Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Научные публикации, Медицина
© Сопуев А.А., 2012
© Овчаренко К.Е., 2012
Произведение публикуется с разрешения авторов
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 11 февраля 2014 года

Андрей Асанкулович СОПУЕВ

Научный вклад академика М.М. Мамакеева в хирургию

(Библиографический указатель научных трудов)

Под редакцией д.м.н., проф. А.А. Сопуева и К.Е. Овчаренко

Представленная работа основана на анализе библиографии научных трудов выдающегося кыргызского хирурга и общественного деятеля, академика М.М. Мамакеева.

Публикуется по книге: Научный вклад академика М.М. Мамакеева в хирургию (библиограф. указатель науч. тр.) / Под ред. А.А. Сопуева, К.Е. Овчаренко. – Б.: 2012. – 103 с.

УДК 617
    ББК 54.5
    Н 34
    ISBN 978-9967-601-43-7
    Н 4108050000-12

 

Посвящается 85-летию выдающегося кыргызского хирурга,
Кыргыз Республикасынын Баатыры,
академика Мамабета Мамакеевича Мамакеева

 

«Эмгекти чын дилден сүйүү, алдыдагы тоскоолдуктардан коркпоо, тырышчаактык – буларсыз адам баласынын иш-аракетинин бир да тармагында өөрчүп-өнүгүү болбойт»

(Из автобиографической книги «УЛУКМАНДЫК-УЗАК ЖОЛ», 1997)

 

Наличие потребностей в результатах библиографических исследований науки во многих научных дисциплинах и у представителей разных секторов науки доказано. Эта потребность связана с усложнением структуры и быстрым ростом числа научных исследований и объёма научного знания, что затрудняет процессы управления научной деятельностью и ее организации, выявления и отбора актуальных исследовательских задач.

Библиография — один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

Представленная работа основана на исследовательской функции библиографии, т.е. выполнении библиографических исследований ради получения нового знания на основе использования разнообразных библиографических ресурсов с применением библиографических методов анализа и синтеза полученных сведений. Актуализация исследовательской функции библиографии возможна только при наличии и постоянном возрастании потребностей в результатах библиографических исследований. Возможность получения нового знания, не заложенного в конкретных первичных документах; эти знания можно получить на основе комплексного изучения документов, отраженных в библиографических пособиях. Работа призвана удовлетворить профессиональные информационные потребности, используя для этого сведения, содержащиеся не только в явном виде (присутствующем в тексте конкретных документов), но и в виде неявного знания, содержащегося в документальном потоке и выявляемого в процессе его анализа.

В тексте документов содержится информация, характеризующая, одновременно, три аспекта деятельности: когнитивный, отражающий результат и процесс познания или преображения действительности; социальный, характеризующий сложившиеся общественные условия деятельности; психологический, раскрывающий особенности состояния и творчества конкретного субъекта деятельности.

Наше исследование важно с точки зрения познания истории медицинской науки, имеет высокий познавательный аспект для молодых специалистов, и не только хирургического профиля. Уникальность данной работы состоит в том, что в мировой науке исследований, посвященных одному автору и, притом, хирургу, встречаются единицы. В представленной книге даны результаты библиографического исследования научной деятельности выдающегося кыргызского хирурга Мамбета Мамакеевича Мамакеева.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АКАДЕМИКА М.М. МАМАКЕЕВА

Мамакеев Мамбет Мамакеевич родился в 1927 году в селе Кереге-Таш Ак-Суйского района Иссык-Кульской области Кыргызстана в крестьянской семье. В эти годы в Кыргызстане развернулась ожесточенная борьба новой большевистско-коммунистической власти с последними проявлениями басмаческого сопротивления и начиналось строительство колхозного строя. 7 марта 1927 года Учредительный Съезд Советов Кыргызстана принял декларацию об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. Семья Мамбета Мамакеевича жила в крайней нужде, еле сводила концы с концами. Его мать, Батый-эне, родила 17 детей, из которых выжило трое.

Характер у юного Мамбета с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. "Ничто мне не импонировало,— вспоминал он впоследствии,— я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись!".

