Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Драматургия и киносценарии, Киносценарии
© Курманалиев Т.И., 2008. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 25 декабря 2008 года

Туленды Иманбетович КУРМАНАЛИЕВ

Триумф

(киносценарий)

Забавная короткометражка о приключениях незадачливого спортсмена

Публикуется по книге: Т.И.Курманалиев. Любви негромкие слова. – Б., Илим: 2002. – 112 с.
ISBN 5-8355-1253-8
К 93

 

Кадр I

Мотогонки по пересеченной местности. Летят из-под колес комья грязи, ревут мотоциклы, преодолевая подъемы, водные преграды. Мотоциклисты, лица которых невозможно различить из-за грязи и копоти, сталкиваются, падают, снова вскакивают, тащат мотоциклы — стремиться к финишу.

Финиш! Судейский стол. Кубки, грамоты.

Соревнующиеся уже стоят в одну шеренгу, рядом со своими мотоциклами, оттирая пот и грязь со своих лиц. Вызывается по громкоговорителю "Асан Бектуров" — ему вручается кубок и дип¬лом "Мастера спорта". Его друзья — соперники по соревнованию до предела поворачивают ручки газа — этим грохотом они приветствуют новоиспеченного мастера спорта.

Судья поднимает колокольчик и пытается перезвонить грохот, однако тщетно...


Кадр II

От многоэтажного дома, где внизу большой магазин, отъезжает с грохотом грузовик.

Комната в этом многоэтажном доме. Распахнутые окно. На кровати лежит Асан, которому снился сон (предыдущий кадр). Грохот машины стал удаляться, зато явственее слышен звонок телефона. Асан вскакивает, хватает трубку. Слышен голос: — Привет! Хватит спать! Нас ждет дед Поликарпыч! Я — снизу, из автомата. Ноги — в руки, мастер! Слышны прерывистые гудки. Асан выглядывает в окно. У мотоцикла с коляской стоит его друг Сергей и призывно машет рукой.

Уже одетый в кожаную куртку с двумя мотоциклетными шлемами в руке и спортивной сумкой, Асан заскакивает в комнату, где завтракает его отец, мать и маленькая сестричка. Схватив со стола пару бутербродов и кинув "я к деду Поликарпычу", он выскакивает в прихожую, на секунду останавливается у зеркала, рядом с которым приклеена большая фотография из предыдущего кадра — момент вручения Асану кубка.


Кадр III

Горная извилистая дорога. Видовые кадры сменяются, сходясь в одном секторе, где мчится мотоцикл с коляской с друзьями — Асаном и Сергеем. Здесь оператор должен показать, насколько трудна эта трасса, но не для мастера спорта. Бодрая музыка из киргизских наигрышей на комузе.


Кадр IV

Село. Раннее утро. Перекликаются петухи. Восходит солнце. На веранде сельского дома завтракают трое: довольно бодрый старик, весь седой, с небольшой бородкой и усами, в полинявшей гимнастерке с планками боевых наград — дед Поликарпыч, рядом Асан с Сергеем. На столе молоко, сметана, огурцы и прочее и большая, нестандартная бутыль с мутноватым самогоном.

По большому двору бродят куры, в углу глинобитного забора пригрелась на солнышке большая свинья.

Дед открывает пробку бутыли и разливает самогон в стаканчики. Асан и Сергей протестующе отставляют их от себя. Поликарпыч доволен. Дед, оглянувшись, воровато быстро опрокинул стакан¬чик, закусил и произносит, обращаясь к Асану:

— Когда мы с твоим дедом Бектуром били фашистов и он тоже не пил. Свинину же ел тайком от твоей бабушки... Ну ты как, сынок? Всем ли ты доволен? Вот когда вы позавчера въехали во двор Серега орал "Сююнчу"! Но "cююнчу" я дам не ему, а тебе. Ты же стал мастером спорта!

Сергей вступает в разговор.

