздин ата салтын, мурасын
Дайым сактап урпактарга берели!

Кайырма.

ГИМН КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Слова Ж. Садыкова, М.Кулуева, под редакцией М.Байджиева, Музыка Н.Давлесова, К.Молдобасанова

Страну небесных гор, родной народ,
Манасом славным созданный оплот,
Свой Кыргызстан трудом обогатим
Единство и свободу защитим.

Припев:
Шагай кыргызский мой народ
Семьей единою вперед
Путем свободы и труда!
В твоих руках твоя судьба.

Плечом к плечу все граждане страны
Свою отчизну защищать должны!
И как святыню охранять, беречь
Свободу, братство, равенство и честь!

Припев.

Родной народ, мечта твоя сбылась,
В твоих руках судьба твоя и власть!
Заветы предков свято сохраним,
Потомкам на века передадим.

Припев.

(Перевод М.Т. Байджиева)

 

О флаге

В 1992 г. на сессию ЖК КР были представлены два варианта флага: один с изображением тюндюка юрты на лазурно-голубом, другой на кроваво-красном фоне. При обсуждении одни депутаты считали, что фон должен быть цвета голубого неба, т.к. тюндюк символизирует окно во вселенную, другие настаивали на красном стяге, мотивируя тем, что флаг Манаса был красным.

Бывшие члены КПСС ссылались на то, что флаг СССР был красным, а флаг Кирг. ССР тоже был красным с синей и белой полосой.

Депутаты южного региона говорили о том, что синий цвет – это знак траура.

На сессии ЖК манасовед С.Мусаев зачитал строки из эпоса:

Ак асаба кызыл туу,
Айгайлаган чуру-чууу!
Көк асаба кызыл туу,
Көйгөйлөгөн чуру-чуу!

На древке белом красный стяг.
И грозный клич, идущих в бой.
На синем древке красный стяг.
Дрожит от грозных криков враг.

Так Манас пошел Великим походом на Китай, где и погибли все его батыры, он сам, и Кыргызский каганат, созданный им, распался; после чего более тысячи лет «кыргызы жили под пятой, то под одной, то под другой», из поколения к поколению передавали свою эпическую ностальгию о былом единстве, славе и независимости

Поскольку 98% депутатов ЖК, включая самого Президента КР, не знали полного содержания этой Великой трагедии, при голосовании победили «красные», и был принят флаг с тюндюком на красном фоне, с языками пламени, символизирующими сорок кыргызских родов.

Во времена Манаса – средние века нашей эры – кыргызы жили в зеленых долинах поднебесных гор, поклонялись синему небу – Кёкё-Тенгир, и три цвета: белый, синий и зеленый, видимо, считались первозданными. А каждый родоплеменной союз имел свой стяг и свой тотем.

Тойду Жакып баштады.
Ногойдон калган к к тууну
Оболото аштады,
Токсон бээни сойдуруп
Сараңдыгын таштады.

Жакып на той народ созвал,
И вновь Ногоя синий флаг,
Затрепетал на весь Алтай.
И девяносто кобылиц
Зарезал старый скупердяй...

Так народ избирает ханом Манаса – юного внука Ногоя во всех классических вариантах сказания.

("Манас". Кыргыздын баатырдык эпосу. Составитель нар. писатель КР профессор Б.Жакиев. Бишкек, 2007, стр. 52)

…«Жакып целых тридцать лет хранил голубое знамя, оставшееся от хана Ногоя», – пишет К.Жусупов в прозаическом пересказе «Манаса».

(Жусупов К. «Манас». Бишкек, 1996 г., стр. 42)

Когда Манас собирает свой народ, чтобы покинуть Алтай, представлены два флага, унаследованных от Ногоя: родовой — небесно-голубого цвета и боевой штандарт полководца красного цвета.

Ак асаба, кызыл туу.
Айгайлаган чуру-чуу.
Көк асаба — көпкөк туу,
Көк жанырган чуру-чуу,
Арстан жүрөт аралап
Ушул келген көп колду.
Алтайдын арал талаасы
Адам менен жык толду.

На древке белом красный флаг
Команды, крики, шум людской,
Здесь стяг трепещет голубой.
Шумит народ, как гром небес.
Сам лев Манас гарцует здесь,
Куда ни глянь — из края в край
Людьми заполнился Алтай.

("Манас" под редакцией академика Б.Юнусалиева, т. I. Фрунзе, 1958 г., стр.90)

Көп-көк желек туу менен,
Кыйкырык, ызы чуу менен.
"Кыргыздаган" дуу менен
Кыраан Манас жөнөдү...

Свой флаг небесно-голубой
Поднял Манас над головой.
И, бросив клич: "Кыргыз, вперед!"
На родину повел народ.
Так Манас возвращается на родину.

(«Манас». Сост. Б.Жакиев. Бишкек, 2007 г., стр.75)

Но вот Манас выступил в боевой поход, и флаг Ногоя — красный:

Найзанын учу чабышып,
Аскердин башы кагышып.
Ногойдон калган кызыл туу
Обалото аштады,
Хан Бакай жолду баштады.

И копья, словно лес густой,
Сверкали сталью голубой.
С зеленым древком красный стяг
Затрепетал над головой.
Под ним когда-то хан Ногой
Водил войска на смертный бой.
Теперь повел их хан Бакай.

("Манас, Семетей, Сейтек дастаны". Составитель М.Байджиев. Бишкек, 2012, стр. 41)

Красный стяг был боевым штандартом и у врагов Манаса:

…Под красным флагом Панус-хан
Пошел войною в Чуйский край.
В рядах китайцев и манжу,
Как гром небес, ревел карнай…
…Внесли Текеса красный стяг,
Айчык надели золотой,
И начали калмыки той…


(С.Орозбаков. Манас. т.II. гл. редактор Ч.Айтматов. Фрунзе, 1980, стр. 48)

А вот как описывает нашествие Чингис-хана выдающийся акын 19-го века Тыныбек:

Рыданья вдов и плач сирот,
Повсюду вопли, стоны, крик.
Вот с белым древком красный стяг— 
Луна и небо, все в крови!
С зеленым древком красный флаг—

Людская кровь течет рекой,
И солнце красное в крови.
Куда ни ступит Чингиз-хан,
Повсюду смерть, увечья, стон,
И льется кровь со всех сторон.