Мамбет рос ребенком угрюмым и раздражительным. Мать любила его, но воспитание и ему и другим своим детям дала довольно суровое. Отец был человеком добрым, но не отличался сильным характером и волей. Истинным главой семьи была Батый-эне, твердая, строгая, трудолюбивая женщина, в руках которой находилось воспитание детей. Любовь к труду и к строгому порядку в делах Мамбет Мамакеевич унаследовал именно от матери.

В юные годы Мамбета Мамакеевича в стране проходила всеобщая коллективизация и его родители стали колхозниками. В те годы и зародилась мечта у юного Мамбета о врачевании. «Выбор будущей профессии был мною сделан еще в юности. В 1938 году мне было 11 лет. Единственный брат матери Молдо с женой жили в нашей селе. Его жена Шаамурза рожала первого ребенка. Все это до сегодняшнего дня стоит перед глазами. У нее начались схватки. Посреди комнаты поставили стойку, вокруг постелили солому. Женщина держалась за эту стойку и громко кричала от боли. Внезапно отошли воды, и сразу мой отец Мамаке посадил ее к себе на колени и начал обеими руками сдавливать живот. Наконец ребенок родился. В это время мы с дядей Молдо стояли возле двери. Вдруг из-под соломы потекла кровь. Тетя начала терять сознание. Все начали кричать, обливали ее холодной водой, били по щекам, чтобы злой дух не отобрал душу роженицы. Потом когда я учился в медицинском институте, начал понимать суть этих процедур. Теряя сознание, женщина, оказывается, все слышит и все чувствует, просто из-за потери крови не в силе разговаривать. Женщина глубоко верит, что таким образом они прогоняют злых духов и эта вера помогает ей прийти в себя. Поэтому до сих пор я считаю, что при любом заболевании у больного должна быть вера — это уже половина выздоровления».

Мамбет Мамакеевич был наблюдательным и пытливым мальчиком, видел бессилие человека перед болезнью и уже тогда решение о своем будущем крепло. Так еще в детстве он мог наблюдать у кого из односельчан сильнейшие боли в животе, однако помощь таким больным оказывалась только на уровне знахарства. Многие из этих больных умирали. Так же Мамбет Мамакеевич часто вспоминал, что в детстве у него был один школьный учитель, которого постоянно мучил кашель, характер у него был «желчный», а сам он всегда ходил угрюмый. Однажды внезапно, как выражались тогда односельчане, «он вместе с рвотой вырвал свои легкие» и сразу умер. В последующем, став медиком, Мамбет Мамакеевич анализировал данную ситуацию и пришел к выводу, что его учитель страдал туберкулезом легкого и умер от легочного кровотечения. Так еще со школьных лет Мамбет Мамакеевич проявил в себе большую тягу к размышлениям о болезни и к анализу различных клинических ситуаций.

Также Мамбет Мамакеевича отличало феноменальное трудолюбие. В школьные годы дети регулярно работали в колхозе. Мамбет Мамакеевича в старших классах всегда направляли на работу на колхозный ток, где он занимался просеиванием и очисткой зерна. Работа была тяжелая, но ему она нравилась. Да и небольшое количества зерна в виде, какого никакого, заработка, можно было получить. В эти годы в стране бушевала Великая Отечественная война, отец воевал с фашистами, и посильная помощь старшего сына одинокой матери и голодающим сестренке и братишке была как раз кстати.

Но мечта о врачевании не покидала Мамбет Мамакеевича. И когда он окончил школу, председатель колхоза Касымбай Токоев за отличные результаты в труде выделил ему немного зерна и сена, чтобы он в районном центре обменял его на штаны и рубашку с целью поездки в г. Фрунзе для поступления в медицинский институт.

