Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Литература ближнего и дальнего зарубежья, Азербайджан / Научные публикации, Этнография, этнология
© Гасан Гасанов. Все права защищены
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 16 июня 2020 года

Гасан ГАСАНОВ

Предки современных азербайджанцев не были зороастрийцами

В работе Гасана Азиз-оглу Гасанова впервые в азербайджанской науке, зороастризм исследуется в аспекте иранско-туранского противостояния. Автор пытается раздельно рассмотреть, все то, что сообщается в зороастрийских источниках о зороастрийцах и туранцах. В работе скрупулёзно и раздельно представляются ценности, которые соблюдаются зороастрийцами и туранцами. Тем самым он утверждает, что ссылаясь на Авесту, надо четко себе предоставлять в каком случае имеются виду ценности зороастрийские, а в каком туранские. При этом автор преимущественно основывается на непосредственно зороастрийские тексты, начиная с Авесты. Концепцию своего исследования зороастрийской проблемы, автор доложил на заседании Учёного Совета института истории Академии Наук Азербайджана. В данном случае, автор решил свое исследование о зороастризме представить читателям в виде интервью.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Ι. Зороастрийцы не были огнепоклонниками.

II. Зороастрийцы под злыми духами имели ввиду туранские/тюркские народы

III. Зороастрийские и тюркские ценности кардинально расходятся

IV. Азербайджанский Новруз-Байрам не имеет никакого отношения к зороастризму и является сугубо тюркским праздником

V. Зороастризм использовался советской властью в Азербайджане как средство борьбы с тюркским самосознанием

 

Ι. Зороастрийцы не были огнепоклонниками

 

– Уважаемый Гасан Азиз-оглу! Среди азербайджанцев широко распространено мнение, что наши предки были зороастрийцами. Что Вы можете сказать об этом?

Вы правы! Если обратиться с вопросом: были ли предки современных Азербайджанцев в доисламский период зороастрийцами, почитали ли они Зороастра, то, наверное, значительное число опрошенных ответит: да! Пусть меня извинят эти люди, но так могут считать только те, которые не осведомлены о принципах религии, чаще всего называемой Зороастрийской, и не знают содержание их священной книги Авеста. Подобные лица не располагают также достаточной информацией о наших тюркских предках и тех ценностях, которые чтились ими в доисламский период.

– Вы сказали: «религия чаще всего называемая зороастрийской…». Что означает «чаще всего…»? Почему Вы так высказались?

Сами почитатели этой религии, называемой вами зороастрийской, называют свою религию «mazda-yasna», себя мазда-яснами (Ясна 12, Денкарт, IV, 22-23), т. е. «почитающие Мазду», а еще точнее Ахура-Мазду, а Зороастр был всего лишь распространителем этой религии, пророком Ахура-Мазды.

– Как изволите, в таком случае, называть нам эту религию?

Чтобы не создавать для читателя дополнительных затруднений, вполне можно продолжать называть эту религию зороастрийской. Это допустимо, так как даже монотеистические религии порой называются не по их самоназванию, а по имени их пророков.

– Но ведь часто зороастрийцев называют огнепоклонниками. Каково Ваше отношение к этому названию?

Маздаяснийцы, которых действительно часто называют огнепоклонниками, категорически отрицают, что они являются огнепоклонниками. Почему? Потому, что, как я уже отметил, они утверждают, что для них высшей силой, создавшей мир, был Ахура-Мазда и они поклоняются ему. Поэтому называют себя по его имени маздаяснами. Что касается огня, то огонь для маздаяснийцев/зороастрийцев не является высшей силой. Они не поклоняются ему, а всего лишь используют его как средство для общения со своим божеством.  По всей вероятности, заблуждение связано с наличием традиционных для зороастрийцев храмов огня. Зороастрийцы в эти храмы идут не для поклонения огню, а лишь для того, чтобы посредством огня передать молитвы своему божеству. Повторяю, огонь в Зороастризме, всего лишь, средство общения с богом, но не почитания. З.А.Рагозина пишет: «Чрезмерное почитание огня, выразившееся в такой строгой обрядности, привело к тому, что последователи Зороастра, от поверхностных наблюдателей получили столь противное им название «огнепоклонники», что по-видимому, можно приписать более позднему развитию». (З.А. Рагозина История Мидии, 1903 г. С.-Петербург. (З.А. Рагозина являлась членом английского «Общества изучения Азии» Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland); Американского общества востоковедения (American Oriental Society); парижского “Société Ethnologique”, член-корреспондент парижского Athénée Oriental и др.) Хотя мысль у З.А.Рагозиной выражена ясно и однозначно, в силу распространённости названия «религия огнепоклонников» вынужден подчеркнуть, что самое противное для зороастрийцев – это получение ими названия «огнепоклонники». Еще Геродот, в V в. до н.э. говорил, что «пер­сы не воз­дви­га­ют алта­рей и не воз­жи­га­ют огня. (Геродот, I, 132).  Как утверждает известный исследователь зороастризма М.Бойс, «нет никаких данных, что во времена, ахеменидов уже существовали специальные священные здания – храмы огня», а в Авесте вовсе отсутствует понятие «храм огня». (Мэри Бойс, Зороастрийцы: религиозные верования и обычаи)

– Но ведь зороастрийцы в храмах огня молятся огню? 

– Это неверно. В Авесте отсутствует какая-либо зороастрийская молитва огню. Мэри Бойс, со ссылкой на О. Брауна, приводит заявление зороастрийского священника: «Мы никоим образом не считаем огонь богом, мы только молимся богу посредством огня». Иными словами, зороастрийцы осуществляют не «молитву огню», а «посредством огня молятся богу». Зороастрийцев, впервые огнепоклонниками назвали европейцы, которые не вникли в существо храмов огня и не зная содержание молитв произносимых перед огнем. Зороастрийцы молятся не огню, а всего лишь лицом к огню. При этом стоя лицом к огню, зороастрийцы молятся богу Ахура-Мазде, не олицетворяющему огонь. Называть зороастрийцев, огнепоклонниками лишь по той причине, что они молятся лицом к огню абсурдно. Знаменитый ученый средневековья аш-Шахрастани в своем произведении «Китаб ал-милал ва-н-ни-хал Книга о религиях и религиозно-философских учениях (1127 г.) пишет: «Огонь для зороастрийцев – направление молитвы (кибла)», но не почитания. В монотеистических религиях также имеется установившаяся традиция направления произнесения молитвы. Мусульмане молятся лицом к Каабе. Иудаисты находящиеся в Израиле, молятся лицом к Стене Плача, а живущие вне Израиля, молятся в сторону Эрец Исраэль (Земля Израиля). Православные молятся лицом к иконе. Католики молятся на мысленный образ Бога и не используют при этом иконы. Если высказаться образно, то огонь для зороастрийцев то же самое, что Стена плача для иудаистов, Иконы для православных, воображаемый образ Бога для католиков и Кааба для мусульман.

– Если раньше в зороастризме не существовали храмы огня, то в связи с чем они появились? 

