Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика
© Бахтияр Шаматов, 2012

Бахтияр ШАМАТОВ

Табылды Эгембердиев: «Моя предпринимательская философия заключается не в личном обогащении...»

Данное интервью с выдающимся сыном нашего народа, пионером кыргызского национального бизнеса и предпринимательства, неповторимой и уникальной личностью Табылды Эгембердиевым было записано в январе 2012 года. Скоро Табыке исполнится 70 лет. И в честь этой даты я предлагаю русскую версию интервью, подготовленную мной специально для ознакомления с более широкой читательской аудиторией. Потому что он был для всех людей разных национальностей, живущих в Кыргызстане своим. Поэтому я надеюсь, что беседа с мэтром отечественной публицистики и феноменом национального бизнеса никого не оставит равнодушным и заставит задуматься о многих вещах в нашей жизни и взглянуть на них другими глазами.     

  

  — Табылды байке, несмотря на лютый мороз, в «Супаре» вашей что-то многолюдно и шумно. Проводите какое-то мероприятие?

  — Провожу республиканский чемпионат Федерации Ордо по национальной игре ордо. Я являюсь избранным президентом этой организации. Призовой фонд составляет 100 тыс. сомов. Сам видишь, у нас приличный стадион для игры ордо. А на улице действительно холодно, 18 градусов ниже нуля. Видишь этих игроков, думаешь, им холодно? Ничуть, потому что они напились бозо и никакой мороз им теперь не страшен. Рядом поставил печку, чтобы игроки грели руки иногда. А в обед всех накормлю горячим, вкусным супом. До этого мы дважды провели республиканский чемпионат, тогда они играли томпоем (альчики крупного скота), сегодня играют абалаком (специальная бита для данной игры). Это другой вид игры ордо.

   — Кажется, Вы сами тоже большой фанат этой игры. Вижу не шуточный накал страстей, и как вы горячо спорите с оппонентами, дело доходит чуть ли не до драки. Не могу сейчас вспомнить, а в советское время играли в ордо? Я имею ввиду проводились ли какие-то официальные соревнования, первенства и т.

   — Конечно. До 1975 года чемпионаты по этой игре проводили только с использованием абалака, биты, то есть. Позже перестали его использовать. Мое детство тесно связано с ордо, мы играли только с абалаком и никогда не видел, чтобы использовался томпой. Эта игра, хотя и простая с виду, но требует физическую силу и мастерства. Позже вообще перестали использовать биту. Выбивание орды битой намного легче, чем альчиками и намного интереснее. Игра захватывает тем, что в ней признают только чистую победу. Она продолжается определенное время и после её окончания считают все альчики, очки и определяется команда победительница. Ты сам видел, только что одна команда досрочно одержала чистую победу. Дело в том, что преимущество использования абалака –биты заключается в меткости игрока, выбивающего орду. Поэтому отсюда в народе сохранилось крылатое выражение: «Красота орды в метком ударе». Ведь на войне используются различные виды оружия, правда? С этой точки зрения, удар альчиками в игре напоминает стрельбу из лука и удар копьем. А битой – стрельбу из винтовки и рубку саблей. Это же древняя военная игра кыргызов, в которую играли наши деды и прадеды. Я провожу данный чемпионат по своей инициативе, чтобы сохранить обоих видов этой игры — с использованием абалака и альчиков. Ведь в хоккее также есть три вида. Я считаю, что эта игра должна стать массовой, особенно в сегодняшних условиях, когда подавляющая часть молодежи остается безработной. Это же хорошо, играть в свежем воздухе, чем болтаться где попало, не зная, чем занять себя. Тем самым мы также сохраним её для будущих потомков. Игра ордо – это вершина кыргызского спорта. Кроме нас, кыргызов, никто в мире в эту игру не играет. Это игра древнего воинственного народа, как мы. Вот сам посуди: начерченный круг – это крепость. А в орде (ставке) дрожа от испуга, сидит хан, который рассчитывает только на свою охрану. Задача игроков – выбить его воинов и самого хана из орды. Одним словом, смысл игры — захватить крепость и свергнуть правителя. Тебе это не напоминает нашу действительность? Низкий поклон нашим героическим предкам, придумавшим и оставившим нам такую игру. Кстати, на сегодняшний день, говоря языком ордо, мы выбили уже два хана (теперь уже третьего – Б.Ш.), когда соседние народы не могут даже одного. 

