Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Детективы, криминал; политический роман
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 20 ноября 2019 года
Сыскное призвание
Рассказ
Семья Кайназаровых в Оше известна порядочностью и обязательностью. Отец, начальник милиции, детей держал в строгости, излишеств не допускал. Уж сына, любимчика своего, мог одеть в лучшее, но и его не баловал: пацан несколько зим отцовскую форменную шапку донашивал…
С ушанки офицерской, всё и началось. В четвертом классе пропала она прямо из гардероба, чтоб утром следующего дня обнаружиться на рослом шестикласснике. Тот – в отказ: моя, и всё тут. Брат, танкист, из армии дембельнулся, он и подарил. Тут наш малец и предъявил «улику», вынув из-за мехового отворота им же самим запрятанную … милицейскую кокарду: «Что-то в милиции я Т-34 не видел…»
Через три года, возвращаясь с занятий, увидел у своего дома толпу. Оказалось, у рабочего из бригады, что к ним отопление проводила, мотоцикл угнали. Собрал друзей, прочесал местность. Уже впотьмах, в заброшенном сарае на краю поля, наткнулся на закамуфлированный гузапаей — сухим хлопковым стеблем – «Урал». Той же ночью преступник угодил в выставленную отцом засаду…
Потом была Высшая школа МВД СССР в Караганде, где мы и познакомились. Адыл отличался усердием, налегал на криминалистику и уголовный процесс. Уже на предвыпускной практике самостоятельно расследовал несколько уголовных дел, участвовал в раскрытии взбудоражившего Ош «дела таксистов».
…Некто садился в машину, выезжал на окраину и удавкой, а то и ножом расправлялся с водителем. Лишь через полгода, специально созданная опергруппа вышла на… семнадцатилетнего подростка, в одиночку убивавшего доверчивых шоферов. Несмотря на вещдок – у последнего потерпевшего отрезали ухо, что завернутым в тряпицу и обнаружили у задержанного, тот вины не признавал.
Можно было бы отправить дело в суд и так, но был риск, что его вернут на доследование: по сложившейся практике несовершеннолетних, да еще и по таким тяжким резонансным преступлениям, признавали виновными только при наличии чистосердечного признания.
И стажёр, в паре с тогдашней легендой следствия юга республики майором Тихоновым, проторили-таки тропку к сердцу убийцы. В конце концов, тот дал признательные показания, закрепленные воспроизведением на месте совершенных преступлений: нелюдь помнил всё до мельчайших деталей…
…Дальше были сотни расследованных уголовных дел. Некоторые засели в памяти особо. Например, хищение в тюпском скотоводческом хозяйстве «Живпром». Для его раскрытия собрали следователей со всей республики, и месяцы кропотливой работы дали результат – государству возместили десятки тысяч ущерба. Адыл, как и некоторые другие члены оперативно-следственной группы, был отмечен благодарностью министра внутренних дел.
Или вот еще был случай. В районе Шелкокомбината южной столицы завелась преступная группа, что бомбила магазины чуть ли не еженощно. Все торговые точки располагались вдоль одной улицы, но было непонятно, как вывозилась дефицитная в те времена похищенная мебель, холодильники.
Проанализировав способ совершения преступлений, юный следак догадался, что ворованное… уплывало по каналу, протекавшему вдоль той злополучной улицы. Через пробоину в стене товар в упаковке бросали в воду, а за городом отлавливали, просушивали и сбывали в соседнем Узбекистане. На очередной «путине» преступников взяли с поличным.
…Пора было очередное звание получать. Тут в Кызыл-Кыя, где тогда служил старший лейтенант Кайназаров, обчистили кассу городской поликлиники. В ночь перед зарплатой, когда там, в сейфе, большие деньги складировали. Тут уж не до новых звездочек на погонах, как бы совсем их не потерять!
Шахтёрский город наводнили сыскари из области, каждый свою версию проверял. Руководитель группы, бо-о-льшой начальник, узнав о предстоящей звезде, вызвал Адыла и без обиняков заявил: раскроешь, тут же «капитанский» приказ подпишу.
У местного – всегда преимущество: людей лучше знает. Вышел следователь на уборщицу, что опера вниманием обошли. Та и поведала, что к кассирше в последнее время её внучка зачастила. Ухажер у неё появился, некто Рустам. Сказывали, нечист он на руку, за воровство сидел.
За подозреваемым наблюдение установили. И вскоре накрыли обоих в одном из ресторанов в Фергане. Гуляли широко, еще и кольцо с бриллиантом прикупили — чего ж не покутить на ворованное! Под натиском улик женщина призналась, что по просьбе дружка слепок с ключей сделала, показала, где деньги спрятаны.
Высокий чин сдержал слово: милицейским капитаном Адыл Кайназаров стал в день, когда из тайника были изъяты похищенные купюры…
… Через несколько лет, став заместителем начальника одного из крупных милицейских подразделений на юге республики, Адыл всерьёз взялся за местных контрабандистов, беспошлинно таскавших спирт и горючее, разворошил гнездо наркотрафикантов.
Но до конца начатое не довёл: семейные обстоятельства заставили перевестись в столицу, в Бишкек, где, дослужившись до полковника, в 2007 году он вышел в отставку.
Теперь, как и многие коллеги, адвокатит.
Не часто, но мы с удовольствием общаемся…
Александр Зеличенко,
Кемин – Бишкек, октябрь 2019
Количество просмотров: 1069 |