Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Киноискусство; театр / Учебная и методическая литература
© Лузанова Е. С., 2015. Все права защищены
© Центр «Устатшакирт», 2015
© ОсОО U-Color, 2015
Монография публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 21 февраля 2017 года

Екатерина Сергеевна ЛУЗАНОВА

Киноискусство в Кыргызстане

Учебное пособие

В учебном пособии, изданном впервые, содержится краткий исторический обзор развития киноискусства в Кыргызстане в хронологическом и жанровом порядке: хроникально-документальные, художественные (игровые) и анимационные фильмы, созданные с 1920-х гг. до наших дней. Отдельно даны сведения о роли и значении музыки и изобразительного искусства в отечественном кинематографе, о фестивальной практике, о кинопрокате в Кыргызстане. Книга снабжена списком литературы.Учебное пособие рекомендуется как дополнительный источник информации о кыргызском киноискусстве для студентов и учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев гуманитарного направления, для будущих арт-журналистов, а также адресовано всем, интересующимся историей киноискусства в Кыргызстане.

Публикуется по книге: Лузанова Е. С. Киноискусство в Кыргызстане: Учебное пособие. – Бишкек: Центр «Устатшакирт», 2015. – 286 стр.

У. ОК 64
    ББК 27.344
    Л 73
    ISBN 341-4253-27-373-8
    Т 4537000000-37

Департамент кинематографии при Министерстве культуры информации и туризма Кыргызской Республики Союз кинематографистов Кыргызской Республики

Публикуется Центром «Устатшакирт» при поддержке Музыкальной инициативы Ага Хана / Программы Траста Ага Хана по культуре, Фонда Кристенсена и Посольства Швейцарии в Кыргызской Республике.

Рекомендовано Департаментом кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики и Союзом кинематографистов Кыргызской Республики в качестве учебного пособия.

Рецензенты:

Суюндуков А. – заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, член Союза кинематографистов КР, лауреат международных кинофестивалей, профессор КТУ «Манас».
    Толомушова Г. – отличник культуры КР, член Союза кинематографистов Кыргызской Республики, член FIPRESCI и NETPAC.

Редактор  Сырдыбаева Р.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

Глава ПЕРВАЯ. Киноискусство 1910-х – 1950-х гг.

§1. Предыстория. 1910-е – 1930-е гг.

§2. Становление. 1940-е – 1950-е гг.

Глава ВТОРАЯ. Киноискусство 1960-х – 1970-х гг.

§3. Научно-популярные, хроникальные, документальные фильмы

§4. Художественные (игровые) фильмы 1960-х гг.

§5. Художественные (игровые) фильмы 1970-х гг.

§6. Анимационные фильмы

Глава ТРЕТЬЯ. Киноискусство 1980-х гг.

§7. Научно-популярные, хроникальные, документальные фильмы

§8. Художественные (игровые) фильмы

§9. Анимационные фильмы

Глава ЧЕТВЕРТАЯ. Киноискусство 1-й половины 1990-х гг.

§10. Научно-популярные, хроникальные, документальные фильмы

§11. Художественные (игровые) фильмы

§12. Анимационные фильмы

Глава ПЯТАЯ. Киноискусство 2-й половины 1990-х – 2010-х гг.

§13. Документальные и короткометражные фильмы

§14. Художественные (игровые) фильмы

§15. Анимационные фильмы

Глава ШЕСТАЯ. Кинофестивали как вектор развития кыргызского кинематографа

§16. Из истории фестивального движения

§17. В открытом пространстве фестиваля

Глава СЕДЬМАЯ. Хроника визуально-звукового синтеза кыргызского кино

§18. Музыка в кинематографе Кыргызстана

§19. Музыка в фильмах по мотивам произведений Ч. Айтматова

§20. Новые формы межвидового синтеза

§21. Художник и кинематограф

Глава ВОСЬМАЯ. Кинофикация и кинопрокат в Кыргызстане

§ 22. 1920-е – 1930-е гг.

§ 23. 1940-е – 1960-е гг.

§ 24. 1970-е – 1990-е гг.

Глава ДЕВЯТАЯ. Кино нового века

§ 25. 2000-е – 2010-е гг.

Библиография

 

ОТ АВТОРА

В 2016 году исполняется 75 лет кинематографу Кыргызстана, вклад которого в национальную культуру и историю мирового киноискусства трудно переоценить. Документальные и художественные, анимационные и телевизионные фильмы, созданные кинематографистами Кыргызстана и мастерами мирового кино о нашей республике, ее людях, истории и культуре, завоевали мировое признание.