— Деда, а деда, зачем ему еще подарки: он все равно будет недоволен! Его, видите ли, плохо оценили, не устроили той по поводу его мастерства, не били в литавры. Ему подавай триумф!

Асан протестующе морщится, пытается перебить. В это время свинья у забора, учуяв что-то открывает глаза, поводит пяточком туда — сюда, поднимается на ноги и издает такой оглушительный и истошный визг, от которого Серей и Асан испуганно вздрагивают.

Бабка, супруга Поликарпыча, кормившая во дворе кур, огорченно высыпает из фартука остатки зерна, ибо все куры в страхе разбежались. Схватив здоровенную палку и, погрозя ею деду, стала загонять свинью в сарайчик. Асаи с Сергеем зажали уши. Дед грустно опрокинул Сергеевский стаканчик самогона, не закусывая, подпер голову рукой, закручинился.
Визг набирает новую высоту. Рулады.

Бабка, с несвойственной для ее возраста, взбегает на веранду, хватает стаканчик с самогоном, стоящим перед Асаном, и так же стремительно исчезает в сарайчике, откуда визг перешел на самую высокую непрерывную ноту. Вдруг разом все стихло. Из сарая раздается довольное урчание и почмокивание. Из конуры медленно с оглядкой вылезает пес. Уши все же торчком. Появляется первая, затем вторая курица, которые устремляются к зерну. Снова защебетали воробьи.

Сергей с Асаном вопрошающе смотрят на Поликарпыча.

— Был же хряк, всем хрякам хряк... Две недели тому загуляли у меня гости и напоили его первачом. Так теперь стоит учуять запах — в крик. Рефлекс по-научному. Вот на ком Павлову надо было бы изучать эти условные рефлексы, на нашем Алкоголике. Так мы его теперь и кличем. Отзывается же паразит! Теперь стаканчик тайком от старухи не пропустишь. Выдаст! Да еще как! Вот бы его в ГАИ пристроить.

Ну, да ладно. Возьми-ка, ты, Асан, сынок, его себе как "СЮЮНЧУ"— Здоровый хряк. Жирный!

— Да куда я его в городе дену, деда! — Асан заволновался. — Я ведь живу на седьмом этаже!..

— Обижаешь! Внук моего Бектура забыл киргизские обычаи? — Захмелевший дед стал пальцем тыкать в грудь Асана, и переходя на киргизский язык произнес: — я тебе покажу как непочитать стар¬ших, (пусть зрители думают, что он сочно выругался)

— Да успокойся, дед, — Сергей хитро подмигнул Асану. — Берет же он твоего Алкоголика, только он хотел сказать, что больно дорогой подарок! Правда, ведь, Асан!

Асан с кислой миной утвердительно качает головой. Дед обнимает его, целует и хлопает по спине.

— Бектур жизни для меня не пожалел, а вы говорите — хряк!..


Кадр V

Тот же двор. Сергей с дедом заталкивают пьяного спящего хряка в люльку мотоцикла. Заталкивают вниз спиной, сложив задние и передние ноги. Пот градом. Старуха, стоящая рядом обмахивается от запаха перегара, исходящего от свиньи, а может отчего другого. Асан в отчаянье, хотя старается не показывать виду. Дед с сожалением кладет в походную сумку Сергея ту самую нестандартную бутылку с самогоном и многозначительно, мимикой показывает, как вливать в горло свиньи очередную порцию. Полог люльки закрыт. На экране темно.


Кадр VI

Играет комуз также спокойную, но быструю мелодию.

Мелькает дорога. Друзья на мотоцикле искоса поглядывает на люльку.

Пост ГАИ. Постовой у мотоцикла отмахивает жезлом. Друзья спешиваются. Встречаются с милиционером прямо возле люльки.