(Перевод М.Б.)

(«Кыргыздар». Сост. К.Жусупов. Бишкек, 1991, стр. 520)

Известный акын Тоголок Молдо описывает, как в середине 19 века сын Ормон-хана Торегелди, прежде чем выступить против племени Бугу, зарезал бугинского пастуха, окрасил его кровью свой зеленый флаг, и началась братоубийственная резня.

(«Кыргыздар». Сост. К.Жусупов. Бишкек, 1991, стр. 41)

Красный флаг СССР с серпом и молотом извещал о том, что социализм объявил загнивающему империализму трудовую войну.

Красный флаг Кирг. ССР со звездой, серпом и молотом, с синей и белой полосой был символом того, что Кыргызстан находится в составе СССР, объявившего трудовую войну капитализму, имеет свое море — синяя полоса и свои водные ресурсы – белая полоса.

А то, что на юге синий цвет – символ траура, видимо, это атавизм от кокандского ханства.

В кыргызском народе испокон веков траурным считается как раз-таки красный и черный цвета.

Девицы юные в слезах
Надели красные платки.
А в черных траурных платках

Рыдали женщины в домах.
Повсюду плач и стоны вдов,
Сирот, несчастных стариков.

Так народ оплакивает гибель Манаса и его батыров по варианту Саякбая Каралаева.

В 1993 году, когда я приехал к своим избирателям, они попросили объяснить значение флага, принятого парламентом.

– Если это тюндюк, то почему он горит? Когда говорят: «Чтобы сгорел твой тюндюк», – это самое страшное проклятие. И почему ваш тюндюк на красном небе? – спросил один аксакал.

Другой аксакал начал говорить о том, что тюндюк напоминает подсолнух – кюнкарама, т.е. зависимый от солнца. «Кюн тийген жердин чоросу», – т.е. служащий тому, кто лучше греет – прислужник.

Я ответил, что это символ сорока кыргызских родов.

– Если это обозначает сорок кыргызских родов, то это противоречит нашей Конституции. Гражданами Кыргызстана являются не только кыргызы, – сказал сельский учитель.

Один избиратель напомнил о бородатом Маанаке, который ездил на красном быке. Однажды друзья напоили его и побрили. Наутро старик щупал свой голый подбородок и сокрушался: «Если я Маанаке, то где моя борода? А если я не Маанаке, то кто же едет на красном быке?»

Сельский клуб взорвался хохотом.

О том, что кыргызский народ состоит из сорока родов, рожденных якобы сорока девушками (неизвестно, кто оплодотворил этих подружек) – это плод фантазии, рожденный на почве созвучия: кырк кыз — кыргыз. На самом деле близка к истине гипотеза о том, что оно происходит от кыр-огуз, т.е. горные огузы. Кыр – хребет, огуз – бык, видимо, родовой тотем.

Башкы атасын кыргыздын
Башынан Кыдыр даарыган.
Туулган экен Карахан,
Карахандан – Огузхан…

С древнейших пор кыргызский род
Святой Кыдыр оберегал…
Батыр кыргызов – Карахан.
От Карахана – Огузхан…

Так описывается родословная кыргызов и самого Манаса во всех вариантах эпоса.

Как мы знаем, у нас родословная нации и народа исчисляется не по материнской, а по отцовской линии, к тому же Кыргызская республика создавалась не по родоплеменному трайбализму, а по классическим канонам народной демократии.

Вопрос об изменении флага и внесения поправок в Гимн поднимался каждый раз, когда меняли Конституцию КР, требовали, чтобы они были исполнены по канонам геральдики, и чтоб каждая деталь флага была понятна и доступна мировой общественности.

Полемика по поводу госсимволов КР обострилась после трагических событий 7 апреля 2010 года, когда с крыши Белого дома, где развивался красный флаг, снайперы убивали своих граждан, истекали кровью невинные часовые, стоявшие под красным флагштоком, и площадь столицы была залита кровью, когда дотла сгорел тюндюк правосудия КР — здание Генпрокуратуры. А сколько тюндюков сгорело на юге Кыргызстана?!

На конкурс, объявленный комиссией ЖК, поступили десятки вариантов гимна и флага. Вот один из вариантов флага КР «Золотой тюндюк».

 

Флаг — “ЗОЛОТОЙ ТЮНДЮК"

Цвет полотнища — ЛАЗУРНО-ГОЛУБОЙ.

Кыргызский народ испокон веков жил в белоснежных горах, подпирающих небосвод, через тюндюк своей юрты обозревал голубое небо, сияющие звезды, Вселенную, поклонялся КЁК-ТЕНГИРУ (Небесному богу) Всевышнему.

В центре полотнища — ЗОЛОТОЙ ТЮНДЮК, обрамленный кыргызским орнаментом, который определяет его адресную принадлежность, отличает от казахской и монгольской юрты.

Внизу полотнища — СЕМЬ БЕЛЫХ ПОЛОС, обозначающих Семиречье — так в старину называли Кыргызстан, который ныне состоит из семи областей: Чуйской, Иссык— Кульской, Таласской, Ошской, Джалал-Абадской, Нарынской и Баткенской.

В верхнем углу полотнища — СЕМИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, олицетворяющая Алтын-Казык (Золотой клин), звезду счастья, которую Всевышний посылает в дом через тюндюк. Это символ постоянства и верности.

