Главная / Критика и литературоведение, Литературоведческие работы
Монография публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 января 2015 года
Поэтика драматургии Мара Байджиева
Научный труд кандидата филологических наук А.Г. Нарозя является первым монографическим исследованием творчества современного киргизского писателя-билингва, классика отечественной драматургии Мара Байджиева. Новизна работы состоит в целенаправленном поэтологическом подходе к анализу и интерпретации художественного текста пьес, в использовании в литературоведческом исследовании театроведческих источников, в раскрытии основных граней художественного мастерства М. Байджиева-драматурга: мастерства владения классическими жанрами, мастерства создания образов-характеров, мастерства сценичности. Материалы монографии можно использовать в научной работе, при разработке вузовских курсов по истории киргизской литературы, а также русскоязычной литературы Кыргызстана, при разработке спецкурсов, спецсеминаров и учебных пособий по драматургии, наконец, при возможной подготовке научного издания сочинений М. Байджиева.
Публикуется по книге: Нарозя А.Г. Поэтика драматургии Мара Байджиева: монография / науч. ред. проф. В.И. Шаповалов. – Бишкек: Турар, 2014. – 192 с.
УДК 821/821.0
ББК 83.3 Ки
Н 30
ISBN 978-9967-15-357-8
Н 4603020100-14
Научный редактор профессор В.И. Шаповалов
Рецензенты:
доктор филологических наук, доцент Бакашова Ж.К.,
кандидат филологических наук, доцент Караханиди К.С.
К 80-летию со дня рождения Народного писателя Кыргызстана Мара Ташимовича Байджиева
Оглавление
Введение
Глава I. Поэтика жанра: от эпической драмы до трагикомедии
Раздел 1. Межродовые жанры
1.1. Эпическая драма
1.1.1. «Наследники» («Балдар бойго жеткенде»)
1.1.2. «Дуэль» («Эрөөл»)
1.1.3. «Криминальный случай» («Окуя»)
1.2. Лирическая драма «Жених и невеста» («Кыз-күйөө»)
Раздел 2. Межвидовые жанры
2.1. Мелодрама
2.1.1. «Праздник в каждом доме» («Ар бир үйдө майрам»)
2.1.2. «Поезд дальнего следования» («Узак сапардагы поезд»)
2.2. Притча
2.2.1. Комедия-притча «Мы – мужчины» («Эр намысы»)
2.2.2. Драма-притча «Древняя сказка» («Байыркы жомок»)
2.3. Трагикомедия «В субботу вечером…» («Алтынчы күнү кечинде»)
Заключение
Глава II. Поэтика образа-характера: байджиевские герои в пьесе и на сцене
Раздел 1. Литературоведческая интерпретация героев
1.1. Концепция личности
1.2. Типология (модель) героев
1.2.1. Тип энергичного человека
1.2.2. Тип искателя истины
1.2.3. Тип жертвы застоя (исторических обстоятельств)
1.2.4. Тип маргинального героя
Раздел 2. Театроведческая интерпретация героев
Заключение
Глава III. Поэтика сценичности: герменевтика художественного текста
Раздел 1. Виды литературной сценичности
1.1. Ремарки
1.2. Заголовки и подзаголовки
1.3. Текст в тексте, или Чужое слово
1.4. Музыкальность
Раздел 2. Театральная сценичность (интерпретация пьесы «Дуэль» в различных видах искусства)
2.1. Спектакль
2.2. Кинофильм
2.3. Опера
2.4. Балет
Заключение
Выводы
Библиографический список
Введение
Мар Ташимович Байджиев (род. в 1935 г.) – многогранно одарённая творческая личность. Писатель-билингв, он драматург, прозаик, сценарист, режиссёр театра и кино, переводчик, манасовед, но прежде всего и более всего он драматург. Его пьесы получили союзное, европейское и мировое признание. Они ставились в трех московских театрах, вошли в репертуар более ста театров Советского Союза, игрались на сценах театров Германии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Австрии, Швеции, Финляндии, Монголии, Канады, Коста-Рики и других стран. Более того, они обрели новую жизнь в других видах искусства – в кино, на телевидении, в опере и балете. Мар Байджиев – Народный писатель и Заслуженный деятель искусств Кыргызстана, Отличник кинематографии СССР, академик Национальной киноакадемии, кавалер ордена «Манас».
