Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания / Краеведение; нумизматика
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 14 июня 2017 года
Легенда о Жайыл-баатыре
Украшение народа – герой, который
охраняет его, не допуская врага (фольк.)
Легенда – литературное произведение мифического или сказочного характера, но написанного на основании какого-либо реального события. На современном этапе легенда, как жанр литературного произведения, сближается, а нередко отожествляется с народными преданиями, сказаниями, былинами, эпосом и другими полуфантастическими жанрами. По такому же принципу построена и нижеприведённая легенда о Жайыл-баатыре, в которой на основании реальных исторических событий приведены авторские интерпретации в основном бытового характера.
В результате неблагоприятной военно-политической обстановки, сложившейся на Тянь-Шане в результате нашествия калмаков (джунгаров, ойратов), некоторые кыргызские племена, в том числе племя «солто» [(бурят.) солто – славный, известный, знаменитый], которые жили в западной части Чуйской долины, весной 1643 года были временно оттеснены калмакскими завоевателями в Ферганскую долину и в Восточный Туркестан, где совместно с узбеками оказывали упорное сопротивление агрессии калмакских феодалов.
Один из родов племени «солто», где предводителем был Конур-бий [коӊур – (о характере) мягкий, нежный + бий – (в эпосе) властелин, правитель], покинув родные кочевья, поселился в местности Сафед-Булан на территории нынешнего Алабукинского района Жалалабадской области. И здесь примерно в 1703-1705 годах у Конур-бия родился сын, которого родители на страх врагам назвали Жайыл [(ар.) свирепый, злой, злющий]. Он рано остался без родителей и с годовалого возраста воспитывался в семье брата отца, которого звали Кошой-бий (кошой – здоровый, в хорошем состоянии, счастливый) и он был главой жителей этого региона. Приёмный отец создал хорошие условия для получения Жайылом религиозного образования и необходимого воспитания.
– Учись, сынок, – говорил он, – сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
А так как жизнь кыргызских племён проходила в условиях постоянных столкновений и битвах с соседними племенами и более дальними захватчиками, Жайыл с детства, как и многие его сверстники, обучался военным наукам, стрельбе из лука, битве с мечами и копьями и вскоре стал хорошим воином, смелым и отважным бойцом. Ему не было равных в скачках на лошадях и в борьбе.
В этот же период Жайыл женился на дочери соседнего правителя рода по имени Темиржан (душа Темира) и у них родилось трое сыновей Yсөн (ар. Хусаин – красивый), Теке (козерог) и Итике (ит – собака + ке – именной интимно-ласкательный аффикс = собачка). Были у них и дочери, но подробных и достоверных сведений о них нет, лишь известно, что зятем Жайыла был предводитель рода «сарыбагыш» Атаке-бий Тынай уулу, который в юности прославился среди кыргызов, казахов и кыпчаков своей удалью в набегах и борьбой с калмаками (джунгарами, ойратами) за что получил почётное звание «баатыр». Вторая дочь Жайыл-баатыра по имени Алыйман, была матерью Сыпатай (Супатай)-баатыра (казахского богатыря).
Новая волна нападений калмакских [(этн. монг.) калмык; (тюрк.) калмаки – отколовшиеся, отделившиеся, отставшие от ойрот-монголов] завоевателей на кыргызские земли началась после вступления на престол Джунгарского ханства нового правителя Галдан-Церена в 1727 году. И в 1732 году его войска совершили нападение на кочевье кыргызских племён в Кетменьтюбинской долине. На защиту своих земель и своего народа встали многие кыргызские баатыры со своими дружинами. Предводителем одной из таких дружин был ещё молодой, но уже довольно опытный в военном искусстве, Жайыл. Вместе с ним осваивал воинское искусство и его старший сын Yсөн.
– Умелый боец – везде молодец, – говорил отец сыну.
Первые сражения отряда Жайыла с калмаками произошли в районах Жумгала, Кетмен-Төбө и Кочкора. При попытке захватить калмаков в местности Тогуз-Торо, состоялось сражение в местности Ак-Чий, где отряд Жайыла одержал победу. В 1745 году вместе с отрядом рода «каба-саяков» под предводительством Садыра Арзамат уулу, дружина Жайыла освобождает Жумгал, Кочкор, а после трехдневного боя в районе Чет-Кууганды калмаки не выдержали напора кыргызских воинов и позорно бежали.