Звездой, манящей в дальний путь,
Не мог налюбоваться я.
Ты верной, постоянной будь
Как эта вечная звезда!


(Народный поэт КР С. Жусуев)

Это полярная, путеводная звезда Малой медведицы, состоящей из семи звезд — ЖЕТИ КЕН, что в переводе означает — Семь месторождений золота и богатства, т.е. семь областей Кыргызстана.

Автор М.Т.Байджиев

Художник-исполнитель Б.Куренкеев

 

 

Есть мнение, что на поправку гимна и замены флага уйдет много бюджетных средств. На самом деле эта процедура принесет государству миллионные доходы, т.к. частные предприятия и владельцы автотранспорта, чтобы отвратить от своих тюндюков проклятие огня и ликвидировать кровавые знаки спереди и сзади своих машин? не поскупятся на расходы. Госбланки менять не придется, т.к. флага там нет, там герб.

Скептики считают, что поправки гимна и замена флага «не поднимут экономику и не спасут народ от нищеты».

Понятно, не спасут, но формы государственных символов должны соответствовать содержанию Конституции республики, где сказано, что «Кыргызская Республика не имеет целей агрессии, свои вооруженные силы строит в соответствии с принципами самообороны». Флаг Кыргызстана должен быть символом мира и добродетели, а не войны!

 

О Конституциях Кыргызской Республики

При первом чтении Конституции 1993 года Президент являлся Главой Государства и Правительства КР. На втором чтении А.Акаев настоял на том, чтобы Президент КР возглавлял только Государство. Таким образом он слагал с себя ответственность за выполнение принятых законов, использование бюджетных средств, кадровую политику, приватизацию и пр. За все это отвечало Правительство во главе с Премьер-министром, которых предлагал Президент КР и утверждал парламент.

Когда Контрольная палата Жогорку Кенеша начала инспектировать ход приватизации государственной собственности, земных и водных ресурсов (Кумтор, энергетику и пр.), контролировать деятельность Правительства, Президент решил, что идет подкоп под его власть и с подачи некоторых депутатов добился самороспуска Парламента, принял новую Конституцию. Контрольная палата ЖК была преобразована в Счетную палату Президента, Правительства и парламента, и теперь эта палата контролировала, а считала кто сколько съел.

Парламент теперь состоял из законодателей и народных представителей, которые по существу представляли самого Президента КР, зависимых от него по специальности и по долгу службы. И если кто-то выступал с возражениями, увольняли с работы или сажали в тюрьму.

Судебная и исполнительная власти оказались в прямом подчинении Президента КР, из Конституции Ельцина переписали статью о том, что в случае несогласия парламента с составом предложенного правительства Президент КР имеет право распустить его и заменить по своему усмотрению. Это положение сохраняется во всех вариациях последующих Конституций, что и приводит к кадровой чехарде, неустойчивости правления. За истекшие годы пришли и ушли 17 Премьер-министров вместе со своими кабинетами.

В 2003 году, когда вновь встал вопрос об изменении Конституции КР, была создана так называемая Общественная комиссия, куда вошли экс— депутаты КР, авторы и составители Конституции 1993 г. Целую неделю мы жили в райских условиях на Иссык-Куле, постатейно обсуждали предложенный проект, пришли к выводу, что это — новая попытка Президента укрепить свою власть и еще дальше уйти от ответственности, создавались все условия для развития коррупции, народ же практически начисто лишался властных полномочий, заложенных в первую Конституцию КР.

Общественная комиссия единогласно пришла к выводу, что надо усилить народовластие, ввести в Конституцию институт Всенародного Курултая с правами выборщиков, народного контроля и досрочного отзыва своих избранников. Мне было поручено составить тезисный план проекта, выступить на заседании Государственной конституционной Комиссии. Однако, никого из членов общественной Комиссии на Госкомиссию не пригласили. Выяснилось, что наша комиссия была создана для отвода глаз. Все было решено заранее…

В каждый раз, когда готовились поправки к Основному закону КР, я выступал в печати со статьями: «Конституция требует жертв», «Не гоняться за чужими образцами» («СК» 29.11.02г.), «Народу нужна крепкая власть и справедливость» («СК» 19.12.03г.), «Проект Конституции М.Байджиева» («Эне-Сай» 09.05.07г.), «Не наступить бы на кетмень» («СК» (7.05.2010г.) неоднократно публиковал свое мнение о Государственном флаге КР и пр.

Все варианты Основного закона, принятые взамен Конституции 1993 года, были «страшно далеки от народа». Народ оставался не «источником власти», а «источником утоления жажды власти». «Народ был обезличен и бесправен выражать свое мнение и отношение к власти, поэтому вынужден был идти на кровопролитные митинги.

Согласно Конституции 1993 года народ мог выражать свои интересы через своего депутата, в противном случае могли отозвать его и выбрать другого. Нынешние депутаты защищают интересы не народа, а своих партий в борьбе за власть. Отзыв депутата не допускается (ст.72 п.2). В той же статье сказано, что депутат ЖК не имеет право заниматься коммерцией, что заранее толкает депутата на обман и подлог.

Не все же коммерсанты жулики! Куда ему девать свое предприятие, созданное кровью и потом. Переоформлять на подставное лицо?! А что если избиратели отдали свои голоса кандидату именно за то, что он обещал за свой счет провести дорогу, водоснабжение, построить школу? По той же статье депутату разрешается заниматься научной, педагогической и творческой деятельностью. А ели депутат создал хозрасчетный научный институт, платную школу, частный театр, киностудию, пишет, издает и продает книги? Разве это не коммерческая деятельность? Парадокс!

По действующей Конституции религиозные конфессии не имеют права вмешиваться в государственную деятельность. Официальные религиозные конфессии по сути своей не государственные, а общественные организации, пропагандирующие добро, любовь к ближнему, патриотизм, чистоту духа и тела. А почему священнослужители не могут иметь в парламенте своих представителей, которые будут напоминать о высшем судие – о Боге?!