Самый активный период работы Мара Байджиева в драматургии приходится на 1960 – 1980-е годы. Здесь у него были именитые предшественники, такие как Аалы Токомбаев, Касымалы Джантошев, Кубанычбек Маликов, Райкан Шукурбеков, Насирдин Байтемиров, Мидин Алыбаев, Токтоболот Абдумомунов, Шукурбек Бейшеналиев и другие драматурги. Рука об руку с ним работали и работают достойные современники, такие как Джалил Садыков, Бакыт Омуралиев, Мырзабек Тойбаев, Бексултан Жакиев, Мурза Гапаров, Казат Акматов и другие драматурги.
Уже первая пьеса М. Байджиева – «Наследники (1964) привлекла внимание театральной критики. Но подлинно широкую, сенсационную известность ему принесла вторая пьеса – «Дуэль» (1968), опубликованная в союзном журнале «Театр». С этого времени, собственно, и начинается изучение творчества М. Байджиева-драматурга в критике, литературоведении и театроведении, в результате чего сложилась целая научная отрасль – байджиеведение.
Научно-критическая литература по творчеству М. Байджиева-драматурга, попавшая в поле нашего зрения, представляет собой сумму источников на русском и киргизском языках разного исследовательского уровня – от диссертации до рецензии, включая материалы из личного архива писателя. Условно эти источники можно разделить на несколько категорий.
Диссертационные исследования по кыргызской драматургии, включающие определённые разделы (главы, параграфы, факты) по драматургическому творчеству М. Байджиева.
Таковы кандидатские диссертации Абдыкерима Абдыразакова «Жанрово-стилевые поиски в современной киргизской советской драматургии (1960 – 1970-е годы)» (1983) [69], Советбека Байгазиева «Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960 – 1970-е годы)» (1984) [71], Аиты Султаналиевой «Проблема конфликта и характера в современной киргизской драматургии (70 – 80-е годы)» (1992) [79].
Наиболее полно драматургия М. Байджиева представлена в диссертационных исследованиях Нургуль Койчумановой. В её кандидатской диссертации – «Особенности изображения характера в творчестве Мара Байджиева» (1997) [74] – есть глава «Особенности создания характера в драматургии Мара Байджиева». В докторской же диссертации – «60 – 80-жылдардагы кыргыз драматургиясындагы конфликт-каарман проблемасы: Токтоболот Абдумомунов жана Мар Байжиев» («Проблема конфликта и характера в киргизской драматургии 60 – 80-х годов: Токтоболот Абдумомунов и Мар Байджиев») (2012) [89] – глава, посвященная М. Байджиеву, называется «Катаал реализм – М. Байжиевдин көркөм методу» («“Суровый реализм” – художественный метод М. Байджиева»).
Монографические работы, содержащие материалы по творчеству М. Байджиева-драматурга.
В 1986 г. появилась монография Абдыкерима Абдыразакова «Кыргыз драматургиясындагы изденүүлөр» («Поиски в киргизской драматургии») [80], созданная на основе вышеназванной кандидатской диссертации [69]. Здесь для нас первостепенный интерес представляет анализ поэтики пьесы М. Байджиева «Дуэль». В последующих монографиях А. Абдыразакова этот материал сохра-нил свой статус.
В конце ХХ – начале ХХI века под авторством Нургуль Койчумановой и Абдыкадыра Садыкова тремя изданиями вышла монография «Мар Байжиев» с тремя вариативными подзаголовками: «творческий портрет» (1986), «тайна творческой лаборатории» (1994), «драматург-психолог и прозаик» (2007) [87, 88, 90]. Здесь одна из трёх глав была посвящена драматургии М. Байджиева. Она называлась «М. Байжиевдин драмаларындагы мүнөз түзүү чеберлиги» («Мастерство создания характера в драмах М. Байджиева») и состояла из трёх параграфов: «От схематизма к психологизму», «Литературная критика о пьесах М. Байджиева» и «Где же ты, любовь, где!» [87, 90].
Достойное место драматургия М. Байджиева заняла в монографиях Аиты Султаналиевой «Генезис современной кыргызской драмы» (1988) [78] и Айнуры Кадырмамбетовой «Адабий кырдаал жана көркөмдүк жаңылануулар» («Литературная ситуация и художественное обновление»), 2009 [85].
Однако больше всех уделила внимание М. Байджиеву-драматургу Нургуль Койчуманова в монографии «Конфликт жана каарман: Токтоболот Абдумомунов жана Мар Байжиев» («Конфликт и герой: Токтоболот Абдумомунов и Мар Байджиев»), изданной в 2010 г. [86]. В ней были апробированы основные суждения и выводы, лёгшие в основу вышеназванной докторской диссертации [89]. Они нашли своё отражение в четырёх параграфах: «Своеобразие конфликта в первых пьесах», «Отражение в пьесах нравственно-этической тематики», «Пьесы М. Байджиева в литературной критике», «Теоретико-литературные размышления М. Байджиева».
