Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические
© Сатиева Б.К., 2003. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 25 ноября 2014 года

Бурулуш Казаковна САТИЕВА

Тополя

Действие рассказа происходит в Кажы-Сае в наши дни.

 

Автобус, замедлив свой ход, остановился у обочины, только что проехав посёлок Кажы-Сай.

В чём дело, почему остановились? Автобус вроде совсем новый, не должен был сломаться. Я, забеспокоившись, посмотрела в окно. Надо же, до дома совсем чуть-чуть осталось, не дотянули. Встав с места, водитель обратился к пассажирам:

– Колесо лопнуло, можете немного прогуляться, пока мы заменим колесо, это ненадолго, пожалуйста, освежитесь немного.

– Ну, вы даете, почему выезжаете, не проверив машину, всегда так, и в прошлый раз кое как доехали, всё время ломался автобус, – недовольно проворчала старуха, сидевшая впереди.

– Мамушка, но это же колесо, колёса лопаются по дороге, а при выезде колёса все были целыми, – сказал оправдываясь водитель.

– Не знаю, не знаю, вечно вот так, – не унималась старуха.

– А может быть, вам всегда попадаются поломанные автобусы, у нас это первый случай, – не отступал водитель.

– Ага, это значит я невезучая, а вы ни в чём не виноваты! – не на шутку разозлилась старуха.

– Ну, хватит вам препираться, лучше просите бога чтоб мы благополучно доехали до дома, пойдёмте лучше прогуляемся, – заткнула всех другая старуха вставая с места.

Все вышли из автобуса. До берега было рукой подать, и мы все не спеша пошли к берегу. Жара стояла невыносимая, но на берегу дул прохлаждающий бриз. Всегда, когда мне приходилось проезжать мимо этих мест, я в окно смотрела на эти тополя, растущие вдоль берега. Но только сейчас я поняла, что ни разу не удосужилась подойти к ним так близко. Оказывается, они вымахали намного больше, чем мне казалось издалека. И тут я благодарила судьбу за то, что именно здесь лопнуло колесо автобуса!

Здравствуйте, тополя!

Чуть шевеля макушками, тополя приветствовали меня. И почему это я никогда не подходила к ним так близко?! Ведь эти тополя когда то высаживали мы!

Да, это наши тополя!

Время проходит неумолимо. Закрутившись в водовороте повседневных хлопот, мы порой забываем о своём прошлом. А ведь столько лет прошло с тех пор, как мы высадили эти тополя! И вблизи они так хорошо пахнут, оказывается! Я прошлась меж тополей, и в груди у меня всколыхнулось неописуемое чувство, которое возвратило меня в то далёкое детство…

…Тогда я училась в Кажы-Сайской школе интернат в восьмом классе. Так как интернат был восьмилеткой, мы считались выпускниками и нам всегда поручали особо важные мероприятия.

– Сегодня мы пойдём на берег высаживать тополя, – громко объявила классная после уроков. Не успела она досказать как класс взорвал громкое «Ура!». Учительница захлопала в ладоши:

– Эй, тихо, успокойтесь! Если кто ни будь ещё будет кричать тот не пойдёт, останется дежурить.

Все замолкли разом. Кому охота оставаться в школе на дежурство, это же гонимая тоска.

– Сегодня с вами я не пойду, вас поведёт практикант, – от услышанного мы чуть было опять не заорали. Но воздержавшись, таинственно посмотрели друг на друга. Тут вошёл в класс сам практикант-учитель.

– А, ты пришёл, – сказала учительница посмотрев на него, – ты знаешь, что сегодня ты сам поведёшь их на берег?

– Да знаю, – ответил он, улыбаясь. Видно он и сам рад, что поведёт нас на берег самостоятельно. Весь кучерявый, с большими серыми глазами, он всегда улыбался, показывая свои белоснежные зубы.

Быстро собравшись, мы всем классом двинули к берегу. Другие смотрели на нас с нескрываемой завистью. А мы такие важные, будто бы отравились в далёкие неведомые земли, совершать неслыханные подвиги. Пока не свернули за поворот мы шли выстроившись по два в шеренгу. Но как только исчезли из виду, пошли врассыпную.

– Вы уже не маленькие, идите просто, но только пока на нас смотрят идите строем, а то не дай бог и мне попадёт, – сказал учитель-практикант при выходе, – но только не разбредайтесь кто куда.

Мы шли по руслу высохшей реки. Наверное оттого и назвали этот посёлок Кажы-Саем, что это слово означает» высохшая река.»

Как только пришли к берегу мы первым делом разувшись прошлись по берегу озера. А учитель, наш, практикант, был сам родом из отдалённых горных районов, может оттого, а может быть просто ему так захотелось, раздевшись и не задумываясь с разбегу плюхнулся в воду. Он не умел плавать. Но всегда когда мы приходили на берег он первым делом купался, несмотря на то что ещё не наступил сезон купания. Мы конечно же над ним посмеивались, не умея плавать он бестолково барахтался по воде.