В Киргизский Государственный медицинский институт Мамбет Мамакеевич поступил в 1946 году. Во время войны на базу КГМИ был эвакуирован профессорско-преподавательский состав Харьковского Государственного медицинского института с территории оккупированной Украины. В связи с этим в КГМИ сложился очень сильный коллектив преподавателей, основанный на базе одной из старейших медицинских школ на территории СССР. Однако уже через 2-3 месяца с начала учебы на первом курсе Мамбет Мамакеевич и большинство его сокурсников, прибывших из отдаленных районов республики, поняли, что без знания русского языка освоить учебную программу не удастся. А они по прибытию в г. Фрунзе по русскому языку не знали ни одного слова или как часто повторяет Мамбет Мамакеевич, что он в те годы не знал по-русски даже таких простых слов как «Да» и «Нет». В связи с этим Мамбет Мамакеевич, уже в те годы обладавший незаурядными лидерскими качествами, собрал этих сокурсников и отправился к доценту кафедры хирургии Исе Коноевичу Ахунбаеву. Вникнув в суть вопроса, Иса Коноевич, в интересах дела, организовал перевод всех первокурсников, не знавших кыргызский язык на подготовительные курсы, где основой учебной программы было изучение русского языка. Из 25 человек было сформировано 3 группы. Так Мамбет Мамакеевич, с начала, попав на подготовительные курсы, только потом вплотную стал изучать медицину. Многие медицинские предметы давались очень тяжело, так как большинство студентов, прибывших из отдаленных районов, в том числе и Мамбет Мамакеевич, не обладали соответствующей базой знаний. Пробелы в знаниях образовались из-за того, что в тяжелейший период Великой Отечественной войны в сельских школах катастрофически не хватало педагогических кадров, а ученики часто вместо учебы работали в колхозах и на производстве.

Друзья и сокурсники очень уважали Мамбет Мамакеевича за прямоту характера и глубокое чувство товарищества. Так у них на курсе учился студент Орозкожоев А., который был постарше остальных и главное физически превосходил своих сокурсников, не отличался он и нравственными качествами. Так этот самый Орозкожоев А. стал отбирать продовольственные карточки у своих более слабых сокурсников (Кайипбеков К., Шаймергенов У. и т.д.), которые оставались голодными. Никто не осмеливался противоречить ему. Когда об этом узнал студент М.М. Мамакеев, то он, несмотря на то, что физически был менее развит, жестоко подрался с Орозкожоевым А., тем самым, вынудив его прекратить издеваться над сокурсниками.

Уже с третьего курса Мамбет Мамакеевич твердо решил, что станет хирургом. А уж если М.М. Мамакеев что-то решал, то никогда не отступал от своей цели. На третьем курсе занятия по хирургии проходили на кафедре общей хирургии под руководством, к тому времени уже, доктора медицинских наук, профессора И.К. Ахунбаева. Мамбет Мамакеевич с упоением слушал его лекции, присутствовал на его операциях и старался улавливать каждое его движение.

На кафедре факультетской хирургии, которой заведовал профессор А.И. Круглов, М.М. Мамакеев продолжал изучать основы теоретической и практической хирургии, все больше убеждаясь в правильности выбранного им пути. Хирургия как наука и как практическое действо нравилась ему, захватывала его и поглощала его полностью. Во всяком случае, в молодые годы М.М. Мамакеев пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще не знает и что может дать пищу его собственной мысли.

На пятом курсе Мамбет Мамакеевич впервые попал на кафедру госпитальной хирургии, которой потом посвятил лучшие годы своей жизни. С 1951 года кафедрой заведовал доктор медицинских наук, профессор Максим Ефимович Фридман.

§

Максим Ефимович Фридман родился 22 апреля 1903 года в селе Тулун Иркутской области, в семье евреев Хаима Израилевича (Ефима Ивановича) Фридмана и Рахиль (Марии) Эдуардовны Джиллелсон. Ефим Иванович был земским врачом, а Мария Эдуардовна врачом-стоматологом. Максим был вторым ребенком в семье, у него было три сестры: София, Надежда и Елена. Основой воспитания в семье было образование. Детей воспитывали гувернантки из Англии, Франции и Германии, говорить на русском языке было разрешено только по воскресеньям. В 1919 году Максим окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Иркутский университет на отделение юриспруденции. После первого курса он перевелся на медицинский факультет. В 1925 году Максим Фридман стал врачом.

В 1939 году Максим Ефимович женился на Фелиции Яковлевне Схайнбаум, через год у них родился сын Алексей. Это был счастливый брак.

