Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Легенды, мифы, притчи, сказки для взрослых
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 15 мая 2020 года
Был ли у Манаса меч Зулпукор?
(Статья)
Манас-баатыр = мифо-эпический национальный герой кыргызского народа, центральный персонаж одноимённого героического и лирико-романтического эпоса о его героическом прошлом, великий и мудрый воин, богатырь, объединивший кыргызов и совершивший во главе дружины из 40 витязей (кырк чоро) множество подвигов в борьбе с врагами.
Современные учёные не пришли к единому мнению о времени возникновения эпоса. Выдвигались гипотезы о том, что его основа связана с событиями истории киргизов IX века. Советский лингвист В. М. Жирмунский полагал, что исторический фон произведения в целом соответствует условиям XV-XVIII веков, хотя в нём и имеются более древние представления.
В тот период основным холодным оружием воинов были сабли рубяще-режущего типа с изогнутым клинком и односторонней заточкой.
Средняя длина клинка cоставляла 80-110 см. Сабли были изобретены в Китае путём небольшого изгиба клинка меча в сторону обуха, а у тюркских народов появились в VII веке. Да и название клинка саблей также было позаимствовано из тюркского языка от слова чап (чабу/цабу) – рубить.
В эпосе «Манас» неоднократно упоминается, что основным оружием Манаса был его острый грозный меч Зулпукор. Манас, как и все предводители войск и местные правители (ханы) не раз слышал о мече халифа Али, который обладал особыми необычными, мистическими и волшебными качествами. Но этот меч был отнесён к категории наследства пророка Мухаммеда и по его завещанию переходил к его прямым наследникам, а при их отсутствии к непорочным имамам (ар. imām – стоящий впереди; титул верховного правителя у мусульман).
Таким образом, после гибели халифа (первого имама) Али ибн Абу Талиба его меч перешёл по наследству к его сыновьям второму имаму Хасану (625-669 гг.) и третьему имаму Хусейну (626-680 гг), а после гибели последнего — к его сыну (четвёртому имаму) Али ибн Хусейну Зейн аль-Абидину.
Дальнейшая история меча у двух основных течений ислама разнится. Шииты, почитающие первых четырех носителей Зульфикара как своих первых духовных лидеров — имамов — считают, что меч перешел к их наследникам и таким образом находится сейчас в руках последного, сокрытого имама — аль-Махди. Сунниты полагают, что Зульфикар достался османским султанам и ныне хранится в Стамбуле (Топкапы).
Поэтому ни в чьи посторонние руки меч Зулпукор не мог попасть ни при каких условиях.
И тогда любители экзотического оружия стали обращаться к искусным кузнецам в просьбой сделать им копию меча Зулпукора. Но так как кузнецы никогда не видели реального меча Зулпукора, они делали их такими как позволяли их знания, опыт и личная фантазия.
Когда Манас стал ханом кыргызского народа его ближайшие соратники решили сделать ему царский презент и подарить ему меч Зулпукор. И тогда дядя Манаса Кошой по совету мудреца старца Бакая поехал вместе с ним в Самарканд к знаменитому в то время кузнецу Болекбаю и заказали ему сделать копию меча Зулпукора. Кузнец согласился, развёл в горне огонь, раскалил до красна металлическую болванку и начал сотнями ударов молотка её поковку и превращение в плоский клинок. Посмотреть на этот процесс собрались и заказчики и многие прохожие. Глядя на работу мастера, Бакай сказал ему:
— Сделай мастер такой клинок, чтобы он сабли вражеские ломал, чтобы камень разрубал, чтобы только от его вида враги дрожали и в страхе разбегались.
Кузнец был в ударе и ловко орудуя молотком нанёс по раскалённому до бела клинку до тысячи ударов и вот, наконец, перед изумлёнными зрителями была готова заготовка сабли. Потом она подвергалась дополнительной обработке, закалке, шлифовке, заточке, ювелирным работам. И, наконец, сабля была готова и представляла собой и оружие боя и произведение искусства.