В 1990 году, когда избирали депутатов ЖК, я – будучи доверенным лицом кандидата в депутаты муфтия Бишкекской мечети Садыкжана Камалова, пригласил архиепископа Православной церкви отца Владимира, поддержать своего мусульманского коллегу. Когда мы пришли в агитпункт, расположенный поблизости от мечети, отец Владимир в рясе и с крестом, Садыкжана в мусульманской чалме, избиратели встретили нас стоя. А когда я сказал, что мы представители трех Великих религий: христианства, мусульманства и всепобеждающего КПСС, зал взорвался аплодисментами.

При голосовании С.Камалов набрал 77 % голосов и пользовался в парламенте достойным уважением…

В нынешних условиях общественные организации по существу отделены от государства, независимо функционируют за счет своих средств.

Религиозные конфессии – как любая общественная организация должны иметь право выдвигать в депутаты и другие ветви власти не только служителей культа, но и представителей других общественных организаций, партий и др., которые будут представлять интересы всех граждан Кыргызстана, верующих в Бога.

«Партии по существу являются не государственными, а общественными организациями. Почему у них должны быть особые привилегии? К тому же в партии могут объединиться «и сбор блатных, и шайка нищих». Где гарантия? При многопартийной системе никогда не будет стабильности в государстве, так как партии «одной лишь думы знают власть, одну, но пламенную страсть» — ВЛАСТЬ. В борьбе за эту власть они будут бодаться меж собой, кучковаться, чтобы сместить стоящих у власти. За все это народ будет рассчитываться вытоптанными пашнями, перекрытыми дорогами, расстрелянными сыновьями»…

Так я писал в 2007году в газете «Эне-Сай» 09.05.2007 г.

7-го апреля 2010 года случилась та сама трагедия, о которой я предупреждал три года назад.

В Конституции КР 2010 года сохранились те же пороки, что и в предыдущих вариантах: народ обезличен, не имеет властных полномочий, а сами власти не несут перед народом никакой ответственности, до сих пор не сформирована судебная власть, Правительство вновь представлено в роли козла отпущения, поэтому за 2 года сменилось четыре Премьер-министра с последующей кадровой чехардой, депутаты парламента в борьбе за власть погрязли в своих разборках и судебных процессах. Партии, которые не прошли во власть хотят воспользоваться этой ситуацией, настаивают на роспуске ЖК, чтобы наверстать упущенное. И все это законным образом обусловлено действующей Конституцией КР. Когда боксеры, выйдя на ринг, до смерти мутузят друг друга, то это вовсе не значит, что они кровные враги или злодеи. Таковы правила игры.

По Конституции 1993 года (ст.4) купля-продажа земли не допускалась, теперь допускается. 80% судебных процессов связаны с землепользованием, земля Иссык-Куля напоминает голую женщину, попавшую в солдатскую казарму. Её терзают иноземцы через подставных лиц. В Земельный Кодекс КР внесена поправка, что семьям со смешанным гражданством земля не продается, но её будут выкупать их потомки, рожденные в Кыргызстане, не говоря уже о фиктивных браках, усыновлениях и прочих ухищрениях.

Инвесторы и арендаторы выкопают из кыргызской земли золото и другие драгоценности, ледники расплавят, водные ресурсы растащат по арыкам. А где гарантия, что Кыргызстан не превратится в боевую олимпийскую деревню, где будут воевать меж собой великие державы, как это было с Вьетнамом, Афганистаном, Ираком и др.!?

В Конституции 1993 г. было записано, что кыргызский язык государственный, а русский язык всенародного общения.

В действующей Конституции КР записано, что кыргызский язык -государственный, а русский — официальный язык КР, что и вызывает порою шумную полемику с националистическим оттенком, т.к. в данном случае слова «государственный» и «официальный» — это синонимы, имеющие единый смысл.

В 1989 году Закон о Государственном языке принимался не из политических амбиций, а во имя спасения родного языка от гибели и исчезновения, т.к. все делопроизводство в Кыргызстане велось исключительно на русском языке.

Была разработана программа постепенного ввода государственного языка не запретами и требованиями, а путем развития самого в кыргызского языка, терминологии, юридической, научной, дипломатической, канцелярской и пр. стилистики.

Благодаря русскому языку Кыргызстан ныне считается одной из цивилизованных стран мира, поэтому в 2003 году на основании всенародного общественного мнения вышел Указ Президента КР о двуязычии граждан КР, быларазработана программа обучения.

В предложенном проекте Конституции кыргызский язык представлен государственным, а русский — как язык межнационального, делового и международного общения (ст.5).

Чтобы основной закон обеспечивал эффективное развитие Кыргызстана, необходимо опираться на обычаи, традиции, национальный опыт управления государством, уходящий корнями в глубину истории.

Кыргызы не знали наследственной монархии, жили в условиях истинной демократии, всенародно избирали свою единую власть, которая функционировала на основе обычаев, традиций, нравов, духовных и моральных ценностей нации, на принципах демократического централизма.

«Чтоб был народ всегда един, им должен править хан один!» — сказано в Манасе. Настала пора строить структуру государственного правления по принципу демократического централизма под строгим контролем народовластия в лице Всенародного курултая, который будет не только контролером избранной власти, но и надежным щитом от экстремизма и все возможных провокаций, избавит народ от кровавых митингов.

Всенародный курултай, который будет избирать и контролировать все три власти, станет настоящей кузницей, где будут выковываться политические кадры со всех регионов, создаст условия для назначения в штат государственных структур исключительно по профессиональным и человеческим качествам.

Учитывая эти и другие факты, я доработал тезисы общественной Комиссии по Конституции КР 2003 года, на основе Конституции 1993 года составил новый проект КР с вводом института Всенародного Курултая.