     — А спонсоров много? Кто вам помогает?

     — Практически никто не помогает, все расходы я взял на себя. Дело лучше самому делать, чем надеяться на кого–то. Многим предлагал прийти и поддержать спортсменов. Но видать, не решились в такой мороз. Поэтому я решил следующий чемпионат провести в более теплое время года — осенью, ведь чем больше зрителей, тем лучше и для меня, и для самих игроков. Призовой фонд, бог даст, будет еще выше – 250 тыс. сомов. Хочу также в рамках чемпионата провести первенство по игре уч тапан, в которую играет каждый кыргыз. Призовой фонд будет составлять 50 тыс. сомов.  Что там говорить, ведь были времена, когда наказывали нас за то, что играли в эти игры. Это же самая дешевая, к тому же полезная игра! Не надо покупать ни мячей, ни роликов. Достаточно иметь один крупный альчик и пять мелких. Игра в альчики – это еще и крепкое здоровье. 

    — Табылды байке, завершается 2011ый год, каким он был для вас, чем запомнился? Чему рады, что Вас беспокоит больше всего? Кстати, как только появились ваши статьи, начали звонить читатели, которые говорят: «Бизнес свой он наладил, стал богатым, теперь пора ему возвращаться в творчество. Не может быть, чтобы публицист такого уровня перестал писать». И они правы. Что скажете на это?

    — Верно, уходит еще один год. Что сказать? Все еще не могу завершить строительство «Супары». «Шоро» теперь управляет мой брат Жумадыл, сам я в основном здесь, в «Супаре». Если сказать честно, то и «Супарой» руководят моя супруга Жаныл и сын Кайрат. Моя забота думать только о том, что сделать с оставшейся частью территории и если появятся деньги, продолжить строительство. Сейчас я занят только тем, что сажаю цветы, деревья, укладываю камни и… хвастаюсь перед журналистами, раздавая налево и направо интервью. Вот такая ленивая, сладкая и творческая стала моя жизнь. Беспокоить только одно: все никак не могу завершить оформление бумаг на «Супару». Я то, бедный, не очень силён в таких делах. Но осталось совсем немного и скоро с ними покончу.

   Самая главная моя новость в уходящем году – я постепенно возвращаюсь к творчеству и начал писать, чему сам несказанно рад. Мне кажется, что мой творческий потенциал намного выше, чем потенциал бизнесмена. Бог даст, я переступил шестидесятилетний порог, многое видел в жизни, следовательно, у меня есть, что сказать своим читателям. Спасибо за это вашей газете и вашему редактору Нуралы мырзе, потому что благодаря вам я возвращаюсь снова к творчеству. Когда Нуралы доставал меня своими звонками, только из-за своего стыда перед ним, я старался как мог что-то набросать на скорую руку. Постепенно будто очнувшись, серьезно взялся за дело. Поистине, в Нуралы есть что-то такое, чего нет у других редакторов, почему-то только он может меня заставить взяться за перо. Оказывается, лень и вялость окончательно сели на мою шею, черт побери...

    Меня особенно радует еще одно обстоятельство, слава богу, выборы прошли спокойно. Бизнес любит стабильность. Вот мы перешли на парламентское управление и для тех, кто понимает, это большой плюс. Теперь все чиновники будут контролировать друг друга, не дадут воровать или сделать каких-то опрометчивых шагов. Раньше оппозиция ни на что не годилась.  Теперь иногда думаешь, что власть в руках этой оппозиции, которая указывает на её промахи и контролирует каждый её шаг, вплоть до перевозок угля, например.

   Это и есть та самая народная власть, о которой мы мечтали долгие годы. Пусть в парламенте всегда будут жаркие споры, какие-то громкие скандалы, это нормально, это даже хорошо. Потому что если их не будет в парламенте, то драки начнутся на улице. Со временем и соседние государства, критикующие нас, пойдут по такому пути, вот увидешь. Для тех, кто понимает, сейчас именно в Кыргызстане решается будущая судьба всех стран Центральной Азии. Одним словом, мы кыргызы, подобны козлу-эркечу, ведущему за собой большое стадо баранов. Пусть нам тяжело, но мы должны гордиться этим...