Эфес меча был выполнен в виде ребристой ручки с выступами, напоминающими позвоночник. По другой версии считается, что подобные шипы на клинке были выкованы кузнецом для придания мечу дополнительной прочности, что маловероятно. И ещё по одной версии, эти выпуклости образовались при нанесении по традиции придворным ювелиром на клинок меча главного девиза мусульманских армий на арабском языке: «Нет меча кроме Зульфикара, нет героя кроме Али!».
Во многих сражениях участвовал Манас и всегда меч Зулпукор был с ним и немало посёк голов врагов. Но в своём последнем сражении с войском Конурбая, в жестокой битве с ненавистным врагом, меч Манаса сломался и от него отвалился кончик клинка. А сам Манас, весь израненный, возвратился в Талас, где вскоре умирает.
Прошли годы, но память народа не угасла и в память об этом сражении благодарные потомки построили на расстоянии 1,5 км на юго-западе от села Арал Таласского района, вдоль дороги Талас-Суусамыр, на возвышенности у берега реки Кара-Кёл мемориальный архитектурный памятник средних веков (XII-XIV вв.) в виде небольшого мавзолея (кюмбёза). В народе этот мавзолей называется кюмбёз Зулпукора.
В “Энциклопедии Манаса” сказано, что по народным преданиям он был построен в память о битве, в которой был сломан обоюдоострый меч Зулпукор баатыра Манаса. Мавзолей построен в форме квадрата с прямыми углами из обожженного кирпича по типовому образцу того времени Объем памятника снаружи составляет 6, 75х6,5 м, внутри 4,24х4,42 м. На всех сторонах мавзолея расположены входные двери. Купол строения не сохранился, как и узоры на фасаде и внутри мавзолея. Опираясь на особенности стиля его возведения можно предположить, что мавзолей был построен в XII-XIV вв. Он вызывает интерес как один из мемориальных памятников средних веков (Энциклопедия Манаса, 1 т., 236-стр).
В настоящее время состояние мавзолея довольно ветхое. Купол мавзолея не сохранился. Узоры на фасаде мавзолея и внутри здания осыпались. Памятник требует ремонта и проведения реставрационных работ.
На юге от мавзолея расположено сельское кладбище, на западе в 100 метрах – сторожка, на востоке и севере – посевные земли.
«Манасу ружья изготовив,
Кыргызов сделаю спокойными.
Покажу врагам проклятым,
В мире тленном чего мы стоим».—
Болокбай — кузнец тогда сказал,
Мастерства секреты показал.
Кошой ему так наказал.
Старец Бакай так заказал.
В долине ровного Самарканда,
Все собралися поглядеть.
Как мастер огонь раздувает,
Кует мечи, как Болекбай.
В очоках тлели огоньки,
Расплавив синий камень в сталь,
Клинки, что резали бы нар.
Сталь плавилась, как анар.
Глядя на работу мастера, Бакай,
Сказал: «Сделай, мастер, нар кесер,
Чтобы дрожали при виде их
Враги кыргызов, возомнивших кесир.
Сделай так, чтобы камень разрубал
И сабли вражеские ломал.
И мастер был тогда таков,
Сначала сталь была красна,
Ударов сотни молотка
Выдерживал металл тогда.
Потом желта, как сары май,
Пенилась, как кипящий чай.
Ударов тысяч выдержав,
Белел металл и была готова
Батыра сабля Зулпукор…
Устная история
По словам постоянных паломников мазара Зулпукор, а также народных целителей, в древности в этом месте упал осколок меча Азирета Али, кончик которого был раздвоенным. Предание гласит, что тогда Али крикнул: «Пусть здесь услышатся мольбы бездетных, пусть хворые излечатся».