В учебном пособии, изданном впервые, предлагается краткий исторический обзор развития кыргызского кинематографа в хронологическом и жанровом порядке: хроникально-документальные, художественные (игровые) и анимационные фильмы с 1920-х гг. до наших дней. Освещается творчество кинематографистов – сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, композиторов, художников и т. д. Отдельно даны сведения о синтезе музыки и изобразительного решения в кино, о фестивальной практике, об отечественной кинофикации и кинопрокате. Книга снабжена списком литературы.

Автор выражает благодарность Департаменту кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики, Союзу кинематографистов Кыргызстана, киностудиям «Кыргызфильм» и «Кыргызтелефильм», Центру «Устатшакирт», видным деятелям культуры и киноискусства Актану Арым Кубату, Э. Абдыжапарову, Н. Абдыкадырову, К. Акматалиеву, Г. Базарову, М. Байджиеву, Т. Бирназарову, Н. Борбиеву, Ш. Джапарову, Т. Ибрагимову, Б. Карагулову, М. Сарулу, Ж. Соданбеку, А. Суюндукову, Д. Тилепбергеновой, Б. Шамшиеву, Р. Шер шеновой, Н. Эгену, Р. и М. Абдиевым, А. Битюкову, М. Дудникову, Б. Сарыгулову, Ж. Сейдакматовой, А. Чокубаеву, Б. Алишерову, Ж. Малдыбаевой, М. Абакировой, А. Коротенко, Т. Кулмендееву, А. Океевой, А. Федорову, Г. Абикеевой, В. Михайлову, Г. Толомушовой, Л. Садиловой, Ж. Шапрону и многим другим, оказавшим неоценимое влияние на содержание книги, а также всем, кто оказал содействие в ее подготовке к публикации.

Особая благодарность М. Бектеналиеву – директору Департамента кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики, С. Шер-Ниязу – председателю Союза кинематографистов Кыргызской Республики, М. Бегалиеву – композитору, народному артисту Кыргызской Республики, профессору, Р. Сырдыбаевой – директору Центра «Устатшакирт».

Автор глубоко чтит светлую память Ч. Айтматова, А. Видугириса, П. Елиференко, К. Кондучаловой, Е. Котлова, С. Кумушалиевой, Т. Океева, К. Омуркулова, Д. Садырбаева, А. Секимова, А. Тюменбаевой-Карасаевой, М. Убукеева, А. Умуралиева, которые в свое время уделили ценное внимание материалам данной книги.

Екатерина Лузанова

Кандидат искусствоведения
    Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики
    Профессор

 

Глава ПЕРВАЯ. КИНОИСКУССТВО 1910-х – 1950-х ГОДОВ

 

§1. Предыстория. 1910-е – 1930-е годы

Развитие киноискусства и кинопроизводства теснейшим образом связано с развитием всех видов искусства в Кыргызстане – литературы, театра, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного искусств, а также науки, техники и современных технологий. Кинематограф стал «визитной карточкой» Кыргызстана и одним из важнейших искусств в системе национальной художественной культуры.

Рождение национального кинематографа произошло в 1940-е – 1950-е гг., однако так называемый Великий немой – кинематограф дозвуковой эпохи появился в Кыргызстане еще в начале ХХ века. Путь от берегов Сены до подножия Тянь-Шаня, от первого синематографа на бульваре Капуцинов в Париже (1895) до кинотеатров «Метеор» и «Марс» в Пишпеке (1911) был пройден всего за полтора десятилетия.

В 1914 году в Дубовом парке Пишпека был сооружен крупный для того времени кинотеатр «Эдисон» на 400 мест, принадлежащий французской кинофирме «Братья Пате и К°». В 1920-х гг. кинотеатры были почти во всех городах, а кинопередвижные установки обслуживали практически все населенные пункты Киргизии.

Кинопродукцией, которая демонстрировалась в этот период, были фильмы, снятые еще до 1917 года. Это такие короткометражные этнографические кинокартины, как «Степные кочевники – киргизы» (113 м), «На киргизском базаре» (74 м) и «Киргизы» (56 м). В каждом из них было несколько эпизодов, например: «Кибитки киргизов. Семья у кибитки. Собеседование. Прядение шерсти. Доение козы. Доение верблюдицы. Приготовление пищи. Общий вид степи. Стадо двугорбых верблюдов. В степи у колодца. Игра в «альчики» – надкопытные кости овцы». Фильмы сняты на киностудии «Ханжонков и К°».

