Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания / Краеведение; нумизматика
© Беляков Юрий Павлович, 2017. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 6 июня 2017 года

Юрий Павлович БЕЛЯКОВ

Легенда о Темиржан-апе

Статья

 

Кыргызстан – страна с очень древней и богатой культурой и историей. Среди её культурного наследия не только памятники архитектуры, но и художественные произведения, а также различные письменные памятники. Кыргызский народ гордится своей культурой и историей, а так же своими героями – выдающимися людьми, которые внесли огромный вклад в развитие Кыргызстана.

Кыргызский народ испокон веков прославлял своих богатырей и народных героев. Так как кыргызы – кочевой народ, то на первом плане среди человеческих качеств у них стояла доблесть, мужество, смелость и любовь к Родине. Именно этими качествами отличаются все народные герои страны.

Также кыргызы издревле чтили и уважали женщин. О почтительном отношении к женщине и об особом уважении к ней говорит то, что во время перекочевок всю караванную процессию возглавляла женщина. Истинная красота женщины, святость её чувств, величие её духа воспеваются в произведениях устного народного творчества. Ей посвящаются поэтические предания, поэмы, легенды.

Одной из таких женщин была Темиржан-апа, единственная в Кыргызстане женщина, которой присвоено почётное звание «баатыр».

Родилась она в начале XVIII века в Алабукинском районе современной Жалалабадской области, куда пришлось бежать её родителям во время калмакского нашествия. Её отец Темир-бий, был предводителем одного из родов племени «солто» и славился острым умом, блестящей тактикой ведения войн и невероятной способностью решать междоусобные конфликты между вождями соседствующих племен.

Он очень хотел иметь дочку и, когда она родилась, называл её «жаным – моя душа». И поэтому, когда девочке выбрали имя, её назвали Темиржан – душа Темира. Затем отец благословил свою дочь:

– Расти крепкой и здоровой, дочка, – сказал он, – почитай родителей и будь им и своему роду опорой и защитницей!

В старину люди осознавали всю силу напутственных слов, а потому к ритуалам благословения или напутствия относились весьма серьезно. Наши предки понимали, как сильно может повлиять доброе напутствие или родительское благословение на ход будущих событий. Поэтому они напутствовал своих детей так, чтобы их слова придавали им сил и настраивали на положительное завершение дела. Такое напутствие  служило им оберегом, благословляя его на свершение добрых дел, настраивало на позитивный лад и веру в свои силы, наполняло человека энтузиазмом и силой, побуждало его к активным действиям, поддерживало человека морально и укрепляло его дух.

Темиржан росла боевой, смелой и бесстрашной девочкой и с детства была знакома со звоном оружия и военными действиями. Бесчисленное количество раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую строптивую и необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый  меч саков. Отец, шутя, схватился с ней на клинках на полянке около юрты, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на траву. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение – нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазёнки. Он изнемогал от смеха, а Темиржан стояла в растерянности, её гнев сменился обидой, а из глаз потекли слезы.

– Да ты дочка, уже настоящий боец, – сказал он ей.

Отец постоянно воспитывал в Темиржан бойцовский дух, учил быть храброй и решительной, объяснял стратегию ведения войн (боёв, сражений и битв).

В тринадцать она была уже признанным мастером боя на мечах и копьях, без промаха стреляла с обеих рук из лука, а на скачках её лошадь всегда приходила первой.

В тоже время Темиржан была хорошей хозяйкой и помогала матери вести домашнее хозяйство. Да и внешне она была статной, милой и доброжелательной девушкой.

Узнал о её достоинствах и красоте племянник предводителя соседнего рода Кошой-бия по имени Жайыл, который был командиром  военной дружины и уже прославился своими воинскими подвигами. Они поженились и у них родилось три сына: Yсөн (ар. Хусаин – красивый), Теке (козерог) и  Итике (ит – собака + ке – именной интимно-ласкательный аффикс = собачка). Были у них  и дочери, но достоверных сведений о них нет, лишь известно, что зятем Жайыла был  предводитель рода «сарыбагыш» Атаке-бий Тынай уулу. Вторая дочь по имени Алыйман была матерью Сыпатай-баатыра.

Жайыл с детства, как и многие его сверстники, обучался военным наукам, стрельбе из лука, битве с мечами и копьями и вскоре стал хорошим воином, смелым и отважным бойцом. Ему не было равных в скачках на лошадях и в борьбе. Храбро, отважно и умело отражал он набеги враждебных племён и вскоре заслужил почётное звание «баатыра». Но однажды в одном из боёв с превосходящими силами противника его дружина была разбита и рассеяна, а сам он с группой дружинников попал в плен.

Когда Темиржан об этом узнала, она собрала жён, попавших в плен дружинников, и предложила им самим поехать и предпринять все усилия по спасению своих мужей.

– Если не мы, то кто их  спасёт, – сказала она им. – Наши дети ещё малы, дружина разбита.

Женщины, её подруги, также выросшие в кочевых семьях,  хорошо понимая опасность этого замысла, не колеблясь, согласились и,  переодевшись в мужскую одежду и спрятав оружие, утром выехали на поиски места заключения пленников.

