Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Киноискусство; театр / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Жаныш Кулмамбетов, 2013. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 22 декабря 2013 года

Жаныш Осмонович КУЛМАМБЕТОВ

Шаршеев Шеримбек – личность универсальная

19 декабря в конференц-зале исторического музея состоялась презентация книги – сборника пьес Шеримбека Шаршеева.

 

Обязаны помнить…

Обыватель абсолютно не знает его. А знают ли его, сегодня, коллеги – театралы и деятели культуры? К сожалению, многие, особенно молодое поколение не имеет малейшего представление о нем. Между тем, Шеримбек Шаршеев – личность универсальная: он был прекрасным артистом, талантливым организатором, вдумчивым драматургом, неплохим режиссером.

Ш.Шаршеев из того «звездного курса» актерской студии ГИТИСа, которые в 1972 году создали Ошский киргизский драматический театр (ныне Ошский национальный драматический театр имени С.Ибраимова). Почему «звездный?» Судите сами: Дуйшенбек Байдобетов, Мукамбет Токтобаев, Гульсара Аджибекова, Гулайым Каниметова, Назира Мамбетова, Марат Алышпаев, Акылбек Абдыкалыков, Жамиля Сыдыкбаева, Шайыр Супатаева, Шаршен Дуйшенкулов, Токтобек Сатаров, Шайымбек Кыдырмаев и др. Эти прославленные артисты киргизского национального театра и кино – однокурсники. Среди них и Шеримбек Шаршеев, самый уважаемый в среде однокурсников, из-за своего высокого интеллекта, прекрасного знания русского языка, глубокой образованности и широкого, прогрессивного взгляда.

В отличие от своих именитых однокурсников, Ш.Шаршеев не стал публичной личностью. Потому что, как актер он работал совсем немного – всего-навсего год полтора. Но, за эти полтора года он создал на сцене Киргизского государственного академического театра драмы (ныне Кыргызский национальный академический драматический театр имени Т.Абдумомунова), двух ярчайших образов: главного героя – садовника Зинзивера из «Золотого кольца Альманзора» Т.Габбе и Тони из «Матери», знаменитого чешского драматурга Карла Чапека. Глубокий второй план, высокое эмоциональное концентрированность – ярко чувствовалось в этих образах. Но, он предпочел довольно перспективной актерской карьере кресло управленца, театрального организатора и строителя культуры — в 1974 году двадцатисемилетний Ш.Шаршеев стал инспектором центрального аппарата министерства культуры Киргизской ССР.

За 17-и летнего управленческого стажа он дошел до ранга первого заместителя министра культуры Кыргызстана, и доказал всем свой блестящий организаторский, управленческий талант. За эти 17 лет, он успел быть директором четырех учреждений: Иссык-Кульского драматического театра, государственного цирка, Киргизского государственного академического театра драмы и театрального фонда Союза театральных деятелей Кыргызстана. При чем, он дважды стал руководителем иссыккульцев. Первый раз он был основателем заново созданного в 1983 году, после многолетнего перерыва, театра, а второй раз занял пост директора, по настойчивой просьбе самого коллектива.

Где бы он ни работал, везде возглавляемые им коллективы обязательно добивались творческих успехов. В 1986 году, по личной инициативе директора театра Ш.Шаршеева, Киргизский государственный академический театр драмы, приглашает из Москвы первоклассных специалистов, для отбора спектаклей, чтобы можно было организовать гастроли в столице СССР. Несколько спектаклей, в основном работы самого талантливого киргизского театрального режиссера Искендера Рыскулова, попали в список гастролей. В первую очередь, именно спектакли этого мощнейшего художника произвели глубокое впечатление московским зрителям и столичным специалистам. Я сам, молодой тогда журналист и критик, очевидец — обсуждение в министерстве культуры СССР, по итогам гастроли, было самое восторженное – все хвалили театр, особенно восхищались работами И.Рыскулова. А Ш.Шаршеев сиял от счастья – он прекрасно понимал, что И. Рыскулов и артисты Кирдрама мастера всесоюзного, а если честно сказать — мирового уровня. Видимо, ему этого и хотелось доказать, деморализованному после многолетней творческой стагнации, театру, который стал заложником шаблонной сценической эстетики, до прихода в театр в 1984 году режиссера И.Рыскулова. Московские гастроли были организованы Ш.Шаршеевым безупречно. Но, что странно, после успехов в Москве, по нашептыванию недоброжелателей и завистников Ш.Шаршеева, в внутрикультурной, внитуритеатральной среды, некоторые руководители республиканского культурного руководство пытались очернить театр, естественно, в первую очередь Ш.Шаршеева, за его инициативу! А вскоре «в знак благодарности» его… уволили из театра и сослали рядовым артистом в Иссык-Кульский театр.