Послереволюционные киноленты, которые демонстрировались в Кыргызстане, были сняты на старейших в СССР кинофабриках. Это, в частности, Петроградская киностудия, созданная в 1918 году (с 1934 – «Ленфильм»), а также кинокомпания, созданная в 1920 году на базе национализированных кинофабрик А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева (с 1935 – «Мосфильм») и др. В Кыргызстане успешно прокатывались первые игровые фильмы режиссеров Я. Протазанова, В. Гардина, Г. Вибер, Л. Кулешова, Э. Тиссе, С. Эйзенштейна и документальные киноленты Д. Вертова и Э. Шуб (студии Госкино, Совкино, Севзапкино-Петроград, Межрабпом-Русь).

Изобразительная фактография жизни и быта кыргызского народа имеет свою историю. Так, например, этнограф Б. Станкевич в начале 1920-х гг. запечатлел на рисунках и фотографиях этнографические достопримечательности природы и быта. Зарисовки велись также в научных экспедициях П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского и других ученых-географов.

Очередная киносъемка в Кыргызстане была осуществлена в 1920 году режиссером А. Терским и оператором С. Завадским при участии консультанта, профессора-этнографа Ф. Осипова. Объекты съемки – природа горного края, естественнонаучные наблюдения в верховьях Сыр-Дарьи, быт и обряды (свадьба, народно-спортивные игры).

Позже съемочный киноаппарат системы «Эклер» появился в 1923 году в городе Ош вместе с Памирской научной экспедицией профессора Н. Л. Корженевского, известного путешественника, географа и этнографа. В Алайской долине экспедиция остановилась в урочище Кара-Бутур под гостеприимным кровом аксакала Кунабая, где произвела первую киносъемку кочевья. В верховьях реки Мургаб около Сарезского озера в Таджикистане отснято несколько бытовых сцен из жизни памирских кыргызов, в том числе конноспортивная игра улак-тартыш.

В 1925 году в Нарынской области состоялись съемки документально-художественного фильма «Черная смерть» (режиссер В. Полевой, оператор А. Кюн, Саратовское отделение «Пролеткино»). Летом 1925 года здесь свирепствовала эпидемия чумы. Фильм рассказывал о самоотверженной работе врачей-микробиологов, эпидемиологов по спасению людей. Наряду с этим, съемочная группа запечатлела ряд бытовых сцен, некоторые обряды: танец-заклинание бакшы (шамана), ритуал погребения. Главную роль эпидемиолога Борисова исполнил Ахмед-Гирей Тажетдинов, выпускник студии киноактеров при Саратовском отделении «Пролеткино». Фильм «Черная смерть» вышел на экраны 12 мая 1926 года.

Короткометражный киноочерк «Советский Кыргызстан» подготовлен в 1926-1927 гг. режиссером-оператором А. Кюнсом к десятилетию Октябрьской революции. Были отсняты официальные празднества, эпизоды труда и быта. Цель очерка – ознакомить с молодой Автономной Кыргызской Республикой.

Первый этап развития кинематографа в Кыргызстане связан с организованным в 1928 году акционерным обществом «Востоккино», в задачи которого входила поддержка развития киносети и проката в республиках СССР, а также производство художественных и научно-популярных фильмов. 29 декабря 1927 года Совет Народных Комиссаров Киргизской АССР принял постановление «Об участии Киргизской АССР в акционерном обществе “Востоккино”».

Помимо оперативной хроники – сюжетов для союзных киножурналов, на студиях «Востоккино» снимались и полнометражные фильмы. В частности, по предложению председателя Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР Ю. Абдрахманова рассматривался вопрос о кинокартине «Восстание 1916 года» под условным названием «Туркестан в огне». Но ни один из вариантов сценария в итоге не получил одобрения.

К 1934 году, когда АО «Востоккино» ликвидировалось, под его эгидой было снято свыше 25 фильмов, в определенной степени отражающих историю и быт народов, которым они посвящены.

В картине «Подножие смерти» (1928, Межрабпомфильм) запечатлены народно-спортивные игры байге, улак, оодарыш, кYрѳш. Киногруппа режиссера В. Шнейдерова входила в состав Памирской советско-германской экспедиции под руководством академика Н. Горбунова. Задачей киногруппы, помимо экспедиционных съемок, было создание научно-популярного фильма, который знакомил бы зрителей с природой Алая, самобытным и малоизвестным бытом памиро-алайских кыргызов.