   — Теперь то Вы напишите свою книгу?  

   — Книги сейчас пишут все, кому не лень, я бы сказал, каждый, кто еще не забыл буквы и умеет держать ручку. Меня просто поражает то, что пишут книги даже те, кто в своей жизни не написал ни одной статьи. Не понимаю таких. Книгу нужно писать так, чтобы потом не было стыдно перед читателями. Об этом нужно думать перед тем, как начать писать её, и чтобы люди читали твою книгу, понимаешь... Если ты напишешь книгу, в которой хвалишь только себя, то грош ей цена. Кто её будет читать кроме жены и твоих детей? Я например, еще не выпустил ни одной книги. Причина, кажется, только одна – я еще не готов к этому. Здесь моя точка зрения такова: настоящий талант не пишет для толпы, а пишет только для себя и через это передает другим то, что он хочет сказать. Вот к примеру, многие русские классики, которыми мы теперь не перестаем восхищаться, не могли в свое время выпустить свои книги, потому что они писали свои бессмертные вещи, будучи сами полуголодными и жили в тяжелейших условиях. Теперь эти книги читает весь мир. Поэтому написать книгу просто для того, чтобы прославить своё имя, и при этом не имея ни малейшего таланта к сочинительству, просто глупость, я бы сказал, такой человек выставляет себя на посмещище.      

    И еще одна важная сторона – не выйдет из человека писателя, который не видел жизнь и не читал книги. К примеру, из тех, кто читал только сказку «Чокчолой баатыр», может выйти только Чокчолой батыр. Помнишь, была такая сказка про кота Чокчолой? А кто же еще может выйти? Здесь я хочу открыть тебе один секрет: Впервые я прочитал Толстого в оригинале, т.е. на русском, когда мне было 30 лет. Потому что в школьные годы я почти не знал русского языка. Прочитал и был потрясен! Только тогда мне стало понятно, что до этого я был круглый невежа, глухонем и слеп! Вот тогда я узнал, что такое мир книг и их бесконечно мощную силу. Если бы я прочитал Толстого в 15 лет, то думаю, с меня вышел бы классный писатель. Я не перестаю восхищаться Толстым и каждый раз перечитываю «Войну и мир», который всегда у меня под рукой. Мне не интересен сам сюжет романа, а мастерство и сочный язык Толстого, который доходчиво и изящно передает сложнейший внутренний мир и переживания своих героев. Например, многие хвалят Достоевского и Булгакова, но они сначала почему-то были не совсем понятны для меня. Но позже прочитав о том, что оказывается, сам Толстой также недолюбливал Достоевского, я понял, что тут дело только в личном вкусе. Прочитав из книги выдающегося русского философа (его еще называют гением парадоксов) В. Розанова, что Толстой безграничен, Достоевский глубок, Толстой удивляет, а Достоевский заставляет думать, я понял, что у меня нет ни того, ни другого. Поэтому мне казалось, что писать книгу сегодня, это разве что бесполезные хлопоты и лишние расходы. К тому же я думал, что таланта у меня еще не хватает. Но с недавних пор я изменил свое мнение по этому поводу и опираясь на свой талант, который для кого–то кажется большим, все же решил рискнуть написать книгу. Сейчас я в ожидании момента, того особого состояния души, когда рука сама потянется к ручке и польются слова. Если начну, то бизнес придется отправить в «отпуск».  

  — А кого больше цените из наших кыргызских писателей? Есть такое мнение: вот ушло целое поколение писателей, а новых, ярких имен все еще нет. Вы согласны с этим? 