Не успел Ш.Шаршеев как следует поработать артистом в Иссык-Кульском театре – его вскоре позвали в вновь созданный союз театральных деятелей (СТД) Кыргызстана, чтобы он организовал и возглавил театральный фонд. И здесь ему не довелось работать долго – как только он наладил работу фонда, его детище – иссыкульцы очень просили его, обратно вернуться в театр директором. Ш.Шаршеев не мог устоять.

Как прогрессивно мыслящий личность и прозорливый руководитель, он дал творческую свободу молодому театральному коллективу. Результаты не заставили себя долго ждать. По итогам республиканского театрального фестиваля, 1988 года, спектакль молодого Иссык-Кульского театра «Плаха», по мотивам одноименного романа Ч.Айтматова, завоевал Гран-При. А сам взволнованный Ч.Айтматов, входя на сцену и обнимая, тогда еще совсем молодого актера – исполнителя роли Бостона — Темирлана Сманбекова, во всеуслышание назвал «Мой лучший Бостон!». Этот настоящий творческий успех молодого театрального коллектива, скорее всего, был результатом шаршеевскоого стиля руководства, который дал ту необходимую творческую свободу, только при которой можно получить такие ощутимые художественные результаты.

В 1988 году молодой союз театральных деятелей Киргизии, с его не менее молодым и энергичным председателем Ч.Базарбаевым, поднимает инициативу по проведению международного театрального фестиваля «Айтматов и театр», к 60-и летию знаменитого писателя. Лучшие театры из Польши, Украины, Литы, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Казахстана, России и Кыргызстана собрались в один момент, в городе Фрунзе. Среди них такие театральные знаменитости мирового масштаба, как режиссеры: Э.Някрошюс, А.Борисов, И.Рыскулов. Такое грандиозное мероприятие впервые было организовано в Кыргызстане. Возглавить штаб, по проведению международного фестиваля, СТД Кыргызстана позвал не кого-нибудь, а директора Иссык-Кульского театра Ш.Шаршеева! А Ш. Шаршеев блестяще справился с поставленной задачей.

Пожалуй, на мой взгляд, этот первый, столь масштабный опыт ему пригодился, когда он, будучи генеральным директором госдирекции по проведению празднования 100 летия эпоса «Манас».

Кстати, Ш.Шаршеев, еще в конце 80-х годов вынашивал идею празднования этого великого эпоса. В начале 90-го года, будучи первым заместителем министра культуры Киргизской ССР, он со мной, еще не окрепшим драматургом, чьи пара тройка пьесы, были поставлены в нескольких театрах республики, заключил договор по созданию драмы, по мотивам эпоса «Манас». Он сразу сказал мне, что моя будущая пьеса будет поставлена на сцене главного республиканского театра – Кирдрамы, режиссером И.Рыскуловым и сценографом будет Ю.Нурматов. Я был, по настоящему, ошарашен. Я абсолютно не понимал, почему он мне доверил эту пьесу. Пьеса, по существу еще нет, но ее успех вот так, заранее была решена Ш.Шаршеевым. Он оказался абсолютно прав – спектакль, поставленный в 1991 году, по моей пьесе «Манас, мой. Родной!», стал одним из последних лучших театральных постановок прославленного режиссера И.Рыскулова. Этот факт говорит о том, что Ш.Шаршеев обладал великолепным художественным чутьем.

Празднования 1000 летия эпоса «Манас», можно назвать целью жизни Ш.Шаршеева. Его организаторский талант вовсю раскрылся в эти исторические дни. Хотя, многие его недоброжелатели, завистники, по прежнему и по всякому, как всегда, очерняли его, факт остается фактом — празднования 1000 летия эпоса «Манас», был главным событием в истории Кыргызстана, в конце 20-го тысячелетия. И автором этой великой идеи был именно Ш.Шаршеев!

При жизни Ш.Шаршеева, была поставлена только одна его пьеса – «Сказки бабушки Алиман». По ней был снят и телевизионный художественный фильм «Жанаркуш».

Почему, обладая властью, Ш.Шаршеев не воспользовался этим, как это с успехом делают сегодняшние некоторые чиновники — деятели от культуры? Я думаю, этот факт говорит об одном удивительном качестве Ш.Шареева – как чиновник, он считал не этичным и не скромным продвигать свои пьесы. Такое поведение может стать примером для сегодняшних чиновников от культуры, не знающих чувство скромности.

К сожалению, едва достигнув 50-и лет, в 1998 году, Ш.Шаршеев, который так мало живший, но так много сделавший для родного Кыргызстана, ушел из жизни.

 

Жаныш Кулмамбетов,
    драматург, театровед и режиссер

 

    Шеримбек Шаршеев


Количество просмотров: 3892