– Машина приехала, – крикнул кто то. Учитель поспешил вылезти из воды. Он быстро собрал нас в кучу и мы пришли к тому месту где в прошлый раз остановились. Мы быстро разгрузили саженцы и машина уехала на другой участок.

– Слушайте все внимательно, саженцы не ломать, ямы выкапывайте по норме, – крикнул нам учитель-практикант.

– Ну да, конечно, мы не будем ломать, копать тоже будем глубоко, – заверили мы его.

– Ну что ж, тогда приступайте.

Кто же в нашем тогдашнем возрасте сдерживал данное обещание. Чуть отдалившись от учителя мы тут же начали ломать корни саженцев, так легко было сажать, взял и воткнул в землю и никакой ямы не надо выкапывать! Даже несмотря на то, что земля была песчаной и мягкой мы ленились её копать. Надо же быстрей закончить дело и играть вдоволь! Но на этот раз наш номер не прошёл.

– Соберитесь все! – крикнул учитель спустя полчаса.

– Эй давайте быстрей, учитель сказал всем собраться, наверное будем играть в новую игру, – мы собрались мгновенно.

– Ну что, все собрались, – спросил он окинув нас недобрым взглядом.

– Учитель, что, мы сегодня будем в новую игру играть? – спросила не вытерпев девочка стоявшая рядом со мной.

– В игру? – учитель насупившись задумался, – что ж, мы сегодня будем играть в особенную игру. Все стойте где стоите. Я вам покажу необычный фокус, ладно? – он вопросительно посмотрел на нас, но не улыбнулся. Мы почуяли что то недоброе и насторожились. Все замерли. Учитель подошёл к только что высаженным тополям и не ошибившись не разу начал выдёргивать именно те саженцы у которых мы отломали корни. О, чудо! Как он догадался? И ведь ни разу не ошибся. Только тогда, когда он дошёл до конца ряда, отряхнув одежду подошёл к нам.

– Жоомарт, Тилек, Жыргал, идите и соберите все саженцы которые я вытащил, – приказал он строгим тоном. Трое тихонько выскользнули и пошли собирать.

– А теперь все стройтесь в одну шеренгу.

Мы молча выстроились.

– Теперь рассчитайтесь на раз, два и три, – сказал он, не поднимая головы. Мы рассчитались.

– Теперь, те, кто под номером один оставайтесь на месте, остальные выходите вперёд.

Мы сделали так как он велел.

– А теперь представьте себе, что тех кто вышел вперёд уничтожили злые люди. – Он смотрел на нас испытующим взглядом. – И посмотрите на тех кто остался в живых, как вы думаете не печальная ли это картина? Мы исподлобья смотрели на тех кто остался в «живых» и молчали.

– А что вы все молчите, как вам смотрится? Ну, говорите же.

– Их мало, – промямлил кто то из строя. Учитель ещё долго смотрел на нас молча. Потом сказал:

– А тополя? Как вы думаете, им не больно умирать, ведь они тоже живые, ну раз они растут, значит живые! Дело в том что они бессильны против вас, представьте себе что когда-нибудь придут более сильные чем вы и перебьют вас кого попадья, что будет тогда?

Никто не осмеливался ответить, да и что отвечать.

– Агай, я не сломал ни одного дерева, – вдруг сказал один мальчик оправдываясь.

– Да неужели? – с сарказмом сказал учитель, – ну тогда в следующий раз ты один придёшь высаживать саженцы, раз ты такой честный.

– А я тоже не ломал, – сказал ещё один.

– Я тоже, – сказал третий. Осмелев, за ним крикнули ещё несколько ребят.

– Эй, хватит вам, – в сердцах крикнул учитель, – что же по вашему выходит, я что ли поломал все саженцы, вы что же думаете, что я слепой, да я могу точно сказать кто сколько сломал.

Мы опять замерли. Раз он точно угадал саженцы без корней, то может наверняка знает, кто сколько поломал.

– Сейчас вы выкопаете глубокую яму и закопаете все вот эти несчастные деревья которых вы лишили жизни и на их месте снова посадите другие саженцы, теперь я буду строго проверять, буду считать саженцы, и если вы ещё раз сломаете хоть одно дерево то больше никогда не придёте на высадку, вы меня поняли? – очень серьёзно спросил учитель.

– Поняли, – ответили мы робея.

– Ну тогда мы договорились, приступайте к работе.