Отвечая на этот вопрос, З.А.Рагозина обращает внимание, что почитание огня больше соответствует туранскому мировоззрению, нежели зороастрийскому: «Почитание стихий, как известно, составляет видную черту туранского миросозерцания; что же касается особенно огня, то весьма вероятно, что иранцы застали поклонение ему уже в полной силе в западных прикаспийских землях». Из этого сообщения исходит, что еще до появления в регионе иранцев и зороастрийской религии, этнос, проживавший в западных прикаспийских землях, т.е. территории современного Азербайджана, уже исповедовал огонь. Этим этносом были создавшие страну под названием «Атропатена/Адорбайган» тюркские этносы сако-скифы, исповедующие языческое восьмибожье, верховной богиней которых была Дэва-Табити, символизирующая Огонь. Кавказ уже в самых ранних в греческих сообщениях связывался с огнем. Один из ранних греческих авторов (V в. до н.э.) Фернекид пишет, что после того как Зевс победил драконоподобного Тифона, тот скрываясь от Зевса, укрылся на Кавказе, и «Кавказ возгорелся». (Фернекид Афинский, Теогония). Под понятием «Кавказ возгорелся» следует иметь ввиду, естественные огни, возгорающиеся на территории древнего Азербайджана. Один из этих огней Йанардаг, горит до наших дней. Решение Зевса приковать к скалам Кавказа Прометея, передавшего огонь людям (Эсхил, Прометей, VI-V вв.до н.э.), с нашей точки зрения, также в определенной степени связано с «Кавказским возгоранием».  На Апшероне, в черте Баку, известны святилища Огня, которые не имели отношения к зороастризму и к тому же носили сугубо тюркские названия: Йанар-даг, Йанан-тава (находится в Каспийском море. Тава/Таба – это фонетическая версия имени Табити). Упоминания о естественных выходах огня в Азербайджане встречаются у Приска Панийского (Vв.), ал-Истахри (IX-X в.), Масуди (Xв.) и других. Так что имеются все основания огнепоклонниками, признать не зороастрийцев, а наших древних предков сако-скифов, туранцев/тюрков. Что касается зороастрийцев они заимствовали у туранцев лишь внешнюю форму храма, но не мировоззренческий статус огня.

– Как зародилась зороастрийская религия, как она распространялась? 

Зороастр получил пророческое откровение от верховного бога Ахура-Мазды. Первое задание, которое дал ему Ахура-Мазда, заключалась в распространении этой религии.  Зороастр обратился к предводителям туранских племен, Аждахаку и Франграсйану, но они отказались от этой религии. (Согласно Махмуду Кашкарлы Афрасиаб, которого упоминает Фирдоуси – это знаменитый тюркский полководец, Алп Ар Тонга. Он и есть тот, которого в Авесте называют Франграсйан). Тогда Зороастр обратился к персидскому царю Виштаспе, который также в течение двух лет отказывался принять веру Ахура-Мазда. Когда об этом стало известно Ахура-Мазде, он посоветовал «подмешать в вино зелье и дать Виштаспе испить его. Едва царь Виштаспа пригубил волшебный напиток, сладостный дурман окутал его, он забылся. Бессмертные святые перенесли душу Кави Виштаспы в Гаронману и показали ей всё величие ахуровской веры. Очнувшись ото сна, Виштаспа немедленно принял новую веру! И Заратуштра, услышав этот крик, и пришёл [на зов], и Виштаспа принял веру».  (Обращение Виштаспы, по: Ривайат, 47.16-20)

– В чем суть зороастрийской религии?

Суть зороастрийской религии заключается в том, что в мире существуют две верховные силы: Ахура-Мазда/Ормазд и Ангро-Манью/Ахриман. Все, что создает Ахура-Мазда/Ормазд, оценивается как Добро, а все что создает Ангро-Манью/Ахриман оценивается как Зло. Эти силы существуют независимо друг от друга и создают свои жизненные системы, которые всегда противостоят друг другу.

– В чем проблема? Ведь борьба Добра со Злом – извечные моральные ценности человека.

Проблема в том, что понятия Добро и Зло в зороастрийской религии не носят общегуманистический характер, они персонифицированы. А именно, Добром оценивается все, что соответствует принципам зороастрийцев, а Злом оценивается все, что не соответствует зороастрийским принципам. Если резюмировать, то получается, что все зороастрийское, во главе с Ахура-Маздой, – это добро, а все противостоящее зороастризму во главе с Ангро-Манью,– это зло. Все, что бы не делал Ахура-Мазда. – это добро, и все что бы не делал Ангро-Манью – это зло. Даже животный мир разделен на две части: на созданных Ахура-Маздой и созданных Ангро-Магнью. Таким образом, суть борьбы Добра со Злом в зороастризме – это не борьба за общечеловеческие моральные ценности, а конкретно борьба Ахура-Мазды и его сторонников с Ангро-Манью и его сторонниками. (Видэвдад, Фрагард 1, Географическая поэма)

– Разве подобное противостояние не характеризует все религии, в том числе современные? 

И языческие (многобожие), и современные религии также делят людей на тех, кто признает их ценности и на тех, кто не признает. Но в отличии от подобного подхода, Авеста подчеркивает, что покровителем исключительно зороастрийцев-иранцев был Ахура-Мазда, а возглавлял противников зороастризма, т.е. туранцев, дух Зла Ангро-Манью.

 

II. Зороастрийцы под злыми духами имели ввиду туранские/тюркские народы

 

– Кто был Ангро-Манью/Ахриман?

Видевдат (раздел Авесты) о происхождении Ахримана сообщает следующим образом: «Из северных земель, из области тьмы, примчался Ангра Манью, смертоносный Дэв дэвов». (Видевдат, Авеста, Фрагард 19). Привлекаю внимание читателя к тому, что Ахриман «примчался..из северных земель, из области тьмы». В ассирийских клинописных текстах, которые, по большой вероятности, были современниками первых зороастрийских текстов, а также в библейских текстах, часто говорится о народах Умман-манда, пришедших с северных земель. Вначале под этим эпитетом имелись в виду киммерийцы, затем скифы, позднее мидяне. А М. Кагангкайтукский, говоря о происхождении албан, упоминает, что они прибыли из северных земель. Наряду с тем, что эти народы имели собственное этническое имя, их всех обобщенно называли «умман-манда». В исследованиях последних лет убедительно доказывается, что все названные народы были тюрками по происхождению.

– Кому покровительствовал Ангро-Манью, кто были его сторонники?

Ангро-Манью/Ахриман не был одинок. Его окружали созданные им духи, дэвы и его сторонники – люди. При первой же встрече с Ангро-Манью/Ахриманом Заратуштра возвещает, что уничтожит все порождения Ангро-Манью. В ответ на агрессивные заявления представителя бога Добра, Зороастра, Ангро-Манью/Ахриман отвечает миролюбиво: «Не истребляй моих созданий, праведный Заратуштра! (Видевдат, 19, Испытание Заратуштры). Из этого текста ясно просматривается агрессивное поведение Заратуштры как пророка бога Добра и миролюбивое поведение т.н. бога Зла, Ангро-Манью/Ахримана. Создателями Ангро-Манью считаются многочисленные Дэвы, которые являются скорее всего духами, нежели реальными людьми. Сторонниками Ахримана были племена туров, хьяонов и их предводители. Многие исследователи считают, что под турами имелись в виду туранцы, а под хьяонами – тюркский народ, известный в средние века под названием «хиониты». Правитель хийонов Арджасп, когда узнал, что персидский царь Виштасп, вместе со своим окружением, принял зороастрийскую веру, это вызвало у него глубокое огорчение.  Арджасп отправил письмо Виштаспу с предложением отказаться от принятия зороастризма. Виштасп отвечает, что от непреклонен. Начинается война, которую зороастрийцы называют священной. Арджасп погибает, зороастрийцы побеждают. И начинается длительная война зороастрийцев с туранцами и хьяонами, что подробно описывается в зороастрийских текстах. (Предание о сыне Зарера).

– Вы сказали, что Ангро-Манью/Ахриман обвиняется зороастрийцами в том, что он – создатель Дэвов/Дивов, которые являются духами-борцами с зороастрийцами. В азербайджанских сказках и мифах они упоминаются как отрицательные герои.  

Должен огорчить всех, кто так считает. Результаты самых последних исследований ученых из института Фольклора Академии Наук Азербайджана дают основание признать, что в наших сказках и мифах упоминаются как отрицательные, так и положительные образы Дэвов/Дивов. Вы можете задать вопрос: как это может быть? Отвечаю, что согласно зороастрийской религии, Дэвы/Дивы являются созданием Ангро-Манью/Ахримана, т.е. некими враждебными зороастризму духами. По логике тех сообщений, которые я излагаю здесь, они относились к языческой религии тюркских народов. Наш народ, приняв ислам, отказался от всех ценностей своего предыдущего вероисповедания, т.е. Дэвы/Дивы в большинстве оказались во враждебном лагере. Современная наука позволяет уточнить, что мы располагаем двумя группами азербайджанских сказок и мифов, одна из которых подверглась исламскому влиянию и образ Дэвов/Дивов там представляется отрицательно, а другие сохранили исконную концепцию и там Дэвы/Дивы представляются как положительные образы.

