Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Критика и литературоведение, Критика
© Шайлообек Назаралиев, 2020. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 22 августа 2020 года

Шайлообек НАЗАРАЛИЕВ

Правда жизни

 

Статья посвящена творчеству известного журналиста Мамата Сабырова.

 

В 19 веке полиграфическая промышленность была в зачаточном состоянии. И потому, хранящиеся в музеях книги Пушкина, Лермонтова Гоголя, Герцен, Толстого, и др. тех лет выглядит серо, невзрачно. Но внутреннее содержание потрясает читателя. Эти гиганты мысли так наглядно, образно, живо… отразили жизнь XIX века, что здесь не нужно открывать книги по истории. Наверное, литература  цена именно этим качеством. Отражать без оглядки на власть, моды, тенденции всю палитру красок жизни без утайки. Но для этого нужен божий дар.

Полиграфия по сравнению с XIX веком шагнула далеко вперед. Книги, издающиеся на глянцевых бумагах, со гламурными, цветными изображениями, с четко выверенным текстом, отличные шрифты которых напоминает шеренги солдат на параде. Все сделано в Евростиле – снаружи блеск, вроде все выглядит совершенно, но изнутри пусто. Нет содержания, трогающие читателей до глубины души, заставляющие их не оторваться от книг. Само это говорит, что дело не полиграфия, а совсем в другом. Это признак XIX века.

В начале этого года, вышла в свет сборник рассказов известного журналиста Мамата Сабырова под названием «Младший брат». Книга тонкая, всего 63 страниц, 4,25 печатных листов. Напечатано на дешевой  газетной бумаге, с невзрачным полиграфическом исполнении. Всего 7 рассказов, самый маленький 2 страниц, большой 10 страниц. Но не боюсь этого сказать, что все они блестящие. Хотя автор, до этого издал 2-3 сборник рассказов, в этой, книге он, превзошёл самого себя. «Кротость сестра таланта», сказал А. Чехов. Книга точно отвечает этому требованию. Автор, одним мазком, штрихом, краткими диалогами, точка раскрывает характер, внутренний мир персонажей, что порою удивляешь мастерству и таланту писателя. Сказывается опыт, зрелый возраст, мастерство, выраженное отточенным карандашом и сформировавшийся  подчерк, стиль. Как сказано выше, М.Сабыров работая много лет в разных ведущих периодических изданиях, Кыргызстана исколесил страну вдоль и поперек. Он отличный знаток сельской жизни. Побывал во многих странах. Хорошо знает литературный мир. Все это накладывается друг на друга и делает его произведения особенным, обособленным, узнаваемым и главное, не оторванным от реальности. Он точно, обобщенно  описывает события тех или иных времен.   

Возьмём 4 страничный рассказ «Друзья». Здесь речь идет о  басмачество. Хотя на эту тему сказано, пересказано много, но как этот рассказ никто еще не поставил такой точный диагноз этого события. Начало XX века.  Откуда  то в юге Кыргызстана появились вооруженный отряд армянских меньшевиков— Дашнаки, с целью выбить клин между большевиками и местным населением  (хотя я много чего читал на впервые услышал об этом.) и организует настоящий террор-убивает, вешают, грабят…местное население. Двое друзей Осмон и Бөөрүбек поднимают народ чтобы отразить атаки пришлых. Они победят, но дальше их пути  расходятся. Почему? Потому что цель достигнута, враг разбит, но они не знают, куда вести толпу дальше. Нет идей, знаний, опыта, взглядов, возглавлять повстанцев. Один уходить в религию, другой оказавшийся, с течением обстоятельства во главе целого вооруженного формирования хочет лакомиться вкусом власти и становится почти диктатором и творить дела хуже, чем дашнаки. Дело доходит до открытого противостояния и один, убивая другого, сам закончит жизнь бесславно. Хотя с тех пор утекло много вод, это какой-то мере напоминает новую историю большинство постсоветских стран, в том числе Кыргызстана.