1925 г. — хирург Иркутской железнодорожной больницы.

1927 г. — ординатор хирургического факультета Иркутского университета.

1929 г. — хирург Усольской областной больницы (Иркутская обл.).

1931 г. – хирург больницы г. Москва.

1932 – 1934 гг. — начальник медицинской службы 56 кавалерийского полка Красной армии.

1934 г. — хирург Всехсвятской амбулаторной больницы г. Москвы.

1935 г.– аспирант Института повышения квалификации врачей.

1938 г. – участвовал в военной кампании на озере Хасан в качестве военно-полевого хирурга.

1941 г. – получил ученую степень кандидата медицинских наук.

1941 – 1945 гг. – хирург медицинской службы военно-воздушных сил Советской Армии.

1949 г.– получил ученую степень доктора медицинских наук, тема диссертации «Двигательные точки в мышцах верхних конечностей человека и их практическое значение».

1952 – 1973 гг. — заведующий кафедрой госпитальной хирургии Киргизского государственного медицинского института.

1973 – 1981 гг. — профессор и консультант кафедры госпитальной хирургии Киргизского государственного медицинского института.

Максим Фридман — автор более 60 статей по неотложной хирургии брюшной полости, урологии, гнойной и военно-полевой хирургии. Он подготовил 1 доктора медицинских наук – М.М. Мамакеева и 15 кандидатов медицинских наук.

Максим Ефимович Фридман скончался в возрасте 87 лет 18 июня 1990 года в г. Фрунзе.

§

С пятого курса М.М. Мамакеев занимается в кружке, а затем последовательно в субординатуре на кафедре госпитальной хирургии. В 1953 году профессор М.Е. Фридман — основатель интеллектуального подхода к неотложной хирургии в Кыргызстане — предложил Мамбету Мамакеевичу клиническую ординатуру на кафедре госпитальной хирургии. М.Е. Фридман своим личным примером прекрасного хирурга, ученого, педагога и просто обаятельного человека сыграл большую роль в становлении многих молодых хирургов. Поэтому не случайно, выбирая специальность, М.М. Мамакеев остановился на неотложной хирургии и на десятилетия сохранил преданность идеям и традициям учителя.

В клинической ординатуре Мамбет Мамакеевич всего себя без остатка посвятил изучению азов практической хирургии. Несмотря на то что, среди сотрудников кафедры ни у кого не возникло желания помочь молодому клиническому ординатору, Мамбет Мамакеевич круглыми сутками находился в клинике неотложной хирургии, где принимал и вел больных и, главным образом, ассистировал, ассистировал на всех операциях подряд. Всех окружающих Мамбет Мамакеевич поражал феноменальной работоспособностью, железной самодисциплиной и беспредельной фанатичностью хирургии.

Однако время шло, но доверять самостоятельные операции М.М. Мамакееву никто не собирался. И тогда Мамбет Мамакеевич, со свойственной ему прямотой, направился к руководителю клиники, профессору М.Е. Фридману и заявил ему, что он готов производить основной набор неотложных операций на органах брюшной полости. Максим Ефимович с большим вниманием отнесся к целеустремленному клиническому ординатору и решил сам по-ассистировать ему первую полостную операцию. Причем, по настоянию Мамбета Мамакеевича, они договорились о том, что во время операции профессор ему абсолютно ничего подсказывать не будет до первого его неверного действия. Так Мамбет Мамакеевич сделал первую свою аппендэктомию, ассистенту профессору М.Е. Фридману во время всей операции не удалось сделать ни одной подсказки. За годы клинической ординатуры Мамбет Мамакеевич освоил все стандартные основные операции при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости.