 В Авесте упоминаются некие территории. Есть ли среди них, те, которые можно идентифицировать с Азербайджаном?

– В разделе Авесты Видэвдад имеется специальный раздел названный учеными «Географическая поэма». В этой поэме упоминаются 16 территорий, которые создал Ахура-Мазда. В официальных научных изданиях я не встречал идентификацию какой-либо из них с Азербайджаном. Хотя И. С. Брагинский отмечает, что одна из этих территорий под названием Ариана-Вэджа, идентифицируется с несколькими регионами, как Хорезм, либо это область в междуречье Аму-Дарьи и Сырдарьи, либо южнорусские степи и др. В этом перечне он упоминает и местность на берегу реки Аракс. В этой же географической поэме Ариана-Вэджа характеризуется следующим образом: «Десять месяцев там зимние, два – летние и в эти [зимние месяцы] воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима [когда] идёт к концу, там большое половодье». Читатель сам может оценить ситуацию, насколько можно признать, что местность на берегу южно-кавказского Аракса имеет «десять месяцев зимы». В поздней литературе (на среднеперсидском языке) Ариана-Вэджа именуется Эранвеж, т.е. Иран в современном понимании.

 Но ведь говорят, что Азербайджан упоминается в зороастрийских текстах!

Азербайджан/Адурбадаган, упоминается не в Авесте, а в других зороастрийских текстах и особенно в Бундахишне. Но эти упоминания имеют место в связи с деятельностью туров/туранцев. Например, упоминаются горы Албурс и Аснаванд и озеро Чичаст, где размещены антизороастрийские капища дэвопоклонников/идолопоклонников, над которыми покровительствует Франграсйан.  Сообщается о реке Спед, у которой находился один из предводителей туранцев, Аждахак в ожидании от Ангро-Манью/Ахримана, «власть над миром на тысячу лет».  Авестийские сюжеты пересказываются и средневековыми авторами, которые деятельность Афрасиаба/Франграсйана связывают с Азербайджаном. В частности, Бакуви и Садиг Исфагани отмечают, что Афрасиаб скрывал в городе Шабран, персидского военнопленного. Мухаммад ан-Насави сообщает, что Афрасиаб проживал в крепости в Аране. Эвлия Челеби отмечает, что город Нахчыван основан Афрасиабом, а в Сасанидской книге «Города Ирана» сообщается, что Афрасиабом был построен город Ганзак (Столица древнего Азербайджана, у озера Урмия). Упоминание каких-либо имен в зороастрийских текстах некоторыми исследователями ошибочно воспринимаются как их принадлежность зороастризму.   

 И еще говорят, что Зороастр родился в Азербайджане?

Относительно родины Зороастра среди историков нет единого мнения. Называются город Хорезм в долине Аму-Дарьи в Узбекистане, область Ариана-Вэджа который предполагается на территории современного Туркменистана, разные районы Средней Азии (Древняя Бактрия или Маргиана) и в том числе Азербайджан. Согласно Бируни Зороастр родился в Азербайджане. Даже в одном месте Бируни его называет «Азербайджанец». Но это ничего не значит. Иисус Христос родился в иудейской семье и даже исповедовал эту религию, но за созданной им религией пошли совершенно иные народы, а не иудеи.

 Насколько известно, Азербайджан временами входил в состав Ахеменидской и Сасанидской империй, которые исповедовали зороастризм. Были ли попытки внедрить эту религию в среду азербайджанского населения?

Мы располагаем информацией, которая на этот вопрос дает и утвердительный и отрицательный ответ. Утвердительным является «Надпись Картира на “Каабе Зороастра” в Накш-и Рустаме». В надписи говорится: страны Армении и Иберии и Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот царь царей…совершил пленения, пожарища и разрушения, я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков и утративших веру людей, которые в магустане воздерживались от веры и религиозных деяний, их я наказал, и порицал, пока не сделал их лучше, и многие огни и магов сделал я государственно установленными. И при поддержке богов и царя царей, я сделал в Эраншахре следующее; было установлено много храмов Варахранова огня и много было заключено родственных браков (Многие сасанидские шаханшахи были женаты на матерях, родных сестрах, дочерях, племянницах.) и много людей, которые были неверующими, стали верующими. И много было таких, которые придерживались веры дэвов, и благодаря мне они покинули веру дэвов и они избрали веру богов». Это бравурное сообщение Картира, записанное в период царствования Шапура I (241–272 гг.) о том, что якобы он утвердил зороастризм в Албании, не отражает историческую действительность. Как показывают последующие сообщения первоисточников население Албании на самом деле не было переведено в зороастризм. М. Каганкайтукский сообщает, что даже 2 века спустя в Албании еще не было зороастризма, в связи с чем, по указу персидского царя Иездегирда II (438-457 гг.) в Албанию вновь пришло «строжайшее повеление повиноваться учению могов». При этом поступил указ «отцам жениться на дочерях, братьям на сестрах, сыновьям на родных матерях, внукам на праматерях». Албаны начали сопротивляться, но так как подобное повеление поступило и в Армению, они, объединившись, подняли восстание и добились успеха. (М.Кагангкайтукский, История Албании). Очередному персидскому царю Иездегирду II (438-457 гг.) также не удалось внедрить зороастризм, так как согласно М.Каганкайтукского следующий персидский царь Пероз 1 (459-484гг.), не уговором, а вооруженным путем пытался внедрить зороастризм в Албании.  М. Каганкайтукский пишет, О том, что: «персидский царь Пероз пытался утвердить в Албании зороастризм, но Албания призвала эфталитов/кушаны или гуннские племена, которые дали мощный отпор зороастрийским апологетам. Бравурному заявлению Картира об окончательном утверждении зороастризма в Албании, нельзя доверять так как источники в течение последующих 200 лет, сообщают о безуспешных попытках нескольких персидских царей утвердить в Албании зороастризм.

– Неужели даже в индивидуальном плане никто из тюркского населения Азербайджана не принимал зороастризм?

Наиболее вероятно, что некоторые из правителей Албании все же приняли зороастризм, потому, что принявшие, а затем отказавшиеся от зороастризма правители упоминаются М. Каганкайтукским поименно: «В те времена вельможи Алуанка осквернились кровосмешением противозаконным. Первый из них владетель Колта из царской семьи, затем три семьи, в гаваре Аршакашен [семьи] Дастакерта, Чыншмии, Мамшелуна и на другом берегу реки Куры hЕджери, семья Вараз-Перожа, носящего патив лакнара в Гисе в гаваре Ути, [семья] Варажна из Аражакана и семья Туерака.» (М. Каганкайтукским, кн.2, глава 32). Наряду с этим в пример хотел бы напомнить знаменитую легенду о Девичьей башне. В легенде говорится, что некий Хан хотел жениться на своей дочери, и якобы она поставила условие, что исполнит его волю, если он построит для нее башню. По завершению строительства она поднялась на верхнюю площадку башни и бросилась оттуда в море, не исполнив волю своего отца. Я всесторонне исследовал Девичью башню, и в связи с тем, что башню часто связывают с зороастризмом, провел сопоставительные исследования всего, что связано с ней. В конечном итоге пришел к выводу, что Девичья башня была построена еще до зороастризма, в VIII в. до н.э.  (Впервые об этом сказал Давуд Ахундов) и была она святилищем скифской языческой богини Дэвы. Богиня Дэва была одновременно богиней Огня. Служители этого святилища, как и сама богиня, должны были быть девственницами. Возможно, отец одной из служительниц этого святилища принял зороастризм и, согласно закону, этой религии должен был жениться на своей дочери. Она же, сохраняя верность своей незороастрийской религии, т.е. тенгрианству, предпочла погибнуть, нежели выйти замуж за отца (см. Гасан Гасанов, Девичья Башня). Эту легенду до недавнего времени наши экскурсоводы без каких-либо комментариев усиленно рассказывали иностранцам, которые уезжали из Азербайджана со странными чувствами. Мы не должны бояться этой легенды, а, наоборот, упоминая ее, подчеркивать ценности нашего народа языческого, доисламского периода, противоречащих зороастризму. Эта легенда сообщает не о странных обычаях наших предков, а, наоборот, подтверждает, что в своей массе тюрки Азербайджана придерживались своих языческих традиций и не принимали зороастризм, даже ценой жизни. 

