Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические / — в том числе по жанрам, Про любовь
© Жаныл Радинова, 2016. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 17 ноября 2016 года

Жаныл Нурдиновна РАДИНОВА

Гражданин мира

(рассказ)

 

Уже целых два дня шел дождь. Будто сами небесные жители оплакивали умерших.

Алым бежал и бежал, падал, но снова вставал и продолжал бег. Он хотел убежать от мыслей, которые огромной волной топили его. Он хотел убежать от родственников, которые даже на похоронах обсуждали, кто больше виноват. Но больше всего, он хотел убежать от дома, где буквально все напоминало о родителях.

Через месяц дом продали. Алым решил больше никогда не возвращаться в родной город. Он уехал в столицу, поступать в ВУЗ. К родственникам он не мог обратиться, сторона отца взаимно ненавидела сторону матери. Они неустанно говорили о своей ненависти Алыму. Не понимая, как ему тяжело. Ведь он потерял и отца, и мать.

Ни родственников, ни друзей. Алым был по-настоящему одинок. Как волк, который ушел из стаи. От тоски и суровости жизни, ему хотелось выть.

Алым был умным парнем, да и видным. Он был высоким, чернобровым брюнетом с пухлыми губами, с прямым носом и сказочно добрыми глазами. Он поступил в международно-правовой факультет. Учился он на отлично, был любимцем преподавателей, после учебы подрабатывал официантом. Парень прекрасно справлялся, ему хватало на жизнь. Но зимой началась сессия, он не успевал на работу и его уволили. Когда начался второй семестр и парень пришел на учебу, все были в ужасе. Он ужасно исхудал, так как на каникулах работал, почти не отдыхая. Чтобы накопить денег на одежду и другие расходы. В первый день, Алым заснул, прям на лекции. Лектор, Саид Азизович, заметив, что он спит, подошел к нему и к всеобщему удивлению, укрыл его своим пиджаком и продолжил лекцию шепотом.

Саид Азизович был человек многогранный. Говорил совершенно свободно на пяти языках. Объездил почти весь мир и утверждал, что он гражданин мира. Был автором многочисленных книг. Был гурманом, часто начинал Аристотелем и заканчивал Хаямом, то есть цитировал их: «Люди живут для того, чтобы есть, а я ем для того чтобы жить» и тут-же добавлял «И очень вкусно ем, ведь, чем есть, что попало, лучше голодать». Вообще он был ценителем всего прекрасного. У него был частный дом в пригороде с детской площадкой. Хотя у него никогда не было собственных детей, и с садом, где цвели его очаровательные розы. Он обожал, эти цветы и возмущался, когда гости пришедшие в его дом, не говорили об их красоте и аромате. Более того, профессор каждую весну на каждую розу завязывал колокольчик, чтобы ни одна роза не осталась не замеченной. И в те дни, когда было ветрено, он наслаждался своим розовым оркестром, как тот самый император из китайской сказки.

 Эта была последняя пара. Алыма разбудил его сокурсник и рассказал, что было на лекции. Пиджак был ему немного великоват, но он был таким теплым, что не хотелось снимать. Алым невольно положил свои руки в карманы пиджака и обнаружил сто долларов. Он испугался и положил обратно, хотя ему так хотелось поесть, купить более теплую куртку и даже такой же теплый пиджак. На следующий день, Алым искал Саида Азизовича, но на кафедре сказали, что сегодня у него выходной. Но Алым, взял его адрес и поехал после пар к нему домой. Саид Азизович жил в пригороде. У него был большой и красивый дом, жили они вдвоем с женой. Алым подошел к дому и постучал в дверь. Через несколько минут дверь открыл сам профессор, он сразу улыбнулся, увидев Алыма. Парень вежливо поздоровался, извинился за сон на лекции, поблагодарил за понимание и протянул пакет, собственно в котором он принес пиджак. Алым сказал: «Все на месте». Профессор понял, что имел в виду Алым. Он улыбнулся и настоятельно пригласил Алыма поужинать. Супруга профессора чудесно готовила и была очень рада гостю. На столе было столько всего, что бедняга Алым растерялся. Заметив, что парень стеснительный, Роза Сандаловна взялась за ним ухаживать. Он давно так вкусно и сытно не ел. После ужина, Алым спешил уйти. Но Саид Азизович сказал, что ему следует остаться, так как на улице буря и транспорта в город уже нет. Профессор сказал, чтобы он позвонил родным. А у Алыма не было ни телефона, ни родных. Парню пришлось остаться. В глубине души, ему хотелось остаться в этом доме навсегда. И этот вечер был чудесным, до глубокой ночи профессор, его супруга и Алым беседовали у камина, за чашкой горячего шоколада. Они словно были настоящей семьей. Парню не надо было думать о проблемах, ему не пришлось, есть привычные макароны, запивая чаем без сахара, дрожа от холода. Впервые, за эти месяцы он сладко заснул. Но на следующий день, Алым, вернулся в свою жизнь.