 

О порядке введения Конституции «Всенародный Курултай»

(предложения)

1. На первых порах необходимо Жогорку Кенешу КР в законодательном порядке:
а) ст. 60 п.1 дополнить, что Президент КР является Главой и Правительства КР.
б) Из ст. 70 убрать пункт 3 о фракциях и ко алициях, создаваемых в Жогорку Кенеше, изъять из других статей положения о полномочиях фракций и коалиций.
2. Правительству КР:
a) Сформировать состав «Всенародного курултая» в составе 800 делегатов по 100 представителей из каждой области и г.Бишкек.
б) Провести семинары и занятия с делегатами «ВК» по вопросам юриспруденции, экономики, истории Кыргызского государства, всемирной религии и эпосу «Манас».
3. В 2015 году по истечении срока провести выборы Жогорку Кенеша по Конституции «Всенародный курултай».
4. В 2018 году по истечении срока провести выборы Президента КР по правилам новой Конституции КР.

Уверен, что эти мероприятия пройдут успешно, приведут к всенародному миру и согласию на кыргызской земле.

С надеждой
Мар Байджиев
экс-депутат «легендарного» ЖК, член Конституционной Комиссии 1993, 2007 годов, народный писатель, академик НКА КР

 

Ковыль отцветет. Останутся горы.
Правитель уйдет, но вечен народ.
Народная мудрость.

 

Конституция Кыргызского государства

Проект

 

Мы – народ Кыргызстана, свято храня и продолжая традиции предков, заветы легендарного батыра Манаса о единстве и дружбе, охраняя родное отечество, провозглашая свою приверженность к общечеловеческим, морально-этическим духовным ценностям, утверждая права человека, провозглашая свое государство суверенной, демократической республикой, в целях обеспечения демократии, достойного уровня жизни своих граждан, принимаем настоящую Конституцию.

I. КЫРГЫЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1

1. Кыргызское государство (Кыргызстан) – суверенная, унитарная, светская демократическая республика народной власти.

2. Источником и носителем государственной власти является народ Кыргызстана.

3. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть через Всенародный Курултай, избранный гражданами Кыргызского государства.

4. Всенародный Курултай избирает Президента, депутатов Верховного собрания, председателя Верховного (Конституционного) суда Кыргызской Республики, контролирует их деятельность.

Статья 2

1. Территория Кыргызского государства в существующих границах неделима и неприкосновенна.

Статья 3

1. Земля Кыргызстана, его недра, воздушные пространства, воды, леса, растительный и животный мир, природные ресурсы являются собственностью кыргызского народа, охраняются государством.

2. Земельные участки и территории Кыргызстана не продаются, не передаются в частную собственность.

3. Земельные участки и территории могут передаваться гражданам Кыргызстана в аренду на короткий и долгосрочный срок.

4. Земельные участки и территории Кыргызстан, не передаются в аренду гражданам и представителям других государств.

Статья 4

1. Собственность в Кыргызстане может быть государственной, общественной и частной.

2. Все виды собственности в Кыргызстане охраняются государством на основе Конституционного законодательства.

Статья 5

1. Государственным языком Кыргызстана является кыргызский язык.

2. Русский язык в Кыргызстане служит для межнационального, делового и международного общения.

3. Кыргызское государство гарантирует сохранение, развитие и функционирование всех языков на основе Конституционного законодательства.

Статья 6

1. Государственные символы Кыргызстана: Флаг, Герб и Гимн утверждаются Всенародным Курултаем Кыргызстана.

2. Столицей Кыргызского государства являются город Бишкек.

3. Денежной единицей Кыргызского государство является сом.

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСТАНА.

Статья 7

1. Исполнительную власть в Кыргызстане осуществляет Кыргызское Правительство, возглавляемые Президентом КР, избранным Всенародным Курултаем.

2. Законодательную власть в Кыргызском государстве осуществляет Верховное собрание КР, избранное Всенародным Курултаем.

3. Судебную власть в Кыргызском государстве осуществляют местные судьи во главе с председателем Верховного (Конституционного) суда, избранного Всенародным Курултаем и Прокуратура во главе с Генпрокурором КР, назначенным Президентом КР, утвержденным Всенародным Курултаем.

Статья 8

1. Граждане Кыргызского государства вправе создавать политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации.

2. Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения, имеющие государственную регистрацию, вправе выдвигать своих кандидатов на пост Президента КР, в депутаты Верховного собрания, Председателя Верховного (Конституционного) суда и делегатов Всенародного Курултая.

3. Религиозные конфессии на территории Кыргызстана, имеющие регистрацию КГ, функционируют на правах общественной организации со всеми соответствующими полномочиями.

Статья 9

1. Вооруженные Силы Кыргызского государства строятся в соответствии с принципами самообороны и оборонительной достаточности.

2. В случае возникновения угрозы конституционному строю КГ, государственной и частной собственности территории и жизни граждан, вооруженной агрессии на территории Кыргызстана вводится чрезвычайное или военное положение.

Статья 10

1. Государственный бюджет Кыргызского государства состоит из республиканского и местных бюджетов, утверждается Верховным собранием по представлению Президента республики.

2. Доходы республиканского бюджета формируется за счет налогов, обязательных платежей, дохода от государственного имущества и прочих поступлений.

3. Использование республиканского бюджета и фондов контролируется Верховным собранием КР.

III.ГРАЖДАНСТВО

Статья 11

1. Гражданин Кыргызского государства обязан соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

2. Гражданин Кыргызского государства не имеет права быть гражданином других государств.

3. Гражданин Кыргызского государства не может быть лишен своего гражданства, имеет право изменить свое гражданство.

4. Кыргызское государства гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 12

1. Иностранцы и лица без гражданства пользуется в Кыргызском Государстве правами и несут обязанности на основании, предусмотренных законов и межгосударственных соглашений.

