Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические
© Сатиева Б.К., 2003. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 25 ноября 2014 года

Бурулуш Казаковна САТИЕВА

Клятва Гиппократа

(рассказ)

 

– Ты слышала? – увидев меня c далека, начала Фая, – тётя Тоня умерла.

– Что? Какая тётя Тоня? – недоуменно посмотрела я на неё.

– Да ты что, забыла, ну та самая тётя Тоня у которой ты тогда жила на квартире.

– А, эта тётя Тоня, а когда она умерла?

– Да вот говорят что недавно, кому теперь достанется дом? – Фая то ли размышляла вслух, то ли спрашивала меня.

– Да у неё же есть дочка в Алматы, наверное ей и достанется дом.

– Говорят что она и умерла в Алматы, в последние годы она здесь почти не появлялась, больше жила в Алматы, дома то у неё квартиранты жили.

– Пусть земля ей будет пухом, хорошая была женщина, – мне было жаль её. Хорошая была старуха, хотя немного капризная была. Хорошо ли, плохо ли, я прожила у неё на квартире три года. И я вспомнила как ещё лет тринадцать назад, когда я жила у неё, она чуть не умерла…

…В тот день дождь лил как из ведра. Была весна. Придя с работы я увидела что тётя Тоня ещё валяется в постели, несмотря на то что уже было обеденное время. Я хотела спросит в чём дело, но увидев её пылающие щёки засуетилась:

– Что с вами? – я пощупала её пульс. Пульс был бешенным.

– Не видишь что ли, я умираю, – тихо прошептала тётя Тоня.

– Да что вы, почему это вдруг собрались умирать, давайте я сейчас вызову доктора, – сказала я.

– Да нет, доктор мне уже не поможет, лучше позвони моей дочке, – заупрямилась старуха. Вообще-то она была очень капризной, я терялась в догадках, это она капризничает или на самом деле чувствует что умрёт. Я не раз слышала что человек, особенно пожилой всегда заранее чувствует свою смерть.

– Хорошо, я позвоню вашей дочке, но врача тоже вызову.

– Я пила лекарства но они мне не помогли, значит мне пора, врач мне не поможет, – старуха наморщив лоб отвернулась.

– Ладно, я тогда побегу на почту звонить вашей дочери, а вы попейте ещё свои лекарства и полежите, я вернусь быстро, я попыталась как то утешить и успокоить её, в такие моменты спорить с ней было бесполезно. Я накинула плащ и побежала. При Союзе, у нас в селе была хорошая больница, ничуть не хуже районной, но к несчастью в то время Союз развалили, и наша больница закрылась, осталась лишь дневная амбулатория. К моему несчастью амбулатория была закрыта. Куда это все подевались? Вот бардак, сейчас же амбулатория ещё должна работать.

О боже, что мне теперь делать!? Я развернулась и побежала в приёмное отделение санатория.

Но там тоже кроме дежурной медсестры никого не оказалось.

– Пожалуйста, помогите, там старухе очень плохо, – попросила я медсестру.

– Какая старуха, что с ней? – недоуменно спросила она.

– Моя хозяйка. Она умирает, пожалуйста, быстрей, надо помочь ей!

– Нет, ты что, я не могу покинуть пост и потом без врача я не могу никак оказать помощь, надо чтобы врач осмотрел её, и сделал назначение-медсестра была неумолима. Да она права, но что мне делать?

– А что мне теперь делать, она же умрёт, ей действительно плохо.

– Ну, вызови тогда врача на дом. Беги лучше к врачам, – посоветовала она.

– Да нет там никого, амбулатория закрыта.

– Беги тогда к врачу домой.

– Да? А что врача можно вызвать из дома?

– Ну да конечно, почему же нельзя, если твоей старухе действительно так плохо, можно и из дома вызвать, беги, беги, – подбодрила меня медсестра. И на том спасибо!