Один из паломников Султанмуратов Зулпукор рассказал о своем дедушке, который был образованным человеком, умел читать по-арабски. Именно он нарек своего внука Зулпукором, прочитав о нем из старых книг. Зулпукор также рассказал о том, что это имя произносится на арабском несколько иначе, чем на кыргызском, и что оно имеет два значения. Он связывает историю мазара с одним событием в книге Ирвинга Вашингтона:
Как-то случится, что из-за неких разногласий пророк Мухаммед и его родственники будут изгнаны в Медину <…> Ближайшие родственники Мухаммеда были из рода Курейши. Арабский полуостров, на котором расположена Медина, находится между евреями, Сирией и Палестиной. Не пропуская мимо караваны, Мухаммед и его товарищи нападут на градоначальника по имени Августиян. В том сражении Мухаммед победит. И по традиции воины-победители сложат в центре круга все завоеванное: оружие, драгоценности и т.д., для того, чтобы справедливо распределить их между собой. Тогда Мухаммеду достался тот самый меч, который он будет брать с собой, где бы он ни был. Перед смертью Мухаммед завещал свой меч зятю Азирету Али – мужу самой младшей дочери Фатимы, поскольку все три его сына умерли в раннем детстве. И здесь говорится, что это то самое место, куда упал меч Азирета Али. На самом деле, Зулпукоре является свидетельством наследия пророка Мухаммеда: осколок его меча, сломленного в войне распространения ислама, когда в VII-VIII веках были изгнаны китайцы. Эта история записана и в книге, и жива в устах людей. Об этом говорит не только книга, но и сами люди тоже говорят об этом (Ирвинг Вашингтон. Жизнь Магомета. – М.: СП «Интербук». Благотворительный фонд СССР «Мир и человек», 1990. — С. 91-101).
Историк Бакыт Аманбаева приводит дату возведения памятника, установленную историком С.Я. Перегруловым: примерно, X-XI вв., однако сама она и её коллеги считают, что это произошло гораздо позже указанного времени, ссылаясь на то, что при постройке мавзолея были использованы кирпичи разрушенных построек эпохи Караханидов. Она считает, что три разных типа кирпичей, использовавшихся при стройке, а также нехарактерная для эпохи Караханидов конструкция и способы возведения сооружения, дают повод думать, что их мнение ближе всего к истине (Аманбаева Б.Э. Мавзолеи Таласской долины – по информации, данной центру «Айгине» ученым, автором данного труда).
Еще одну версию возникновения мазара предоставил 81-летний Нурманбетов Тургунбек. По его словам, именем Зулпукор звали дочь одного бая, которая умерла в этих местах при перекочевке.
Старожилы не смогли дать информацию о том, кем был возведен мавзолей, и считают, что кирпичи на его постройку были завезены из других местностей. Кирпичи мавзолеев Манаса и Зулпукор сходны по своему составу.
Токтош Уметалиева, бюбю с 40–летним стажем, называет мазар Зулпукор — «четыре двери». По её словам, Зулпукор был мечом человека по имени Сатыбалды. Она считает, что рассказы о том, что будто-бы в битве с одним ходжой Сатыбалды обронил здесь осколок своего меча, не точны. Токтош-апа утверждает, что этот человек упал здесь с криком, в предсмертной агонии. Его душа осталась в этой земле, где пролилась его кровь. Так эта земля стала мазаром. Он стал шейитом, поскольку был человеком светлым и чистым, как молоко.
По словам ещё одной паломницы Уметалиевой Канатай, Зулпукор — это мазар, где был похоронен один из её прадедов по имени Сагындык. В свое время он, получив предварительно знамение свыше, решил, что там появится родник. На протяжении целой ночи он молился во время ритуала жар салуу, и его соплеменники из рода Кушчу насмехались над ним: “Несмышленыш, один из Колпо (название малого рода внутри племени Кушчу в Таласе. – Ред.), решил в этом месте пробить воду, да как же он это сделает, если это пустынное поле, насквозь сухое?!”. А на рассвете раздались звуки журчащей воды и Сагындык-ата повелел людям выкопать здесь арык, а потом провел тулёё, зарезав своего коня. После чего все Кушчу поклонились ему в ноги. “Сына моего тоже зовут Зулпукор, — говорит Канатай, — но я не могу называть его по имени моего свекра, и потому зову своего сына Акубаем».
724319, Кыргызская Республика, Чуйская область, Аламединский район, село Ленинское, улица Г.Денисенко, дом № 5, тел 0555 33 96 11
© Беляков Ю.П., 2020
Количество просмотров: 4738 |