  — Из наших я безумно люблю Айтматова. Несколько раз прочитал его «Прощай, Гульсары» и «Белый пароход», другие ранние его вещи. Уровень Айтматова и то, что среди наших писателей нет равных ему, особенно понимаешь, когда бываешь за рубежом. Меня до сих пор волнует судьба Танабая, до сих пор остались переживания. А с каким мастерством Айтматов раскрыл образ иноходца Гульсары? Кто-либо другой из наших писателей может так блестяще писать о животном, как о человеке? Да никто. Мне кажется, мы все еще не понимаем, кто для нас Айтматов и какое значение он имеет. К сожалению, вместо того, чтобы понять всю глубину его гения, некоторые стали считать его женщин и даже написав об этом книжонку, пытались зарабатывать на этом. Мне просто жалко их…

   Был один еще неприятный момент, который до слез огорчил меня. Айтматов был еще жив, и какое-то авторитетное радио вело передачу с его участием. И представляешь, один довольно известный наш журналист задает ему такой бестактный вопрос: «Сейчас всех проституток стали называть Жамиля, каково ваше мнение об этом?». И это тот самый случай, когда на вопрос одного дурака не могут найти ответ сто мудрецов! Это наше невежество, вот это показатель нашего интеллектуального уровня! Это наше незнание Айтматова! Вопрос человечка, не умеющего различить чистую, как родниковая вода, любовь от грязной проституции; подлый вопрос никчемного человечка, негодного по сути даже в помощники чабана, но случайно ставшего журналистом!  

   Жамиля образ чистой, мужественной кыргызской женщины, которая великолепно знала и чтила все обычаи народа. Но она не заслужила не то что любовь, а даже элементарного внимания или теплых слов ни со стороны своего мужа, ни от свекрови. Она нашла свою большую любовь в абсолютно постороннем человеке и ушла с ним. И книга о такой любви дороже тысячи других книг о любви.  

    Кроме Ч. Айтматова я очень ценил из кыргызских писателей К. Жантошова, в детстве не уставал читать его знаменитый «Каныбек».

    Вот ты говоришь, что ушло целое поколение писателей. Но они служили только коммунистической идеологии и теперь исчезли вместе с ней. Тут жалеть то не о чем. Я, веришь, никогда не видел и не встречал кого-то, кто читал запоем их толстые тома. Поэтому не стоит переживать по поводу того, кто же займет их место. Настоящие писатели только теперь начнут появляться. Но есть писатели старого поколения, которые стараются писать по-новому, например, я с интересом прочитал новый роман Казата Акматова под названием «Архат».

   — Интересно узнать, когда Вы пишете, чувствуете мощь родного языка или её хватает для передачи каких-то сложных мыслей или понятий? Бывают у вас такие моменты, когда Вы ищете какие-то нужные слова, а их нет?                 

   — Нужно развивать родной язык, здесь вопросов не должно быть. Кыргызский язык тоже очень богат, иногда бывает так, что нашим словам даже невозможно найти что-то равноценное по смыслу на русском. Кыргызский язык по своей природе еще и очень сочный. Мы же часто говорим, как может быть бедным язык, на котором создан океаноподобный «Манас». Правильно. Но современный кыргызский язык оказывается бессильным в объяснении каких-то общемировых философских трактатов, хотя на нём в достаточной степени ярко описаны древняя жизнь народа, его внутренний мир, характеры героев тех времен и т. Причина в том, что у кыргызов не было таких глубинных философских понятий, мыслей.  

    Я всегда считал язык живым организмом, поэтому категорически против того, чтобы под лозунгом «сохранения первозданной чистоты языка» все инородные слова, уместно это или  неуместно, поголовно переводить на кыргызский. К примеру, в одно время мы стали писать слово «директор» как «мудур». Сейчас кто-нибудь вообще говорит мудур? Таких мертворожденных «новых», нелепых слов у нас множество. Наоборот, я считаю, что наш язык должен постоянно обогащаться за счет заимствованных слов. Поэтому те международные слова, которыми мы пользуемся в обычной жизни, можно смело «приватизировать» в свой язык. Тот же русский язык, например, несказанно обогатился за счет тех же заимствованных слов. У них почти половина слов — это слова, вошедшие из других языков. Их не отталкивали и не чуждались, как мы. Вообще-то язык должны формировать не специалисты, а сам народ. Язык является инструментом для передачи мыслей и чувств. Вот его основная функция. В книге того же Толстого, например, целые страницы написаны на французском, почему? Здесь есть основание считать, что это была вынужденная мера писателя, чтобы довести до читателя всю глубину и тончайшие оттенки мыслей, понятий там, где это оказалось не под силу русскому языку.

  — У Вас красочный и богатый язык, в ваших статьях очень много неожиданных сравнений и ярких выражений. У вас потрясающая логика. Это одно. С другой стороны, каждый автор имеет свой собственный стиль изложения и свое особое состояние, в каком комфортно ему писать. А как Вы пишете?