– Встречались ли первым арабам, вторгнувшимся в Азербайджан зороастрийцы?

Арабский историк Табари (839-923) использует слова и маджусы/маги и зороастрийцы. В одном случае он имеет ввиду предсказателей, ясновидцев (которые вполне могли быть в числе священнослужителей разных религий), а в другом лиц исповедующих зороастрийскую религию. Табари говорит, что Зороастр был мастером/учителем магов» (Табари, т.4). Из сказанного Табари можно сделать вывод, что к тому времени у зороастрийцев была каста магов – ясновидцев и предсказателей. Табари отмечает, что Зороастр свою пророческую миссию начал в Азербайджане, но затем, перебрался в Балх к персидскому царю Виштаспу (Табари, т.4). Если учесть, что первым принявшим зороастризм был Виштаспа, то Зороастр ушел из Азербайджана, не добившись кого-либо склонить к своей религии. Некоторые современные исследователи, не вникая в суть считают, что под словом «маджусы/маги» арабских источников, имеются ввиду Зороастрийцы. Зия Бунятов слово «маджус» переводит, как многобожники. Но таковыми были тюрки-тенгрианцы, а не зороастрийцы. Известный ученый арабист, Нариман Гасымзаде по моей просьбе исследовал слово «маджус» в арабских источниках. Согласно его сообщению, слово «маджус/маг» используется и в Коране, но категорически не в значении зороастриец. В арабской традиции слово «маг» используется в значении «волшебник, предсказатель, ясновидец». Следует отметить, что одним из первых в античной литературе слово маг использовал Геродот, имея ввиду не религию вообще, а мидийских «ясновидцев, предсказателей». Эта мидийская традиция ясновидцев и предсказателей, впоследствии распространилась среди других религий. Да и ныне широко распространенное в европейских языках слово «маг, магия» имеет мидийское происхождение и такое же значение. О том, что термин «магиа» не означает зороастриец, подтверждает Табари сообщая, что «Беварасп практиковал магию» (Табари, т.1). Учитывая, что Беварасп/Аждахак был одним из ведущих антизороастрийцев, можно сделать однозначный вывод, что слово магия не могла означать зороастриец

– Бытует мнение, что упоминаемые в Авесте туры, такие же иранцы, как и все остальные племена.

Вы правы такое мнение бытует. Якобы авестийские туры и хьяоны тоже иранцы, но лишь с той разницей, что они кочевники, в отличии от принявших зороастризм иранцев земледельцев. Подобная позиция не аргументируется. В Авесте ничего не говорится о социальном устройстве туров и хьяонов, которые борются с зороастрийцами и неизвестно были ли они кочевниками или нет. На самом деле это, традиционная, и безуспешная попытка исключить древность тюркских народов. Омар Хаййам в своей работе Науруз-наме приводит фразу Афрасиаба/Франграсйана: «Конь для царя, как месяц для неба» записанную в Авесте. С точки зрения Б.Розенфельда и А. Юшкевича Афрасиаб произнес слова «ат ирга ким кукга ай» на тюркском языке близком к современному узбекскому, что однозначно опровергает какое-либо генеалогическое родство туров/туранцев с зороастрийцами.

–  Как проявилась этническая разность между зороастрийцами и не-зороастийцами на последующих поколениях?

В Авесте одним из самых агрессивных врагов зороастризма является туранец Франграсйан. Авестийского Франграсйана, в пехлевийских текстах называают Фрасияк, Фирдоуси называет его Афрасиабом. Великие ученые средневековья Махмуд Кашкарлы и Юсиф Баласагунлу, в свою очередь отмечают, что Афрасиаб/Франграсйан/Фрасияк это великий тюркский полководец Алп Ар Тонга. Согласно Авесты, Франграсйан/Афрасиаб для зороастрийцев, «захватчик», «враг зороастрийцев», «негодяй», «злодей туранец» и т.д. (Авеста). В качестве потомков первого зороастрийского царя Виштаспы признаются правители персидской правящей Ахеменидской династии и персидский этнос, а потомками туранца Афрасиаба (В зороастрийских текстах его называют Франграсйан и Фрасияк) отказавшегося от принятия зороастрийской религии и посвятившего свою жизнь борьбе с зороастрийцами признаются многие последующие тюркские правящие династии и тюркский этнос.

 

III. Зороастрийские и тюркские ценности кардинально расходятся

 

–  Только ли этническое отличие разделяло зороастрийцев и незороастрийцев? 

Нет! Их разделяла и система ценностей. 

–  Расскажите, пожалуйста, хотя бы кратко, какие ценности разделяли наших доисламских тюркских предков от зороастрийцев?

Достаточно упомянуть, что у зороастрийцев и туранцев были совершенно разные отношения, к погребальному ритуалу, к созданию семьи, к сезонным праздникам, ко встрече нового года.

–  Расскажите о погребальных традициях двух народов.

Начнем с того, что зороастрийцы не хоронили своих мертвецов в земле, поэтому искать зороастрийские могилы бессмысленное занятие. Зороастрийский погребальный ритуал подробно описан в Авесте и представляет собой очень и очень сложный процесс. После осуществления ряда ритуалов зороастрийцы труп выставляли на верхней части специального погребального сооружения, называемого Дахма, или «башня молчания».  На решётчатых площадках выкладываются мёртвые тела, которые затем расклёвывают птицы-падальщики. Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. В этих колодцах кости продолжают тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут смыты дождевой водой. Поэтому, тот, кто закопает человека в землю, согласно зороастрийской традиции должен быть подвергнут 500 ударам «лошадиной плети». Лица, занимающиеся зороастрийским похоронным обрядом, «до конца своих дней считались нечистыми». Зороастрийцы считали, что ни землю, ни огонь нельзя было осквернять соприкосновением с трупом. (Авеста, Видэвдад, Похоронный обряд).

Отношение к умершему у зороастрийцев диаметрально расходилось с подобными тюркскими традициями. У доисламских тюрков, было наоборот. Восхваляя свою погребальную традицию зороастрийцы в Авесте выносят негативный вердикт туранскому погребальному обряду, в связи с тем, что: «Ангро-Манью/Ахриман многопагубный мерзкий, неискупаемый состряпал грех погребения трупов, грех предания трупов огню (так написано в оригинале)». Таким образом, зороастрийцы обвиняли туранцев в том, что они умершего хоронили в земле и обугливали. Указанная туранская погребальная традиция имеет место у средневековых тюрков. Они и хоронили в земле и обугливали труп. Этот символический ритуал означал вручение умершего под покровительство Верховной богини скифов Табити. Напоминаю, что обугливание на тюркских языках означает «тапит», а имя верховной скифской богини огня Табит. 

–  В одном из своих интервью вы говорили о кровно-родственных браках среди зороастрийцев, не раскрыв их сути. Расскажите, пожалуйста, об этом обычае зороастрийцев.

