Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Критика и литературоведение, Критика
© Андрей Рябченко, 2013. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 8 апреля 2013 года

Андрей Александрович РЯБЧЕНКО

Летописец апостола Матфея

В Бишкеке опубликована книга историка Александра Камышева – автора гипотезы, предполагающей, что одно из древнейших строений Киргизстана Таш-Рабат – это, возможно, знаменитый древний монастырь братьев армян, где по преданию хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея.

Камышев А.М. Записки кладоискателя: Повести, рассказы, эссе. – Бишкек, 2013.

 

Александр Михайлович Ка́мышев известен в Киргизии как учёный-историк, читающий авторский курс в одном из престижных университетов страны, эксперт в области антиквариата, известный нумизмат, обладающей солидной коллекцией, а теперь ещё и автор художественных рассказов и повестей.

По признанию самого автора, решив однажды обработать свои дневниковые записи, которые он ведёт со студенческой скамьи в течение сорока лет, Камышев показал получившееся главному редактору единственного толстого литературного журнала Киргизии на русском языке Александру Иванову. Оценив творчество историка, до этого писавшего только научные и популярные статьи по нумизматике, Иванов предложил опубликовать рассказ Камышева. В итоге, в первом номере «Литературного Киргизстана» за 2005 год вышел юмористический рассказ из жизни студентов-геологов «Ваха». С этого момента началась и семь лет продолжается литературный период в жизни бишкекского нумизмата.

Признаюсь честно, при прочтении книги «Записки кладоискателя» загорелись глаза и затряслись руки – появился мальчишеский азарт, когда хочется, надев кирзачи и взяв со двора кайло и лопату, идти отыскивать клады, разбросанные по всей территории, если верить Камышеву, Чуйской области. Помимо того, что автор обладает лёгким языком и не перегружает в известной доле историческую книгу терминами, Камышев умеет создать сюжет и вплести в нить повествования интригу, подбавить авантюризма и юмора. Однако основным показателем успеха является именно материал, о котором пишет историк. Вместе с канвой кладоискательства и авантюры автор включает сведения объективного исторического характера, причём подаёт это в легкодоступной форме. И это ещё одно из достижений автора – нацеленность книги не только на художественность, но и на завуалированную дидактичность. «Записки кладоискателя» могут легко стать настольной книгой для современного подростка, конечно, такого, что ещё не совсем уничтожил свой мозг, освобождая планету от иноземных захватчиков или борясь с чернобыльскими мутантами в виртуальном пространстве игр. В своё время таким чтением для подростков были «Кортик» и «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова, когда на фоне приключенческого сюжета ненавязчиво подавались исторические сведения, даты и имена, а также определённая доля идеологии. И если раньше в «повестях для юношества» обязательно должны были присутствовать пионеры, красные галстуки и сборы макулатуры, то сейчас на их место заступают обычные честные люди, образы многих из которых выписал Александр Камышев, поиски караханидских дирхем и кайраков – надмогильных камней, способных пролить свет на события почти полутора тысячелетней давности. Если раньше в книгах для подростков главенствовала идеология коммунизма и прививалась с детства любовь к партии, то сейчас на это место заступает здоровый патриотизм.

Говорить об оригинальности названия книги Камышева не приходится. Книги о кладоискательстве, ставшем популярным и главное разрешённым после падения СССР, выходят довольно регулярно в России, Украине и Белоруссии. С идентичным названием вспоминаются труды В. Иванова-Смоленского (1997), Н. Соловьёва (2001) и некоторые другие. Коренным отличием камышевской книги является вынос на первый план не поисков кладов и методик обнаружения древних ценностей, практических советов по использованию металлоискателей и очистке древнего металла от коррозии, способов легальной и не совсем продажи кладов и т.д., что характерно для всех книг этой тематики. Во главу угла Камышев ставит исторические данные, которые способны открыть миру случайно найденный при вспахивании поля бронзовый Будда или басмаческий клад, зарытый после революции 17-го года.