В 1749 году воспользовавшись усилением междуусобной войны за власть в Джунгарии кыргызы разгромили большое войско калмаков и пользуясь ослаблением Джунгарского ханства, многие семейства кыргызских племён, ранее откочевавших в Ферганскую долину, начали возвращаться на свою родину. И род Кошой-бия также вернулся в Чуйскую долину и поселился в ущелье реки Сокулук и близлежащих районах и до конца жизни принимал участие в сражениях с калмаками и казахами.
В бытность своей жизни в Ферганской долине Жайыл-баатыр хорошо познал жизнь местного оседлого населения и методы их земледелия. И по возвращении в родные места он передавал эти знания своим сородичам, призывая их не ограничиваться одним животноводством, а приобщаться к землепашеству, торговле и оседлой жизни. Он также заботился о том, чтобы талантливых молодых людей посылали на учёбу в крупные медресе Бухары и Ташкента. Организовал школу, где учителями были муллы из Андижана, Намангана и Коканда.
Велика роль богатырей Садыра и Жайыла в последующем освобождении Чуйской долины. Этому способствовало то, что Жайыл был уже опытным воином, грамотным командиром и носил почётное воинское звание «баатыр». Он имел заслуженную славу мудрого и предприимчивого правителя, авторитетного среди других кыргызских племен. Кроме того, он был отменным разведчиком, знал все калмакские айылы в Чуйской долине и даже взаимоотношения калмаков между собой, что ему очень помогало в борьбе с врагом.
Так, в 1751 году в Суусамырской долине им было создано войско из 5 тысяч воинов и весной этого же года три тысячи воинов этого воинского подразделения атаковали калмаков в Мерке и нанесли им такой удар, что те не выдержали этого натиска и бежали в Иссыккульскую область. C этого времен начался процесс ослабления и распада Джунгарского ханства – некогда могущественной кочевой державы.
Но войны за государственность не прекратились и с 1760 года начались пограничные столкновения с казахами (1760, 1765, 1770, 1774 и 1779 гг.), так как они претендовали на земли, пастбища и стойбища, покинутые джунгарами.
По словам исследователя А.Оморова, в жизни Жайыла казахи сыграли роковую роль. Некоторые из них были его верными друзьями, а недруги его убили. Жайыл был сильным и воинственным предводителем, но, в то же время, он умел дружить и быть гуманным. Когда в 1764 году в плен попали 17 казахских султанов во главе с ханом Абылаем, которых Садыр решает казнить, то Жайыл настаивает на их освобождении, за что потом поплатится жизнью. Это были времена войн за территорию, власть и установление дипломатических отношений между соседними государствами.
В 1765 году на земли кыргызов впервые нападает казахское войско под руководством военного правителя Среднего жуза (племенного союза) Абылая – смелого и решительного предводителя.
В 1769 году военачальником объединённого кыргызского войска становится Жайыл –баатыр и ему пришлось неоднократно сражаться с войском Абылая. Это было связано с тем, что в 1771 году Абылай был избран ханом Среднего казахского жуза и начал вести активные (в том числе и военные, завоевательные и карательные) действия в создании и развитии сильного казахского государства.
Абылай-хан неоднократно нападал и на соседние кыргызские племена, кочующие и проживающее в Чуйской долине. В отражении этих набегов активно участвовал Жайыл-баатыр вместе со своими сыновьями и другими баатырами.
Сначала Абылай-хан напал на кыргызов с таласской стороны, начисто ограбив айылы племён «солто» и «саяков» в местностях Сабел, Кара-Балта, Сокулук. Предпринятые ханом набеги против кыргызов неоднократно завершались успехом, что поднимало его авторитет среди его народа.