В монографии Кубана Мамбеталиева «Сатира и юмор в кыргызской литературе» (2011) [75], которая является основой его докторской диссертации, есть раздел «Сатирические пьесы и юмористические миниатюры Мара Байджиева».
Учебники и учебные пособия по истории кыргызской литературы, содержащие сведения по творчеству М. Байджиева.
Здесь в первую очередь следует назвать учебники, автором которых является Качкынбай Артыкбаев. В одном из них – «История киргизской советской литературы» (1982) [83] – М. Байджиев представлен пьесой «Дуэль», в другом – «История киргизской литературы ХХ века» (2004) [84] – круг драматургических произведений М. Байджиева значительно расширен. В учебнике для средней школы «Киргизская литература» [82], который вышел тремя изданиями (2000, 2004, 2007), есть раздел «Мар Байджиев. Жизнь и творчество. Драма “Дуэль”».
Рахима Сыдыкова, автор учебника для высшей школы «История киргизской литературы ХХ века (40 – 80-е годы)» включила в него литературный портрет М. Байджиева [91].
Драматургические произведения М. Байджиева фигурируют также в учебниках и учебных пособиях на русском языке: «История кыргызской литературы» Сардарбек кызы Нурайым и Дениса Крутикова (2009) [76, 77] и «История кыргызской литературы ХХ века» Осмонакуна Ибраимова в двух томах (2012, 2013) [72, 73].
Критические статьи, рецензии, заметки, которые постоянно сопровождают творческую деятельность М. Байджиева – драматурга, сценариста, режиссёра. Их авторами выступают, с одной стороны, литературоведы, с другой стороны, искусствоведы, в первую очередь театроведы. Среди них немало настоящих профессионалов, авторов концептуальных статей, на которые мы постоянно опирались (С.О. Байгазиев [142, 143], Е.К. Озмитель [119, 120], Б. Усубалиев [146], Г.Н. Хлыпенко [135, 136], С. Асанбеков [141], А.С. Кацев [108, 109], Ю. Рыбаков [126, 127] и другие).
Обзор научно-критической литературы о М. Байджиева-драматурге приводит нас к выводу о том, что в байджиеведении до настоящего времени нет ни одного монографического исследования по творчеству классика национальной драматургии, каким является Мар Байджиев. Наша монография – первый труд в этом научном жанре, который открывает широкую дорогу в художественный мир театра Байджиева и – шире – многогранного творчества писателя-билингва.
Объектом нашего исследования является «больша́я», т. е. многоактная, драматургия М. Байджиева, входящая в его творческий актив. В полном объёме (девять пьес) и в окончательных редакциях пьесы были опубликованы на русском языке в итоговом сборнике «На сцене» в 2005 г. [1]. Предшествующие издания пьес отражены в библиографическом списке литературы [2–9]. Все драматургические произведения на киргизском языке вошли в итоговый сборник «Сахнада» («На сцене»), опубликованный в 2006 г. [10].
Цель исследования – постижение художественного мастерства М. Байджиева-драматурга в дискурсе содержательной формы литературного произведения как важнейшей категории поэтики.
Задачи исследования: дать научную классификацию жанров драматургии М. Байджиева в контексте межродовой и межвидовой общности; проследить сохранение «памяти жанра» (М.М. Бахтин) и обогащение её индивидуальным художественным мышлением автора; обосновать концепцию личности на основе созданных образов-характеров; выявить основные типы (модели) героев в авторском изображении и сценической интерпретации; охарактеризовать сценичность драм в двух её разновидностях – литературной и театральной; ввести в научный оборот театроведческие матери-алы по творчеству М. Байджиева; раскрыть содержание научного понятия «театр Байджиева».
Принципиальная новизна исследования заключается в целенаправленном методологическом подходе к изучению драматургии М. Байджиева. Наши предшественники подходили к изучению драматургических произведений М. Байджиева главным образом с их содержательной стороны (проблема, конфликт, характеры). Мы же сосредоточились главным образом на их формальной стороне (жанр, типизация, сценичность), взяв на вооружение поэтологический метод, сердцевиной которого является анализ, исходящий из категории «содержательная форма» (М.М. Бахтин) и выявляющий функциональность формы по отношению к содержанию.
