Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Канат Ибраев, 2013
© Слово Кыргызстана, 2013

Канат ИБРАЕВ

Жусуп Мамай — последний великий кыргызский сказитель-манасчы из китайского Синьцзяна

Статья впервые опубликована в газете "Слово Кыргызстана".

 

Мамай – последний из могикан

Последнему из оставшихся на планете чон-манасчы стукнуло 95 лет. Хорошо, что власти Кыргызстана недавно решили отдать ему должные почести при жизни, а не как это у нас часто бывает…

 

Гомер ХХI века

Прославленный Жусуп Мамай из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая действительно последний из плеяды великих сказителей. Ибо декламаторов, пусть талантливых, умеющих художественно точно и стилистически ярко повествовать о подвигах Манаса Великодушного и его окружения, много, а вот Мамай – единственный. Он из той когорты уникальных корифеев, увы, уходящих ныне в историю, которые являлись не только гениальными манасчы, но и неутомимыми собирателями устного народного творчества и фанатичными популяризаторами "степной Илиады". Мудрец обогатил древнюю сагу, добавив к образу Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека позабытых в стране Ала-Тоо представителей следующих поколений!

Президент Алмазбек Атамбаев своим указом уже поручил правительству издать продолжение оригинальной трилогии в изложении Жусупа Мамая. Помимо этого кабинет министров должен снарядить экспедиции к месту проживания аксакала в СУАР, чтобы снять фильм о его многогранной жизни. Национальной академии наук велено организовать системное исследование трудов Мамая, в том числе с помощью коллег из других стран, а фонду исторического и культурного наследия "Мурас" — организовать научно-практическую конференцию для изучения, анализа и популяризации трудов Мамая.

В поздравительной телеграмме исполину духа Атамбаевым подчеркнуто: "Глубокоуважаемый Жусуп-ата! Вы стоите наравне с великими сказителями "Манаса" — Токтогулом, Келдибеком, Балыком, Чоюке, Сагымбаем Орозбаковым, Саякбаем Каралаевым… Пусть Всевышний оберегает Вас – хранителя уникального таланта от всех невзгод! Мы всегда гордились, и будем гордиться вами!".

 

Живая легенда

Да, на первый взгляд этот выходец из Синьцзяна достаточно обласкан нашей властью, имея престижное звание "Народный артист Кыргызской Республики". Другой пример — прошлым летом, в ходе поездки в Кызылсуу-Кыргызскую автономную волость Китая, с ним встречалась Роза Отунбаева. Она посетила этнографический фестиваль тамошних кыргызов на берегу высокогорного озера Каракуль, участвовала в церемонии открытия памятника Манасу в селе Булункуль, а также осмотрела музей эпоса в Акчийском районе, где и родился весной далекого 1918 года Жусуп Мамай.

А еще ранее, в мае 2007 года, экс-глава Госагентства по культуре Султан Раев по поручению Курманбека Бакиева вручил Жусупу Мамаю высшую награду нашей республики — орден "Манас" I степени "за выдающийся вклад в популяризацию кыргызского эпоса".

Волею судеб я сам присутствовал при той церемонии. Дело было в Урумчи, в медицинском центре, где белобородый гранд под неусыпной опекой властей СУАР и центральных органов КНР проходил обследование. Признаться, я был поражен энциклопедическим кругозором, феноменальной памятью и, что особенно порадовало, фантастическим обаянием, юмором, задором и добродушием Жусупа Мамая. Уникальный старик, честное слово!

 

Ложная тревога

Но это внимание руководства Кыргызстана к персоне Мамая обманчиво. Потому что в отличие от наших чиновников, вспоминающих о знатном современнике лишь по случаю, именно в Поднебесной к этому неутомимому хранителю и обогатителю многовековой памяти предков относятся с большим почтением. Что и позволило Жусупу Мамаю выпустить 16 томов "Манаса" в оригинальной трактовке. Он создал собственную школу, насчитывающую более 40 сказителей, и именно благодаря его усилиям сегодня "Манас" популярен среди кыргызов автономного края как никогда.

Казалось бы, чон-манасчы исполняет благородную миссию, заботится о духовном обогащении зарубежных кыргызов. Однако когда несколько лет назад власти Китая предложили внести эпос "Манас" в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО от имени своей страны, наши "бозо-патриоты" тут же забили в набат: надо, дескать, Кыргызстану принять экстренные меры. Иначе, мол, достояние кыргызского народа в глазах международного сообщества будет ассоциироваться с КНР, а не с КР. Безобразие!

Господа, а кто же вам ранее мешал опередить китайских энтузиастов и самим внести эпос в список ЮНЕСКО?!

 

Синьцзянский вектор

В СУАР ныне живут около 200 тысяч соплеменников. И неужели у них меньше прав считать "Манас" своим исконным произведением, чем у проживающих на исторической родине? Можем ли мы ущемлять права и самосознание того же Жусупа Мамая, который приумножил сокровищницу нации в жестких условиях политической, социально– экономической и общественно–информационной изоляции, оторванности от единой отчизны?

