Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические
© Теклюк Дмитрий, 2015. Все права защищены
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 23 ноября 2015 года

Дмитрий ТЕКЛЮК

Бесом взятый в мир живых

Серия рассказов про Николу. История двух бомжей, живущих в разных местах, разных городах, но связанных одним проклятьем… Первая публикация.

 

«Лето – пора отпусков, жары, загара и поглощения огромного количества мороженого и напитков» – так думал Никола, гуляя с Кнопкой по улице, где находится здание цирка, и доедая пломбир. Перед ними шел шатаясь человек, весь грязный, в оборванных штанах, в рубашке без рукавов, а на голове у бедного человека было что-то похожее на фуражку (хотя до сих пор непонятно, была ли это фуражка, либо просто – фуражкоподобная ткань). Внимание Николы приковалось к этому несчастному, которого так и шатало из стороны в сторону, и казалось, что все тело повалится, прямо здесь, напротив цирка. На вид ему было лет двадцать пять и стало очень страшно и обидно наблюдать за таким молодым человеком, который совсем себя потерял и как видно стал…бомжем…

После длительного наблюдения Никола вспомнил одну из нашумевших не так давно историй, когда находился в командировке в Ярославле, о бомже (с вашего позволения разрешите изложить нахлынувшее воспоминание по поднятой теме моего героя…)

У этого бомжа целый фан-клуб. Обожатели «странного парня с улицы» создали группу в одной из социальных сетей. Количество участников уже насчитывает 3923 человека. Бомж стал появляться на улицах Ярославля, чаще в Торговом переулке, катался на троллейбусах. Его фанаты говорят, что любимым маршрутом их кумира был «восьмой». Ошивался у фастфудов, где мог доесть с тарелок посетителей. Иногда ему покупали еду. Со временем к доходяге приклеилось прозвище – евробомж. Кто его придумал – неизвестно.

На первый взгляд этого парня и бомжем не назовешь. Выглядел на тридцать с хвостиком. Волосы чудака заплетены в дредды. На руке видели цепочку. А его прикид – это вообще отдельная тема. Он постоянно появлялся в разной одежде рэперского стиля. Притом она не всегда была потертой и старой. Носил вещи очень небрежно; был грязнулей.

Единственная черта, которая всегда в нем присутствовала – странность. Из рассказов почитателей, человек без места жительства иногда боялся окружающих, бывало, они над ним подшучивали. А он, в свою очередь, проявлял агрессию. Как-то раз его видели в троллейбусе, кондуктор требовала с него плату за проезд, а он сидел спокойно и никак не реагировал. Она стала на него кричать, оскорблять, а он ударил ее по руке и через пару остановок вышел.

Ярославцы сначала со стороны наблюдали за замысловатым уличным типом. Потом им захотелось с ним пообщаться, но молодой человек плохо шел на контакт. Затем появилась мода на лучшую фотографию евробомжа. А еще лучше – если он позволит засветиться с ним в кадре кому-нибудь из любопытных зевак. Запестрели темы на форумах: «Кто такой евробомж?», «Давайте его приютим», «Фото с евробомжом». Люди обменивались информацией, собирались небольшими группами и обсуждали городского бродягу. Решили создать фан-клуб этого парня. Народ подтянулся очень быстро. Буквально через месяц в объединении участвовали уже около тысячи человек. Его в прямом смысле слова стали боготворить, называя: «легендой», «самым-самым» сегодняшней современности – одним словом, «герой нашего времени…»

Обсуждения подтверждали это: «Давайте заплетем дредды», «Отправим евробомжа на Евровидение», «Он – новый символ Ярославля». Каждое произнесенное им слово рассматривалось как речь свыше. Фан-клуб регулярно стал назначать встречи, ребята проводили акции. Например, такие: «Скинемся по рублю на жизнь нашей легенды», «Еврокуртка» и «Станем на день евробомжами». А некоторые вспомнили историю Иисуса Христа. Так и бездомного назвали в одном сообщении: «А может, он спаситель Вселенной». 

Люди просто помешались на этом странном молодом человеке. Они даже выделили «еврозону» на карте. Красными метками пометили все места, где появлялся бродяга.

Про этого парня придумывали байки. Кто-то говорил, что он перенес тяжелую травму головы и после этого ничего не помнит. Другие утверждали, что это богатый бизнесмен, просто его друзья кинули на деньги и после этого он выбрал свободный образ жизни. А третий сочинял историю, что родители бомжа умерли во время аварии и он остался один. Но лучшая версия такая: этот человек пришел из 2025 года с планеты Сатурн после 3-й реинкарнации.