Имена этих женщин в истории не сохранились, лишь удалось узнать, что одна из них была дочерью Бишкек-баатыра и её возможно звали Сайкал.

Расспрашивая встречающихся им по пути местных жителей, им удалось узнать, что полевой лагерь (стан) и  ставка калмаков находятся за рекой, вверх по течению.

Переехав реку, которая в этот летний период была маловодной, они в зарослях тугая (смешанного леса и кустарников) нашли укромное место и, переодевшись в женскую одежду и спрятав под ней мечи, пошли пешком по направлению к ставке калмаков. Лошадей они оставили пастись на найденной полянке. По дороге к ставке шли различные путники и они,  смешавшись с ними, подошли к посту стражников. Те ничего не заподозрили и пропустили женщин. На полевом стане калмаков было много народу: солдаты, купцы, торговцы, местные жители, кочевники.

Женщины заговаривали с ними и у кого лестью, у кого подкупом выведывали, где содержатся пленные. Так им удалось узнать, что калмаки для содержания пленных выкопали ряд ям-зинданов, которые охраняются специальными стражниками.  Женщины подходили к таким постам и, подкупив охранников украшениями, которые они привезли с собой, просили постовых разрешить им позвать своих мужей. Так они узнали, в каком из зинданов сидят их мужья.

– Кто ищет, тот всегда найдёт, – сказала подругам Тимиржан. – Теперь давайте подумаем, как их вызволить из зиндана. И они придумали.

Ночью они подошли к этому зиндану, и заговорив со стражниками и соблазнив их украшениями,  стали просить их разрешить поговорить им с мужьями. Но стражники, присвоив полученные драгоценности,  стали прогонять женщин. Но они не знали, какие женщины-воительницы стоят перед ними, а женщины, вытащив спрятанные мечи, набросились на стражников и убили их.

– Жайыл! Жайыл! – стала звать Темиржан. Её подруги тоже стали звать своих мужей.

– Мы здесь, – откликнулись пленники.

– Сейчас мы спустим лестницу.

Открыв крышку зиндана, женщины опустили вниз лестницу и  пленники, один за другим, появились на поверхности. Быстро переодевшись в женскую одежду, которую принесли с собой их жёны, они осторожно пошли по направлению к реке. Там они нашли спрятанных лошадей и, сев по двое на каждую лошадь, переехали реку  и только тут, молчавший до сих пор, Жайыл сказал:

– Дорогие мои друзья, то, что сделали наши женщины, наши жёны, это настоящий подвиг, героический поступок, совершённый в очень трудных условиях и мы это никогда не забудем.

Начинало светать, беглецы пришпорили коней и к вечеру следующего дня были уже в своём айыле.

За этот подвиг Темиржан получила звание баатыра, а когда состарилась, все жители села стали звать её Темиржан-апа (южн. апа – приставка к имени женщин старшего возраста или просто признак уважения.).

28 октября 2006 года в городе Кара-Балта на границе с селом Ново-Николаевка был открыт музей Жайыл-баатыра,  в котором достойное место было посвящено и его жене Темиржан-апе.

Эта женщина, в образе которой  наиболее полно выразились нравственные и эстетические представления кыргызского народа. Об этом в своё время заметил критик В.Г.Голопуров, который считал, что идеал женщины кыргызский народ видел не столько в её красоте, храбрости, решительности, но прежде всего в её природном мужестве, уме, находчивости и, «зачастую в её огромной физической силе». «В кыргызском фольклоре, – пишет критик, – образ героини является нормативным: в нём выражен в обобщенной форме идеал женщины».

В чертах характера Темиржан-апы объединились лучше качества Каныкей, главной героини эпоса «Манас», как идеальной, очень заботливой и любящей жены и матери, помощницы, друга и доброй матери, хранительнцы семейного очага, чести, достоинства и верности своему мужу и  легендарной девушки-богатырши Джаныл-Мырзы, как сильной, ловкой, смелой и храброй защитницы своего народа от врагов и всех тех, кто посягает на её свободу и человеческое достоинство, в которой необычайная физическая сила  сочеталась с организаторскими способностями руководителя, вождя и полководца.

 

*Примечание: В статье в качестве иллюстраций  приведены художественные образы Темиржан-апы, так как в XVIII веке фотографии ещё не было, а рисовать портреты людей запрещал Коран.

 

Музей Жайыл-баатыра и Темиржан-апы.

 

ПЕСНЯ О ДЕВУШКЕ ТЕМИРЖАН!

 

Родилась в горах Тянь-Шаня,

Среди горных трав,

Красотой: цветок тюльпана

И весёлый нрав.

 

Припев:

Ах, Темиржан! Ох, Темиран!

Озорная девушка Темиржан.

 

Всюду её голос слышен

И красив наряд.

А глаза, как пара вишен,

На лице блестят.

 

Припев.

 

От обид она не плачет,

Спуску не даёт.

Лихо на коне проскачет,

Песенку споёт.

 

Припев.

 

Взгляд её как солнца лучик

В небе голубом

Пробивается сквозь тучи

И горит огнём.

 

Припев.

 

Покорила всех джигитов

Красотой своей.

Сердце бедное разбито

И в груди моей.

 

Припев.

 

© Беляков Юрий Павлович, 2017

 


Количество просмотров: 2796