Проверка документов. Узрев значок "Мастер спорта", милиционер, понимающе, кивает на мотоцикл Асана, Утвердительный кивок — документы возвращены. Вдруг запах, запах перегара. Асан, понимающе, дышит на постового. Сергей тоже выдыхает, предварительно набрав полную грудь воздуха. Милиционер неудовлетворен. Достает из сумки индикаторную трубку — Асан дует. Милиционер пожимает плечами. Дует Сергей. Нет реакции. Сергей показывает на рядом стоящий грузовик с ящиками водки. С посветлевшим лицом постовой козыряет и направляется к своему мото¬циклу.

Экран разделен на две половины. В левой видно, как постовой шагает к своему мотоциклу. В правой — мультипликация, показывающая разрез люльки и свинью в ней. Причем, в негативном изображении видно как хряк проснулся. Вокруг его головы туман. Ноги согнуты. Он дергается, пытается расправить онемевшие суставы. Боль в позвоночнике от дороги и ударов после езды в неестественной позе. Кромешная тьма. Хряк дергается сильней, отчего все движения отдаются болью в позвоночник. Стрелы молний бьют туда.

Дикий визг из люльки. Друзья вскакивают на мотоцикл и с места набирают скорость.

Постовой растерянно бросается вслед, останавливается, круто разворачивается и, придерживая сумку, бежит к своему мотоциклу. Лихо вспрыгивает, с визгом разворот и — погоня.


Кадр VII

Погоня. Дорога проходит у озера, водоема. С воем, визгом мотоцикл друзей проносится вблизи пляжа. Загорающие вскакивают и бросаются в озеро. Утка с выводком синхронно ныряют. Девушка на пляже падает в обморок. Молодой человек, растерявшись, бьет ее по щекам, затем целует. Девушка, приоткрыв один глаз, снова закрывает и двумя руками обхватив его за шею, не отпускает его.

Милиционер на ходу свистит и грозит им пальцем.

Визг свиньи перерастает в грохот реактивного самолета, проносящегося над озером, однако стоящие в воде и вынырнувшие смотрят вслед преследуемым. С вышки спасатели кидают в воду спасательные круги и кидаются сами. С лодок спасают спасателей, таща их за волосы.

Погоня между кустарников. Слалом. Большой куст. Друзья останавливаются, быстро отстегивают брезент. Сергей вынимает из сумки бутыль, быстро открывает и вливает в визжащую пасть. Звук резко обрывается. Слышно довольное урчание, причмокивание. Оба друга оттирают пот с лица.


Кадр VIII

Друзья въезжают в город. У одного из домов Сергей соскакивает и, прощально, помахав рукой, исчезает в подъезде.


Кадр IX

Микрорайон типа "Запад", где дома сомкнуты в четырехугольник. Асан въезжает под арку и останавливается у подъезда знакомого нам дома.

Вдруг раздается истошный визг проснувшейся свиньи. Асан кидается к своей спортивной сумке, но, увы!, самогон унес Сергей.

Различные комические ситуации с жильцами четырех домов. Вездесущие дети окружили мотоцикл, Асана, который в высшей степени растерянности. Из-под брезента выглядывает пяточок хряка, издающего невообразимый, требовательный визг.

Пожилая старушка-киргизка в белом платке, в чапане и ичигах с остроконечными калошами, уперев в грудь Асана сучковатую палку, что-то кричит ему, видимо ругает поводя пальцем по своей щеке. Слов не слышно, видно только ее гневное лицо. Наконец, оторвав палку от груди Асана, старуха, смачно сплюнув в сторону, пробирается через толпу детей и взрослых, сгорбившись и опираясь на свою трость медленно удаляется, возмущенно покачивая головой.

Экран темнеет. Синхронно уменьшается звук. Экран темный. Звук прекратился. Через пять секунд из темного экрана снова резко возникает и так же резко захлебывается визг хряка. Следом вспыхивает слово "Конец".


Скачать книгу «Любви негромкие слова»

 

Курманалиев Т.И., 2008. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора

 

Также см. статью об авторе «Звезда удачи сына батрака»

 


Количество просмотров: 2705