В 1775 году Абылай во главе 30-тысячного войска напал на таласских и чуйских кыргызов. На защиту своей земли поднялись представители всех родов – солто, сарыбагыш, саяк, бугу, чон багыш и др. Возглавил их предводитель рода солто Жайыл-баатыр. В памяти народа сражение между кыргызами и казахами сохранилось под названием «побоище Жайыла». Начав с Таласса, Абылай дошел до Кара-Балты, затем до Сокулука, грабя жителей, встречавщихся на пути селений. К этому времени чуйские племена объединились под предводительством Жайыл-баатыра, собрали большое войско и вышли на решительное сражение, которое произошло на равнине между реками Ак-Суу и Кыз-Тууган, правыми притоками реки Чуй в её среднем течении. Две грозные рати в долине сошлись и кони навстречу врагу понеслись. Против войск Абылай-хана сражались Жайыл и его сыновья Yсөн, Теке и Итике, зять Атаке-баатыр, Бишкек-баатыр, младший брат Момокон-баатыр. Сверкали доспехи, блестели мечи, отважно сражались бойцы-силачи. Повсюду убитые люди лежали и лужицы крови на солнце сверкали. Все очень устали и хочется есть, но вражьего войска всё также не счесть. Бой продолжался, но вечер настал.
– Отходим за речку, – Жайыл приказал.
Это его был последний приказ, которым он войско от гибели спас. Казахские воины тоже устали, преследовать войско Жайыла не стали и вернулись в свои бескрайние степи к местам своего постоянного обитания.
Численное превосходство врагов в этой битве было намного выше и поэтому они победили. Это сражение в источниках академика В.В.Бартольда и Ч.Ч.Валиханова отмечается как "Генеральное сражение или истребление Жайыл-баатыра".
«Но Абылай-хан понимал, что эта победа результат неожиданности, и что Жайыл-баатыр обязательно найдет способ нанести достойный ответ, соберёт новое войско, пополнит его сородичами из Таласа, объединит отряды соседних племён. Поэтому обезвредить нужно было именно Жайыла. И тогда Абылай-хан пошёл на коварную хитрость. Он пригласил Жайыла вместе с сыновьями на той по случаю торжественного подписания мира между казахами и кыргызами, который зависел только от них двоих. Жайыл понимал, что это ловушка, но не пойти не мог. Он не мог позволить, чтобы соседи подумали, что он трус, что из-за этого поступка не будет мира между двумя народами. И он поехал. Но перед этим он дал распоряжения своим людям на тот случай, если не вернется. Он чувствовал, что его ждёт беда, и не напрасно… Взяв с собой трёх сыновей – Yсөна, Теке и малолетнего Итике, а также своего младшего брата Эр-Момокона, они отправились в Мерке», – рассказывает Адылбек Оморов.
Согласно известным писаниям, встреча Жайыла с Абылаем так и не состоялась. «Как только кыргызские всадники прибыли в крепость Мерке на переговоры и проехали в ставку хана, их всех четверых схватили, скрутили и посадили в специальную юрту, которую охраняли стражники. Общение с Жайылом Абылай-хан вел только через своих доверенных лиц. Иначе он не мог. Встреча с глазу на глаз двух равных высокопоставленных особ, наделенных умом, властью, даже по тем нравственным меркам не могла кончиться ничем иным, кроме приёма высокого гостя, а это не входило в расчёт Абылай-хана», – пишет в своей книге «Земля Жайыла» Н.И. Теплов.
Среди казахов у Жайыла был друг по имени Жоогач-баатыр (каз. Жауқаш) (жоо – враг + кач – убегать), с которым они не раз воевали против калмаков. Кроме того, он был другом и Эр-Момокона. Узнав о беде, в которой оказался Жайыл, Жоогач приехал в Мерке, чтобы помочь ему. Он добился личной встречи с Абылай-ханом, у которого был в доверии и на хорошем счету, и стал просить его освободить пленников, но хан отказал ему. Тогда Жоогач стал умолять хана отдать пленников ему в рабство, но и на это получил отказ.
– Последний друг, который у меня остался, это Эр-Момокон, – сказал он хану и выпросил у него жизнь друга.
– Уважаемый хан, освободи хотя бы ещё одного пленника, – снова стал просить Жоогач.
– Ну, хорошо, – ответил хан, – сам выбери, кого захочешь.