 Не обращая внимания на лужи, хлюпающие у меня под ногами, я побежала к врачу домой. Ближе ко мне жил молодой, но очень умный, хорошо знающий своё дело врач. Конечно, надо бежать к нему! Он жил в многоэтажном доме. Я вмиг очутилась у его квартиры. Из квартиры доносились звуки музыки и голоса людей. Гости что ли у него? Я нажала на кнопку звонка. Никто не вышел Да что они там, глухие все что ли? Я нажала во второй раз и долго не отпускала кнопку. Вдруг дверь распахнулась. У порога стоял тот самый молодой врач.

– Простите, но мне срочно нужна помощь, моя хозяйка умирает, пойдёмте быстрей! – я говорила взахлёб.

– Что за старуха и чем она больна? – невозмутимо спросил он, глядя на меня недолюбливающим взглядом.

– О боже, а я то откуда знаю, чем она больна! Я же не врач, а то бы сама вылечила, – теперь обозлилась я.

– Нет, я сейчас не могу идти. Беги к другому доктору, тем более что сегодня дежурный он а не я, у меня сегодня гости, – сказал врач. Другой врач жил на самом дальнем краю села и тем более он был уже старым и еле ковылял. Я на миг представила себе как он будет идти шаркая ногами.

– Да вы что, пока я добегу до него, и он доковыляет до нас старуха уже умрёт, – не унималась я.

– Вот чёрт, как ты не понимаешь. Не могу я идти к твоей старухе, я же сказал, у меня гости, как я оставлю гостей, иди лучше беги к нему, – доктор со злостью хотел было захлопнуть свою дверь у меня перед носом, но не успел, я успела вставить ногу между дверью и косяком.

– Эй, знаешь почему я прибежала именно к тебе, люди говорят что ты очень хороший врач, но видно они ошибаются, ещё врачом себя называет, да чтоб проклял тебя сам Гиппократ! – крикнула я в сердцах и хлопнув дверью что было сил. На мгновение я увидела очень округлившиеся глаза врача. Он пытался осмыслить мои слова.

 Вот скотина, а ещё говорят, что он хороший врач, видите ли, друзей он не может покинуть, а человек пускай умирает! Я ругала и проклинала его на чём свет стоит. Придётся бежать к другому врачу. О господи, пока я добегу, пока он доковыляет?.. Мне было страшно представить что будет! А вдруг старуха уже померла! Ужас обуял меня. Но, а вдруг ей стало лучше! От этой мысли у меня просветлело на душе. Давай я по дороге загляну на миг домой, подумала я. Но моя хозяйка всё еще стонала. Увидев меня, ей стало ещё хуже. Она начала терять сознание.

– Тётя Тоня, откройте глаза, – от бессилия я заплакала. И в этот момент собака громко залаяла. Кто бы это ни был, как он вовремя! Я побежала открывать. На пороге стоял весь промокший молодой врач.

– Где твоя старуха? – грубо спросил он и переступил через порог. От радости я чуть не потеряла разум.

– Давайте быстрей, она уже умирает, – я поспешила показать старуху. Увидев старуху, у врача изменилось лицо. Видно он не думал, что дело зашло так далеко. Он быстро смерил давление больной.

– У неё очень высокое давление, у вас есть телефон? – спросил он торопясь.

– Да, телефон в прихожей, – я показала ему телефон. Он позвонил в амбулаторию и дал какие-то указания медсестре, потребовал чтобы она поспешила. Бегом подошёл к старухе и приподнял подушку. Опять смерил давление.

– Чёрт, очень высокое давление! – он опять побежал к телефону, – да давайте же быстрей, чёрт побери! – проорал он в трубку и опять поспешил к старухе, растирал ей виски, руки, приоткрывал веки, в общем засуетился не на шутку. Не прошло и пяти минут как в ворота сильно постучали. Я побежала открывать. Пришла медсестра! Какая молодец, как быстро! Оказывается, ей подвернулась машина. Она привезла все нужные лекарства. Они с врачом долго колдовали над старухой.