В 1931 году В. Шнейдерова вновь командируют в республику для съемок фильма «На высоте 4500 метров» (Межрабпомфильм). В киногруппе было пять актеров: в видовой фильм включен игровой эпизод с туристами, помогающими пограничникам ликвидировать бандитскую шайку, угоняющую за границу колхозный табун. Игровая часть кинокартины несла приключенческую функцию, была призвана повысить бдительность советского человека, но документальные эпизоды были более убедительными: первые шоссе, автомобили, учреждения, учебники на родном языке, музыкальные инструменты, песни.

Между тем, на местном материале сняты сюжеты для киножурналов «Совкиножурнал» (1925-1930), «Союзкиножурнал» (1930-1944), «Социалистическая деревня», киножурнал «АРК» (1925-1926) и др. Кинооператоры «Востоккино» запечатлели выступление председателя ЦИК Киргизской ССР С. Орозбакова на встрече с дехканами по Декрету о земельно-водной реформе (№49), занятие делегаток на «курсах советизации» (№5) в 1928 году. В 1929 году в №57 рассказывается о кыргызском кочевье, технологии установки юрты. Материал об оркестре народных инструментов представлен в киножурнале №68. В 1930 году на всесоюзном экране показаны занятия студентов первого в республике учебного заведения – сельскохозяйственного техникума.

Киносюжеты 1931 года представили советскому кинозрителю, а это, по данным тех лет, почти полтораста миллионов человек, деятельность Пишпекского предприятия «Интергельпо» – пример международной солидарности рабочих СССР и Чехии. В центральные киножурналы включались развернутые документальные повествования о работе этнографических экспедиций Академии наук СССР в высокогорные районы республики.

На основе этой тематики снят киноочерк «Далеко в Азии» (режиссер В. Ерофеев, 1933). В создании фильма принял участие Роман Кармен, впоследствии известный кинодокументалист, фронтовой оператор, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.

В первой полнометражной документальной картине «Киргизстан» (1936) авторы стремилась показать успехи горного края. Фильм режиссера Г. Сатаровой и операторов Д. Демуцкого и Н. Голубева приурочен к преобразованию Киргизской АССР в союзную республику в соответствии с новой Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года. С 1934 года во Фрунзе из Ташкента неоднократно приезжал для съемок кинодокументалист Малик Каюмов, в будущем известный режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. В то время он работал на Ташкентской студии кинохроники, а также собственным корреспондентом по Средней Азии в «Союзкинохронике».

Между тем в систему мирового киноискусства вошло такое важное средство выразительности, как звук. Первая звуковая кинопрограмма по системе инженера Александра Шорина продемонстрирована в экспериментальном звуковом кинотеатре в Ленинграде 5 октября 1929 года. Первым советским художественным звуковым фильмом, записанным по системе изобретателя и ученого Павла Тагера, была «Путевка в жизнь» режиссера Н. Экка (1931).

По заказу «Союзкинохроники» осенью 1940 года режиссер Марианна Варейкис приступила в Кыргызстане к съемкам полнометражного документального фильма по сценарию известного дунганского поэта Ясыра Шивазы. Операторы Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов отсняли высокогорные долины, озера, ледники, в том числе ледник Иныльчек, пик Хан-Тенгри, стремились передать новизну своих впечатлений, суровую экзотику Центрального Тянь-Шаня. Для киноленты, которая вышла на экраны в марте 1941 года под названием «На высокой земле», впервые известным композиторам В. Власову и В. Фере была заказана оригинальная музыка.

Создание постоянного корреспондентского пункта Ташкентской студии Союзкинохроники в г. Фрунзе в июне 1939 года обеспечило регулярность поступления сюжетов, снятых в Кыргызстане, в киножурналы Ташкентской и Московской студий кинохроники. В съемках принимали участие М. Каюмов, А. Разимов, И. Колсанов, Ш. Захидов, Д. Сода, Н. Голубев. На корпункте с 1939 года выпускался киножурнал «Советская Киргизия» с периодичностью один-два раза в месяц. Экран вел летопись трудовых свершений, представлял передовиков промышленности и сельского хозяйства, новаторов науки и техники, артистов кино и театра, деятелей культуры и искусства.

