Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Поэзия, Новые имена в поэзии; ищущие / Краеведение; нумизматика
© Беляков Ю.П., 2017. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 19 сентября 2017 года

Юрий Павлович БЕЛЯКОВ

Легенда о Кощее Бессмертном

(в стихах)

 

Коще́й (Кащей) Бессме́ртный = литературный герой восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки); высокий тощий старик; злой чародей, волшебник, колдун (по мнению М.Фасмера, имя происходит от слова «кость», в значении «худой, тощий, ходячий скелет» либо от старинного слова «кощь» – «тощий»).

Но есть и другая версия, по которой слово Кощей произошло от кыргызского имени Кошой, которое носил один из сборщиков дани монгольского хана. Именно эта версия приведена в одной из легенд кыргызского фольклора и изложена автором в стихотворной форме.

 

 

В давнее время в кыргызском айыле

Близнецы-братья на свет появились.

 

Об этом событии сразу узнал

Местный правитель кыргызов – инал.

 

Приехал поздравить, подарки привёз

И видом детей был растроган до слёз.

 

Устроил инал в их честь праздничный той.

Назвали мальчишек Кошой и Токой.

 

Время летело, мальцы подрастали

И вскоре лихими джигитами стали.

 

В набегах, сраженьях их жизнь протекала,

Но им, как всегда, было этого мало.

 

И чтобы тщеславье своё утолить

В монгольское войско решили вступить.

 

Повёл в это время Батый свою рать,

Каспийские земли мечом покорять.

 

Множество стран они там захватили

И подступили к границам России.

 

А там, как обычно, князья враждовали

И против монголов не устояли.

 

Татаро-монголы Русь покорили,

Данью тяжёлой её обложили.

 

За храбрость и смелость на поле брани

Кошой был назначен сборщиком дани.

 

Токой в это время при ставке служил

И местом своим очень он дорожил.

 

Поехал на Русь Кошой дань собирать,

Стал грабить, насиловать и убивать.

 

Очень свирепым и злобным он был,

Немало людей непокорных убил.

 

А всё что народ для себя наживал,

Он в виде налога у них отбирал.

 

И так продолжалось не год и не два,

От этих поборов болит голова.

 

А так как терпеть больше не было сил,

Убить басурманов народ порешил.

 

Восстали все вместе, кто храбр и несмел.

Никто из баскаков спастись не успел.

 

Когда хан монгольский об этом узнал

Он новый отряд кровопийцев послал.

 

А чтобы народ был сильней устрашён,

Был сборщиком дани Токой утверждён.

 

А так как похож был он сильно на брата,

Люди решили: «Воскрес он из ада».

 

И вот по селеньям молва понеслась:

«Бессмертен Кошой и крепка его власть!».

 

Время летело, промчались века,

Но память народа о прошлом крепка.

 

И всё, что с Кошоем в те годы случилось,

В легендах и сказках отобразилось.

 

И стал он в легенде бессмертным Кащеем,

Злым колдуном и отпетым злодеем.

 

 Таким он прижился навечно в фольклоре,

 Как символ беды, несчастий и горя.

 

© Беляков Ю.П., 2017

 


Количество просмотров: 2719