Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания / Публицистика
© Мирзохалим Каримов, 2016. Все права защищены
© Перевод Мамасалы Апышева, 2016. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора и переводчика
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 23 января 2017 года

Мирзохалим КАРИМОВ

Мы вступили на путь Апокалипсиса (Диалог-монолог Солнца-Отца и Земли-Матери)

Обращение к человечеству

 

– Здравствуй, великодушная Земля!

– Здравствуй, милосердное Солнце.

– Отчего же ты так горестна? Ты не думай, что я ничего еще не заметил, я хорошо знаю, что ты всей своей материнской душою болеешь за душераздирающие дела наших детей и стараешься изо всех сил укрыть свою неимоверную боль внутри себя. Всех свих детей, исчисляемых миллиардами, не обделяя из них никого, мы продолжаем заботливо кормить. Но осознают ли они наше величие и смогут ли по достоинству оценить нас? Вообще, знают ли они, что каждая горсть твоей почвы и каждая капля твоей воды являются для них материнским молоком, а лучи, излучаемые мною с неба, превращаются в их жизненную энергию?

– Да, это правда, что я многое держу в себе, опасаясь за своих детей, думая, что если я покажу, как мне приходится пропитывать в себя всю проливающуюся человеческую кровь, ты можешь их жестоко наказать. Во мне уже накопились боль и отчаяние со времен второй мировой войны. Дети мои, вскормленные моим материнским молоком, продолжают испытывать мое материнское терпение и с каждым днем все больше отдаляются от установок и норм морали и нравственности, все ближе приближаясь к краю гибельной пропасти, нам, наверное, стоит уже напомнить о грядущих опасностях.

– О, несчастная моя Земля! Оказывается, я, освещая всех – и живых, и неживых существ одинаково своими лучами, совсем перестал интересоваться твоими проблемами и горестями. Если твои дети неравнодушны к твоей боли, то я смогу позаботиться о тебе. Не отчаивайся и выплесни сегодня всю свою боль и душевные муки. Как говорится, скрывший свою болезнь будет наказан смертью.

– Откровенно говоря, милосердное Солнце, наши дети почему-то не хотят мирно жить в этом прекрасном мире, созданном для их же блага и счастья. Видать, они уже окончательно привыкли растаптывать меня сокрушительными танками, поэтому, когда бороздят по мне бомбы и ракеты, мне почему-то кажется, что они хотят начать третью мировую войну. Впрочем, они не вообще представляют то, к чему могут привести их действия, если начнется третья мировая война, меня постигнет катастрофа, после чего наступит бесповоротный апокалипсис. Из-за их безумных противостояний за последнее время, моя грудь, полная хлебом, солью, водой и другими жизнетворными благами, начала изнывающе болеть. Не говоря уж о других испытаниях, за время второй мировой войны, длившейся 2194 дня и в которой приняли участие 61 страны, на мне не осталось живых мест, которые бы обошли стороной кровопролитие, разрушение и отравление. Меня, пахнущую хлебом и солью, превратили в свои полигоны для размещения истребляющих человечество оружий, на поле кровавого боя. Чтобы извлечь золото из моих недр, на мое тело вливают ужасающе ядовитые вещества, зарывая тут же вредоносные отходы. Большинство из моих детей смысл жизни начали воспринимать как обогащение путем извлечения золота или же за счет продажи наркотических веществ, которые превращают человека вновь в обезьяну. Они позабыли о том, что богатство и власть – всего лишь преходящие ценности, которые порою могут стать и врагами в твоих же руках.

Милосердное Солнце, ты, оказывается, обо всем догадывалось, когда я, жалея своих детей, всю свою боль и горе держала при себе.

Наши дети, взращенные под нашими теплыми крыльями, в слепом стремлении милитаризации всей космической системы, не представляют даже, что за этими действиями может быть глобальная вселенская катастрофа. Им мало оказалось того, что они, соперничая друг с другом, вооружаются вовсю на земле, ну а теперь они принялись за милитаризацию всей космической системы, вовсе не представляя о том, что последствия подобных действий могут привести к вселенской катастрофе. Я днем и ночью, не смыкая глаз, тревожно думаю о том, что смогут ли наши дети, занимающиеся ныне изобретением самоуничтожающего, страшного оружия, наконец, остановиться? Размещенные на моей поверхности межконтинентальные баллистические ракеты, стратегическая авиация, подводные атомные лодки, и другие подобные страшные оружия истребления на данном этапе поставили мир на грань катастрофы.

В то время, когда после второй мировой войны миллионы наших детей страдали от голода, наши американские дети израсходовали свыше 2х триллионов долларов на изобретение мощнейшей военной машины! Да и расходы наших детей, проживавших в социалистических странах во главе с СССР, стремящихся сохранить баланс вооруженных сил, оказались отнюдь не ниже. Эх, как жаль, если бы все эти средства использовались исключительно в мирных целях, ради процветания мировой цивилизации, ради содержания моей природы, ради укрепления дружбы и блага наших детей, то ни одна живая душа, ни один человек не остался бы голодным, и не пролилась бы ни капли крови. Да, тогда вся вселенная избавилась бы от угрозы апокалипсиса, а я превратилась бы в поистине райскую колыбель.