Через полтора года обучения в клинической ординатуре Мамбета Мамакеевича отправили для практической помощи в Тюпскую центральную районную больницу, так как там в декретный отпуск ушла единственная на весь район женщина-хирург, других хирургов в районе не было. Так впервые М.М. Мамакеев оказался один на один с различными хирургическими болезнями, там, на месте ему подсказывать было совершенно некому. В такой ситуации Мамбет Мамакеевич стал ежедневно писать письма своему учителю М.Е. Фридману, в которых он описывал ему все непонятные случаи из своей практики. В этих условиях Максим Ефимович не ленился отвечать на каждое письмо своего ученика Мамбета. В этих письмах Максим Ефимович подробно объяснял все непонятные симптомы, необходимые методы диагностики и лечения. В Тюпской центральной районной больнице за 2 месяца самостоятельной практической деятельности Мамбет Мамакеевич сделал ряд тяжелых больших операций, которые ранее не выполнял, вылечил несколько тяжелых больных. Иногда приходилось оперировать, расположив перед собой учебник топографической анатомии и оперативной хирургии, иногда принимать во время операции интуитивные решения. Но растерянности Мамбет Мамакеевич никогда не чувствовал. Бездействие – это тоже не его черта, из любого самого тяжелого положения он находил выход и, преодолевая различные препятствия, решал поставленные перед собой задачи.

Здесь же в Тюпском районе проявился и недюжинный организаторский талант у Мамбета Мамакеевича. Дело в том, что по прибытии в Тюпскую больницу, Мамбет Мамакеевич обнаружил, что здешний медицинский персонал не применяет внутривенные капельные инфузии и даже не представляет, как это делается. И тогда Мамбет Мамакеевич в кратчайшие сроки организовал обучение медсестер в областной больнице и внедрил эту новую для района методику в ЦРБ.

После окончания клинической ординатуры перед Мамбетом Мамакеевичем встал вопрос о своих дальнейших перспективах. Решения Мамбет Мамакеевич принимал быстро. И как-то на общем собрании коллективов кафедры госпитальной хирургии и клиники неотложной хирургии он сделал заявление о том, что хочет поступить в очную аспирантуру на кафедру госпитальной хирургии. Многие сотрудники кафедры восприняли это заявление «в штыки», так как недолюбливали Мамбета Мамакеевича за его дерзость и смелость. Однако на общем фоне выступающих сотрудников кафедры, в унисон твердивших о том, что М.М. Мамакеев недостоин быть аспирантом, Максим Ефимович Фридман, обладавший большим умом и интуицией, имел собственное мнение на этот счет. Он сказал, что у М.М. Мамакеева, «конечно же, есть недостатки, но у него и очень много положительных черт, поэтому пусть на общих основаниях поступает в аспирантуру и если он пройдет по конкурсу, то мы его возьмем к себе на кафедру».

В аспирантуре (1955-1957 гг.) ему дали тему кандидатской диссертации: «Топографоанатомическое обоснование пересадки почки на подчревные сосуды». Данная тематика подразумевала изучение топографоанатомических вариантов строения подчревных сосудов на аутопсийном материале. В связи с этим в течение нескольких долгих месяцев Мамбет Мамакеевич львиную долю своего времени провел в городском морге, где и проводил свои исследования. Результаты блестяще защищенной кандидатской диссертации до настоящего времени имеют важное практическое значение в трансплантологии.

Во время учебы в аспирантуре Мамбету Мамакеевичу также удалось получить глубокие знания по анатомии, что в последующем ему всегда помогало на хирургическом поприще. А произошло это вследствие того, что, как-то, заметив незаурядные способности юного аспиранта, заведующий кафедрой нормальной анатомии КГМИ, доцент А.И. Шеров пригласил его попреподавать для студентов курс нормальной анатомии. Мамбет Мамакеевич согласился не сразу, сказав, что главным в своей деятельности считает хирургию. Но доцент А.И. Шеров смог его убедить, повторив известное изречение о том, что «Путь к хирургическому столу лежит через анатомический театр». За один год преподавания нормальной анатомии Мамбет Мамакеевич тщательно и упорно повторно изучил для себя курс нормальной анатомии человека.

После окончания аспирантуры в 1957 году Мамбет Мамакеевич устроился работать ассистентом на кафедру госпитальной хирургии к своему учителю М.Е. Фридману. Первые годы работы на кафедре прошли под знаком фанатичного труда на поприще практической и теоретической хирургии. Мамбет Мамакеевич представлял собой беспокойный сгусток энергии, который успевал сутками на пролет дежурить в клинике, осматривать и лечить сотни больных, производить неимоверное количество операций, преподавать студентам, изучать научные труды по хирургии и активно заниматься исследовательской работой.