   — Я пишу на одном дыхании. Никогда не переписываю свои тексты несколько раз. В момент, когда мысли начинают приходить неудержимым потоком, мне кажется, что слова сами текут у меня, как говорят кыргызы, с двух плеч. Едва успеваю их писать. Казалось бы, писал легко, но на следующий день буквально падаю с ног, чувствую себя как выжитый лимон. Иногда бывает так, что обессилевши, лежу несколько дней подряд. Не могу даже кричать своим рабочим. Видимо, когда я пишу, хотя и сам не замечаю, нахожусь в каком-то особом напряжении. Думаю, что мой мозг все время сверлит одно единственное опасение: как бы не облажаться перед читателем. Именно это пугает меня больше всего. Но есть еще другая сторона вопроса: то, что я пишу, не должно вредить моему бизнесу. Я говорю о статьях на злободневные общественные темы. Сам понимаешь, каково у нас отношение к пишущим, тем более, если они еще и занимаются бизнесом. Тут приходится быть более осторожным, чтобы не вышло себе дороже. Но для меня и бизнес является творчеством, плоды которого превращаются в деньги.      

   Самое главное, будь то книга или статья, в любом случае нельзя писать равнодушно, без внутреннего пламени. Если в тебе не бушует такой огонь, то лучше не писать. Образно говоря, это похоже на женщину, у которой еще даже еще не начались схватки, а она пытается рожать, понимаешь. А богатство языка целиком зависит от общего интеллекта, уровня художественного вкуса автора и его начитанности. Я читал все, что попадалось в руки, обожаю классическую литературу, по сей день упорно занимаюсь самообразованием и не перестаю удивляться мастерству великих писателей. Из тысячи авторов я выбрал около тридцать писателей и мне их достаточно. Поэтому если что-либо из моих вещей будет нравиться кому –то, то это прежде всего, заслуга именно тех писателей, кого я уважаю на самом деле и очень высоко ценю. Часто в своих вещах я стараюсь сказать по-русски, но объяснить по-кыргызски. Кроме этого, это также заслуга моих родителей, особенно мамы, от которой я унаследовал творческие гены. По-кыргызски это называется «чымын», т.е. буквально муха. И поэтому, если мне удалось хорошенько ухаживать за этим «чымыном», и превратить его в жалящую осу, то это уже моя заслуга. Ведь не зря я выше говорил про кота Чокчолоя.

    — Вы сказали, что и бизнес для вас является творчеством. Кстати, многие хотят заняться бизнесом, но получается не у всех, по их мнению везде всё уже схвачено, к тому же без «крыши» лучше туда не лезть. Вы как бизнесмен, прошедший огонь, воду и медные трубы, какой совет можете дать им?  

    — Бизнес дело не легкое. Когда говорят про бизнес, то многие кыргызы думают, что полученные деньги — это сплошная выгода. Поэтому их тратят налево и направо, а потом сидят, не зная, что делать дальше. А сколько людей не могут оплачивать свои кредиты и лишаются домов? У меня тоже огромная сумма кредита и я также рискую. Думаю получить еще полмиллиона. Обещали, что дадут. В общем, бизнес это не то, когда ты, например, сидишь на какой-нибудь большой должности и одной только своей подписью хапаешь баснословные суммы, каких я не могу заработать даже за двадцать лет. Бизнес совсем другое дело. Это в первую очередь, беспрерывный, тяжелый труд. Все думают, что я богат, но у меня, например, до сих пор нет особняка, живу в обычной трехкомнатной квартире. Да и никакого желания у меня построить себе шикарный особняк с двадцатью комнатами нет. Вопрос в том, зачем это нужно мне? У нас в городе построили тысячи дорогих домов, стоимостью в несколько миллионов долларов, но разве мы стали лучше жить от этого? Лучше бы вместо них построили заводы, росла бы экономика и только тогда мы бы могли позволить себе такие хоромы. Какой толк от этих ханских дворцов, если страна нищая и люди несчастны.

