Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Легенды, мифы, притчи, сказки для взрослых
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 15 мая 2020 года
Легенда о мече Зулпукор
(Статья)
По сведениям, приведённым в кыргызско-русском словаре проф. К.К.Юдахина (1985 г.) слово «Зулпукор» имеет арабское происхождении со значением «разящий, острый меч». Происходит от эпитета меча исламского деятеля Али ибн абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, в 656-661 годах – четвёртого халифа Арабского халифата. Название меча происходит от арабских слов «зул, зуль» – обладатель + «факар, фикар» – шипы на позвоночнике = обладатель меча с ребристой ручкой, выполненной с выступами, напоминающими позвоночник. По другой версии считается, что подобные шипы на клинке были выкованы кузнецом для придания мечу дополнительной прочности, что маловероятно. И ещё по одной версии, эти выпуклости образовались при нанесении по традиции придворным ювелиром на клинок меча главного девиза мусульманских армий на арабском языке: «Нет меча кроме Зульфикара, нет героя кроме Али!».
В кыргызском фольклоре меч Зулпукор упоминается дважды: 1. В легенде о поездке Хазрата Али в Китай, когда он сражался с драконом у пещеры Ажыдаар-Ункюр в Ноокатском рацоне и 2. В эпосе «Манас» как меч главного героя.
В военной оружейной терминологии мечом называется вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком длиной более 60 см, предназначенный для рубящего и колющего ударов в поединках пеших и верховых воинов.
Мало какой другой вид оружия оставил свой особый след в истории нашей цивилизации. В течение тысячелетий меч был не просто орудием убийства, но и символом мужества и доблести, неизменным спутником воина и предметом его гордости. Во многих культурах меч олицетворял достоинство, лидерство, силу. Вокруг этого символа в Средние века, формировалось профессиональное воинское сословие, вырабатывалось его понятия чести. Меч можно назвать реальным воплощением войны, разновидности этого оружия известны практически всем культурам античности и средневековья.
Основные элементы меча:
Эфес — (нем.) gеfäss – сосуд: рукоятка меча, состоящая из гарды и рукоятки.
Клинок - обоюдоострое лезвие меча от гарды до окончания острия.
Гарда – (фр.) garde – охрана; (рус.) перекрестье – металлический щиток различной формы для защиты кисти руки от ранений.
Рикассо – (ит.) ricasso – пята, утолщённая незатачиваемая часть в основании клинка.
Навершие – верхняя утолщённая часть рукоятки меча различной формы, предназначенная от выскальзывания рукоятки меча из кисти руки и для балансировки меча.
Дол – желоб, продольная проточка на клинке для облегчения веса меча.
Лезвие – острая, затачиваемая часть клинка меча.
Ножны – футляр для хранения и ношения меча.
Черенок – рукоятка; часть эфеса ножа, предназначенная для его удержания в кисти руки.
Ребро жёсткости – утолщение металла на конце клинка, служащая для повышения прочности окончания клинка при его изгибах.
Ботт – у древних франков мужские сапоги с очень короткими голенищами; часть футляра меча от конца до гарды или перекрестья.
Именно такой формы был и меч пророка Мухаммеда, так как никаких кривых сабель у арабов тогда и в помине не было! Все мусульманские воины, изображенные на арабских миниатюрах 1314–1315 годов во время его военных походов, вооружены длинными и прямыми обоюдоострыми мечами. Они уже, чем современные им мечи европейцев, у них другое перекрестие, но это и в самом деле мечи, а вовсе не сабли.
Из истории Киргизской ССР (т.1, 1984 г.) также известно, что основным оружием древних воинов были прямолинейные мечи.
Существуют две версии происхождения этого меча. По первой мифической (гр. mithos – сказания о деяниях богов и святых) версии меч Зульфикар был создан самим господом богом (Аллахом) и передан через ангела Джабраила пророку Мухаммеду для вооружённой борьбы за веру (ар. газават – набег).