IV. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья 13

1. Человеческое достоинство в Кыргызском государстве неприкосновенно, защищается Конституционными законами.

2. В Кыргызском государстве никто не может подвергаться дискриминации, ущемлению прав и свобод по мотивам личного или общественного характера.

Статья 14

1. Гражданин Кыргызского государства имеет право:

на физическую и моральную неприкосновенность, свободу и безопасность, на свободу вероисповедания, свободу слова и выражения мыслей, на свободу художественного, научного и технического творчества.

Статья 15

1. В Кыргызском государстве не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободу человека.

2. Ограничения в осуществлении прав и свобод человека регулируются юридическими законами государства.

Статья 16

1. Собственность в Кыргызском государстве неприкосновенна.

2. Никто не может быть лишен личной собственности без решения суда.

Статья 17

1. Гражданин Кыргызского государства имеет право участвовать в управлении государством непосредственно и через своих представителей, обсуждать принятие законов и государственных решений.

Статья 18

1. Граждане Кыргызского государства обязаны защищать Родину, нести военную службу в пределах и формах, установленных законом.

Статья 19

1. Семья, отцовство, материнство и детство охраняются законами Кыргызского государства.

2. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение молодого поколения, охрану здоровья и генофонда народов Кыргызстана.

Статья 20

1. Кыргызское государство гарантирует социальное обеспечение своих граждан в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца.

Статья 21

1. Гражданин Кыргызского государства имеет право на охрану труда и социальную защиту от безработицы.

Статья 22

1. Граждане Кыргызского государства имеют право на труд, отдых, образование, охрану здоровья и жилище.

Статья 23

1. Государство охраняет исторические памятники, заботиться и создает необходимые условия для развития литературы, искусства, науки, средств массовой информации и спорта.

Статья 24

1. Гражданин считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана приговором суда.

2. Государство гарантирует защиту чести и достоинства личности, вмешательства в личную жизнь и собственность за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызского государства.

VI. ВСЕНАРОДНЫЙ КУРУЛТАЙ

Статья 25

1. Всенародный Курултай (съезд) является высшим представительным органом власти кыргызского народа.

2. Курултай состоит из 800 делегатов, избранных гражданами Кыргызского государства сроком на три года, по 100 представителей от каждой области и г.Бишкек.

Статья 26

1. Всенародный Курултай (съезд) проводится в конце каждого календарного года.

2. Съезд Всенародного Курултая открытым голосованием избирает Президент КР, депутатов Верховного собрания, Председателя Верховного (конституционного) суда.

3. Всенародный Курултай по представлению Президента КГ утверждает Генерального Прокурора КР, Спикера парламента, избранного депутатами ВС.

Статья 27

1. Делегатом Всенародного Курултая может быть гражданин Кыргызского государства достигший 25 лет.

2. Делегат Всенародного Курултая обладает правом неприкосновенности, не может одновременно являться депутатом Верховного собрания, Председателем Верховного суда и Генеральным прокурорам Кыргызского государства.

3. Делегат Курултая, не оправдавший доверия народа, может быть отозван по решению большинства избирателей соответствующего округа, лишается полномочий при вступлении в силу обвинительного приговора суда, переходе на работу, не совместимой с выполнением делегатских полномочий, выезде на постоянное жительство за пределы Кыргызстана.

4. Досрочное прекращение полномочий делегата курултая, а также лишение его полномочий осуществляется решением Всенародного Курултая, принятому 2/3 большинством от общего числа делегатов.

VII. ПОЛНОМОЧИЯ ВСЕНАРОДНОГО КУРУЛТАЯ

Статья 28

К полномочиям Всенародного Курултая относятся:

1. Избрание и отзыв депутатов Верховного собрания Кыргызского государства;

2. Избрание и отзыв Президента Кыргызского государства;

3. Избрание и отзыв Председателя Верховного (Конституционного) суда Кыргызского государства.

4. Утверждение спикера Верховного собрания, избранного депутатами ВС.

5. Утверждение Генерального прокурора КГ по представлении Президента Кыргызского государства.

6. По итогам ежегодных отчетов Президента, Торага ВС и председателя Верховного суда:

— дача согласия на отставку Президента Кыргызского государства,
— роспуск ВС и отзыв отдельных его депутатов;
— дача согласия на отставку Председателя Верховного суда.
— по представлению ВС внесение изменений и поправок в Конституцию КГ.

Статья 29

1. Всенародный Курултай на ежегодном съезде избирает Председателя Курултая и его заместителя.

2. Председатель Всенародного Курултая ведет заседания Курултая.

3. Заместитель Председателя Всенародного Курултая выполняет поручения Председателя Всенародного Курултая, замещает Председателя в случае его отсутствия.

VIII. ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 30

1.Президент Кыргызского государства является главой государства и Правительства Кыргызского государства.

Статья 31

1. Президент КГ избирается Всенародным Курултаем сроком на десять лет.

2. Президентом Кыргызского государства может быть избран гражданин Кыргызстана не моложе 35 лет и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, проживающий в республике не менее 10 лет перед выдвижением его кандидатуры в Президенты КГ.

3. Президент КГ не может быть депутатом Верховного собрания, занимать какие-либо иные государственные должности.

Статья 32

1. Президент КГ избирается делегатами Всенародного Курултая КГ открытым голосованием, т.к. выражает волю большинства граждан своего областного региона.

2. Выдвигать кандидатов на пост Президента КГ имеют право:

Региональные органы местного самоуправления, Общественные организации, профессиональные союзы и объединения, религиозные конфессии и политические партии, имеющие регистрацию в Минюсте КГ.

3. Выборы Президента проходят в два тура: отборочный и представительный.