Самое смешное, что сам евробомж даже не подозревал о своей популярности. Он продолжал гулять по улицам в поисках еды.

Фанаты перешли к действиям. Они его нашли и даже смогли взять у него интервью. Правда, ответы на вопросы были короткими и бессмысленными. Единственное, что смогли узнать, – имя и фамилию своего кумира. Зовут известного на весь Ярославль бездомного Антон Булатов.

Вскоре любимый всеми бомж исчез; то ли достали Антона поклонники своим вниманием, то ли настала пора менять место обитания, но он исчез в неизвестном направлении. Только идеи его фанатов стали еще масштабнее. Они предлагали поставить звезде памятник в Торговом переулке напротив коктейль-бара. Были предложения, чтобы «Макдоналдс» вкладывал игрушку, изображающую Булатова, в «Хэппи мил», чтобы о нем напечатали в глянцевых столичных журналах. Через какое-то время один из участников клуба увидел евробомжа в Москве. «Неужели он от нас переехал туда?» – огорчились почитатели. Кто-то даже ездил его искать в главный город страны. Но все попытки оказались бесполезными. Прошло два с половиной года. А фан-клуб не распался, ребята встречаются и до сих пор вспоминают свою легенду. Они надеются, что он еще вернется.

На своем форуме по этой теме Никола отписался: «Слова "фанатик", а также его производные – "фанат" и "фан", несмотря на различный вкладываемый в них смысл, обозначают одно и то же – отсутствие себя в себе. Кто в первую очередь склонен к фанатизму? Впечатлительные, эмоциональные и неуверенные в себе люди. А самые впечатлительные и эмоциональные люди – дети и подростки. Психика подростка устроена таким образом, что он не может находиться в изоляции и неизбежно стремится войти в тот или иной коллектив. Какие у них есть варианты? Кружки в домах культуры? Скучно. А вот порвать любого, кто усомниться в таланте любимого певца – круто. Сдирать шарфы с символикой "вражеского" спортивного клуба – прикольно. Так же прикольно и поклоняться бомжу»

Вспоминая всю эту историю, Никола с Кнопкой дошли до Дубового парка, где увидели бомжа, сидящего на скамейке. Наш герой не мог удержаться от разговора с бомжем и узнать, как «родной» бомж дошел, а вернее сказать, докатился до такой жизни. К Николиному счастью «родной» бомж был более словоохотлив, нежели Антон.

– Зовут меня Никитой. Ты спрашиваешь, как я докатился до этой жизни? Я отвечу тебе, как… – заплетаясь языком, начал Никита. – Родился я в городе Каракол. Знаешь, где это? Это на Иссык-куле. Жил я там, учился, все было хорошо. Когда мне было шестнадцать лет, у меня умер отец от апоплексического удара. И с этого момента в нашей семье началось, что называется, «черт знает что…» Вся, так называемая, родня налетела на нас, а вернее, на наше имущество. Тетя Надя, по отцовской линии, начала гнать нас из дома, всячески оскорбляла мою маму. Но когда она поняла, что просто так, словами, нас не выгонит, перешла в более жесткое действие. Она стала приходить со своим мужем Витей, и они начали периодически бить нас, так как надеялись выбить нас из дому и заполучить имущество…

– И почему твоя мама ничего не предпринимала?

– Она имела очень мягкий характер и надеялась, что они скоро успокоятся.

– Ты сказал, была?

– Да, была… А что?

– То есть она уже…

– Да, она умерла, а вернее сказать, отравили.

– Как отравили? Кто?

– А ты как думаешь?

– Ужас…

Николу, после таких слов, будто что-то вдавило в скамейку, а Кнопку – прижало к земле.

– Да скоты они… да и я тоже. Я еще хуже их… я тварь дрожащая… я не мог защитить мать… я ничего не мог и не могу. Они мне пинок под зад, а я и рад. – Тут Никита начал как иступленный смеяться. – Я на оставшиеся деньги приехал в Бишкек и стал искать себе убежище.

– А у тебя больше родственников нет?