Нет, я вовсе не идеализирую политику Пекина в отношении этнических меньшинств, но китайцы действительно проводят у себя большую работу по популяризации трех самых значимых памятников местных народов: монгольского эпоса "Джангар", тибетского "Гэсэр" и кыргызского "Манаса". Для сохранения мамаевского варианта эпоса, к примеру, выделяются десятки миллионов юаней, при вузах открываются центры манасоведения, и т.д. И цель правительства КНР при подаче заявки в ООН была вовсе не приватизация древнего наследия номадов, нет. Китайская сторона номинировала "Манас" как шедевр общемировой культуры, потеря которого может существенно обеднить всех землян, так как эпос распространен в Китае только в пределах проживания кыргызского этноса, испытывающего острую необходимость в защите и поддержке со стороны региональных властей.

Сдается мне, что кыргызская диаспора в СУАР просто оказалась более настойчивой, пробивной и патриотичной, чем мы, уроженцы земли Ала–Тоо, привычно называющие эпос "наше все" и потому монопольно и беспечно почивающие на лаврах...

В итоге Пекин, дабы не обижать не понятно отчего переполошившийся официальный Бишкек, решил подать заявку в ЮНЕСКО от лица двух государств. На чем наши власти и успокоились.

Жаль только, что в пылу разгоревшейся полемики никто не вспомнил тогда о роли старого Жусупа Мамая, который, пожалуй, более всех был заинтересован в том, чтобы не на словах, а на деле сохранить эпическое сказание о Манасе для всего человечества…

 

*****************************************************************************

 

Театр одного актера (ПОДВЕРСТКА)

У жителей Тянь-Шаня издавна было развито искусство владения словом, особенно в отсутствие полноценной письменности. До сих пор есть сказители, участвующие в особых состязаниях, называемых айтыш. Дар крупного импровизатора исключительно высоко ценится народом.

В манере исполнения огромное место занимают мимика, позы, интонация, использование поговорок, иные выразительные средства выражения мысли. Даже не зная языка и лишь наблюдая игру исполнителя "Манаса", можно часами его слушать, испытывая настоящее эстетическое наслаждение.

Согласно легендам, когда прославленный акын XVIII века Келдибек начинал свою повесть, то дрожала вся юрта, поднимался страшный ураган и во мраке налетали призрачные всадники…

Традиции продолжаются. Например, призовой фонд Международного конкурса чтецов "Манаса", прошедшего пару лет назад в Бишкеке, составил 1 миллион сомов! У участников проверялось не только знание эпоса, но и образность передачи событий, культура выступления на публике, и т.д.

Между тем, кроме манасчы, у кыргызов существовали и другие асы. Это ырчы (самодеятельные певцы), сынчы (своего рода философы), жомокчу (фольклористы), санжырачы (знатоки родов) и чечены. Вот последние, пожалуй, наиболее виртуозно владели навыками красноречия и иносказания, строили собственные умозаключения, активно использовали элементы сатиры и юмора, знали множество пословиц. Но главное – они имели огромное влияние на свои племена, были советниками глав родов, выступали в роли дипломатов, нередко разрешали спорные вопросы. Они знали, что навыки живой речи можно обратить в весьма мощный инструмент влияния, побуждающего слушателей к необходимым действиям. Только высказываться надо убедительно, логично, доходчиво, держась достойно, умело преодолевая конфликтные возражения и держа психологические удары.

 

Одни блистают, когда держат речь, другие – паузу (ПОДВЕРСТКА)

Любовь кыргызского народа к художественной речи передается из поколения в поколение. И отрадно, что молодежные активисты проводят в различных регионах республики дебатные программы среди старшеклассников и студентов. Полученные знания развивают не только ораторское мастерство, но и в целом критическое мышление, приучают вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения.

"Дебаты создают интеллектуальное свободное демократическое общество. Во многих школах Бишкека диспуты уже введены в процесс обучения, что показывает положительные результаты", – сказал один из руководителей такого проекта.

Действительно, чем раньше новое поколение начнет овладевать умением выступать, убеждать и получать ответную реакцию, тем легче им будет в жизни. А именно: хорошо учиться, сдавать экзамены, проходить собеседования и взлетать по карьерной лестнице. Нынче мало, к примеру, иметь диплом престижного вуза, ибо специалист, который косноязычен, часто создает впечатление неквалифицированного. Это касается врачей, юристов, преподавателей, менеджеров, предпринимателей, практически всех… Мы всю жизнь общаемся — так устроено общество. Поэтому наибольших успехов всегда достигает тот, кто умеет хорошо говорить: оратор на голову выше остальных.

Процесс обучения будущих повелителей аудитории включает такие темы как использование смыслового оружия в риторических дуэлях, увеличение словарного запаса, методы манипуляции вниманием и неуязвимость от внешних раздражителей, умение побеждать в стрессовых переговорах, а также работа с голосом, дикцией, актерское мастерство, и многое иное. Их могут научить быть остроумными, проводить презентации, без смущения излагать свои мысли в любом кругу, убеждать в своей правоте соперников, вызывать симпатии слушателей, успешней продавать товары, завязывая нужные бизнес-контакты…

Для многих персон выступать перед людьми – это удовольствие, экстрим, вдохновение, страсть, желание стать лидером, все, что хотите. И если желаете тоже испытать эти чувства – учитесь ораторскому мастерству.

Канат Ибраев

 

Источник — Слово Кыргызстана

 


Количество просмотров: 8272