На второй тур представляется не более трех претендентов; в случае равенства голосов проводится третий тур с учетом двух претендентов.

4. Кандидат, получивший большинство голосов, утверждается Президентом Кыргызского государства.

Статья 33

1. Результаты выборов Президента КГ должны быть подтверждены Верховным судом КГ не позднее 7 дней после окончания выборов.

2. После оглашения Председателем Верховного суда КГ результатов голосования Президент приносит присягу на совместном заседании и Всенародного Курултая и Верховного собрания:

«Я …, вступая в должность Президента Кыргызского государства, перед своим народом и отечеством клянусь: свято соблюдать и защищать Конституцию, законы, суверенитет и независимость Кыргызского государства, уважать и обеспечивать права и свободы граждан Республики, неустанно выполнять обязанности, возложенные на меня доверием народа Кыргызстана.

3. Полномочия Главы государства и Правительства КГ Президента КГ начинается с момента принятия присяги Президента КР.

4. Полномочия Президента КГ прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Кыргызского государства.

IX. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 34

Президент Кыргызского Государства:

1) определяет структуру Правительства КГ и вносит его на утверждение Верховного Собрания Кыргызского Государства.

2) назначает и освобождает с согласия Верховного Собрания членов Правительства КГ.

3) назначает и освобождает от должности с согласия Верховного Собрания Генерального прокурора КГ;

4) назначает и освобождает с согласия соответствующих местных кенешей глав государственных администраций областей и города Бишкек;

5) назначает и освобождает глав дипломатических представительств КГ в иностранных государствах и международных организациях;

6) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги, классные чины и иные специальные звания;

7) решает вопросы принятия гражданства Кыргызского Государства и выхода из него;

8) осуществляет помилование граждан, осужденных судом;

9) награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и государственные премии КГ.

10) подписывает принятые Верховным Собранием законы, или возвращает их для доработки и повторного рассмотрения.

11) В конце каждого календарного года отчитывается перед Всенародным Курултаем о положении дел в государстве и проделанной работе.

12) Вправе досрочно созвать Всенародный Курултай и сессию Верховного собрания ;

13) Перед Всенародным Курултаем вправе ставить вопрос о досрочным роспуске Верховного собрания.

14) Вводит чрезвычайное положение.

15) Объявляет общую или частичную мобилизацию;

16) Объявляет о состоянии войны в случае военного нападения на КГ.

17) Является Главнокомандующим Вооруженными силами Кыргызского государства.

18) Издает Указы постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Кыргызского государства.

Статья 35

1) Президент Кыргызского государства обладает правом неприкосновенности и иммунитета.

2) Честь и достоинство Президента КГ охраняются государством.

Статья 36

1. Если Президент Кыргызского государства не может исполнять свои обязанности, до избирания нового Президента КГ, его полномочия переходят к Торага Верховного Собрания. Если же Торага ВС не может исполнять Президентские полномочия, они переходят к заместителю Торага Верховного собрания.

Статья 37

1. В конце каждого календарного года Президент Кыргызского государства дает отчет по результатам своей деятельности перед съездом Всенародного Курултая, делегаты Всенародного Курултая открытым голосованием дают оценку работе Президента и Правительства Кыргызского государства.

2. Если работа Президента и Правительства КГ будут одобрены большинством голосов делегатов Всенародного Курултая, полномочия Президента КГ продляются на следующийо год.

3. В случае отрицательной оценки деятельности Президента и Правительства КГ, полномочия Президента КГ могут быть прекращены решением Всенародного Курултая, принятому большинством голосов не менее в 3/4 от общего числа делегатов Всенародного Курултая.

4. После истечения 10-летнего срока, действующий Президент КГ имеет право выставить свою кандидатуру на следующий срок на общих основаниях.

X. ВЕРХОВНОЕ СОБРАНИЕ КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 38

1. Верховное Собрание Кыргызского государства является постоянно действующим высшим представительным органом Кыргызского государства, осуществляет законодательную власть, контролирует исполнение законов Кыргызского государства.

2. Депутаты Верховного Собрания избираются делегатами Всенародного Курултая сроком на пять лет.

3. Порядок избирания депутатов Верховного Собрания Кыргызского государства определяется конституционными законами.

Статья 39

1. Депутатом Верховного Собрания КГ может быть избран гражданин Кыргызского государства, достигший 25 лет и проживающий в Кыргызстане не менее 5 лет перед его выдвижением.

2. Депутат ВС является представителем народа Кыргызстана, обладает правом неприкосновенности и иммунитета.

3. Депутат ВС не вправе занимать какие-либо должности в государственных органах, быть депутатом местных советов, делегатом Всенародного Курултая.

4. Депутат Верховного Собрания может быть лишен своего мандата по решению Всенародного Курултая.

5. Нарушение закона и правовых норм КР депутатом Верховного Собрания является отягчающим обстоятельством.

6. Решение суда по делу депутата ВС вступает в силу после заключения комиссии Верховного собрания.

7. В случае признания Решения суда несправедливым, председатель суда по делу депутата ВС выплачивает штраф за моральный и материальный ущерб, слагает с себя полномочия судьи.

Статья 40

1. Депутат Верховного Собрания имеет право запроса к органам и должностным лицам государственной администрации и службы.

2. Представители государственной службы обязаны дать ответ на запросы депутата Верховного Собрания Кыргызского государства.

Статья 41

К полномочиям Верховного Собрания КГ относятся:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызского государства для представления на Всенародный Курултай.

