Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания / Краеведение; нумизматика
© Юрий Беляков, 2017. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 19 мая 2017 года

Юрий Павлович БЕЛЯКОВ

Легенда об ирбисе (снежном барсе)

Статья-легенда

 

I. Происхождение названия

Барс – хищное животное, похожее на леопарда (лат. Panthera pardus), семейства кошачьих из рода пантер (лат. Felis pardus), длиной до 1,15 м; с длинной и густой шерстью ржавчато-желтого цвета, с весьма длинным белым хвостом длиной до 90 см с черными кольцами; шерсть длинная; тело также покрыто кольцеобразными пятнами. Барс водится в Средней Азии и в Южной Сибири, у истоков Енисея и по Амуру, но нигде не встречается в большом количестве. Образ жизни малоизвестен. Само слово «барс» древнетюркского происхождения, но широко распространено и в языках других народов: туркменском, хивинском, уйгурском – «bars»; турецком, татарском – «pars» и означает тигр, леопард, пантера, рысь. В русском языке слово «барс» засвидетельствовано с 1625 года.

На территории Кыргызстана барсы не водятся и в кыргызском языке слова барс нет. Потому, когда первые исследователи территории и фауны Кыргызстана, увидели ирбиса, который внешне был похож на барса, они стали его так же называть. А так как этот зверь оказался единственным характерным представителем фауны высоких скалистых гор Средней и Центральной Азии, Памира, Тянь-Шаня, Алтая до индийских штатов Кашмир и Сикким и Юго-Восточного Тибета преимущественно на высоте 1500-1400 метров над уровнем океана и в основном населял альпийские луга, безлесные скалы, скалистые местности, каменистые россыпи, обрывистые ущелья и часто встречался в снежной зоне, поэтому он длительное время был малоизученным и в XVIII веке, но, очевидно, и раньше, в Сибири, а затем в Семиречье и в Средней Азии слово «барс», которым называли леопарда, в народном использовании стало прилагаться и к ирбису (Uncia uncia). Из-за внешнего сходства обоих видов это было вполне естественно. Впрочем, в пушной торговле в XVII веке упоминались и «ирбизы».

Однако, когда ученые-зоологи начали более детальное изучение ирбиса, они увидели, что это самостоятельный вид животных, который принадлежит к роду Uncia, занимающему по набору морфологических и поведенческих признаков промежуточное положение между большими кошками (род Panthera) и группой мелких кошек и является единственным представителем данного рода. А самым главным отличием ирбиса от барса, является то, что он может мурлыкать, как кошки.

Само же слово «ирбиз» тюркского происхождения и означает «снежный кот». В русском языке оно появилось ещё в XVII веке и было перенято русскими купцами у азиатских охотников и в такой форме прижилось в русском языке, только со временем последняя буква изменилась с «з» на «с». В Туве этого зверя называли ирбиш, в Семиречье он назывался ильберс, к востоку от Алма-Аты в пограничных с Китаем районах – ирвиз, по-монгольски – ирвэс.

Первоначально окаменелости снежного барса, датированные поздним плейстоценом (геологическом периоде), были найдены только на Алтае и на западной границе Монголии. Однако, более поздние находки на севере Пакистана указывают распространение ирбиса на данной территории, вероятно, от 1,2 до 1,4 миллионов лет назад, что указывает на более древнее происхождение данного вида.

Первое упоминание и изображение ирбиса под названием «Once» было дано французским учёным Жоржем Бюффоном в 1761 году, который указывал, что он обитает в Персии и дрессируется для охоты.

И вот для того, чтобы не менять уже привычное и используемое в литературных источниках название ирбиса барсом, было решено называть его по месту обитания снежным барсом.

В XIX – начале XX века в русскоязычной зоологической литературе за «Uncia uncia» окончательно укрепилось название «снежный барс» и «ирбис». Сам термин «барс» остался за леопардом (Panthera pardus).

Ирбис отличается от барса тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200-230 см, ирбис весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. Шерсть высокая, очень густая и мягкая, её длина на спине достигает 55 мм. Она обеспечивает защиту от холодных, суровых условий среды обитания. По густоте меха ирбис отличается от всех больших кошек и более сходен с мелкими кошками.

В летний период ирбисы поднимаются в альпийский пояс, ближе к зоне вечных снегов, зимой встречаются ниже, в субальпийской зоне, на границе горных лесов. Взрослые особи ведут одиночный образ жизни, днем преимущественно отдыхают, охотятся перед закатом солнца и ранним утром на рассвете. Снежные барсы постоянно обходят свои охотничьи владения, часто перемещаются по постоянным маршрутам, протаптывая тропы, или используя каменистые участки вдоль ручьев.

В силу труднодоступности местообитания и низкой плотности ирбисов до сих пор остаются малоисследованными многие аспекты их биологии.

Ранее ирбиса включали в род «пантеры» [(лат.) Panthera, (гр.) παντός – самый из… + θερια – зверь = высший зверь; крупное животное в семействе кошачьих] вместе с другими большими кошками, но позднее он был перемещён в отдельный род снежных барсов (Uncia). По строению черепа ирбис отличается от всех видов рода Panthera больше, чем все они между собой в любой комбинации. Из-за внешнего сходства снежный барс долгое время считался родственником леопарда, но проведённые генетические исследования выявили его близкое родство с тигром, после чего были попытки вновь возвратить его в род пантеры (Panthera). И хотя систематическое положение ирбиса остаётся до конца невыясненным, преобладающее большинство источников рассматривает его в составе отдельного рода «Unciа».

