Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Детективы, криминал; политический роман
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 17 декабря 2021 года
Убийство в «Замке Ив»
(Рассказ)
…Сегодня на Иссык-Куле увидишь строения куда как хлеще, но тогда, в самом начале второй половины 1980-х, когда благословенного Озера только коснулись первые горбачевские реформы, замок этот казался ну просто сбежавшим из Сказки.
Выстроенный на самом берегу, в центре курортной зоны, дворец принадлежал загадочным алма-атинцам, по слухам, поднявшимся на джинсЕ. Чуть не первыми в регионе они начали её изготавливать и модно вываривать, затем массово шили дефицитнейшие в ту пору ковбойские штаны, кои нарасхват продавали.
Заработав первые миллионы, бизнесмены-джинсовики, взяв в долгосрочную аренду прибрежную землю, довольно быстро выстроили у воды Ив – так, по аналогии с «Монтекристо» Дюма прозвали это роскошное строение аборигены.
Неслыханная по тем временам роскошь, — в сезон нувориши прилетали сюда из тогдашней казахстанской столицы на вертолёте. Для этого специальную площадку во дворце оборудовали.
Обитатели жили мирно, налоги платили исправно, и, создав шикарное, дорогое, но востребованное место отдыха, пять дюжин местных трудоустроили. А вскоре один из совладельцев, Игорь, перебрался в Тамчы и зажил в замке круглогодично. С соседями был дружелюбен, ни в чём недозволенном замечен не был.
...И тем не менее, был убит. Вместе с ним преступники жестоко расправились с двумя сторожами: одного, как и хозяина, застрелили из охотничьего ружья, второму раскроили череп.
В местное поселковое отделение милиции о случившемся просигналили утром. Те оцепили место происшествия и сообщили о ЧП в район. Вскоре из Чолпон-Аты прибыла опергруппа во главе с заместителем начальника раймилиции, опытным сыщиком Табылды Казиевым.
Подполковник неплохо знал Тамчы. Учился здесь и дружил чуть не с полсела. Рассказывая мне эту историю, всячески подчеркивал, что в первый и последний раз в своей тридцатилетней практике встречался с тем, что милиции помогал весь айыл, от мала до велика, и информации было – успевай проверять!
Разбив село на сектора, отрабатывали владельцев оружия, а также слухи о незарегистрированных ружьях: на месте происшествия обнаружили гильзы 28 и 16 калибров.
Собранные вещдоки и информация позволили выдвинуть три версии. Поскольку забор был высоким, по периметру охранялся обученными собаками, а ворота открывались только изнутри, убийство мог совершить кто-то из своих, кто работал в оздоровительном центре. Во-вторых, убийство совершила одна из организованных преступных группировок, которой отказались платить. Ну и, в третьих, убийство совершено из неприязненных отношений кем-то из жителей села.
Шло время, начальство давило. И тут, наконец, поступила первая, выражаясь оперским языком, «цветная» информация: один из наёмных дворников, замешкавшись, остался ночевать в замке. Ого! Чем не подозреваемый!!?
Имярека нашли. Тот, якобы, испугался, и сразу же уехал в родное село. Но теперь, под перекрёстным допросом, под протокол признался, что ночью проснулся от шума в коридоре, и слышал голоса недавно уволенных за вечную пьянку Руслана и Керима, которых потом видел на осмотре места происшествия. Сказанное подтвердил участковый: эти двое даже навязывались в понятые, но, учуяв алкоголь, прокурорский следователь предпочёл других.
Обоих привезли в отделение, и допросили по одиночке. Те всё отрицали. Ночевали дома, и всё тут. Жена Руслана алиби подтвердила. Через три часа мужиков отпустили. Но показания решили проверить.