2) принятие законов, внесение изменений и контроль за их исполнением;

3) определение основных направлений внутренней и внешней политики;

4) утверждение республиканского бюджета и контроль его исполнении;

5) утверждение членов Конституционной Коллегии Верховного суда КГ;

6) решение вопросов административно-территориального устройства республики;

7) назначение выборов Президента КГ;

8) утверждение по представлению Президента КГ заместителей Председателя Верховного суда и судей КГ;

9) утверждение структуры Правительства КГ;

10) дача согласия на состав Правительства КГ,

11) дача согласия на назначение Председателя Правления Национального банка КГ;

12) утверждает аудитов контрольной палаты;

13) избрание и освобождение омбудсмена КГ;

14)по предложению Президента КГ ратифицирует международные соглашения;

15) по предложению Президента КР утверждает сроки чрезвычайного и военного положения;

16) установление воинских званий, дипломатических рангов, классных чинов и иных специальных званий Кыргызского государства;

17) учреждение государственных наград и почетных званий КГ;

18) издание актов об амнистии;

19) вносит предложение на Всенародный Курултай об освобождении от должности Президента КГ;

20) контролирует выполнение принятых законов Кыргызского государства.

Статья 42

1. Верховное Собрания КГ избирает из числа депутатов Торага ВС, его заместителей, открытым голосованием подает на утверждение Всенародного Курултая.

2. Торага ВС ведет заседания, осуществляет руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению, подписывает законы и решения, принятые Верховным Собранием.

3. Заместители Торага ВС выполняют поручения Торага и замещают Торага в случае его отсутствия.

4. Депутаты ВС создают постоянные комитеты, комиссии, утверждают их председателей.

5. Комитеты и комиссии ВС ведут законопроектные работы, предварительно готовят законодательные вопросы, контролируют проведение в жизнь принятых законов.

6. Верховное Собрания КГ может быть досрочно распущено Всенародным Курултаем по решению принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Высшего Собрания.

XII. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВНОГО СОБРАНИЯ

Статья 43

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Верховного Собрания и Президенту Кыргызского государства.

2. Законопроект считается принятым, если за него проголосовало 2/3 от общего числа депутатов Верховного Собрания.

3. В случае внесения изменений и дополнений в Конституцию КГ необходимо набрать не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ВС на рассмотрение Всенародного Курултая.

4. По требованию не менее одной трети от общего числа депутатов ВС проводится чрезвычайный съезд Всенародного Курултая.

XIII. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 44

1. Исполнительную власть в Кыргызском государстве осуществляет Правительство во главе с Президентом КГ: министерства, государственные комитеты, административные ведомства, местная государственная администрация.

2. Структуру Правительства КГ и состав его членов по предложению Президента КГ утверждает и освобождает Верховное Собрание Кыргызского государства.

3. Главой Правительства КГ является Президент Кыргызского государства.

Статья 45

1. Правительство Кыргызского государства решает вопросы государственного управления:

2. осуществляет меры по выполнению законов, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;

3. обеспечивает проведение единой денежно-кредитной налоговой политики;

4. разрабатывает республиканский бюджет, представляет его и обеспечивает его исполнение;

5. руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств и органов местной государственной администрации;

6. разрабатывает и осуществляет государственную программу развития экономики: социального обеспечения науки, техники, культуры и образования КГ;

7. способствует развитию и охране частной и государственной собственности;

8. обеспечивает защиту суверенитета, безопасности граждан и государства;

9. проверяет в жизнь мероприятия по внешним экономическим и политическим связям;

10. руководит деятельностью министерств, ведомств, местных госадминистраций;

11. принимает постановления о формировании бюджета, контролирует выполнение государственных обязательств, доходную и расходную части госбюджета.

XIV. МЕСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 46

1. 1.Исполнительную власть в областях, районах и городах осуществляет местная государственная администрация.

2. Главы местных администраций областей, г.Бишкек назначаются Президентом КР, утверждаются Верховным собранием КГ.

3. Исполнительную власть в районах, городах и поселках осуществляют акимы, назначенные главой областной администрации, утверждаются местными советами.

XV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 47

1. Судебную власть в Кыргызском государстве осуществляют Верховный (конституционный) суд КГ, местный суды, Генеральный прокурор, местные прокуратуры.

2. Председателя Верховного суда избирает и освобождает от должности Всенародный Курултай.

3. Судьи избираются Верховным Собранием КГ по представлению Председателя Верховного суда.

4. Председатель Верховного суда ежегодно отчитывается о делах правосудия на съезде Всенародного Курултая.

5. Если деятельность судебной власти КГ будет признана неудовлетворительной, Всенародный Курултай вправе отстранить Председателя Верховного суда от должности.

6. Организация и ответственность правосудия определяется конституционными законами Кыргызского Государства.

Статья 48

1. Правосудие в Кыргызском государстве ведется в соответствии со статьями Конституции Кыргызского Государства.

Статья 49

1. Прокуратура КГ ведет надзор за справедливым исполнением законодательства, правовых нормативов, участвует в судебных процессах, выносит соответствующие решения.

2. Генерального прокурора утверждает Всенародный Курултай по предложению Президента Кыргызского Государства.

3. Генеральный прокурор КГ в конце каждого календарного года выступает на съезде Всенародного Курултая с отчетом о проделанной работе по делам правосудия.

4. В случае признания деятельности Генерального Прокурора неудовлетворительной, Всенародный Курултай вносит предложение Президенту КГ о смещении Генпрокурора от занимаемой должности.

5. По представлению Генерального прокурора КГ Верховное Собрание утверждает состав местных прокуроров и смещает их с занимаемой должности.

Статья 50

1. Поправки и изменения Конституции КГ вносятся съездом Всенародного Курултая.

2. Внесение изменений и дополнений в Конституцию и Конституционные законы КГ вносятся открытым голосованием.

Проект Конституции «Всенародный курултай» разработан экс-депутатом ЖК, участником принятия Конституции КР 1993 года, членом Конституционной комиссии 2007 года, народным писателем КР М.Т Байджиевым

2013 год

 

Газета «Энесай», № 18 (60), 09.05.2007 г. 

 

© Мар Байджиев

 


Количество просмотров: 13704