– Я понимаю твои душераздирающие материнские тревоги, бесценная Земля моя. Услышав о твоей печали, я тоже оказался недовольным нашими детьми. Неужели они уже позабыли о том, что по сию пору испытывают тяжкие последствия атомных бомб, сброшенных на города Нагасаки и Хиросима? Неужели они позабыли о том, что за годы сталинских репрессий были расстреляны более 700 тысяч человек, – самых умных, болеющих за свой народ, а также о том, что в пору морально-нравственного кризиса происходят самые трагические события? Да, наверное, обо всем этом они уже позабыли. Взгляни на себя, милосердная Земля, даже в настоящее время на разных твоих местах слышны выстрелы автоматов, взрывы бомб, плач наших детей, а кровавая смесь пыли поднимается ввысь на небо. Кому же оказалось тесно в этой безграничной вселенной? И чего же им не хватает?

– Один из них – многострадальная, пахнущая опийным маком Родина моих нечастных афганских детей, оказавшихся между двух огней. На этой земле вот уже больше тридцати лет продолжается беспрерывная война, и каждый день проливается кровь. Вторая земля, где проливается кровь, – Сирия, родина Саддама Хусейна, который был повешен совсем недавно. Здесь и местный народ, да и внешние силы, вызвавшиеся им помочь ради собственных же интересов, никак не могут найти общий язык, вследствие чего страдают только наши безвинные дети. Говоря по правде, благодатное Солнце, именно эти страшные болячки ныне превратились в мою незаживающую рану. Я не могу скрыть и то, что непримиримое противостояние наших Иранских и американских детей тоже ныне представляет большую угрозу.

– В чем причина того, что в этом безграничном мире они не хотят жить в мире и согласии, как ты думаешь, милосердная Земля?

– Я могу сказать только, что нежелание жить в мире и согласии наших детей, бездумно транжирующих земное богатство, исходит из их умственного заблуждения, ухудшения морали, а также разрушения человечности. В эпоху социализма, которая длилась свыше семидесяти лет, терроризм и религиозный экстремизм никогда так яро не проявляли себя, как нынче. Две крупнейшие системы, социалистическая и капиталистическая, как бы то ни было, сохраняли мир во всем мире, и не допускали до разгула анархии, как сейчас. Но наши дети, проживающие в этих двух противоположных системах, втайне соперничали между собой за обладание всемирным богатством. И, в конце концов, социалистическая система, прогнившая насквозь, признала свое поражение от капиталистической системы. Вот таким оказался итог холодной войны, продлившейся долгие годы. Но, похоже, мои дети до сих пор не понимают, что никто из этой победы не сможет извлечь пользы. Ныне, после того, как обрушилась та система, послужившая в какой-то мере заслоном на пути всего этого, даже супердержавы не в состоянии обуздать религиозный экстремизм, терроризм, наркоторговлю, которая превращает человека в скотину, и привести в порядок очаги хаоса, возникшие на разных регионах мира.

Как бы то ни было, поскольку все наши дети являются детьми Единого Бога, они не должны стрелять друг в друга и проливать кровь друг друга. Все системы и религии должны служить процветанию мира, а не для разрушения, превращаясь в знамя терроризма и экстремизма ради подчинения друг друга. Лишь тогда в этом прекрасном мире воцарится мир, и мы сможем вздохнуть с облегчением. К сожалению, милосердное Солнце, наше великодушие, нежелание применить наказание в соответствии с преступлением, похоже, довели иных из них до вседозволенности.

Они вовсе не желают понять, что истинной причиной того, что на мне происходят, время от времени, разрушительные землетрясения, а ты порою посылаешь не в меру испепеляющие свои лучи, являются они же сами. Если бы они могли прекратить гонку вооружений, требующих огромные расходы, то наши миллионы и миллиарды детей могли бы жить беспечно еще много веков, пользуясь моим природным богатством. К сожалению, большинство моего богатства бездумно растрачивается, и уходит на вооружение. Надежды на то, что они опомнятся, и будут бережно относиться к моим величественным природным богатствам, не оправдались, совсем недавно они опустились до дна Северного полюса. Если они допустят таяния вечной мерзлоты, то это точно приведет к страшнейшим последствиям.

Кому я еще могу поведать, кроме тебя о том, как вся моя душа уязвлена болью вселенской за то, что наши дети идут на самоподрыв, вовлекая при этом гибель множества безвинных людей, за то, что традиционную религию, устоявшуюся веками, превращают в политическое оружие, и за то, что они вступили между собой в нескончаемый путь противостояния? Кто услышит мою боль и сожаление? На моей груди, словно вонзившийся в нее кортик, выпирает вопрос о том, как же можно раскрыть глаза нашим детям, готовым выпить кровь друг друга вместо хлеба и соли. Конечно, легче всего было бы расправить свою грудь, и вызвать разрушительное землетрясение. Но…

Хочется проявлять терпение, но мое терпение тонет в слезах грудных младенцев, в крови безвинных жертв, превращаясь во вселенскую, общечеловеческую печаль, жаждущую человеческого благоденствия и мира на земле.

Одним словом, милосердное Солнце, к сожалению, с каждым днем увеличивается количество наших детей, мечтающих возобладать всем миром и проводить свою власть.

– Следовательно, они вступили уже в путь, ведущий к апокалипсису. Нет, любой ценой мы должны предотвратить их от этого гибельного пути. Дети, взращенные молоком такой Милосердной Матери, как ты, никогда не должны предать тебя в обиду. Может быть, они все еще одумаются, пока не поздно о том, что твое материнское молоко и мои лучи оберегают их. Ну а мы с тобой должны надеяться на добрые перемены. Может быть…

– До свидания, великодушная Земля!

– До свидания, милосердное Солнце!

 

Мирзохалим Каримов, киргизско-таджикский писатель.

Перевел с киргизского Мамасалы Апышев

 


Количество просмотров: 1348