    Моя философия в предпринимательстве – это не обогащение ради сытной, личной жизни, а иметь творческий подход к своему делу и получать удовольствие от его пользы для народа. Моя миссия – возродить и популяризовать национальные напитки, богатое культурное наследие предков. Поверь, только тот бизнес, который принесёт пользу народу и которого народ считает правильным и честным, без сомнения будет процветать. Я думаю, все знают, как я создавал свой бизнес. Если кто заметил, я стараюсь реализовать такие идеи, о которых другие даже и не задумываются. Не хочу никому слепо подражать. Только так я хочу найти свой путь в бизнесе. На любое начатое дело я смотрю с точки зрения творчества и упорно ищу пути к этому. Еще в бизнесе для меня важно качество, а не количество. Кстати, скажу тебе одну забавную вещь: у нас много людей, которые богаче меня в десять раз, но тем не менее, многие считают меня самым богатым. Пусть уши бога радуются. Я благодарен этому…                       

   А что касается «крыши», то я сам себе был «крышей» в бизнесе. В то время, когда я только начинал свой бизнес, моей единственной «крышей» было мое перо. К примеру, на других набрасывались, а меня почему-то побаивались, видимо, их сдерживало мое перо. Ведь слово всегда было и есть самое мощное оружие в руках человека, который умеет его сказать. 

    Какой совет я могу дать тем, кто хочет заняться бизнесом. Это мир без границ и не имеющий предела человеческих способностей, фантазий и желаний. Это такое же творчество, как писать стихи или сочинять музыку. Говорить, что везде всё уже схвачено и не осталось других видов бизнеса – это глубокое заблуждение, это признание своей слабости и нежелание рисковать. Просто отговорки, одним словом. Как я вижу и наблюдаю, под бизнесом кыргызы понимают только подражательство. Люди не включают голову, а просто сидят на своих деньгах и смотрят на других. Если кто-то построил ресторан и начал хорошо зарабатывать, то все тут же ринутся строить рестораны. И из-за этого, сейчас у нас в Бишкеке ресторанов и кафе хоть пруд пруди. Я не думаю, что все они гребут деньги лопатами. 

   У молодых людей, которые хотят заняться бизнесом и обеспечить себе будущее, конечно, нет стартового капитала, как того требует любое дело. Но за то, у них есть не менее богатый, я был сказал, бесценный капитал. Это образование. Если оно (конечно, я говорю про качественное образование) у тебя есть, и ты владеешь английским, то все четыре стороны света для тебя открыты. Мир ныне стал похож на большой колхоз. Где только не работают сейчас кыргызские парни и девушки! С хорошим образованием тебя любая компания с руками и ногами заберет. А в таких компаниях нет такого уродливого явления как у нас, там не смотрят, кто твой дядя или чей ты сын. Поэтому молодым людям мой совет только один: получите хорошее образование, тогда бизнес и деньги сами найдут вас. Хорошее образование — это самое главное богатство, которого невозможно ни украсть, ни потерять, которое никогда не сгорит и которому не страшна никакая инфляция!          

 — Табылды байке, одно удовольствие беседовать с Вами, было много других тем для совместного обсуждения. Но, к сожалению, не могу злоупотреблять вашим временем, тем более, вижу, с каким нетерпением ждут вас игроки. Надеюсь, что мы еще не раз с вами будем говорить и обсуждать многие вещи. Позвольте еще раз от всей души поздравить Вас с Новым годом и пожелать крепкого здоровья, успехов в вашей работе и конечно же, скорейшего завершения вашего этно-комплекса «Супара», будьте здоровы вместе со своей семьей и своим народом!

 — Спасибо. Я также желаю моему народу мира и благополучия. Молодежи хочу пожелать, пусть в Новом году у них появятся новые мечты и большие цели. Жизнь для человека имеет смысл и станет интересной только тогда, когда он ставит перед собой цели и упорно идет к ним. Жизнь человека без цели, богатый он или бедный, ничем не отличается от жизни животного. Пусть прекратятся у нас революции. Пусть оставшийся в оппозиции «Ата-Журт» хорошо контролирует правительство. Депутаты работают честно и объективно. Пусть каждый гражданин нашей страны в Новом году перед собой ставит вопрос: Что я могу сделать для страны? Вот тогда наши дела пойдут в гору.

 

Интервью взял Бахтияр Шаматов

 


Количество просмотров: 83