Спустя полчаса старуха открыла глаза. Все облегчённо вздохнули. Спустя ещё некоторое время старуха начала говорить. Врач отпустил медсестру. А сам остался ещё некоторое время понаблюдать за больной, мало ли что. Только теперь я почувствовала как проголодалась. Я накрыла стол и зашла к старухе чтобы ещё раз убедиться всё ли в порядке. Её лицо теперь было чуть румяное, густой багрянец исчез, она тихо спала посапывая. Рядом с ней сидел врач, о чём– то задумавшись.

– Пойдёмте хоть по пиалочке чаю выпьем, пока она спит, – пригласила я его полушёпотом. Он посмотрел на меня, как будто видит в первый раз. Но вдруг его взгляд смягчился:

– Чаю? – он посмотрел на старуху и тоже убедившись, что теперь все в порядке, сказал, – ну что ж, можно и чаю выпить. Мы сели пить чай. Врач посмотрел на меня пытливым взглядом и улыбнулся. Мне вдруг стало стыдно за недавнее своё поведение.

– Вы уж простите меня, я не хотела вас обидеть, – попросила я, не глядя ему в глаза.

– Ничего страшного, ты лучше скажи мне, откуда ты знаешь про клятву Гиппократа? – спросил он меня хитро прищурившись.

– А, про клятву, я сама не знаю откуда, так, подвернулся под язык, – от стыда я покраснела. Я действительно не помню откуда знаю про клятву Гиппократа.

– Я потому и прибежал, что испугался клятвы, – чистосердечно признался он, мне впервые в жизни пригрозили клятвой Гиппократа, честно скажу, я очень испугался.

– Значит, не скажи я про клятву, Вы и не пришли бы?

– Может и не пришёл бы, не мог же я бросить своих гостей, люди всегда преувеличивают, иногда простую простуду выдают за смертельно опасную болезнь, и потом я же не обязан был сегодня бежать к больным, не моё сегодня дежурство. В кои– то веки я пригласил домой гостей, – сказал он грустно.

– Ну, Вы уж извините меня, я ведь тоже испугалась не на шутку, – попыталась оправдаться я.

– Значит, пока тот врач доковыляет, старуха может умереть, – вдруг перешёл он на шутливый тон, – а скажи ты ему тоже про клятву Гиппократа, он может быть и побежал бы, навряд ли кто ему тоже в жизни грозил клятвой Гиппократа, – он от души рассмеялся. Мы долго смеялись, подшучивая над другим врачом, представляя как он бежит. Я даже показала ему, как шаркая ногами бежит тот врач.

Мы закончили пить чай. К тому времени моей хозяйке стало ещё лучше, давление пришло в норму.

– Что ж, пожалуй, я теперь пойду. А ты приглядывай ещё за ней, если что звони, – он сказал мне номер своего домашнего телефона. – Так я пошёл, мои гости наверное заждались меня, если уже не разошлись.

 Я проводила его до ворот.

– Спасибо Вам большое, дай бог Вам здоровья! – поблагодарила я его.

– Нет, это тебе спасибо, мне то за что? – сказал он и грустно улыбнулся.

– Как это? Если бы Вы не пришли, то хозяйка моя может быть и умерла бы, – возразила я.

– Может быть и умерла бы, но всё-таки спасибо тебе, а не мне, ты не только старуху спасла а ещё и меня спасла! – сказал он глубоко вздохнув.

– Странно, старуху то может быть и спасла от смерти, но Вас то я от чего спасла?

– Ты спасла меня от вещи более страшной чем смерть, – сказал он глядя мне в глаза. В его глазах была глубокая печаль, как будто бы он о чём-то глубоко сожалел, – ну да ладно, пойду я, до свидания! Ссутулившись то ли от дождя, то ли от сказанного, он понуро пошёл прочь. Я долго смотрела ему вслед. Дождь всё ещё лил…

…Вот такой вот был случай тринадцать лет назад. Но только теперь я поняла то душевное состояние врача и по-новому поняла, отчего я его тогда спасла! И всё же спасибо тому врачу, подумала я, и представила себе его карие, красивые, грустные глаза и представила его самого, понуро идущего под проливным дождём.

 

2003 год

Иссык-Куль

 

© Сатиева Б.К.

 


Количество просмотров: 1719