В зороастризме узаконен кровно-родственный брак, называемый ими хваэтвадата…В Авесте написано: «Я – Присягаю Вере маздаяснийской…поощряющей хваэтвадату! Это – присяга Вере Маздаяснийской!» (Ясна, 12, Символ веры 7-9) Таким образом, человек, присягающий зороастрийской религии, должен присягой подтвердить свою верность хваэтвадате! Что такое хваэтвадата? Это «брачно-родственный брак», «брак между своими», брак, ближайших родственников: отца с дочерью, матери с сыном, брата с родной сестрой и т.д. В одном из зороастрийских книг написано: Спросил мудрец у Духа разума: «Какое доброе деяние больше и лучше?», Дух разума перечисляет 7 добрых дел, в числе которых вторым упоминает «брак кровнородственный». (Суждения Духа разума). В зороастрийской книге «О праведном Виразе», написано: «А у Вираза было семь сестер, и каждая из семи была Виразу женой». По сообщению Геродота Ахеменидский царь Камбиз женился вначале на одной своей сестре, а затем на другой (Геродот III, 31). Современник Геродота, Ксанф Лидийский сообщает: «Мужчины– зороастрийцы сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерями и сестрами». Автор первого века Иосиф Флавий сообщает, что парфянский царевич Фраатак умертвил своего отца Фраата V, вступив в преступный сговор со своей матерью, с которой втайне от отца поддерживал интимные отношения. Шапур I (239-272) женился на своей собственной дочери, а царица Великой Армении Эрато, последняя из рода Арташесидов была замужем за своего единокровного брата Тиграна IV. Это, по всей вероятности, связано с тем, что как говорит М.Хоренский династия Араташесидов имела парфянское происхождение, которые были зороастрийцами. Таких примеров было достаточно много в зороастрийской практике. Что касается тюрков, у них все было наоборот. Они придерживались строгих экзогамных норм. У них не допускались даже браки между представителями одного племени. Как отмечает, средневековый азербайджанский историк Фазлуллах Рашидаддин, нарушение указанных родовых норм грозило тюркам изгнанием или даже смертью.

– Бытует мнение, что орнамент Бута имеет зороастрийское происхождение.

Орнамент Бута, не только не имеет никакого зороастрийского происхождения, а по существу является созданием враждебным зороастризму. В Авесте говорится о туранском женском божестве называемой «Бути/Бута», и отнесенной к категории туранских дэвов. Это божество является носителем огня, а цель ее уничтожение всего зороастрийского. В Авесте говорится: «Ангро-Манью, полный смерти, дэв дэвов. Так сказал он, злодейский Ангро-Манью полный смерти: Ступай умори праведного Заратуштру! Друдж окружила его, дэв Бути, гибель коварная, злобная». Как может быть Бут/Бути/Бута зороастрийским образом, если в Авесте зафиксировано, что она получила от Ангро-Манью задание убить Зороастра. В зороастрийском тексте пишется: «Как смерть проникает Бути/Бута в тело человека (зороастрийца). У Ахримана есть несколько друджей которые входят в тело и душу человека; одна из этих друджей известна как Бути/Бута; она предвестник смерти: когда человеку приходит время умереть, она создает в теле человека такой сильный жар, что она заболевает». (Авеста, Видэвдад 19, Испытание Заратуштры). Что касается силуэта орнамента Бута, ее происхождение также связано со скифскими традициями, о чем я подробно говорю в своем специальном исследовании. (Hasan Hasanov, Scythian and Saka origin of the Buta ornament, Тюркский альманах, Изд. Тюркской Акдемии, Астана, 2017г. Хасан Азиз-оглу Хасанов. Скито-сакски източници на орнамента бута, Български фолклор, Год. XLІIІ, 2017, кн. 4, Софиа).

–  Бытует такое мнение, что Девичья башня является памятником зороастрийской религии. Так ли это?

Нет, совершенно не так! Девичья башня представляет собой восьмиэтажное святилище, которое, как показывают исследования, отражает восьмибожий пантеон. В зороастризме цифра 8, не относится к сакральным, священным для них является цифра 7, которая состоит из Ахура-Мазды и шести его Амеша-спента/Бессмертные святые. Из известной науки языческих (многобожье) вероисповеданий, согласно Геродоту, восьми божествам поклонялись скифы. Каждый из этажей Девичьей Башни имеет атрибуты, указывающие на его посвященность одному из восьми скифских божеств. Скифы занимают особое место в нашей истории и признаются этносом, создавшим в 612 г. до н.э. страну под названием «Атропатена/ Адорбайган» (см. Гасан Гасанов, Александр Македонский и Атропат). В своей монографии «Девичья башня», изданной на азербайджанском и русском языках, а также ЮНЕСКО на английском языке, я подробно описал, что Девичья башня была построена в VIII в. до н.э. двумя тюркскими этносами: киммерийцами и скифами. Башня изначально была посвящена упоминаемой Геродотом скифской богине Огня – Табити, которая, к тому же, признается как богиня-Дева. Подобная семантика и явилась основой названия этого сооружения в виде «башня Дэвы» или «Девичья башня». Это исследование рекомендовано к изданию Учеными Советами Институтов Истории, Языка, Архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджана. В Авесте нет никаких сообщений о наличии зороастрийской богини Дэвы, которая одновременно могла бы символизировать Огонь. Огонь в зороастризме имеет мужское начало, а у скифов и их правопреемников тюрков, женское начало.

– Приходилось ли Вам лично общаться с лицами, которые утверждают о наличии зороастризма в Азербайджане?

Да приходилось общаться и с лицами далекими от науки и даже с имеющими отношение к науке. К сожалению, должен сказать, что лица мало-мальски знакомые с Авестой, в один голос отрицают распространенность зороастризма в Азербайджане.  Лица не имеющие отношения к науке ссылаются на распространенность этой идеи, никак не утруждая себя аргументами. К несчастью подавляющее большинство лиц, утверждающих о распространенности зороастризма в Азербайджане или вовсе не изучали Авесту или пользовались им как цитатник. Во-время встречи с доктором наук защитившем диссертацию на тему о зороастризме в Азербайджане, я спросил: Как вы относитесь к Франграсйану упоминаемому в Авесте? Вместо ответа, он спросил: А кто он такой? И добавил: Я такое имя не встречал. Я повторил вопрос. Он ответил, что он читал не всю Авесту, а только раздел называемый Гаты. Я естественно счел бессмысленным задавать ему другие вопросы. Другой ученый, специалист по зороастризму в своей статье о роли зороастризма в Азербайджанской культуре обильно ссылается на Авесту, но в итоге приходит к выводу, что «у Аристотеля, были мудрейшие произведения, основой которых, возможно, была Авеста», что никак не подтверждается наукой. Геродот сообщает о восстании мага Гауматы, которая была подавлена, как сказано в, Бисутунской надписи, персидской элитой, благодаря поддержке зороастрийского бога Ахура-Мазды. В статье этого специалиста по зороастризму, говорится, «маг Гаутама, поднявший восстание против персов был зороастрийцем». Во-первых мидянин Гаумата, росчерком пера этого исследователя превращен в Гаутаму, т.е. индийского бога Будду. Во-вторых маг Гаумата боровшийся с зороастризмом, парадоксально но, сам назван зороастрийцем…. Сотрудник одного из музеев, по телевизору заявил, что Бута это зороастрийское наследие на мой вопрос, как он это обосновывает, сказал, что в детстве слышал от авторитетных стариков... Один из авторов школьного учебника на мой вопрос, в какой зороастрийской книге написано, что зороастрийцы прыгали через огонь, не найдя ответ, обещал в очередном издании исключить эту фразу из учебника… Примеры можно продолжить…

– Неужели у нас нет ничего зороастрийского?   

Я попытаюсь повторно в виде резюме перечислить все чуждое, для нас, из того, что есть в зороастризме, а сторонники нашего зороастрийского происхождения пусть постараются найти какие-либо новые аргументы (конечно со ссылкой на зороастрийские тексты) в пользу своей концепции.

– Как говорится, повторение мать ученья. Пожалуйста концептуально представьте, почему зороастризм, чужд тюркскому мировоззрению.   