В современном литературоведении термин поэтика получил очень широкое распространение и употребляется в разнообразных контекстах. В одних случаях он обозначает объект изучения (поэтика образа, композиции, произведения, творчества писателя и т. д.), в других указывает на методический подход к изучению объекта (поэтика нормативная, описательная, историческая, морфологическая, семантическая и др.). В расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы (теоретическая поэтика), в суженном – с одной из её областей (поэтика жанра, рода, творческого метода и т. д.).
Поэтика (от греч. – поэтическое искусство) – одна из старейших дисциплин литературоведения, основателем которой считается Аристотель, автор теоретического трактата «Искусство поэзии» («Поэтика»). Именно из жанра «поэтик» (например, в Италии эпохи Возрождения было создано около двадцати подобных сочинений) в процессе внутренней дифференциации литературоведческих знаний развилась современная поэтика, породившая новую комплексную науку – поэтологию. В истории этой науки яркий след оставили многие выдающиеся теоретики, в их числе: Гораций, Скалигер, Буало, Лессинг, Гегель, В.Г. Белинский, А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров и др.
Тем не менее общепринятого терминологического понятия «поэтика» не существует. Приведём несколько наиболее употребительных определений поэтики, на которые опираются современные исследователи: «наука о структурных формах художественных произведений» (А.П. Квятковский) [149, с. 221]; «наука о системе средств выражения в литературных произведениях» (М.Л. Гаспаров) [152, с. 295]; «систематизированные сведения о свойствах художественного литературного произведения и о литературном процессе» (Ежи Фарино) [55, с. 62]; «теория литературного произведения, наука о художественных средствах, языковых, композиционных, типовых структурах литературных произведений, родах, жанрах, разновидностях» (С. Сиротински) [49, с. 7]. В принципе, эти и подобные им определения объединяет главная цель поэтики, сформулированная М.Л. Гаспаровым: «выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения» [151, стлб. 785]. Что касается рабочего определения поэтики, то мы заимствуем его из Википедии: «Поэтика– раздел теории литературы, трактующий на основе определённых научно-методических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств и приёмов) поэтического искусства» [148]. Добавим к нему и наше собственное определение: поэтика – это система изобразительно-выразительных средств, придающих произведению эстетическую целостность.
В советском литературоведении отношение к поэтике носило предвзятый характер из-за обостренного интереса к проблемам художественной формы, а значит, по мнению оппонентов, к проявлению формалистических тенденций в науке о литературе. Об этом можно судить, к примеру, по статье о поэтике в «Словаре литературоведческих терминов». Цитируем (курсив наш. – А.Н.): «В марксистском литературоведении, рассматривающем форму в органическом единстве с содержанием, обусловленном определёнными закономерностями исторического развития, выделение части теории литературы в особую науку, имеющую даже самостоятельное название, не представляется целесообразным. Поэтому в значении учения о форме термин “поэтика” постепенно уходит из употребления. Иногда используют его как название раздела, посвящённого поэтической речи, но и в этой области его вытесняет более распространенный термин “стилистика”» [157, с. 288].
В настоящее время отношение к поэтике кардинально изменилось. Поэтологическое изучение литературы воспринимается как внедрение «новых технологий» в методике. «Макропоэтика» выходит на уровень художественных систем (поэтика творческих методов, региональных литератур), а «микропоэтика» – на уровень минитекста (поэтика заглавий, эпиграфов, ремарок). В связи с этим приведём замечательное суждение современного исследователя, которое мы полностью разделяем: «В теоретико-прикладном плане поэтика приобрела универсальный характер. <…> Наличие разных типов поэтик свидетельствует о продуктивности научной мысли и методики научных исследований» [32].
Поэтологическое изучение драматургии М. Байджиева, предпринятое нами, проводится по трём направлениям: поэтика жанра, поэтика образа-характера, поэтика сценичности. Отсюда трёхчастное деление работы на главы.
Материалы монографии можно использовать в научной и учебно-методической работе: при разработке вузовских курсов по истории киргизской литературы, а также русскоязычной литературы Кыргызстана, при разработке спецкурсов, спецсеминаров и учебных пособий по драматургии, наконец, при возможной подготовке научного издания произведений М. Байджиева.
Глава I
Поэтика жанра: от эпической драмы до трагикомедии
Жанр является ключевой категорией поэтики. Изучением жанров занимается специальная отрасль литературоведения – генология, т. е. наука о литературных родах и жанрах, или, в более узком смысле, жанрология.
