Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 23 ноября 2015 года
Проспект
Серия рассказов про Николу. Городская зарисовка. Парень Никола идёт по городу, любуется им и видит вдохновляющие и угнетающие картинки городской действительности… Первая публикация.
Весной Никола прогуливался по улицам города, так просто, без никакой цели и задачи. Вдыхал свежесть воздуха после первого теплого дождя. В этот день он заметил, что людям очень важна вся периодика времени, ведь после перенасыщения чем-нибудь интерес и ожидание этого исчезает. Гуляющие улыбались и дарили другим свой позитив, хотя этого даже сами не замечали. Как приятно наблюдать за молодыми парами, семьями, смотреть на их счастливые лица и осознавать, что это происходит именно с тобой. Все в городе вместе с природой оживало, все здания играли в лучах солнечного света, дороги стали течь, все памятники-оживать.
Никола шел от парка, когда уже солнце было на своем финише исходящего дня. И вот он повернул на проспект, и так совпало, что это было начало центральной линии города, которая зовется «Манас». «Я ведь никогда не проходил проспект пешком от начала и до конца…» – подумал Никола и плывучим шагом поплыл по этой насыщенной линии.
Справа стоял «храм знаний», который всем видом говорил о своем историческом могуществе высшего образования, ведь ему чуть меньше века. Все это время к нему стекались люди не только страны-хозяйки, но и друзей. В нем изо дня в день звучали имена и теории Канта, Лотмана, Эйнштейна, Вольтера. «Храм» был гиперболичен, но в то же время и реален.
Немного пройдя дальше, Никола увидел «храм музыки и искусства». Все здание было увешано баннерами, на которых объявлялось о предстоящих концертах. «Полна чудес могучая страна…» – произнес Никола так четко, что проходящая мимо девушка не смогла сдержать улыбку и заигрывающей походкой прошла в противоположную сторону. Солнце уже ложилось за возвышенности города и собиралось укрыться одеялом звезд. Но Николу ничем не пугала небесная сестра уходящего дня.
Сделав два ненарочных шага, Николу отозвала бежавшая за ним девочка, которая ничем не привлекала своей внешностью, лишь ее озерные глаза врезались в память. Она всучила ему листовку с рекламой и побежала обратно. Никола не сразу стал читать, что ему вручили, а только после того, как эти глаза скрылись за угол филармонии. На самой листовки ярко красным цветом было отпечатано: «По инициативе и при участии городской Администрации, Управления культуры и искусства города и Кыргызской национальной филармонии в городе Бишкек вновь произойдёт событие, которое уже вошло в историю общественной и культурной жизни не только города Ельца, но и всего Кыргызстана. 8 июня в 20:30 под открытым небом, напротив Кыргызской национальной филармонии будет представлена опера современного композитора и пианиста, народного артиста России Александра Чайковского «Легенда о Граде Ельце». Либретто оперы написано Р. Карасик, Р. Ползуновой, А. Чайковским. Уникальную оперу о Тамерлане поставил московский режиссёр, обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян. Напротив здания филармонии будут развёрнуты масштабные декорации, для зрителей строится амфитеатр. Всего в грандиозной постановке, не уступающей по своим масштабам опере «Аида» в Египте, примут участие более двухсот человек. В составе участников оперы зрители увидят и услышат новых исполнителей. Партию Тамерлана исполнит Лауреат V Всероссийского конкурса молодых вокалистов им. Н.А. Обуховой, оперный певец из Монголии Чимэд Энхтайван. В спектакле примут участие оперные артисты театров Москвы и Липецкой филармонии, сводный симфонический оркестр, а также знаменитый Саратовский Губернский театр хоровой музыки. Кроме того, в массовых сценах будет задействовано более ста реконструкторов клуба военно-исторической реконструкции «Копьё», а в сценах с конницей – «Кристалл» клуб».
Дальше Николу сопровождали кафе, рестораны, магазины всех цветов и размеров. Он перестал считать все эти «достояния проспекта», когда досчитал до тридцати, – затем он сбился. После такого града «храмов-пожирателей» внимание Николы привлек памятник перед Старым аэропортом, который был открыт 5 ноября 2002 году. Он помнил эту дату как свое имя, ведь открытие памятника дало ему путь к приближению сторонников правительства. Президент Кыргызстана Аскар Акаев принял участие в церемонии открытия памятника Ормон-хану в городе Бишкек. Выступая на торжественном митинге, Президент Акаев отметил, что будущий год, как ожидается, станет годом празднования 2200-летия кыргызской государственности. Кыргызы прошли долгий и трудный исторический путь – путь формирования, расцвета, падения и нового возрождения суверенного и независимого государства.
Глава страны сказал, что эпоха Ормон-хана является одним из этапов построения суверенного кыргызского государства, и главная заслуга Ормон-хана перед народом в том, что он одним из первых сделал попытку создания единого, централизованного государства. Ормон-хана признавали Российская империя, Кокандское ханство и другие крупные государства того времени, подчеркнул Акаев. К середине ХIХ века Ормон Ниязбек уулу смог убедить вождей ряда племен в необходимости создания кыргызской государственности. С этого времени и была заложена ее основа. Однако Ормон-хан не успел довести дело до конца, поскольку в то время общественные отношения не достигли достаточно высокого уровня. Тем не менее, были введены основы государственности, нормы общественной жизни. У Николы перед глазами прошли все картинки того дня. Еще он вспомнил, что в заключении выступления Президент сказал: "Сегодня мы отдаем дань памяти далеким предкам, мечты которых сбываются в наши дни. Кыргызстанцы сегодня на основе мира и согласия строят фундамент демократического суверенного государства".
Обернувшись назад, Никола увидел Мозаичное панно Дружба Народов (Встреча гостей), которое было открыто как раз в тот день и год, когда родился его отец. Он подошел поближе к девизу страны, на котором смог разглядеть вкрапление керамической плитки и его поразило именно то, с какой точностью и духовной ответственностью архитекторы и скульпторы подошли к созданию этого полотна общественности.
Весь проспект уже накрыл бархат ночи, но Никола не возвращался домой. Он наслаждался насыщенностью увиденного и гордился тем, что есть в его стране такие линии. Уже собираясь домой, уже повернув на соседнюю улицу, он услышал отвратительные плевки. Парень лет двадцати, который шел с конца проспекта в начало, щелкал семечки и плевал себе под ноги. Перед ним оказался голубь, который лежал и в полумертвом состоянии шевелил крылом, но осталось ему лежать недолго. Парень с криком: «Черт тебя!..» – пнул в сторону арыка птицу-голубя. Никола с грустью поднял голову вверх, где звездное небо накрыла простыня облаков.
© Теклюк Дмитрий, 2015
Количество просмотров: 1661 |