Главная / Поэзия, Поэты, известные в Кыргызстане и за рубежом; классика
Произведение публикуется с разрешения семьи автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 08 ноября 2017 года
Минус жизнь
(Воспоминания или Памяти Александра Никитенко)
Книга является сборником избранных стихотворений и подготовлена к 70-летию поэта, которое будет отмечаться в 2018 году.
Составитель Л. Никитенко
Редакторы: Вячеслав Тимирбаев, Валерий Сандлер
Годы пролетели... И всё же он всегда рядом – в своих книгах, строчках, хохмических перевертнях...
Но не дотянуться, не разглядеть, а во снах улыбается растерянно и молчит...
Он всегда жил ещё где-то – не здесь, в «своей Вселенной»...
Наверняка туда и отправился. Пусть там ему будет хорошо...
КАПЛЯ ОКЕАНА
Говорят, мудрец по капле воды может предсказать существование океана и в итоге представить миры, которые вышли из его глубин.
Не претендуя на утратившую смысл мудрость, давайте, читатель, попытаемся увидеть в русской литературе, родившейся в 30-е годы в Киргизии и прошедшей до своего исторического заката славный и короткий путь, – в этой капле влаги! – простор материнского моря и материнского ветра русской литературы. Давайте в новой книге Александра Никитенко (которую я пытаюсь предварить предисловием на правах старого друга и соратника ее автора) попробуем представить горизонты культуры – той, которая породила непрочитанный феномен русской поэзии ХХ века: в итоге за пределами этого века и – изначально – за пределами России.
Я цепляюсь за эту мысль, потому что слышу время от времени возникающий и тут же горестно теряющийся ритм океанских валов в стихах своего товарища, ровесника, однокашника. Потому что с тех пор, как прочел первые его, одиннадцатиклассника, строки, постоянно ощущаю в них бесприютный гул тревоги, который (я осознал это гораздо позже) присущ только истинной поэзии: тополя, как обелиски, реквием гудит, глуша, на огромном лунном диске – четкий контур камыша...
Эти слова прозвучали в 1966 году. Были первые дни ласкового сентября, вечер в огромной комнате исчезнувшего теперь старого «жактовского» особняка рядом с нынешним Парламентом, где вместе квартировали алмаатинская журналистка и ташкентская француженка-филологиня. Сюда набились преподаватели и старшекурсники блестящего тогда университетского филфака; было время, когда доценты (профессоров во Фрунзе на этом уровне еще не водилось) запросто могли читать стихи и пить вино вместе со студентами, всех объединял критерий творческого братства, а самым юным Ее Величество Поэзия могла запросто пообещать всё на свете... Студенты были взрослее, а профессура – моложе, и представить это сегодня в нашем обществе я просто не в силах. Это были Шестидесятые годы, озноб которых спустя сорок лет я со слезами встретил в книгах Харуки Мураками. Вот тогда кто-то из старших прочёл стихи Саши Никитенко, а позже мы все перезнакомились, и никто не думал, да и не мог подумать, что спустя эти же сорок лет будем греть кости у очага воспоминаний.
В поэзию в те годы лезли все – это была ниша, нынче занимаемая шоу-бизнесом, и многим хотелось славы. Между тем, дар к Слову – вещь, которая встречается несравненно реже, чем принято считать. В Киргизии среди немалого числа русских стихослагателей таких людей было не более, чем пальцев на руке. Будем справедливы к той эпохе – все эти люди вошли в литературу. Александр Никитенко был среди них, и этим всё сказано.
Однако его лирика и его имя остались более негромкими и значительно менее известными, чем это обещалось его дарованием. Ограничительный секрет поэзии Никитенко – в нём самом, в послушническом, монастырском каком-то отторжении им всего, что четко осознавалось как «не моё!» Мы – Саша Никитенко, Света Суслова (тогда она удачливо нащупала свой лирический образ) и я – в маленьком доме моих родителей над речкой Аламедин упивались Пастернаком и Цветаевой, Рембо и Верленом, Вознесенским и Соснорой. У Александра это не отразилось в стихах прямо: он глубоко переживал эту гигантскую всемирную метафору, но – никогда! – не пытался шагнуть на территорию иной, не русской части поэтической карты мира. В его манере слышны отзвуки гениальных откровений другой поэтики – позднего Заболоцкого, Мартынова, Винокурова, Ваншенкина, Рубцова, и это отнюдь не почтительность адепта, но перекличка в одной шеренге. Чувство сиротства – изначально национальное поэтическое мироощущение – он подсознательно воспринял как стезю ещё в юности:
Та река, словно светлое зарево.
В полземли полыхает вода!
А иначе большие глаза его
не нашли бы ее никогда.
........................................
Тишина в этой дальней обители.
И толкутся, слегка перебрав, -
слышно – левобережные жители
с перебранкою у переправ.
А былое – ещё похороннее,
и теперь не понять в полусне:
то село – оно потустороннее
или просто на той стороне...