Я попытаюсь кратко повторить зороастрийские аспекты, которые не просто чужды, но и противоречат нашему тюркскому мировоззрению. Зороастрийцы не были огнепоклонниками, их верховный бог не был богом огня, они не почитали огонь, а пользовались им как средством общения со своим Верховным богом (Ахура-Маздой). Они оскорблялись, когда их называли огнепоклонниками. Оскорбление вызывалось тем, что игнорировался их Верховный бог, Ахура-Мазда, которому они поклонялись. Зороастрийцы не хоронили в земле трупы и не сжигали их, считая это изобретением Ангро-Манью, покровителя туранских народов. Зороастрийская семья формировалась на основе принципа хваэтвадата, т.е. кровно-родственного брака. Не буду повторять, что это означает. Авеста и вся идеология зороастризма построена на вражде с туранскими народами. Бируни перечисляет, как минимум, четыре зороастрийских праздника, которые отмечались в честь их побед над туранцами: Тринадцатый день месяца Тир-Мах праздник посвященный освобождению персидского народа от правления Афрасиаба; Шестнадцатый день месяца Мир-Мах праздник который персы отмечают  по причине, выступления Афридуна и нападения Кави на Аж-Даххака Биварасифа/Бивараспа и изгнании его с царского трона. Двадцать первый день это Большой Михриджан день победы Афридуна над Аж-Даххаком и пленение последнего. В десятый день месяца Абан-Мах праздник в связи с известием о пленении Афридуном Биварасифа/ Бивараспа и воцарении Афридуна. Шестнадцатый день месяца Дей-Мах, праздник освобождения Иран-шахра от власти тюрков. С самого начала и до конца государственного статуса зороастризма, свой Новый год/Новруз они праздновали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Желающие могут об этом подробно прочитать в книге Омар Хаййама «Новруз-наме». Азербайджанский Новруз-Байрам не имеет никакого отношения к зороастризму и является сугубо тюркским праздником.

 

IV. Азербайджанский Новруз-Байрам не имеет никакого отношения к зороастризму и является сугубо тюркским праздником

 

– Но ведь наиболее распространена идея, что именно Новруз-Байрам имеет зороастрийские корни. Каково Ваше мнение?

Нет никаких оснований, считать Новруз-Байрам зороастрийским праздником! Информация о зороастрийских праздниках приводится в Авесте и других зороастрийских книгах как Бундахишн и Висперед. В Бундахишне от имени Ахура-Мазды говорится: «Творения мира полностью созданы мною за триста шестьдесят пять дней”, то есть за шесть периодов-гаханбар, которые составляют один год». (Бундахишн, Глава XXV О делах веры). Таким образом по зороастрийской традиции год разделен на шесть периодов-гаханбаров, которые и признаются праздниками. Их в общей сложности шесть и квалифицируются следующим образом: середина весны; середина лета; праздник сбора урожая; праздник возвращения скота с летовок; середина зимы, ритуал в честь Фравартиша. В числе этих праздников отсутствует праздник под названием Новруз. Нет праздника и в честь Дня Весеннего равноденствия, но зато есть праздник, называемый «Маидьо-зарем», отмечаемый «в середине весны» и, согласно Виспереду, означающий «молочный». Как видите, Новруз-Байрам со значением праздник встречи нового года в день Весеннего равноденствия среди перечисленных зороастрийских праздников отсутствует. Традиция торжественной встречи Дня Весеннего равноденствия, у тюркских народов, носит беспрерывный характер с древнейших времён до наших дней.

– А как насчет нашего знаменитого новруз-байрамского костра и перепрыгивания через него? Неужели он тоже не имеет отношения к зороастризму? 

Вы имеете ввиду, один из ведущих атрибутов Новруз-Байрама, «вторник почитания Огня/Od çərşənbəsi». Эта традиция не только не имеет отношение к зороастризму, но и противоречит зороастрийским обычаям, считается у них грехом. Подобный обряд ни в какой форме не записан в зороастрийских текстах. Зороастрийцы, через огонь не только не прыгают, но считают это великим грехом. В зороастрийской книге о праведном Виразе, там, где описывается зороастрийский ад, говорится о женщине, «тело которой жрали вредные твари»: «Что за грех совершило это тело?». Спрашивает осматривающий ад, сопровождающие по аду сообщают: «Это душа грешницы, которая на земле «размещала под собой огонь и держала над огнем тело». Судя по-этому, сугубо зороастрийскому, тексту «держать огонь под собой грешно» и за это можно попасть в ад. А многие наши сторонники зороастрийского происхождения Новруз-Байрама надуманно (или наивно или в связи с полной неосведомленностью), не имея никаких оснований, утверждают, что перепрыгивать через огонь – это зороастрийская традиция.

– Вы сообщили, что у зороастрийцев, запрещалось перепрыгивать через огонь, а у них была традиция разжигать праздничный костер?

-Что касается традиции разжигания праздничного костра он в древности имел место и у туранцев-тюрков и у иранцев-зороастрийцев. Но эта традиция у этих двух народов происходила в разное время по разному поводу. Тюрки разжигали костер в честь прихода Весны и Дня Весеннего равноденствия, а зороастрийцы в честь прихода Зимы и Дня зимнего равноденствия. О зороастрийской традиции разжигания костров, записано в Бундахишне: «В месяце Дей всюду разжигают костры. Это означает, что пришла зима». Повторяю, что зороастрийцы костры разжигают в честь прихода не весны, а зимы. Месяц Дей, согласно зороастрийскому календарю, охватывает период от 22 декабря до 22 января.

– Когда же, в таком случае, отмечался Новруз, Новый год по зороастрийскому календарю?

В первоисточниках нет сведений о сугубо зороастрийском календаре. Поэтому за основу зороастрийского календаря условно принимается древнеперсидский календарь. Должен Вам сказать, что понятие «Новруз» категорически не означает именно день весеннего равноденствия, как у нас в Азербайджане сейчас принято считать. Во-первых, согласно древнеперсидскому календарю, Новруз, означая «новый день», мог быть в любом из календарных месяцев, но вовсе не обязательно как первый день нового года. Во-вторых, Бируни (973-1050) и Омар Хаййам (1048-1131) отмечают, что, мифический персидский царь Джамшид праздник Новруз в качестве начала нового года установил на 22 июня, в день летнего солнцестояния.  Весь период, когда государственной религией персов был зороастризм, Новый год, т.е. Новруз, отмечался именно 22 июня.  Персы лишь в начале XI в., в исламский период, когда входили в состав сельджукской империи, по решению тюркского султана Мелик-шаха, стали отмечать Новруз в значении Нового года в марте. А сами зороастрийцы, как утверждает М.Бойс решение о праздновании Нового года в марте, приняли лишь в начале XX века. 

– Когда же, в таком случае, отмечался Новруз, Новый год по тюркскому календарю?

-Традиция торжественной встречи Дня Весеннего равноденствия, у тюркских народов, носит беспрерывный характер с древнейших времён до наших дней. Весь известный период истории тюрки встречали и встречают Новый год в день весеннего равноденствия в марте. Бируни именно март месяц в тюркской традиции называет «биринчи ай/первый месяц». Это подтверждают Насреддин Туси и Улуг-бек.

Но ведь в настоящее время этот праздник отмечают в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызыстане, Турции а также в Иране и Таджикистан и в других странах.

-В настоящее время действительно иранские и тюркские народы одновременно отмечают праздник Новруз в день весеннего равноденствия. Омар Хаййам подробно описывает персидскую традицию встречи Новруза. Его описание дает основание признать, что нет ничего общего между персидской традицией встречи Новруза и хорошо нам всем известной азербайджанской версией встречи Новруз-Байрама.

– Распространено мнение, что слово Новруз имеет персидское происхождение.