Жоогач пошёл в юрту, в которой содержались пленники, стражники его пропустили. Он передал решение хана Жайылу и они стали советоваться, кого освободить. Эр-Момокон сказал:
– Жайыл-ага – глава рода, пусть он живет. Но Жайыл отказался, сославшись на пожилой возраст, и сказал:
– Я уже пожил, многое успел сделать, но у меня есть вы, сыны, продолжатели моего рода и продолжатели моих дел. У тебя, Теке, есть три сына, у тебя, Yсөн, – два сына. Ваши роды тоже не исчезнут… А Итике самый молодой, ему всего 15 лет и если погибнет он, погибнет и его род. И если кому суждено спастись, пускай это будет он.
Жоогач передал это решение Абылай-хану, и он приказал стражникам освободить Эр-Момокона и Итике. Этой же ночью, пока хан не передумал, Жоогач переправил их через степь на землю кыргызов.
На другой день Жайыла же вместе с сыновьями стражники вывели из юрты и, разрешив им умыться у родника, повели к месту казни. Жайыл-баатыр сказал последние слова напутствия своим сыновьям:
– Дети мои! Мы жили и храбро сражались за свою землю, за свою родину, защищали своих родителей, жён и детей и наши потомки нас не забудут. Человека красят его дела, и наши заслуги будут оценены по достоинству.
Потом он крикнул:
– Эй, Абылай-калмак, пока не взошло солнце, руби нам головы, мы готовы! – и с этими словами они взошли на ближайшую возвышенность, где всем троим и отрубили головы. Единственное, о чем просил Жайыл-баатыр перед смертью, это чтобы его похоронили рядом с его сыновьями. Его просьба была выполнена и его с сыновьями похоронили у этого же холма. Это случилось в 1775 году.
Славна кончина за народ!
Певцы, героя в назиданье,
Из века в век, из рода в род
Передадут его деянья. (К.Ф.Рылеев)
Смерть героя подобна закату солнца. (К.Маркс)
С тех пор прошло много лет, и вот, когда потомки Жайыла-баатыра решили отметить 300-летие со дня рождения своего предка, настоящего баатыра, сына степей, защитника Родины, отдавшего жизнь за свой народ и чьё имя навечно осталось в памяти кыргызского народа, они решил найти его могилу. И, наконец, после длительных поисков, в казахстанской степи в районе современного казахского города Мерке в Жамбылской области был найден одинокий курган, в котором, по рассказам местных жителей, были похоронены Жайыл-баатыр и его старшие сыновья Yсөн и Теке.
Этот одинокий курган, в одночасье стал одним из самых известных и значимых для кыргызского и казахского народов мест. Могила Жайыл-баатыра всегда ухожена, а память о нем добрая и светлая и это место с тех пор называется среди казахов «Кыргыз бейит" (могила кыргызов) в память о тех кыргызских баатырах, которые вместе с ними не раз воевали с калмаками-захватчиками и погибли за свои земли и независимость своих стран.
В 2005 году в память о славном сыне кыргызского народа одна из улиц в новостройке «Арча-Бешик» получила имя Жайыл-баатыра.
18 октября 2006 года на могиле Жайыл-баатыра и его сыновей был установлен внушительный памятник размером 410х130 см и весом 4 тонны.
10 ноября 2012 года в городе Кара-Балта в честь 20-летнего юбилея Жайылского района Чуйской области открылся памятник Жайыл-баатыра и культурный центр. Памятник сделан из бронзы. Высота скульптурного произведения – 4,75 м, постамента – 6,0 м, длина – 5,0 м. Автором памятника является Адиль Сейталиев, а скульптором-исполнителем – Омурбай Усебаев. Скульптура является первым памятником такого большого размера, отлитым в Кыргызстане.
Памятник Жайылу-баатыру около музея
ПО ТРОПИНКАМ ГОРНЫМ
Горные ущелья многих тайн полны,
Всюду здесь витает запах старины.
Здесь по горным тропам много лет назад
На борьбу с врагами вёл Жайыл отряд.
Мужественны лица, соколиный взгляд,
Лучи солнца ярко на щитах блестят.
Молодцы джигиты, им не ведом страх,
По крутым ущельям скачут на конях.
За свои айылы, горы и поля,
Умереть готова воинов семья.
Впереди отряда гордо вьётся флаг,
Навсегда запомнит это время враг.
Будут жить веками в памяти людской
Славные победы и последний бой.
© Беляков Ю.П., 2017
Количество просмотров: 20633 |