Под монастырским же его небом сложилась и горестная скоморошья ухмылка древнерусской культуры, спрятанная за частоколом палиндромонов: и это тоже попытка в маске найти свои черты. Русская традиция античного «наоборотного» стиха, промелькнувшая в соловьиных мелодиях Кирсанова, обрела у Александра Никитенко силу традиции, и здесь он, вероятно, первый в современной поэзии:
«Он хам – Махно.
Но нам атаман он!»
Теперь это стало очевиднее и понятнее: все эти годы нашей юности, неуловимо утраченной в ржавых цехах суетливой зрелости, Александр сам изо дня в день железной рукой суживал свои эстетические горизонты – на самом деле отфильтровывал лишнее, дабы не потерять неуловимого привкуса, делавшего его поэзию глубоко национальной – русской и только русской.
Не хочу ничего предсказывать, а в предсказаниях обижать культуру или государство, или эпоху. Но вполне вероятно, читатель, Вы держите в своих руках последнюю в Кыргызстане книгу подлинно русского поэта...
Вячеслав Шаповалов
Подсолнух
***
Луна таится, искажаясь
В рябящем зеркале пруда.
Круговороту подчиняясь,
Дымит уснувшая вода.
Несокрушим закон природы.
Всегда – во сне и наяву -
Стремятся все земные воды
Плыть облаками в синеву.
1965
***
Как в карманах старенькой фуфайки,
В памяти пороюсь и найду
Уток, задремавших на лужайке,
Запах мяты вечером в саду.
Луч осенний на макушках вишен,
Скрип калитки, первый робкий снег.
Голос мамы, что теперь не слышен,
Но не позабудется вовек.
Пианино черное в раймаге,
Чей-то вздох по поводу цены.
Куст паслена за селом в овраге.
Детство на земле после войны.
1978
***
Слишком часто кричат о России,
Признаются в любви на миру!
Сокровенные чувства простые
Облекая порой в мишуру.
Нас Россия, как добрая мать,
Как любимая, слушать готова.
О любви ей не надо кричать,
Ей достаточно тихого слова.
1977
ЛИВЕНЬ
Хлынул ливень,
и трава
Стала чистой и пахучей.
С треском сталкивались тучи,
Как большие жернова
Опрокидывался гром
В остывающие дали
И сильнее трепетали
Листья вишен под дождем.
И каков же был исход?
Крупных луж блестели латки,
И прогуливался кот,
Осторожно ставя лапки.
Из травы в продрогший сад
Поднимались испаренья,
И сирень до одуренья
Источала аромат.
Проглянула вдруг, ясна,
Голубая даль за бором.
Пахло вымокшим забором
И стояла тишина.
Вновь на лавочке старуха
Умостилась.
А вдали
Погромыхивало глухо,
Будто там идут бои.
1971
НА ЗАКАТЕ
Та река, словно светлое зарево.
В полземли полыхает вода!
А иначе большие глаза его
Не нашли бы ее никогда.
Но седеет его борода,
Кто-то серый ночами мерещится.
А вода, заходя в невода,
Тяжелеет, ленивее плещется
И когда с невысоких запруд
Тянет ветер, теплея за хатами,
Засыпает в обнимку с закатами,
Широко расплескав изумруд.
Тишина в этой дальней обители.
И толкутся, слегка перебрав, –
Слышно – левобережные жители
С перебранкою у переправ.
А былое, как чья-то ирония.
И теперь не понять в полусне:
То село – оно потустороннее
Или просто на той стороне...
1970, 1978
***
Мелкий дождик, как цыплёнок,
Склюнул зеркало с воды.
Там, где прыгал он спросонок, –
Чуть заметные следы.
А над речкой у дороги,
Засмотревшись в синеву,
Карагач ронял под ноги
Желто-красную листву.
Осень кралась, не дыша,
Переняв повадку лисью.
И одной болела мыслью
Кропотливая душа:
Эти рощи и леса,
Голодна и несогрета,
Осень – рыжая лиса –
Обглодает до скелета.
1976
ПОЛДЕНЬ
Облака над притихшей рекой
Застоялись до изнеможения.
Поломаю своё отражение
И потрогаю небо рукой...
1977
ХУДОЖНИК
Вот на лугу пасутся кони.
У них глаза, как на иконе!
А жеребенок близ кобылы
Улегся, трепетный и милый.
Его, играя, нежит ветер.
Ещё неопытен и дик,
Он всех детенышей на свете
Напоминает в этот миг.
А мать, торчком поставив уши,
Пытливо смотрит на меня.
И словно молит лик коня:
Зачем ты наш покой нарушил?
Зачем твой взгляд исполнен муки?
Ты хочешь истину найти
И на холсты перенести
Вселенной запахи и звуки?
Живую душу не насилуй,
Ряды глупцов собой не множь!
И минет, господи помилуй,
Тебя спасительная ложь.
1973, 1978
***
Жалею уличных собак.
Они доверчивы, как дети.
Бездомные, на белом свете
Век коротают кое-как.