Новруз, на персидском языке не означает «Новый день, Новый год», хотя в источниках 10 века уже употребляется в этом значении. Новый год или Новый день на персидском будет «Рузиноу». Слово Новруз имеет смешанное персидско-тюркское происхождение. Это слово по лексическому составу персидский, а по грамматической категории тюркский. Праздник Дня весеннего равноденствия мы называем не одним словом Новруз, а Новруз-Байрам. Слово Байрам состоит из двух компонентов «Бай» и «Рам». При этом «Байат», согласно Махмуда Кашкарлы является теонимом тюркского языческого божества. «Рам» происходит от слова «Арам», который до настоящего времени является названием первого месяца, месяца март уйгурского календаря. Согласно древнетюркского словаря «ара» означает «промежуток», что в данном случае имеет ввиду промежуток между прошлым и новым годом. Наряду с этим слово «арам», «ырым/ирим» на чувашском, киргизском, казахском, кара-калпакском, туркменском, узбекском, тувинском, башкырском, татарском означает волшебный, чудодейственный, «суеверные обряды», «суеверная примета»; «вера в приметы, и предзнаменования»; «предчувствие»; «предзнаменование». Таким образом, слово «Байрам» имеет исконно тюркское происхождение и означает «Месяц божества Байат, в промежутке между старым и новым годом», а также «Месяц сообщающий приметы, предзнаменования богини Байат». 

– Какие выводы можно сделать из сказанного Вами?

-Мы, во-первых, можем утверждать, что мартовский Новруз, т.е. День весеннего равноденствия никакого отношения не имеет к зороастризму, а, во-вторых, праздники персидский Новруз и тюркский, в т.ч. азербайджанский Новруз-Байрам, имеют совершенно разное обрядовое содержание. Это два совершенно разные праздники по своему обрядовому составу, концепция и атрибуты праздника совершенно разные. В но то же время эти два праздника объединяет повод его проведения, День весеннего равноденствия. Как говорится, у каждого свой новогодний праздник, а точнее у каждого свой Новруз.

 

V. Зороастризм использовался советской властью в Азербайджане как средство борьбы с тюркским самосознанием

 

– Вы шаг за шагом разрушаете все наши зороастрийские представления.

– Вы правы, я разрушаю зороастрийские представления, но делаю это на основе сообщений первоисточников, притом не просто ради разрушения. Разрушая одно, я пытаюсь возродить наше исконное тюркское мировоззрение. Зороастризм был навязан нам в советское время с целью уничтожить какую-либо память о доисламском тюркском мировоззрении и тюркском язычестве. В реальности навязывание зороастризма была частью борьбы советской идеологии с так называемым пантюркизмом, иначе говоря со стремлением тюркских народов к естественной солидарности между собой. 

– Спасибо, за то, что вы довольно четко провели разделительную линию между мировоззрением наших тюркских предков и зороастрийцев. 

– Наличие разделительной линии вовсе не дает основание оценивать, одну из этих религий как положительную, а другую как отрицательную. Любые религии отражают свою эпоху и ценности, народа или народов, которые ее исповедуют.  В данном случае, также речь не идет об отрицательных или положительных аспектах зороастрийской религии или преимуществе мировоззрения наших предков. Моя цель попытаться показать, что зороастрийскую религию с ее ценностями, заложенными в Авесте и других священных книгах, наши тюркские предки не исповедовали.

– Если наши предки ни в какой форме не были причастны к зороастризму, то какую религию они исповедовали до принятия ислама?   

– Наши предки на протяжении более тысячелетия исповедовали вероисповедание, которое в современной науке называется тенгрианство и относится к традиционным языческим вероисповеданиям (многобожью). К сожалению, в отличии от монотеизма и зороастризма, тенгрианство не имело своей священной книги и поэтому его основы были преданы забвению. Но многие древние и средневековые источники дают возможность ученым реконструировать его принципы. Эта работа, в сугубо научных целях, осуществляется во многих тюркских странах, но наиболее удачно это делается в Казахстане. Наш азербайджанский ученый З. Гасанов в результате исследования пришел к результату, что расположенную на территории современной Азербайджанской Республики страну Ашгуз, создали тюркоязычные скифы. В корне названия Ашгуз этноним гузы, или огузы. З.Гасанов также исследовал сообщение Геродота (V в. до н.э.), о том, что скифы поклонялись 8 богам и установил, что скифские божества идентичный доисламским тюркским божествам. У скифов Верховной богиней была Табити, у доисламских тюрков От-ана, которые одновременно олицетворяли Огонь.  (З. Гасанов, Царские скифы) Португальский художник. Франсишко Коел в период правления короля Афонса VI в 1675г подготовил книгу в которой нарисовал коллекцию гербов современных ему и древних стран, и династий. В их числе имеется и Скифский герб в виде пламенеющего огня. Далее З. Гасанов выявил сообщения о тюркском многобожьи в тюркских рунических текстах (VI в.) и на примере гуннов у албанского автора М. Каганкайтукского (VIII вв.) и др.

– Есть ли в зороастрийских текстах сообщения о религии туранца Франграсйана?

– Вероисповедание сторонников Ангро-Манью, и в частности Франграсйана/ Афрасиаба/Алп Ар Тонга которая в зороастризме называется дэвопоклонничеством, часто называется и идолопоклонничеством. Это прямой намек на традиционное языческое многобожье. Выше мы со ссылкой на З.А. Рагозину упомянули, что еще до зороастрийцев храмы огня были у туранского населения проживавшего на западном побережье Каспийского моря. Мы привели также аргументы в пользу того, что это были скифо-саки. Там же мы упомянули и размещенные в этом регионе естественных святилищ огня. Важное сообщение о храме огня у дэвопоклонников/идолопоклонников дается в зороастрийских текстах. Согласно Авесты, заключительная битва между персидским/зороастрийским царем Кай Хосровом и туранцем/идолопоклонником Франграсйан/Афрасиаб/ Алп Ар Тонга произошла у озера Чичаст, которая идентифицируется с озером Урмия. Бундахишн описывает события происшедшие после убийства Кай Хосровом Франграсйана: «Когда Кай Хосров разрушал капище у озера Чичаст, он водрузил (этот огонь) на гриву (своего) коня, разогнал (этим) тьму и мрак и осветил (землю), чтобы он (мог) разрушить капище. Огонь Гушасп был установлен в той же местности, в алтаре огня у горы Аснаванд.  (Бундахишн, 27, О свойствах огня). Из этого сообщения откровенно следует, что у озера Чичаст/Урмия было некое капище (святилище огня), принадлежащее сторонникам Франграсйана и лишь после его гибели Кай-Хосров разрушил это капище и на его месте построил новый, посвященный Гуштаспу, т.е. Виштаспу – первому зороастрийскому царю. Источники сообщают о зороастрийском святилище Адур-Гушнасп, сооруженном на этом месте не ранее конца IV – начала V в. н.э. Сообщение Бундахишна дает основание признать, что вплоть до IV – V в. на этом месте находилось святилище языческой незороастрийской религии, который исповедовал Франграсйан/Афрасиаб/Алп Ар Тонга и все туры/туранцы. Эта религия называется Тенгрианизм/Тенгризм.

– В таком случае, чем объясняется тот факт, что среди азербайджанцев так широко распространено мнение, что якобы наши предки были зороастрийцами?  

– К сожалению, многое оставшееся в наследство от советского периода нам еще не удалось устранить. История проблемы такова. После принятия ислама многие века у нашего народа, как и многих других, исповедующих монотеизм, был период религиозного приоритета при определении самосознания. Начиная со второй половины XIX в. и особенно масштабно с начала XX века, как и у многих народов, у нашего народа этническому, а точнее тюркскому самосознанию, начал даваться приоритет. Это начало беспокоить многих, но особенно наших соседей, ревностно относящихся как к нашей истории, так и к любому нашему развитию. В целях противостояния этому процессу, ими было внедрено в сознание руководителей вначале Российской империи, а затем Советского Союза политизированное понятие пантюркизм, как явление опасное для Российской, а затем Советской государственности. Идеологические структуры Российской империи и Советского Союза в отношении к Азербайджану во главу угла поставили, борьбу с пантюркизмом. Чтобы отдалить нас от тюркского самосознания, вначале надо было лишить нас тюркского мировоззрения, а освобожденное идеологическое пространство заполнить антитюркской мировоззренческой информацией. Чуждый для нашего народа зороастризм оказался эффективным средством на пути отдаления нас и от тюркского происхождения и от тюркского самосознания. Вся официальная наука Советского Союза и в определенной степени Советского Азербайджана была направлена на утверждение постулата о том, что якобы наши предки были зороастрийцами.

