Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Публицистика
© Владимир Ноллетов, 2014. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 25 июля 2014 года

Владимир Владимирович НОЛЛЕТОВ

Борис Мокроусов

О судьбе талантливого советского композитора-песенника. Первая публикация.

 

В четырехлетнем возрасте я увидел фильм «Свадьба с приданым». И был потрясен песнями «На крылечке» и «Хвастать, милая, не стану». Это самое сильное и яркое впечатление раннего детства. Написал их композитор Борис Андреевич Мокроусов.

Он родился в 1909 году в Канавино, под Горьким, в семье железнодорожника. Очень любил родную природу, Волгу, гордился, что он волжанин. 

Учился в Горьковском музыкальном техникуме, подрабатывал тапером. Затем поступил в Московскую консерваторию. Окончил ее в 1936 . Первая его песня, ставшая известной, – «Милый мой живет в Казани».

С начала войны Мокроусов – морской офицер. В 1942 композитор пишет суровый, чеканный марш «Песня защитников Москвы», а в 1943 – знаменитый «Заветный камень». Мужественность и мощь звучат в этом произведении. Утесов говорил, что кроме царь-пушки и царь-колокола есть и царь-песня. Это «Заветный камень». Дунаевский называл «Заветный камень» лучшей песней о войне.

В 1948 Мокроусов за песни «Хороши весной в саду цветочки», «Песня о родной земле», «Одинокая гармонь», «Заветный камень» получил Сталинскую премию. Деньги это были немалые. Можно было, например, купить несколько дач. Но он распорядился премией иначе. В деревенском трактире, недалеко от Дома творчества композиторов, он угощал водкой всех желающих, в основном совершенно незнакомых людей. Ящики с водкой даже ставили на обочину дороги. Через две недели Сталинская премия была пропита… Выпить Борис Андреевич любил. Может, поэтому и умер рано, в 59 лет. Во всем он был очень русским, и в этом тоже.

Конец сороковых и начало пятидесятых – пик в творчестве композитора. Именно тогда появляются его шедевры – «Сормовская лирическая», «На крылечке», «Мы с тобою не дружили», «Осенние листья». Популярность Мокроусова в то время была огромной. Его песни сразу подхватывала и пела вся страна. Их исполняли самые известные певцы – Лемешев, Пирогов, Рейзен, Отс, Шульженко, Утесов, Бернес.

Его произведения исполнялись и за рубежом. Ив Монтан пел «Одинокую гармонь» и «Когда поет далекий друг». Кроме французского, песни Мокроусова звучали на польском, чешском, финском, китайском, японском…

У него есть песни на гражданскую тему («Зацветает степь лесами», «Когда весна придет, не знаю», «Это вам, романтики», «Ярославна»), о моряках («Море шумит», «Прогулка», «Скрылись чайки»), о солдатах («Дорожка фронтовая», «Жди солдата», «Возраст призывной»). Но больше всего у Мокроусова песен о любви. Например, «Назначай поскорее свидание», «Костры горят далекие», «Ясной ночкою», »Вечерком на реке», «Ты рядом», «Буду ждать тебя», «Всегда ты хороша», «Вьется в даль тропа лесная».

«Мокроусов – истинный лирик, – писал поэт Марк Лисянский, – он всегда мне представлялся Сергеем Есениным в музыке». Поэт так описывает свою первую встречу с ним: «Дверь мне открыл красивый, широкоплечий, плотный, крепкий, выше среднего роста, светлокудрый и голубоглазый человек в белой рубашке с лихо расстегнутым воротом. Что-то в нем было волжское, бурлацкое, разинское и в то же время очень простое и бесхитростное. Ничего от знаменитости. Открытый теплый взгляд из-под темных аккуратных бровей, добрая улыбка…»

Сходился с людьми Мокроусов нелегко, но подружившись, становился другом искренним и верным. Его друзьями были многие композиторы, певцы, поэты-песенники.

Лисянскому принадлежат слова «Осенних листьев» – одной из лучших лирических песен. Многие ее исполняли: Обухова, Нечаев, Красовицкая, Алла Иошпе, полька Пшибыльска, Пугачева, молодая певица Зара и даже Аркадий Райкин.

В его творчестве часто встречается шутка. Мокроусов и в жизни шутку любил, обладал замечательным чувством юмора.

Все его песни – и веселые, и грустные, и даже мужественные песни военных лет – отличаются задушевностью, проникновенностью. Композитор говорил, что в песню надо вложить душу, без этого она ровно ничего не стоит. И его душа – страстная, добрая, чуткая – видна в каждой песне. Его произведения отмечены высоким вкусом, чистотой и благородством чувств. Обычно Мокроусов, работая над песней, сначала писал мелодию, а уже потом поэт сочинял слова.

Он пробовал себя в разных жанрах. Написал симфонию, оперу «Чапай», оперетту «Роза ветров». Популярны были танцы из этой оперетты. Но главной его любовью была песня. Кстати, деление на так называемую серьезную музыку и так называемую легкую весьма условно. Музыка делится на хорошую и плохую. Хорошая песня может быть глубже, содержательней, серьезней иной симфонии. Песня относится к классической музыке, как поэзия к прозе. Утверждение, что классическая музыка выше песни равносильно утверждению, что проза выше поэзии.

Последней работой Мокроусова – и какой удачной! – стала музыка к первой серии «Неуловимых мстителей». Когда начались съемки второй серии, композитора не стало. На режиссера фильма Эдмонда Кеосаяна личность Мокроусова произвела очень сильное впечатление: «Он был нежнейшим, искренним человеком. Да это же понятно, это видно по его музыке. Доброты он был неповторимой. <…> И, конечно, он был бесконечно ранимым, незащищенным, как всякий по-настоящему большой талант. <…> Есть у меня горькое, неутихающее чувство боли. Когда я вспоминаю о Борисе Андреевиче Мокроусове, великом русском песеннике (я не преувеличиваю – великом!), перед глазами встает картина – грустная, неповторимая, последняя… Гроб… И некому поднять.<…>Поднимали мы его со своими, «неуловимыми» – четверо пацанов 14 – 15-летних и я<…>Нет, не так должно было проводить в последний путь Бориса Андреевича Мокроусова. Не так!»

Не дожил композитор до успеха своей «Вологды». Интересна история этой песни. Написана она была вскоре после войны, но осталась незамеченной. В 1956 ее спел Нечаев. Однако и на этот раз она не завоевала популярности. Лишь в 1976, когда песню исполнил ансамбль «Песняры», она стала знаменитой. Спеть «Вологду» «Песняров» уговорил – с большим трудом – один из участников ансамбля, вологжанин. А если бы не уговорил?

Советская песня – это особое, уникальное явление. Сколько прекрасных мелодий! Сколько талантливейших композиторов! И Мокроусов – в первом ряду. Вот только званиями и наградами избалован он не был. Сталинская премия второй степени и звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР – это явно мало для композитора такого масштаба. При всей своей доброте и мягкости Мокроусов в вопросах творчества был принципиален, тверд, упрям. Говорил то, что думал. Правдивость была свойством его натуры, отмечал композитор Терентьев. Кто-то обижался. В Союзе композиторов у него были недоброжелатели. Некоторые обвиняли Мокроусова в «цыганщине». Это его-то, автора «Заветного камня»! Возможно, причина в этом.

Но главное, что его лучшие песни продолжают звучать. Это важнее любых премий и званий.

Три человека особенно близки и дороги мне: Лев Толстой, Достоевский, Мокроусов.

 

2014

 


Количество просмотров: 1765