Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / Краеведение; нумизматика
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 4 февраля 2021 года
Легенда о большом камне (Чон-Таше)
(Краеведческая статья)
Центральная часть города Сулюкта расположена в двух сливающихся ущельях и ограничена со всех сторон четырьмя горными системами:
на западе горы Кызыл-Тоо (Красные горы), на севере – горы Кара-Тоо (Чёрные горы), на востоке – горы Аскалуу-Тоо (Скалистые горы) на юге – Сары-Тоо (Жёлтые горы). Названия гор обусловлены природными факторами, наиболее точно характеризующими данную горную гряду.
Так, например, горная гряда Кызыл-Тоо получила своё название по красному цвету поверхностного покрытия одного их возвышений данной горной гряды. Такое же название имеет перевал (Кызыл-Бел), через который проходит дорога Исфана-Сулюкта и осуществляется въезд в город с западной стороны.
Горы Кара-Тоо получили своё название по цвету грунта наиболее крупного массива в этой гряде, который в народе называется «Чёрка».
На востоке расположены горы Аскалуу-Тоо, представляющие собой вытянутую с севера на юг горную гряду, сложенную из скалистых пород.
На юге горная гряда представляет собой холмистую местность, цвет которой (Сары-Тоо) обусловлен серо-желтоватым оттенком глины, наиболее распространённым природным материалом, широко используемым для строительства (производства кирпичей и самана, набивных стен, штукатурки и других строительных растворов).
Каждая из этих горных систем состоит из совокупности горных хребтов, горных массивов, нагорий, межгорных впадин (ущелий) и долин.
В горном массиве Кызыл-Тоо находится одна из достопримечательностей этого горного рельефа – Большой камень (Чон-Таш), вокруг которого расположена местность, поросшая кисличкой (ревенем), любимым лакомством местной детворы.
В давние-давние времена это место было ежегодным сборищем джиннов [(ар.) dzinn — бес, злой дух, демон], которые мерялись здесь силой, путём поднятия, находящегося здесь камня большого размера. При этом они принимали человеческий вид и по очереди подходили к камню и пытались поднять его и тот, кто поднимал камень, считался совершеннолетним и мог жить самостоятельно. Таким образом, джинны выполняли завет, данный им Всемогущим аллахом, который сказал предводителю джиннов: «желай…». И предводитель джиннов ответил: «желаю, чтобы мы видели, и не были видимыми, … и чтобы возмужалый из нас становился юношей».
Однако, несмотря на то, что джинны отличались от людей большей силой, долголетием и жизненным опытом, они не знали, что камни тоже растут и имеют свою собственную историю жизни, — правда, очень отличную от истории живых существ. Жизнь и история камня очень длинная: она измеряется тысячами лет, и потому джиннам было очень трудно подметить те изменения, которые тысячелетиями происходили в камне.
В природе есть камни, которые на только растут, но и размножаются. Такие камни называются тровантами [(рум.) trovant — клад] и внешне они мало отличаются от валунов, но после дождя увеличиваются в размерах. От веса в нескольких граммов тровант может вырасти и потяжелеть более чем на тонну. Состоят они из песчаника, как результат его цементации. Молодые камни растут быстрее, с возрастом же рост трованта замедляется. Их внутреннее строение тоже весьма необычно: если распилить камень пополам, то на срезе, подобно спилу дерева, можно разглядеть несколько возрастных колец, сосредоточенных вокруг небольшого твердого ядра.
Согласно мнению ученых-геологов, трованты — результат длительного процесса цементации песка, происходившего миллионы лет в недрах земли, а на поверхности такие камни оказались в ходе сильной сейсмической активности. Нашли ученые и объяснение росту тровантов: камни увеличиваются в размерах благодаря большому содержанию различных минеральных солей, находящихся под их оболочкой. Когда поверхность намокает, эти химические соединения начинают расширяться и давить на песок, отчего камень «растет».
Также, хоть и очень медленно, растут обычные камни. C годами увеличивается и вес камня и, поэтому, когда молодые джинны вновь прилетели и собрались около камня Чон-Таш на свой очередной шабаш, они по очереди стали подходить к камню и пытались его поднять, но никто из них не мог этого сделать.
— Что случилось? – спросил старший джин, — то ли вы ослабли, то ли камень подрос.
Но никто из собравшихся джиннов не мог ответить на этот вопрос.
Тогда один из старых джиннов сказал:
— Ну и ну. Ничего я не пойму. Что с нашим камнем здесь случилось и как это получилось? Может быть, сам бог нам дал знать, что пора нам другой камень искать?
— Раз уж так всё получилось, и камень стал неподъёмным, давайте искать другой камень, — согласился старший джинн.
Все джинны дружно поддержали его и, приняв вид птиц, разлетелись во все стороны и вскоре для своих традиционных соревнований нашли более подходящий камень и каждую весну начали собираться в новом месте. А старый камень стал туристическим объектом и местом посещения паломниками как мазар [(ар.) mazar – святое место, предмет поклонения, место посещения].
В тоже время вопрос о геологическом происхождении скалы «Большой камень» до конца не ясен. Либо это действительно выход горных пород, либо гигантский камень, принесённый древним ледником при своём движении.
В мифологии же местных жителей, по другой версии, считается, что это место жительства джиннов. Надо сказать, что и в мифологии других народов, скалы являются сакральными местами, обладающими как положительной, так и отрицательной энергией.
Этот же район является благоприятным местом произрастания кислички (ревеня), поэтому весной сюда стекается местная детвора, чтобы полакомиться кислыми на вкус черешками. Но джиннам это не нравилось – они любили тишь и покой. А там, где дети, там всегда шум и гам, крики и смех. И они делали всё, чтобы напугать детей превращались в разных страшных зверей. Дети пугались и убегали, а дома рассказывали и друзьям и родителям о страшилищах, которые водятся на Большом камне. Так возникали всякие мифы и легенды, и это место обрекалось навечно, как место нечистой силы и отрицательной энергии.
724319, Кыргызская Республика, Чуйская область, Аламединский район, село Ленинское, улица Г. Денисенко, дом № 5, тел. 0555-33 96 11.
Количество просмотров: 1146 |