Чем же, в итоге, отличается барс от леопарда? Будучи внешне похожим на леопарда, характером снежный барс резко отличается от своего более крупного родственника. Он гораздо менее агрессивен и вспыльчив и куда более покладист. Несмотря на то, что у него достаточно сил, чтобы без труда убить человека, до сих пор не известно ни одного достоверного случая о нападении снежного барса на человека, в отличие от его кавказского собрата.

Ряд признаков позволяет его выделить в отдельный род – Uncia. Отличия от типового рода Panthera заключаются в частности в строении подъязычного аппарата, благодаря чему снежный барс хоть и умеет рычать, но делает это иначе от типичных пантер и его рык далеко не столь мощный как у последних. Говоря о вокальных способностях ирбиса, следует отметить богатый репертуар звуков, который включает в себя мурлыканье, всевозможные мяукающие звуки на самых разных нотах и интонациях, урчанье, шипение, рык, а также своеобразный призывный рёв.

В настоящее время виду своей малочисленности снежный барс внесен в Международную Красную книгу и охота на ирбисов повсеместно запрещена.

В 1991 году был утверждён новый вариант герба города Бишкека, который представляет собой прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой гор крупными буквами нанесена надпись «Бишкек», а над ними, на стене крепости, изображён белый квадрат с белым снежным барсом-ирбисом в центре лазоревого круга.

 

II. Происхождение вида (легенда)

Высоко в горах кыргызских, в одном из лесистых ущелий, на берегу быстротекущей реки, жил вдалеке от селений охотник по имени Чабыт-аӊчы (добычливый охотник). Жил он в большом, но довольно мрачноватом гроте, питался тем, что добывал на охоте, спал на шкурах, добытых им животных. И не было в окрестности ни одного места, где бы он не побывал, и где бы ни ступала его нога. Он был добрым человеком и добычу свою всегда делил с айылчанами.

Как-то раз, решил он сходить в более далёкий высокогорный район и посмотреть, что там произрастает, какие животные там водятся. Он утром встал пораньше, закинул за спину походный мешок, взял лук и стрелы и, позвав свою собаку, бодро зашагал вверх по ущелью. Через несколько часов он вышел к альпийским лугам. Это был мир непуганых птиц и зверей.

Вдруг в небе он увидел летящую большую черную птицу Алп-Кара-Куш (чёрная птица-великан, гигантский беркут), которая что-то несла в своих когтях. Её добыча отчаянно пищала и душа охотника не выдержала этого призыва о помощи. Он схватил свой лук и, натянув тетиву, пустил стрелу. Был охотник метким стрелком, и его стрела ранила беркута прямо в грудь. Птица затрепетала, планируя, полетела вниз, и упала в гущу кустов. Когда охотник подбежал к ней, птица была мертва, а возле неё сидели двое детёнышей каких-то невиданных в этих краях зверят. Охотник накормил их птичьим мясом, взял в руки и понёс в свою пещеру. Там он положил их на шкуры и оставил их жить у себя.

Время шло, зверята росли и проходили курс звериных наук. Через некоторое время это были уже взрослые звери, и вскоре самка принесла приплод. Постепенно из года в год они расселялись высоко в горах, предпочитая участки небольших открытых плоскогорий, пологих склонов и узких долин, покрытых альпийской растительностью, которые чередуются со скалистыми ущельями, нагромождениями скал и осыпей. Хребты, где они обычно держались, как правило, отличались склонами большой крутизны, глубокими ущельями и выходами породы. И вот по месту обитания, люди, которые их встречали, стали называть их ирбисами – снежными котами.

Так в кыргызских горах появились ирбисы (снежные барсы), которые за счёт своего вида, окраса, особого образа жизни и своих повадок стали национальным символом Кыргызстана, а в мифологических представлениях – символом силы, храбрости, чести, благородства и справедливости.

Однако, учитывая ареал распространения и малую изученность ирбисов, они в легендах и мифах кыргызского фольклора фактически не встречаются. Лишь в одной из древних легенд (XI век) приводится небольшой эпизод про ирбисов, в котором говорится о том, как двое знаменитых местных охотников Кайрат-аӊчы (храбрый охотник) и Жүрөк-аӊчы (бесстрашный охотник) отправились в горы на охоту и остановились отдохнуть около пещеры. Вдруг они увидели, что по горной тропинке идёт к ней местный шаман (бакшы) и скрывается там. И когда охотники собрались идти дальше, из пещеры вышел ирбис и скрылся среди горных скал. Охотники забеспокоились и бросились в пещеру, но там никого не было.

– Где же шаман? – спросил Жүрөк-аӊчы.

– Я думаю, что это был оборотень, – ответил Кайрат-аӊчы.

Надо сказать, что легенды о превращении человека в животное – были очень распространёнными сюжетам в мифологиях разных народов мира и таких людей, способных временно менять свой облик с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов (С помощью заговоров и обрядов), превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, или наоборот, называли оборотнями.

Охотники много раз слышали о таких превращениях, поэтому не сильно удивились и пошли дальше по своим делам. Но когда они вернулись в свой айыл, то рассказали об этом случае всем сельчанам, и этот случай навечно остался в их памяти.

Существуют и другие легенды о превращении человека в животное, путём переселения души. Этот процесс переселения души человека в тело животного и наоборот называется инкарнация (лат. incarnātio – воплощение) и реинкарнация (лат. reincarnatio – повторное воплощение) является широко распространённым представлением у многих народов. Оба эти слова

произошли от имени небесной богини Карны (лат. carna – тело, плоть), покровительницы всех новых рождений и человеческих перевоплощений.

Приставка «in» на латинском языке имеет значение «в», а приставка «re» – означает повторное действие.

 

© Юрий Беляков, 2017

 


Количество просмотров: 6701