– Есть. Только они все в России и до меня им дела нет… Приехав в столицу, я пустился искать работу с жильем, то есть так, чтобы можно было спать на работе…а иначе никак… Устроился на станцию технического обслуживания. Я быстро освоил все комплектующие машины, чинил все и сразу. Вскоре на меня повесили все заказы, которые физически я не мог выполнить, да и по моральному тоже. Все деньги от выполненных работ проходили через тех ребят, с которыми я работал, они мне выплачивали зарплату. «Коллеги» с каждым днем выдавали мне все меньше заработной платы, а работы становилось все больше и больше, при всем при этом, они всячески надо мной издевались… Как ты понял, все это мне вскоре надоело… И я ушел. Бродил по улицам Бишкека и наткнулся на объявление, где было написано: «Требуются торговые агенты. Без опыта работы» Я отправился по указанному адресу. Там меня приняли довольно-таки хорошо. Пухленькая девушка Алина, с голубыми, как небо, глазами, улыбаясь, рассказала все мои обязанности. Через два часа я преступил к работе; ходил по домам и рекламировал услугу. Проработал я там полтора года… И все.

– А почему ты ушел?

– Компания закрылась… Стала банкротом.

– Что потом? Ты нашел новую работу?

– Я пытался, я искал; везде нужны люди с опытом и с дипломом о высшем образовании, даже если хочешь работать дворником. Спать начал на лавках, в заброшенных домах… А ты знал, что за ночлег на улице ты должен вносить «абонентскую плату»?

– Нет…

– Я тоже. И чем удобнее твое место, тем дороже.

– А кому это платить?

– «Депутату бомжев».

– Есть и такие?!

– Конечно. У них даже проходят выборы и агитации. Короче, меня нигде не брали на работу. Когда я уже совсем обессилел, ко мне подошел местный «депутат» и налив в стакан водки, сказал: «Пей». Я подумал, что он такой добрый и щедрый, потому что скоро выборы. Я опустошил стакан и впал в беспамятство, так как выпил на пустой желудок.

– А как выглядят эти, прости Господи, «депутаты»?

– Обычные люди. Если увидишь их на улице среди толпы, то ты не догадаешься, что это тот самый «депутат бомжев». Но когда посмотришь на их ногти, то сразу все встанет на свои места… Когда я проснулся, а это был уже следующий день, никого не было, взглянув на часы, увидел, что проспал около шестнадцати часов. Есть хотелось смертельно, но, что самое интересное, никакой головной боли не было. Чувство голода и ни сома в кармане мной управляло. Я вышел на центральную улицу и протянул руку… – Тут Никита начал плакать навзрыд – А что делать?! – кричал он – Когда кушать хочешь. Хотя нет, не кушать … Стоя с протянутой рукой, я просил на хлеб, а сам понимал, что куплю себе на собранные деньги водки и просплю еще шестнадцать часов… и все … и так, пока не сдохну, а там уже все равно. Если не получиться поспать, – как бы сам с собой начал разговаривать Никита, – то буду ходить пьяный и снова будет мне все равно, ведь до пьяного кому какое дело… Все их только пугаются, сторонятся и призирают… А мне будет все-рав-но…

Никита продолжил тихую беседу сам с собой. Никола с Кнопкой уставились друг на друга и понимали, что все с этим человеком кончено, и им было так противно на душе от того, что они ничего не могут сделать, ведь этому бедолаги – все-рав-но. Они понимали, как тяжело ему, ведь он ждет свою смерть, а ожидание смерти – хуже самой смерти… Тут Николу с Кнопкой оторвал от размышлений Никита.

– Дай червонец! – потребовал Никита.

– А зачем тебе деньги?

– До дому доехать и хлеба купить.

«До чертиков допился» – подумал Никола, а Кнопка, выпучив глаза, смотрела на Никиту.

– Да дай же ты червонец. Что, жалко червонец?

Никола дал ему десять сом, хотя понимал, на что будут потрачены его деньги. А Никита взял, что хотел, и пошел осуществлять задуманное.

– Никита, как жаль мне тебя, но бомж – не приговор… Все еще можно исправить, – прозвучали Николины мысли вслух.

Никита резко повернулся и закричал:

– Не надо меня жалеть! И запомни, я не бомж, я – бесом взятый в мир живых…

 

P.S. Наступила зима. Никола с Кнопкой гуляли в Дубовом парке. Погода стояла прекрасная. Сразу приходят на ум строки Александра Пушкина: «Мороз и солнце – день чудесный…» – а дальше, как с горы кувырком. Наслаждение прекрасной погодой было недолгим. Гуляющие увидели в сугробе снега лежащего человека. Вблизи Никола разглядел в нем Никиту.

– Вот и все. Бес взял его в мир мертвых… – сказал Никола Кнопке, а та, поджав хвост, проскулила три раза.

 

© Теклюк Дмитрий, 2015

 


Количество просмотров: 1812