Не то что рьяный пёс цепной –
Среди людей, валящих валом,
У них у всех, как у одной,
Рычать желание пропало.
Следят, как мы спешим на службу,
В подъезде хлопаем дверьми,
И всё надеются на дружбу,
Легко забытую людьми.
1978
Свет в судьбе
***
Люблю тебя, река вечерняя!
Приду и тихо загляну
в твоё небесное свечение,
в твою сквозную глубину.
Остыл песчаник светлопалевый
и схлынул паводок толпы.
И облака стоят над далями
легко и мощно, как столпы.
И звездочкой, как звонким гвоздиком,
прибита к небу тишина.
И вышним светом, мерным отзвуком
душа до дна озарена.
1981
КАРТИНЫ
Светлою грустью свело
Сердце, как судорогой руку.
Я вспоминаю село,
Внемлю сердечному стуку...
Хлопнула в комнате дверь -
Взвилась в окне занавеска.
Всё это вижу теперь
Как-то особенно резко.
В доме прохладно и в зной,
Но – только выйдешь из дома -
Жар обжигает дневной,
Одолевает истома.
А над густым вишняком,
Будто бы на море суша,
Темно-зелёным холмом
Высится старая груша.
По вековому стволу -
Как выручает сноровка -
Думая думу свою,
Ползает божья коровка.
Небо сияет, маня
Голубизной. А с вершины,
Мерно качавшей меня,
Видно поля и машины.
Как неогляден простор!
Зелень и крыш черепица.
Словно бы руки простёр
И пролетаешь, как птица.
По двору ходит сосед,
Странно широк, укорочен.
Флаг над крыльцом. Сельсовет.
Брички стоят у обочин.
Дальше – болото и лес.
А на пригорочке ферма,
Несколько крыш МТС.
Речка за лесом наверно...
Заполночь в доме один.
И никуда мне не деться
От обступивших картин
Послевоенного детства.
1978
***
Осенний дождь повис во мраке
И веет, словно мокрый прах.
Как шерсть на холке у собаки,
Полынь наволгла на холмах.
В полях пустынно и просторно.
Из труб селенья вьётся дым.
И жизнь моя крыла простёрла
Над всем грядущим и былым.
Стучит на стыках дальний поезд,
Горят огни его сквозь мглу.
И длится жизнь моя, как повесть, –
Страничка загнута в углу.
1981
ГЕРНИКА
не пинайте меня в лицо
его ласкали ее ладони
не стреляйте мне в сердце
вы убьете ее
1980
Раздолье
БЕРЕГ
Присяду у закатного пруда,
понаблюдаю, как садится солнце,
меняют цвет вечерние поляны
с зелёного на тёмно-голубой.
Был у меня сегодня трудный день,
редакционной сутолоки полный.
А вечер я отдам моим раздумьям.
Идут домой с рыбалки рыбаки,
предлинные проносят удилища.
И сельщина теплом мне в сердце веет
с дороги пыльной, с сочных луговин.
А пруд уже налился кумачом
высокого и чистого заката.
А вот уже и ранняя звезда
зажглась в его небесности бездонной...
И ночь пришла!
Как дальние огни
больших селений, звёзды замерцали,
и между ними, раздвигая космос,
бесшумная ондатра проплыла.
Вскричала потревоженная птица.
Машина просигналила в селе.
И вновь остался я наедине
с огромным небом, слившимся с водою.
И черная глазастая вода
мне прямо в душу рвется мирозданьем.
И ни о чем не думаю я больше,
и только жадно чувствую, живу
мгновеньем этим, этой чёрной бездной,
где шепчется камыш на берегу.
1983
В ДЕТСТВЕ
Закрыты двери на засовы.
А за окошком, при луне,
Сидят в саду на ветках совы,
Горят глазищи их во мгле.
Они проснулись для охоты,
Они хозяева в саду.
А мамы долго нет с работы,
И я её в потемках жду.
И оживает чья-то шутка
Про домового на печи.
И тихо-тихо, жутко-жутко
Без мамы в доме, хоть кричи.
Стою, огня не зажигая,
Не в силах шевельнуть рукой.
И тьма, косматая, живая,
Стоит и дышит за спиной.
1982
Высь
НАСЛЕДСТВО
На этажерке две-три книжки.
Визжит в свинарнике свинья.
Кричат на улице мальчишки.
Так начиналась жизнь моя.
Летали совы над садами.
Отец пришел с большой войны.
Я помню мать с её трудами,
С зазимком первой седины.
А с фотографий, не мигая,
Смотрела тихо на меня
Её семья – совсем другая -
Войной убитая родня.
Я рос, весной скакал по лужам.
По вечерам листал альбом,
Где мать с детьми и первым мужем
Сидели дружно вчетвером.
И сквозь раздольный праздник детства
Меня догадкой смутной жгло,
Какое трудное наследство
Ко мне от мамы перешло
1987
(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)
Скачать полный текст в формате Word
Александр Никитенко. Фото 1982 года
Количество просмотров: 1941 |