Как-то на лекции Саид Азизович задал вопрос: «Где заканчивается мое право?». Все задумались и один из студентов выкрикнул: «О профессор, ваши права бесконечны!», все засмеялись, кроме Алыма, он как всегда был задумчив. Профессор посмотрел в сторону Алыма и еще раз задал вопрос, более строгим тоном: «И так Алым, где заканчивается мое право?». Алым резко встал, и долго не думая ответил: «Там, где начинается мое право». Саид Азизович с улыбкой одобрил ответ и продолжил лекцию. «И так уважаемые коллеги, запомните, право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека, независимо от расы, нации, гражданства, вероисповедания и политических убеждений». Далее профессор восхвалял Анри Дюнана, рассказывая о его подвигах, потом затронул геноцид в Руанде, затронул и другие трагические столкновения, дошел до Кыргызстана и с возмущением говорил о столкновениях кыргызов и узбеков. Но его перебил Алым, он был покрасневший и растерянный, будто ему было невыносимо слушать лекцию дальше, и он попросился выйти. Саид Азизович остался в недоумении. После пар Саид Азизович подошел к Алыму и предложил прогуляться. Они шли по парку и беседовали о жизни. Алым рассказал, как он живет, что у него никого нет. А профессор очень хотел узнать подробности, но боялся испугать парня вопросами, и он рассказал о своих проблемах. Его жена была больна. Саид Азизович тоже не впадал в подробности, но попросил Алыма, приходить в гости к ним, почаще, чтобы порадовать Розу Сандаловну.

Прошла зима, а потом и весна. Алым и Саид Азизович очень подружились. Профессор с его женой относились к Алыму, как к сыну. В их доме у Алыма уже была собственная комната. Они все знали о друг друге, но Алым не рассказывал о причине смерти его родителей. И в один вечер профессор начал разговор: «Знаешь есть два вида людей, которые хотят знать прошлое человека: первый вид – те, которые хотят знать из-за любопытства; второй вид – те, которые хотят узнать о прошлом человека, чтобы лучше понять его, чтобы помолиться за него, если он совершал грехи. И я отношусь ко второму виду мой мальчик, я хочу лучше понимать тебя, если ты греховен я помолюсь за тебя» Алым сказал, что не может это рассказать, что он напишет все в письме, а сейчас ему пара уезжать. Он подошел к профессору и крепко его обнял. Саид Азизович крепко поцеловал его в лоб и сказал: «Только береги себя, мой мальчик». Алым, уехал на Иссык-Куль. Заработать денег на поминки родителей, ведь уже прошел год, как он потерял их.

Алым в августе поехал в Ош на поминки. Алым сразу пошел на кладбище к родителям. Рассказывал им, как он живет. Как скучает по ним. Рассказывал о профессоре и его жене. Он вдоволь выплакался, говоря как ему трудно. О том, что очень хочет их увидеть. Хотя бы разок. В этот вечер, Алым написал письмо профессору. Утром он отправил его.

Прошла неделя. Алым собирался уезжать. Но перед отъездом, он хотел попрощаться с Лолой. У Алыма была соседка Лола. Они с детства дружили. Она была из узбекской семьи. Они гуляли по улице, вспоминая детство. Мимо них проходили парни, один из них смеялся и крикнул: «Алым! Тебе что, все столичные красавицы отказали?! Или ты, как твой отец, решил жениться на узбечке?!!» Алым словно с цепи сорвался! Он рванул к этому парню и набросился на него и бил его, пока тот не потерял сознание. Но парни, которые не смогли разнять их, набросились на Алыма и начали избивать его. Лола побежала к соседям и молила о помощи. Но пока подошли, те парни убежали, а Алым был без сознания. Все произошло так быстро. Бедного парня было не узнать из— за синяков и ушибов. Его доставили в больницу и положили в реанимацию. Алым впал в кому.

В сентябре, профессор, приехав в академию, сразу же принялся искать Алыма. Но он его не нашел и пошел в деканат, где ему все рассказали. В ужасе, в тот же день профессор полетел в Ош. Саид Азизович сразу же направился в больницу. Увидев Алыма, Саид Азизович, заплакал. Всю ночь он был рядом с Алымом. На следующий день, ближе к вечеру парень пришел в себя. Открыв глаза, Алым увидел профессора, и улыбнулся. А Саид Азизович был на седьмом небе от радости: «Мой мальчик, наконец-то ты проснулся! Я увезу тебя! Обратимся в лучшие клиники мира, к лучшим врачам! Ты поправишься. Вот увидишь, мы еще с тобой поживем!»