Неоднократно в эти годы Мамбет Мамакеевич выезжал со студентами на производственную практику в разные регионы республики. В этих поездках молодой ассистент кафедры активно оказывал практическую помощь местным хирургам. Он сам очень много оперировал наиболее тяжелых больных и проводил консультационные приемы. И здесь в сельской местности ему неоднократно приходилось бороться с проявлениями профессиональной непорядочности. Так, к примеру, как-то в Нарынской области группа молодых ассистентов из Киргосмединститута в виде практической помощи вела прием различных больных, их обследовали и назначали лечение. Однако, в последующем, некоторых из этих пациентов осматривал свой местный участковый врач Шуллер Альберт Яковлевич, который назначал то же самое лечение, но уверял больных, что лечение пересмотрел, тем самым, зарабатывая себе авторитет. Мамбет Мамакеевич не постеснялся сказать ему это в лицо.

В середине 60-х годов доцент М.М. Мамакеев взялся за написание докторской диссертации. Посоветовавшись со своим научным руководителем Максимом Ефимовичем Фридманом, они пришли к выводу, что необходимо разрабатывать вопросы диагностики и лечения острого холецистита и осложненной желчнокаменной болезни. После защиты докторской диссертации на тему: «Хирургическое лечение острого холецистита и осложненной желчнокаменной болезни» (1970 г.) Мамбет Мамакеевич успешно продолжал трудиться на поприще хирургии. За годы упорной работы и проведения различных исследований вырос авторитет М.М. Мамакеева как талантливого ученого, клинициста и высококвалифицированного хирурга. В 1972 году он получил звание профессора кафедры госпитальной хирургии Киргизского Государственного медицинского института, а в 1974 году был избран заведующим этой кафедрой. С этого момента начинается новый этап не только в жизни Мамбета Мамакеевича, но в целом в развитии неотложной хирургии в Кыргызстане. По сути, начинает создаваться школа общих и неотложных хирургов Кыргызстана.

В этот период наиболее ярко проявляется его талант — блестящего ученого и хирурга, организатора-педагога. Под его руководством проводится ряд прогрессивных реформ, значительно улучшающих педагогический процесс, подготовку кадров врачей в субординатуре и интернатуре по хирургии, вводится двухгодичная специализация, изменяются учебные планы, что позволяет затем успешно решить проблему повышения квалификации общих и неотложных хирургов Кыргызстана.

Успехи молодого профессора и заведующего кафедрой госпитальной хирургии были по достоинству оценены в Кыргызстане. Так в 1973 году он получил высокое звание «Заслуженного врача Киргизской ССР», а в 1987 году – «Заслуженного деятеля науки Киргизской ССР». В 1989 году Мамбет Мамакеевич избирается членом-корреспондентом Национальной Академии наук Кыргызстана, а 1993 году — действительным членом Национальной Академии наук Кыргызской Республики, в 1995 году – действительным членом Академии медицинских наук Казахстана. В 1998 году ему присуждена Государственная Премия Кыргызской Республики в области науки и новых технологи. Мамакеев М.М. – кавалер орденов Манаса I и III степени, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени и Дружбы Народов. С 1976 года по настоящее время он является Президентом Ассоциации хирургических обществ Кыргызской Республики, также Мамбет Мамакеевич является членом Всемирной Ассоциации хирургов-гастроэнтерологов (г. Париж), Международной Ассоциации хирургов (г. Цюрих), Международной Ассоциации хирургов им. Н.И. Пирогова (г. Москва) и Российской Ассоциации хирургов-эндоскопистов. В течение более чем 20-ти лет Мамбет Мамакеевич являлся депутатом Парламента Кыргызской Республики. В 2004 году М.М. Мамакееву было присвоено Высшее Звание Кыргызской Республики – Кыргыз Республикасынын Баатыры «Ак Шумкар».

 

§

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТРУДОВОГО ПУТИ

1952 г. — окончил лечебный факультет Кыргызского Государственного медицинского института.