Общепринятого определения литературного жанра как научного термина не существует. Однако сохраняется устойчивая традиция включать этот термин в триаду понятий «род – вид – жанр», этимологически восходящих к французскому слову genre (род, вид). Понятие род– наиболее обобщающее и исторически устойчивое (эпос, лирика, драма). Но род не существует сам по себе: он проявляется через вид – понятие менее широкое, но более разветвлённое (для драмы: трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама и др.). Однако и вид – ещё не окончательная конкретная форма произведения, ибо каждое произведение, сохраняя общие родовые признаки и структурные особенности вида, несёт в себе своеобразие, новаторские черты, диктуемые вопросами жизни, особенностями материала, талантом писателя. Эта внутривидовая форма и есть жанр. Отсюда, в принципе, нетрудно сформулировать достаточно приемлемое рабочее определение жанра: «Жанр – группа произведений внутри литературного вида, объединённая общими формальными, содержательными или функциональными признаками» [43].
Таким образом, жанр определяется через вид, а вид – через род. Однако зачастую жанр отождествляется с видом, и тогда терминологическая триада «род – вид – жанр» выглядит следующим образом: «род – жанр – жанровая форма (разновидность)» (для драмы: драма – комедия – сатирическая (героическая, лирическая, бытовая и т. п.) комедия).
В научной литературе содержатся десятки определений жанра. Однако большинство из них пронизывает одна общая мысль: жанр – это диалектическое единство устойчивого и изменчивого. Иными словами, жанр определяется через комплекс признаков, среди которых можно выделить устойчивые и переменные. Устойчивые признаки обеспечивают преемственность, позволяют идентифицировать жанр на протяжении его истории.
Отличительной чертой жанрологии драматических произведений ХХ века является наличие в них авторских обозначений жанра, значительно превосходящих состав общепринятых теоретических определений. Это особенно характерно для современной драматургии, тяготеющей к жанровому синкретизму и жанровой бинарности, что затрудняет жанровую атрибуцию пьес. «В последнее время, – утверждает один из теоретиков драмы, – наблюдается тенденция вольного обращения в определении жанра пьесы как со стороны драматургов, так и критиков. <…> В театре появились жанровые конструкции с элементами перформанса. Всё это свидетельствует о стремлении драматургии к “открытости”, эстетическим метаморфозам, обусловившим её переход в новое качество, новую фазу развития» [32].
Другая трудность в изучении поэтики жанра – отсутствие общепринятой классификации драматургических жанров. На наш взгляд, наиболее удачной является классификация, предложенная В. Фроловым в монографии «Судьбы жанров драматургии» [58]. В заключительном разделе «Морфология жанров» автор приводит морфологическую таблицу «Драматические жанры в системе искусств ХХ века» и обстоятельный комментарий к ней. Таблица отражает пути смещения драматических жанров в пределах своего рода, а также в общениях и взаимосвязях с литературными родами (эпосом и лирикой). В процессе слияния участвуют не только «родственные» драме искусства (режиссура, актёрское искусство, музыка, изобразительное искусство, пантомима, танец), но и «соседние» искусства, получившие развитие в ХХ веке.
Таким образом, жанры (жанровые формы) – это, образно говоря, те «знаменатели», к которым можно привести множество авторских обозначений жанров при изучении их поэтики. Вместе с тем авторские обозначения жанров нельзя игнорировать, ибо они отражают не только «память жанра» (М.М. Бахтин), но и новаторские поиски писателя, его творческую индивидуальность [23, с. 48–60].
Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что изучение поэтики жанра выводит исследователя на основные содержательные и формальные элементы произведения, каковыми в драматическом произведении являются: действие, конфликт, интрига, характеры и обстоятельства, сюжет, композиция, время и пространство (хронотоп), сценичность.
В предлагаемой нами жанровой классификации многоактной драматургии М. Байджиева, проведенной, кстати, впервые, мы разграничиваем их на межродовые жанры – результат взаимодействия драмы с другими литературными родами – эпосом и лирикой (эпические драмы «Наследники, «Дуэль», «Криминальный случай» и лирическая драма «Жених и невеста») и межвидовые жанры– результат взаимодействия драматургических видов – драмы, комедии и трагедии (мелодрамы «Праздник в каждом доме» и «Поезд дальнего следования», комедия-притча «Мы – мужчины», драма-притча «Древняя сказка» и трагикомедия «В субботу вечером…»). Обратимся к поэтологической характеристике драматургических произведений М. Байджиева…
© Нарозя А.Г., 2014
Количество просмотров: 4814 |