Однако вполне возможно, что автор намеренно использует титул «Записки кладоискателя», отсылая читателя к весьма известной книге, имевшей многомиллионный тираж. Вспоминается знаменитый роман академика Владимира Афанасьевича Обручева «В дебрях Центральной Азии (записки кладоискателя)», вышедший в 1950 году. Академик Владимир Обручев известен в первую очередь большинству читателей тремя научно-фантастическими романами – «Земля Санникова» (1926), «Плутония» (1928) и вышеназванной книгой. Обручев, основываясь на многочисленных сведения, почерпнутых из собственных экспедиций по Центральной Азии и экспедиционных материалов других русских путешественников, опубликовал роман, в котором приключения смешиваются с историей и при этом даются уникальные сведения по истории центральноазиатского малоизученного края. Думается, что немало мальчишек и девчонок пошли в своё время, прочитав эту книгу и заболев духом авантюры, на исторические факультеты во всём СССР, став археологами и служителями музы Клио. Интересное совпадение, что и академик Обручев, и нумизмат Камышев оба по первой профессии являются геологами, и уже, во-вторых, историками. Уступая обручевской книге по фактологическому массиву исторических данных и цельности повествования отдельных рассказов по сравнению с романом, «Записки кладоискателя» стоят на степень выше множества местных опубликованных книг, в грифе которых специально отмечено, что они предназначаются для подросткового возраста.

В увлекательной форме Камышев рассказывает об истории Средней Азии на протяжении двух тысяч лет. Мало кому известно, что около полутора тысяч лет назад на территории современного Бишкека располагался христианский город Тарсакент, о чём можно судить по находкам кайраков с изображениями крестов. Известные легенды о башне Буране, которая, якобы служила местом заточения дочери хана с целью её сбережения от проклятия, объясняются нахождением там города Баласагуна, ставшего родиной философу Юсуфу Баласагунскому и разрушенного ордами Чингисхана. Не раз Камышев призывает в книге сохранить древние городища – следы Великого Шёлкового пути от разрушения не только временем и погодой, но и чёрными археологами.

Помимо фундаментальных исторических сведений о Средней Азии Александр Камышев приводит в книге немало собственных гипотез и предположений. Так, стало сенсацией его предположение о точном месте нахождения в Киргизии древнего армянского монастыря, где по преданию хранились мощи евангелиста Матфея. Первым, видвинувшим эту гипотезу в конце XIX века, был Пётр Семёнов-Тяньшанский, который на Каталонской карте мира нашёл упоминание о данном монастыре и находящихся в нём мощах рядом с Иссык-Кулем. Организовав экспедицию, географ не смог найти следы христианского монастыря. Однако постепенно данные о проживании в Киргизии не только отдельных христиан, но и древних городов, большинство жителей которых были апологетами Христа, стало обосновываться всё большим количеством фактов. В начале 2-х тысячных годов была организована экспедиция из США для поиска культового строения под водами Иссык-Куля. Однако неожиданно Камышев предположил, что монастырь исследователям известен давно, но никто не идентифицировал его как христианское строение. В высокогорной области Киргизии есть каменное сооружение Таш-Рабат, предназначение которого до сих пор было неизвестно. Именно его и назвал Камышев в качестве возможного места древнего монастыря, а следовательно, и мощей евангелиста Матфея.

Есть в книге и несколько произведений, в которых дух авантюризма отступает и доминирующей становится тема любви. Однако они, безусловно, уступают по своему художественному уровню и оригинальности. Написать по-новому о любви в современное время после Куприна и Тургенева столь сложно, что даже маститые писатели срезаются и впадают в банальности и повторы.

«Записки кладоискателя» – это книга не только для подрастающего поколения. Её будет интересно взять в руки читателю любого возраста. Доказательством этому служит уровень запрошенности рассказов Камышева в Интернет-пространстве. Произведения историка занимают одно из первых мест в киргизском сегменте электронной сети – суммарное количество просмотров их приближается к пятнадцатитысячной отметке. И это только зарегистрированных кликов на одном сайте. Жаль только, что при потребности в 15 тысяч книг, в свет вышло лишь 300 экземпляров, предназначенных для близкого круга друзей автора и случайных читателей, которым посчастливиться достать эту книгу.

Андрей Рябченко,
    Бишкек, Киргизстан,
    для Международного сообщества писательских союзов 
    (Российская Федерация, Москва)

Читать также "Записки кладоискателя"

 


Количество просмотров: 2707