– Почему Азербайджанские ученые также пошли по пути, который в настоящее время признается ошибочным?  

– В советское время в Азербайджане, были две группы исследователей Авесты, которые стояли на противостоящих друг другу позициях. Одну из этих групп возглавлял Играр Алиев. С его точки зрения: «Авеста, Зороастризм играли важную роль в духовной жизни азербайджанского народа на протяжении многих столетий. В Авесте все и вся буквально пронизано иранством, иранским духом – вплоть до мелочей». Дополнительно к этому он утверждает, что «вне всякого сомнения, что туры/туранцы авестийского времени – это иранцы. Ни о каких туранцах – тюрках для авестийского времени здесь и речи быть не может». (Алиев Играр. Несколько замечаний на Авестологическую тему.) Из этих сообщений И. Алиева исходит, что с одной стороны Авеста составляет важнейшую часть духовной жизни азербайджанского народа, а с другой она вся пронизана иранством и иранским духом. Вывод однозначный, что «духовный мир азербайджанского народа», «пронизан иранским духом до мелочей». Из этого следует, что азербайджанский народ имеет иранское происхождение, а все тюркское это наносное. Действительно, в советское время, в науке, приоритет отдавался мнению, что азербайджанцы, не коренной, а пришлый народ прибывший на эти земли лишь в XII в. Другая группа, ученых признававшие себя патриотами, в противовес Играру Алиеву, не вн6икая в суть зороастризма утверждали, что Авеста вся пронизана тюркским духом. Это отчасти было вызвано тем, что в советское время практически не было информаций о доисламском мировоззрении наших предков (о тенгрианстве и сейчас не так много информаций), и поэтому некоторые исследователи, не вдаваясь в детали, заполняли эту пустоту зороастризмом. Наше исследование дает основание утверждать, что в обеих позициях есть позитив и негатив. С нашей точки зрения Играр Алиев, прав, что Авеста пронизана иранским духом, но не прав, что Авеста сыграла важную роль в духовной жизни нашего народа. Вторая группа, неправа, что вся Авеста пронизана тюркским духом. Прагматическая сторона вопроса заключается в том, что Авеста, сообщая об иранском духе, и зороастрийско-туранском противостоянии дает много информации и о тюркском духе. Мы в своем исследовании придерживаемся этой концепции.  

– О принадлежности азербайджанцев зороастрийскому вероисповеданию говорится во многих наших научных исследованиях и даже школьных учебниках.

– Ученому нельзя запрещать писать Он свободен в своих выводах. Я в данном случае пишу о том, к какому выводу пришел, исследуя непосредственно зороастрийские первоисточники. Ученый исследователь может прийти к любому выводу, независимо от того, соответствуют его выводы установившейся традиции или противоречат. Что касается учебников, здесь ситуация несколько иная. Авторы учебников, обращаясь к исследованиям, должны знать, имеются альтернативные мнения или нет.  В учебниках, естественно, нельзя писать альтернативные мнения, но авторы берут на себя ответственность, давая в учебниках мнение одних ученых и игнорируя мнение других. Здесь роль должны сыграть эксперты по зороастрийской проблеме, но и они иногда оказываются недостаточно компетентными по этой научной проблеме. Есть еще одна разница между научными исследованиями и школьными учебниками. Она заключается в том, что научное исследование читают лица, в определенной степени, осведомленные в проблеме, могущие отличать правду от неправды, истину от лжи, аргументированный подход от априорного. Что касается учебников, – то ложь, написанная в ней, может восприниматься школьниками как истина и это, в данном случае, наносит непоправимый вред национальному самосознанию нашего подрастающего поколения.  По вопросу неправильного освещения проблемы зороастризма в школьных учебниках я обратился в министерство просвещения и в определенные структуры Академии Наук Азербайджана. Обещали принять меры. Поэтому воздерживаюсь от высказываний, дожидаясь их решения.

– Вы привели целый ряд примеров приверженности азербайджанцев тюркским ценностям. Прошу Вас, по возможности, кратко ответить на вопрос: как соотносятся самосознание азербайджанское с самосознанием тюркским?  

– Я знаю, что вокруг двух понятий – мы тюрки или мы азербайджанцы– имеется некое расхождение мнений в нашем обществе. Не могу согласиться с теми, кто дает приоритет одному из этих понятий. На самом деле, истина такова, что наше азербайджанское самосознание исходит из нашего тюркского происхождения. И никак не по-иному. Великой ошибкой является попытка отрицать тюркское происхождение нашего народа. Отказываясь от тюркского происхождения, мы отказываемся от своей многовековой и великой истории, от родства с более чем 30 современными народами, проживающими от японских побережий до Черного и Средиземного морей. Такой же великой ошибкой является игнорирование нашего азербайджанского самосознания. Напоминаю, что античные источники на протяжении 700 лет, наш народ называли «атропатенцы», т.е. в современном понимании азербайджанцы. Пренебрегая такой ценностью, как наше современное азербайджанское самосознание, мы оскорбляем память наших великих предков, которые 27 веков тому назад создали страну под названием Азербайджан. В самых первых источниках, сообщающих о создании нашей страны она называлась Атропатена (в римском источнике) и Адорбайган (в сирийском источнике). [см. Гасан Гасанов Александр Македонский и Атропат]. Наши предки в сложнейших условиях сохранили и государство, и его название до наших дней. Оба этнонима: тюрки и азербайджанцы для нас одинаково родны, близки и связаны тесными узами с нашей многотысячелетней историей. Также как у каждого человека есть имя отца и его собственное имя, так и у народов. Этноним тюрки – это имя отцов и предков нашего народа. Это и означает наше тюркское происхождение. Этноним азербайджанцы – это наше имя, имя тюркского народа, на протяжении веков, сформировавшего свой язык, культуру и идеологию в пределах своей азербайджанской государственности. На этом зиждется наше современное азербайджанское самосознание.

– Спасибо! Что хотели бы вы сказать в заключение?   

– В 1917-1918 гг. когда шла борьба за возрождение нашей независимости и создание республики, определение его названия, азербайджанские политики встречались с целым рядом серьезнейших препятствий. Наши оппоненты распространяли по всему миру информацию (тогда они имели такую возможность, а мы нет) о том, что якобы мы пришлый и не до конца сформированный народ, что мы не имеем стабильного национального имени, что мы никогда не имели на Южном-Кавказе своей государственности. А ведь в преддверии завоевания северо-азербайджанских ханств официоз российской империи наши государства неизменно называл Азербайджанскими ханствами. После завоевания и ликвидации всех ханств, т.е. наших национальных государственных структур, в условиях Российской империи, было запрещено называть нашу территорию Азербайджаном, а нас самих азербайджанскими тюрками. Думаю, это было сделано не без участия, наших основных оппонентов. При таких обстоятельствах А.М. б. Топчибашев с болью в сердце укорял тех, кто на протяжении более 100 лет, пытался лишить наш народ самого ценного наследия: национального самосознания. В одной из своих работ в те годы он пишет: «Мусульмане Восточного Закавказья влачили незавидное существование. Они не смели называть свою родную страну собственным ее именем «Азербайджан» и себя азербайджанцами; не могли говорить, что они народ тюркского происхождения». Сейчас у нас есть все возможности и для правильного исследования нашей истории, и для успешного продвижения этой информации по всему миру.

 

© Гасан Гасанов

 


Количество просмотров: 1512