По другой версии происхождение меча Зульфикар связано с началом первых военных походов арабов против неверных (джихад) в 1-й год Хиджры
(ар. hidżrat – бегство, переселение) в 623 году и пророк Мухаммед как глава теократического государства принимал в них активное участие в качестве главнокомандующего. По имеющимся сведениям общее число походов и битв, в которых он принимал участие, достигает двадцати семи. Его личное участие в этих сражениях показало необходимость соблюдения жесткой дисциплины, хорошего вооружения войска и соответствующей идеологии. Этим канонам наиболее чётко отвечала и обеспечивала вера в новую религию – Ислам и это обеспечивало победное шествие арабов и культивирование новой веры.
В одном из таких сражений в битве при Бадре (624 г.), после его победного завершения Пророк Мухаммед обходил поле сражения и вдруг увидел убитого мекканца, который держал в руках меч, какой-то особой формы и особого искусства изготовления. О нём знали многие арабы и он был знаменитым оружием того времени. Как оказалось, этот меч принадлежал мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу и пророк Мухаммед взял его себе при разделе трофеев, захваченных в этой битве.
История же раздвоения кончика меча Мухаммеда связана с битвой у горы Ухуд около Медины в 625 году, произошедшей с язычниками-курайшитами во главе с Абу Суфьяном во время пророческой миссии пророка Мухаммеда. Эта битва была одной из самых жестоких в период становления Ислама.
В этой битве постоянный сподвижник пророка Мухаммеда во всех воинских походах и битвах его двоюродный брат и зять Али ибн Аби Талиб проявил чудеса героизма и жертвенности. Он отражал каждое нападение врага, направленное на Посланника Аллаха и так яростно рубил врага, что его меч сломался. Тогда Посланник Аллаха отдал ему свой меч, носивший имя «зуль-факар» и Али с новыми силами бросился на врагов и мощью меча Мухаммеда пробивал их доспехи. И при одном особенно сильном ударе кончик его меча разломился на две части и в таком виде в последующие годы передавался по наследству.
По другой версии, легенда о раздвоенности кончика меча возникла из-за неточности перевода слова «обоюдоострый», который переводчик перевёл как раздвоенный, разделённый на две части. А художники в меру своих фантазий и не зная отличия меча от сабли стали изображать его в виде изогнутой сабли с раздвоенным клинком.
Но есть и более достоверная версия о раздвоенности кончика меча, по которой такую форму клинку меча придал мекканский кузнец, для того, чтобы в бою было можно захватить и выбить из рук врага его меч.
Попав в руки Али меч стал обладать особыми необычными, мистическими и волшебными качествами и был отнесён к категории наследства пророка Мухаммеда и должен был переходить к его прямым наследникам, а при их отсутствии к непорочным имамам (ар. imām – стоящий впереди; титул верховного правителя у мусульман).
Таким образом, после гибели халифа (первого имама) Али ибн Абу Талиба его меч перешёл по наследству к его сыновьям второму имаму Хасану (625-669 гг.) и третьему имаму Хусейну (626-680 гг), а после гибели последнего — к его сыну (четвёртому имаму) Али ибн Хусейну Зейн аль-Абидину.
Дальнейшая история меча у двух основных течений ислама разнится. Шииты, почитающие первых четырех носителей Зульфикара как своих первых духовных лидеров — имамов — считают, что меч перешел к их наследникам и таким образом находится сейчас в руках последного, сокрытого имама — аль-Махди. Сунниты полагают, что Зульфикар достался османским султанам и ныне хранится в Стамбуле (Топкапы).
Беляков Юрий Павлович, 724319, Кыргызская Республика, Чуйская область, Аламединский район, село Ленинское, улица Г.Денисенко, дом № 5, тел 0555 33 96 11
© Беляков Ю.П., 2020
Количество просмотров: 2365 |