Мы выкопали огромную яму и закапали тех «несчастных». Видно слова учителя глубоко тронуло наши сердца, мы работали молча, никто и не думал ломать корни. Вечером, когда мы закончив сажать тополей сели подкрепится, опять же тот самый Курман спросил:

– Агай, а скажите, как вы угадали все саженцы без корней?

– Очень даже просто, если по дороге идут два человека, один из них хромает а другой идёт прямо, ты не смог бы догадаться кто из них хромает? – вопросом на вопрос ответил учитель.

– Конечно узнал бы! – деловито сказал Курман.

– Вот и я так же легко узнал, потому что деревья с корнем стоят ровно а которые по вашей милости лишились корня стоят криво, потому что земля рыхлая и просто прутику трудно устоять прямо, а те что с корнем опираясь на корни стоят ровно, понятно?

– Так легко! – воскликнул Курман расхохотавшись.

– Ага тебе легко, если бы учитель не объяснил, ты навряд ли сам догадался бы, – сказала Нургуль неприязненно.

– А вот и понял бы, между прочим ты первая начала ломать корни, – не сдавался Курман.

– Хватит, – резко крикнул учитель, – Курман, выдавать друзей нехорошо, теперь уже не имеет значения кто ломал корни, так что перестаньте обвинять друг друга, мы же договорились, что больше такое не повторится, давайте лучше собирайтесь побыстрей, сегодня у нас костёр, вы не забыли, – сказал учитель. «Ура!» крикнули мы радостно и вскочили с мест.

В тот день несмотря на усталость мы разожгли костёр. Учитель всё время был с нами. Когда огонь разгорелся, пришла наша классная Рабига Осмоновна.

– Ну, как сегодня работали? Никто не шалил? – спросила учительница у практиканта. Наш практикант немного задумался и сказал:

– Да нет, никто не шалил, я им сказал; если кто будет шалить, тот не придёт на костёр, – ответил он спокойно. Мы вздохнули облегчённо.

– А, молодцы! Директор тоже похвалил вас, он сказал, что вы работаете очень усердно, ну тогда угощайтесь, это вам премия за хороший труд, – классная поставила посередине огромный кулёк конфет. Все потянулись за конфетами. А мне было не до конфет, почему то не было аппетита. Вдруг учительница заметила моё настроение и спросила:

– А ты что сидишь? Бери конфет, сейчас не останется.

Наклонившись, я взяла одну конфету, но не стала есть. При свете горящего костра я тихонько, исподволь смотрела на учителя. И в тот миг мне показалось, что на свете нет лучше и красивее человека чем он, всё сказанное им глубоко запечатывались в моём сознании. В тот вечер в моей душе произошёл большой перелом!

Даже спустя многие годы я всегда вспоминала его напутственные слова. И много раз в жизни мне пригодились его уроки, уроки жизни! Может быть он был моей первой, прозрачно чистой, светлой, детской любовью!

Вот, вот эти тополя, как свидетели тех светлых дней стоят непоколебимо, всё устремляясь ввысь! Они растут не смотря ни на что. А ведь многим из этих тополей дал жизнь тот самый практикант-учитель! Если бы не он, росли бы наверное эти тополя не так густо как сейчас, росли бы редко и где попало. Они ещё молодые, эти тополя. Когда они вырастут во весь рост я наверное буду старухой, иногда по воле случая буду приходить к ним, и буду вспоминать его. Очень хорошая вещь; память!

Простите нас тополя! Простите нас за необдуманную детскую шалость! И благодарите ЕГО, который спас многих из вас от неминуемой гибели! Кто знает, где он теперь? У нас в народе говорят, «кто посадил хотя бы пять тополей, тот непременно попадёт в рай,» я надеюсь, что у него всё благополучно и дожив до ста лет он непременно попадёт в рай!..

…– Дай бог здоровья и долгих лет жизни тем, кто высадил эти тополя! – вдруг воскликнула старуха, сидящая недалеко в тени, – как хорошо что на берегу растут тополя, а я то всегда думала что на песке деревья не растут, вот ведь воистину сказано век живи, век учись.

Мне так и хотелось крикнуть, что эти тополя высаживали мы, но вспомнив слова учителя, я промолчала. Он однажды сказал; «никогда не требуйте благодарности за доброе дело, которое вы сделали, иначе это будет не доброта, а одолжение.» Вот и ещё раз пригодились его слова.

– Ну что вы расселись, пойдёмте, автобус уже починили, – сказала, вставая с места та самая вредная старуха.

«Прощайте, тополя! До встречи!» Я мысленно попрощалась с тополями и встала. Я ещё раз поблагодарила бога за то, что именно в этом месте у автобуса лопнуло колесо. Ведь он вернул мне кусочек детства, я позабыла все печали и горести, и моё сердце наполнилось радостью и счастьем!

 

2001 год

Иссык-Куль

 

© Сатиева Б.К.

 


Количество просмотров: 1415