Главная / Поэзия, Новые имена в поэзии; ищущие / Краеведение; нумизматика
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 19 сентября 2017 года
Легенда о Кощее Бессмертном
(в стихах)
Коще́й (Кащей) Бессме́ртный = литературный герой восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки); высокий тощий старик; злой чародей, волшебник, колдун (по мнению М.Фасмера, имя происходит от слова «кость», в значении «худой, тощий, ходячий скелет» либо от старинного слова «кощь» – «тощий»).
Но есть и другая версия, по которой слово Кощей произошло от кыргызского имени Кошой, которое носил один из сборщиков дани монгольского хана. Именно эта версия приведена в одной из легенд кыргызского фольклора и изложена автором в стихотворной форме.
В давнее время в кыргызском айыле
Близнецы-братья на свет появились.
Об этом событии сразу узнал
Местный правитель кыргызов – инал.
Приехал поздравить, подарки привёз
И видом детей был растроган до слёз.
Устроил инал в их честь праздничный той.
Назвали мальчишек Кошой и Токой.
Время летело, мальцы подрастали
И вскоре лихими джигитами стали.
В набегах, сраженьях их жизнь протекала,
Но им, как всегда, было этого мало.
И чтобы тщеславье своё утолить
В монгольское войско решили вступить.
Повёл в это время Батый свою рать,
Каспийские земли мечом покорять.
Множество стран они там захватили
И подступили к границам России.
А там, как обычно, князья враждовали
И против монголов не устояли.
Татаро-монголы Русь покорили,
Данью тяжёлой её обложили.
За храбрость и смелость на поле брани
Кошой был назначен сборщиком дани.
Токой в это время при ставке служил
И местом своим очень он дорожил.
Поехал на Русь Кошой дань собирать,
Стал грабить, насиловать и убивать.
Очень свирепым и злобным он был,
Немало людей непокорных убил.
А всё что народ для себя наживал,
Он в виде налога у них отбирал.
И так продолжалось не год и не два,
От этих поборов болит голова.
А так как терпеть больше не было сил,
Убить басурманов народ порешил.
Восстали все вместе, кто храбр и несмел.
Никто из баскаков спастись не успел.
Когда хан монгольский об этом узнал
Он новый отряд кровопийцев послал.
А чтобы народ был сильней устрашён,
Был сборщиком дани Токой утверждён.
А так как похож был он сильно на брата,
Люди решили: «Воскрес он из ада».
И вот по селеньям молва понеслась:
«Бессмертен Кошой и крепка его власть!».
Время летело, промчались века,
Но память народа о прошлом крепка.
И всё, что с Кошоем в те годы случилось,
В легендах и сказках отобразилось.
И стал он в легенде бессмертным Кащеем,
Злым колдуном и отпетым злодеем.
Таким он прижился навечно в фольклоре,
Как символ беды, несчастий и горя.
© Беляков Ю.П., 2017
Количество просмотров: 2885 |