Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Юмор, ирония; трагикомедия / Главный редактор сайта рекомендует
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 30 апреля 2014 года
Ешь, не болтай!
Смешной случай из реальной жизни. Первая публикация.
Вчера у моей подруги скончалась ее девяностолетняя бабушка, пусть земля будет ей пухом. Приготовилась, как того требует обычай, выразить соболезнования. Увидев меня, подруга горько расплакалась. Мы с ней давно не виделись… Взяв меня за руки, она прошептала:
– Три дня я просидела около бабушки. Так она страдала, мучилась, бедняжка, сильно. Мне так жалко ее, и сама устала ужасно. И споры родственников достают: так нужно делать, этак нельзя, в общем, мне сейчас очень плохо. Отвлеки меня, расскажи что-нибудь. А то пока завтра бабушку предадут земле, я умру от кровоизлияния… – Голос ее был жалобный.
– Но бабушка твоя хорошо пожила. Она…
– Ой, перестань, все, кто знает – не знает меня, говорят об этом, надоели уже. Ты хоть скажи что-нибудь приятное, чтобы поднять мне настроение.
– Не болтай! (Бабыраба!)
– Что?! – подруга с удивлением и со злостью воззрилась на меня, нахмурившись. Она была вспыльчивой и сейчас еле сдерживала себя. Как у меня вылетело это слово, я сама не знаю. Но сейчас, в такой момент разве до анекдотов… Но, поскольку начала, надо довести до конца, иначе она обидится не на шутку. Подсев поближе, я принялась рассказывать историю:
«Молодая сноха ставит еду перед родителями мужа и уходит на кухню. Старик, размешивая бульон, увидел высушенный листочек и удивленно говорит:
– Эй, старуха! Что это за листочек, спроси у снохи.
Бабка с трудом встала и, кряхтя, заковыляла на кухню. Спрашивает ласково:
– Кюкю, милая, отец спрашивает, что за лист плавает в бульоне?
– Это лавровый лист, – ответила сноха, не поднимая голову и наливая суп. Тугоухой старушке послышалось «бабырабай ич», она, как-то странно согнувшись, обиженно поджав губы, вернулась и виновато говорит:
– Сноха сказала, чтобы ты ел и не болтал».
Так вот, ты тоже подобна старику: сиди и не болтай (бабыраба)! Ведь ты им дочь, их дело – оплакивать и не вмешиваться.
Подруга моя прыснула от смеха и, закрыв лицо руками, стала смеяться, прямо вся затряслась. Я тихонько ее толкаю – а она еще больше…
Одна из женщин, увидев, как подруга, закрыв лицо руками, заливается, проронила:
– Бедная, как она убивается, ведь бабушка ее вырастила.
А другая:
– Вот что значит, когда после умершего остается дочь. Дочь – это красное золото. Видите, как оплакивает бабулю свою… Не переставая…
– Успокойся, родная! Пусть Аллах даст тебе долгих лет жизни, как твоей бабушке. Мы не в силах тебе помочь, – загалдели женщины, утирая глаза.
– Увидела близкую подругу и дала волю слезам, – сказала жена старшего брата.
Не зная, что делать, чтобы окружающие не догадались, что происходит на самом деле, я обнимаю подругу и шепчу:
– Угомонись! Если бы я знала, что ты поставишь меня в такое неудобное положение, ничего бы не сказала бы. Сама ведь попросила!.. Все, перестань, опозоримся перед людьми…
Так я делала вид, что разделяю горе подруги. А она – посмотрит на меня сквозь пальцы и опять: «Бабырабай ич!» – и заливается смехом.
Одна из родственниц, может, что-то заподозрила, но выручила:
– Кыз! (Обращение к сестре мужа) Успокойся! Подружку надо на чай пригласить.
Подруга моя, не отнимая руки от лица, подала одной из женщин знак, чтобы меня увели. Вот что значит сказать необдуманное слово… Не зря говорят, что сон и смех не имеют преграды.
© Зульфира Асылбекова, 2014
Количество просмотров: 2194 |