1952-1954 г. — врача-ординатор в клинике неотложной хирургии

1955–1957 гг. — аспирантура КГМИ;

1958 г. — защита кандидатской диссертации на тему: «Топографоанатомическое обоснование пересадки почки на подчревные сосуды»;

1957-1962 гг. – ассистент кафедры госпитальной хирургии КГМИ;

1962-1972 гг. — доцент кафедры госпитальной хирургии КГМИ;

1970 г. – защита докторской диссертации на тему: «Хирургическое лечение острого холецистита и осложненной желчнокаменной болезни»;

1972-1974 гг. — профессор кафедры госпитальной хирургии КГМИ;

1974–2003 гг. — заведующий кафедрой госпитальной хирургии Кыргызской государственной медицинской академии;

с 1976 года по настоящее время является Президентом Ассоциации хирургических обществ Кыргызской Республики;

с декабря 1996 года и по настоящее время – директор Национального хирургического центра Министерства здравоохранения КР;

1989 г. – член-корреспондент Национальной Академии наук КР;

1993 г. – действительный член Национальной Академии наук КР;

1993 г. – почетный член Президиума Международной Ассоциации хирургических обществ им. Н.И.Пирогова;

1993 г. — член Российской Ассоциации хирургов-эндоскопистов;

1995 г. – действительный член Академии медицинских наук Республики Казахстан;

1999 г. — Член Международной ассоциации хирургов (Швейцария);

1999 г. — Член Всемирной Ассоциации хирургов и гастроэнтерологов (Франция);

В 1973 году ему присвоено звание "Заслуженный врач Киргизской ССР" и в 1987 году — "Заслуженный деятель науки Киргизской ССР".

Среди Правительственных наград: «Почетная грамота Верховного Совета Кыргызской ССР», юбилейная медаль «В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

1997 г. – Лауреат Премии им. И.К. Ахунбаева НАН КР;

1998 г. – Лауреат Государственной Премии Кыргызской Республики;

В 2004 г. Мамакееву М.М. присвоено звание Кыргыз Республикасынын Баатыры «Ак Шумкар». В 2008 г. награжден орденом Петра Великого Российской Федерации. В 2011 г. награжден Золотой медалью «Qizil Ürek» Международного фонда тюркоязычных стран «Dədə Qorqud» за выдающиеся заслуги в развитии научной хирургии. Решением Президиума Российской Академии Естествознания в 2011 г. М. Мамакееву присвоено Почетное звание «Основатель научной школы».

Помимо профессиональной научно-медицинской деятельности Мамакеев Мамбет неоднократно избирался:

  • депутатом Фрунзенского городского совета депутатов;
  • депутатом Верховного Совета Кыргызской ССР четырех созывов;
  • депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики двух созывов.

Под руководством Мамакеева М.М. подготовлено 13 докторов и 23 кандидата медицинских наук.

Биография М.М. Мамакеева — это не только его личная биография, это биография его времени, его современников, его научной и хирургической школы, это, наконец, биография становления Кыргызстана как суверенного государства. Военное детство, неимоверные трудности послевоенного образования и предрассудки в формировании национальных кадров в те годы сформировали у него мировоззрение бойца за социальную справедливость, непримиримость с фальшью и двуликостью, а также с условностями нашего национального бытия.

Его главным делом жизни была, есть и будет хирургия, она есть то "вечное, доброе и разумное" в его многогранной деятельности. По его мнению, хирургия, кроме того, что она наука, она есть отрасль общественного производства, причем самая рентабельная. В ней общество нуждается сегодня, и в ней оно будет ощущать потребность завтра и всегда. Кстати, хирургическая школа, которую он вырастил, воспитал — настоящий флагман республиканского здравоохранения. Самое главное, что на его личном счету десятки тысяч спасенных жизней. В этом плане его заслуги бесспорны навсегда, ибо они неподвластны времени, они историчны.

 

СПИСОК научных и методических трудов академика Мамакеева Мамбета Мамакеевича…

 

Скачать всю книгу в формате Word

 

© Сопуев А.А., 2012
    © Овчаренко К.Е., 2012

 


Количество просмотров: 1866