Другой рассказ М.Сабырова «Гайыпберди» о жизни простых солдат в Афганской войне. К роте солдат попадают каким-то образом единственный сын старых людей. И вся рота какой бы национальности он не был стремиться оберегать его от пули. Эти солдаты далеки от идеологии. Они вчерашние школьники, волей судьбой оказавшиеся, в далеком краю. Они ещё не потеряли смысл слов, что такое дружба, братство, взаимовыручка. Вся их цель замкнуто в одном. Спасть даже ценой собственной жизни Гайыпберди. Идут вместо него по очереди на рейды, оставляя молодого в казарме. Но вновь прибывший, разжалованный с майора на капитан офицер, пьяниц приказывает всем отправиться в рейд. В итоге, когда один день остается до дембиля вражеская пуля достигает Гайыпберди. Горе солдат нет конца. Они винят в этом самих себя, друг-друга, готовы растерзать самодур капитана. Не понимают, зачем они оказались в этом богом забытой стране, зачем погибают, как они будут смотреть в глаза стариков? Но на эти вопросы до сих пор нет ответы.

Ещё один рассказ называется «Шедевр». Молодой, наглый, амбициозный человек, ничего не мыслящий в литературе  сострочит 20 страничный опус, не отвечающий ни каким критериям литературы. Его сюжет вкратце таков. В далеком горном ауле местные жители разрешают инвестором добывать золото в горах. Но когда добытчики приступают к работе, откуда то появляется дракон и пожирает всех… И этот наглец с помощью литераторов, знающий толк в этом деле, дает надлежащий вид своей работе и издает. При том несколько раз. Он загружает всех друзей, знакомых, односельчан и.т.д. под предлогом поддержать новое дарование. Рекламируя книгу вдоль поперек обращает на себя внимания общественности. Переводит свою книгу на русский язык и идет нагло к  Ч.Айтматову. Корифей скажет только одно слово на русском языке «Смело». Это слово имеет двоякое значение. Он также синоним слово нагло, бесцеремонно. «Новоявленный талант» понимает это в прямом смысле, как похвалу и везде хвастается тем, что сам Айтматов восхвалил его. Главная черта этого юнца умение добывать деньги из всего. Он литературу  превращает в источник добычи денег и в конце концов становиться известным человеком. Хотя литературная среда не воспринимает его в серьез, даже игнорируют и открыто осмеивают, ему на это наплевать. Цель достигнута — он уже постоянный завсегдатай разных литературных вечеринок, критик литературы и денежный человек. Это напоминает нам что-то известное, как зеркало современной жизни. Какие только типы не были у нас на вершине власти в годы независимости. Проходимцы, бездари были акимами, губернаторами, криминалы депутатами, трусы генералами и.т.д. Они все делали деньги. И спокойной совестью перешагнули в сытую жизнь, отделив, перегородив себя от остальных. Но этому концы нет. Вся беда, наверное, оттуда «Коль  пироги начинает печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»

Книга состоит из таких саркастических, иносказательных, диагностических 7 рассказов. Но все они блестящие. Автор так точно, ярко раскрывает персонаж, что это действует на читателя магически и не отпускает его. Стиль, подчерк, местный говор составлен так, что если уберешь одно предложения, вся конструкция рухнет. Остальные рассказы «Пиво», «Младший брат», «Двое», «Леопард» тоже в таком стиле.

Всем известно, что рассказы Джек Лондона, Марк Твена, О Генри, П.Чехова, Лескова кратки, глубоки, содержательно и точно. Одним словом «Словам тесно, мыслям просторно». М.Сабырову присушь, такое тонкое понимание человеческой души и талант, умение выразить это через перо и бумаги так тонко и изящно. И потому, смело можно утверждать, что на небосклоне Кыргызской литературы появился новый самобытный рассказчик.

 

© Ш. Назаралиев

 


Количество просмотров: 54