Всего в 1939-1941 гг., до начала Великой Отечественной войны против фашистской Германии, на экраны вышло более 30 номеров киножурнала «Советская Киргизия» и свыше 50 сюжетов в киножурналах Ташкентской и Московской студий кинохроники.

Первые игровые фильмы, снятые в Кыргызстане, были еще «немыми». В основе фильма «Крытый фургон» (режиссер О. Фрелих, сценарий Л. Сейфуллиной, 1927) – эпизод гражданской войны. Студия «Узбеккино» привлекла к работе большой и опытный коллектив. Юная актриса А. Тюменбаева (Айжамал) блестяще справилась со своей ролью в партнерстве с известными узбекскими актерами Р. Тура-Ходжаевым (Калымбет), Н. Ганиевым (Баймат) и Р. Пирмухамедовым (отец Айжамал). С помощью консультанта Д. Иманова в кинокартине на фоне живописной природы (Прииссыккулье, кочевье на высокогорных сыртах) представлены обряды и народные традиции.

Фильм «Айгуль» («Союздетфильм», режиссер Ю. Васильчиков, сценарий И. Вершинина, 1936) примечателен тем, что в нем впервые снимался замечательный актер, народный артист Киргизской ССР Аширалы Боталиев. …Юная Айгуль шефствует над лошадью Звездой. Бай Мустафа убеждает Ороза отравить колхозных лошадей. Айгуль узнает бая, который в свое время убил ее родителей, но ее отправляют в Китай. Друзья помогают Айгуль бежать. Ороза арестовывают. Курбаши Мустафа гибнет в бою с пограничниками…

Первые дублированные на кыргызский язык звуковые кинокартины появились на экранах в 1941 году, когда к 5-летнему юбилею республики дубляжная мастерская под руководством Бориса Евгеньева подготовила своеобразный подарок кинозрителям – фильмы «Чапаев», «Ленин в Октябре» и «Тринадцать» (ассистент звукорежиссера О. Улицкая).

Актерами дубляжа были студенты кыргызского отделения Московского государственного театрального института: А. Есеналиев исполнил текст роли Чапаева, Н. Кытаев – полковника Бороздина и его вестового Петровича («Чапаев», 1934, режиссеры – братья Васильевы), Василия и Керенского («Ленин в Октябре», 1937, режиссер М. Ромм), Акчурина и геолога («Тринадцать», 1937, режиссер М. Ромм). Большую работу по озвучанию персонажей этих фильмов проделали известные деятели театра Аширалы Боталиев и Касымалы Жантошев.

Зарождение кинематографии в Кыргызстане, формирование первых творческих и технических кадров – достижение в 1920-е – 1930-е гг. К июню 1941 года сложились объективные условия для создания собственного кинопроизводства.

 

§2. Становление. 1940-е – 1950-е годы

Решение об организации национальной студии кинохроники было впервые озвучено на заседании Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР 10 августа 1940 года. Согласие Комитета по делам кинематографии при СНК СССР было получено в следующем, 1941 году. Первая студия кинохроники создана Постановлением Совнаркома КиргССР №1103 от 17 ноября 1941 года «Об организации студии кинохроники в городе Фрунзе», подписанным председателем СНК Т. Кулатовым. Совет Народных Комиссаров этим историческим документом постановил:

1. Открыть студию кинохроники в городе Фрунзе Киргизской ССР.

2. Просить Комитет по делам кинематографии при СНК Союза ССР выделить необходимую аппаратуру, оборудование и определить производственную программу студии на 1942 год.

3. Предложить Управлению по делам искусств при СНК Киргизской ССР освободить подвальное помещение Музыкального училища для временной технической базы киностудии.

День Кыргызского кино – профессиональный праздник, который кинематографисты с 1994 года ежегодно отмечают со своими зрителями.

Если учесть, что постановление было принято в те дни, когда страна вела решающую битву с врагом на подступах к Москве, нельзя не оценить огромного значения этого документа, в нем нашла отражение несгибаемая воля всего советского народа, его уверенность в Победе. Перемещение отснятых киноматериалов в Алма-Ату или Ташкент для проявки и обработки было значительно сложнее, чем организация производства на месте, и удлиняло сроки выхода оперативных сюжетов на экраны…

 

(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)

Открыть полный текст в формате PDF

 

© Лузанова Е. С., 2015
    © Центр «Устатшакирт», 2015
    © ОсОО U-Color, 2015

 


Количество просмотров: 436