Убийство было совершено в промежутке между часом ночи и четырьмя утра. Предстояло проверить, действительно ли парочка спала в это время дома, или шарахалась в поисках спиртного. Пара магазинчиков в селе работала круглосуточно. В ближайшем, на центральной трассе, вчерашнего продавца не было. «Будет вечером, часиков в шесть, к родне на дальние кошары уехала», — сообщил подменявший родственник. Выходя, Табалды обратил внимание на красивый пакет с алыми маками Иссык-Куля, — в других торговых точках таких не было. Наблюдательность сыщика в последствии свою роль сыграла…
Вместе с начальником районного угрозыска Асхатом Мамбетовым решили вновь наведаться домой к Руслану. Чувствовалось, в этой паре он, судимый за наркотики и кражи, верховодил. Только вошли, глядь, на бельевой верёвке точно такой пакет сушится. Сыщики многозначительно переглянулись…
С друзьями беседовали в одной из комнат замка, предварительно замаскировав за шифоньером того самого дворника. Ничтоже сумняшеся, свидетель подтвердил, что слышал именно эти голоса. Двое переговаривались, шумели, матерились, пытались открыть или утащить сейф.
Не вышло, ушли несолоно хлебавши.
Последние сомнения рассеяла вернувшаяся к вечерней смене продавщица. Она уверенно рассказала, что Руслан и Керим заходили к ней в ларёк примерно часа в два ночи, были сильно навеселе, взяли две поллитры водки, банку кильки. Всё это она собрала в пакет с алыми маками…
Только собрались на задержание, интересную информацию принёс участковый. Пятилетняя дочка Руслана, играя с соседней девочкой, рассказала, что прошлой ночью у них в доме был переполох. Отец с мамой ругались, ходили куда-то, ещё один дядька приходил. Потом уложили их с сестрёнкой в маленькой комнате, они боялись, но в конце концов заснули. А утром увидели спавшую рядом мать, но отца не было.
Эти слова не умеющего врать ребёнка ещё больше укрепили уверенность оперов.
…Беседовали во дворе, не под протокол. Признав, что за водкой они таки ходили, всё остальное хозяин отрицал. Заволновался только, когда, найдя под лавкой несколько окурков со следами анаши, майор пригрозил обыском. А услышав про рассказ соседской девочки, загрустил всерьёз.
На четвёртом часу продолжавшегося уже в отделении милиции допроса, узнав, что оба опознаны ещё и по голосам, Руслан, что называется, «поплыл»:
«Игорь рабовладельцем себя возомнил. Ни с кем не считался. Меня вот уволил. В тот день мы с Керимом травки курнули, потом ещё спиртным догнались. Ещё днём узнали, что рабочим зарплату привезли, хранить деньги только в замковом сейфе могли. Решили грабануть, заодно за обиду отомстить. Ну, достал я из тайников, что на чердаке и в подвале, два старых ружья, и пошли разбираться. Центральные ворота единственные снаружи открывались, я ещё когда работал в охране, ключ запасной сделал. На всякий случай. Вот он и пригодился. Пришли, открыли. Но нашумели немного, охранники вышли. Первого я из ружья свалил, второго кентяра лопатой по голове… Тут Игорь выскочил. Ну я его из второго ружья. Насмерть. Пытались сейф вскрыть – не вышло, там замок кодовый. Утащить металлический ящик тоже не смогли – тяжёлый больно. Поматерились, да и ушли…»
Приехавшие наутро алматинцы выдали рабочим зарплату. Следователь Бакыт Абиров, свидетелей опрашивая, у всех специально интересовался, действительно ли убитый зловредным нравом отличался.
Никто не сказал об Игоре худого слова. А двое сторожей, односельчан преступников, и вовсе случайными жертвами оказались.
Стоит добавить, что за расследование тройного убийства все члены оперативно-следственной группы были поощрены высоким начальством. Табылды наградное оружие от министра внутренних дел получил. И до сих пор гордится своими операми Абдыкасымовым, Байтерековым, Тентемишевым, Акматовым, особо отличившимися в этом раскрытии.
Александр Зеличенко,
Чолпон-Ата – Бишкек, декабрь 2021
Количество просмотров: 1254 |