Алым: «Профессор, я проснулся, чтобы потом уснуть навсегда, я проснулся попрощаться с вами. Благодарен Всевышнему за вас. Вы стали для меня самым дорогим человеком. В начале, я был так зол, обижен на весь мир, обижен на самого Господа Бога. И вам ничего не хотел рассказывать, я не мог в себе разобраться. И приехав сюда, я многое понял, и написал вам письмо, прочтите его всему миру, во имя мира »

Глаза Алыма блестели от слез. Он умер с открытым сердцем и с улыбкой на лице. Профессор рыдал, обняв Алыма. Он так не хотел верить, что его мальчика больше нет.

И вновь лил дождь. На похоронах были все родственники, приехали сокурсники и преподаватели Алыма. У всех были потерянные лица от случившегося. Пришла Лола и другие соседи, и кыргызы, и узбеки.

Саид Азизович дрожащими руками открыл конверт, развернул письмо. Профессор вытер слезы и начал читать то самое письмо.

«Мой дорогой Саид Азизович, сегодня я был у своих родителей. Один лишь Бог знает, как я скучаю по ним. Как меня режет тоска. Ведь наша семья была счастливой. Папа с мамой были очень красивой парой. Папа был кыргызом, а мама узбечкой. Они безумно друг друга любили. Многое они делали вместе. Мама была мудрой женщиной, считала, что нет большей любви, чем уважение. У меня было превосходное детство. Папа и мама успели воспитать во мне мужчину и хорошего человека. А вот я не успел ничего для них сделать…

Эти события, столкновения узбеков и кыргызов, перевернули всю нашу жизнь. Я не хочу вспоминать эти дни. Люди забыли, кто они. Будто в них вселились демоны…

Мои родители потеряли близких им людей. Они пытались поддерживать друг друга. Но родственники вмешивались со своими советами. Начались ссоры. Каждый из них по-своему переживал свои потери. Я разрывался между ними. Из-за стрессов, мама потеряла ребенка, которого мы так ждали. Папа начал выпивать. Ссоры и скандалы стали привычными. Я так надеялся, что все наладится. Прошел год. У папы с мамой были натянутые отношения. Папа любил ее, ему нужно было еще немного времени. Но мама подала на развод. Мы с мамой переехали. Но я приезжал к отцу, я очень был к нему привязан. Со временем я заметил, что отец злоупотребляет спиртным. Он жил один. Отказывался общаться с друзьями и родственниками.

Через несколько месяцев, нам сообщили эту чудовищную новость. Папа умер от сердечного приступа. Я навсегда запомню этот момент. Мне не хотелось жить. Мама молча смотрела на меня. Ее глаза просили прощения, будто она убила отца. Она вдруг вскочила, взяв ключи от машины. И выбежала из дома. Я выбежал вслед. Но она уже уехала на огромной скорости. Я сел в такси и поехал за ней. Но я не успел. Не успел.

Верю в то, что мои родители в раю. Интересно, на каком языке разговаривают в раю? Профессор? Папа с мамой при жизни говорили то на кыргызском, то на русском, то на узбекском. Думаю, в раю разговаривают на хорошем, всем понятном языке. Ведь в рай попадают хорошие люди. И там нет всяких делений на южан, на северян, на русских, на узбеков и кыргызов. Там одна нация-нация хороших людей!

С уважением, ваш гражданин мира»

Все стояли в ужасе со слезами. Все многое осознали, и родственники, и соседи. Со временем, даже те парни, раскаялись о содеянном. Кто мог подумать, что эта шутка приведет к такому. На самом деле у них не было плохих намерений.

Эта история распространилась. Было проведено много конференций, в том числе и международных, где обсуждалась эта история. Профессору задавали разные вопросы. И кто-то из студентов спросил: «Профессор, как вы думаете, кто виноват в этой трагедии?» Саид Азизович, долго не думая ответил: «Я никого не виню! Нужно беречь в себе человека, тогда мы убережем и друг друга. Теадор рузвельт говорил: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее.» Кто сказал, что в России должны жить только русские, или что в Кыргызстане только кыргызы. Нет таких законов! Необходимо отличать патриотизм от нацизма! А наш мир, понимаете, он так устроен. Разные страны, нации, культуры — но мы все одно целое – мы и есть мир. И я гражданин мира».

 

© Жаныл Радинова, 2016

 


Количество просмотров: 1345