Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Научные публикации, Педагогика, образование; наука как таковая / Учебная и методическая литература
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 14 января 2009 года
Вокально-педагогические принципы профессора Б.А.Минжилкиева
Учебно-методическая разработка для вокальных кафедр консерваторий и институтов искусств
Кыргызский Государственный институт искусств им. Б.Бейшеналиевой
Брошюра
Бишкек, 1993 года
Данная работа ставит целью обобщить вокально-педагогические принципы народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, лауреата международных конкурсов, профессора кафедры сольного пения Кыргызского Государственного Института Искусств им. Б. Бейшеналиевой Булата Абдуллаевича Минжилкиева.
1971 г. В Кыргызском государственном театре оперы и балета имени А. Малдыбаева идет опера Ш. Гуно «Фауст». В партии Мефистофеля выступает блестящий бас, недавно вернувшийся из Италии, где он стажировался в школе «Центр» Булат Минжилкиев – это целая эпоха в развитии и становлении профессионального вокального искусства в Кыргызстане.
Булат Абдуллаевич Минжилкиев родился 23 апреля 1940 года в городе Фрунзе. После окончания средней школы поступил в оперную студию при Кыргызском театре оперы и балета им. А. Малдыбаева, затем был направлен в Ташкентскую Государственную консерваторию, которую окончил по классу известного вокального педагога Н. И. Калинковой. В 1960 году получил звание лауреата на конкурсе молодых музыкантов-исполнителей республик Средней Азии и Казахстана. В этом же году после окончания консерватории, он был принят в труппу Кыргызского оперного театра, где спел партию Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), Нилаканты («Лакме» Л. Делиба), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Командира («Неизвестный солдат» К. Молчанова), Конурбая («Манас» В. Власова, А. Малдыбаева, Г. Фере), а также неоднократно гастролировал по городам Советского Союза. С 1968 по 1971 гг. стажировался в Миланском оперном театре «Ла-Скала» (Италия).
Стажировка Б. Минжилкиева в итальянской «школе-центре» – важный этап в его творческом становлении, на котором автору хотелось бы остановиться подробно.
Первый год стажировки проходил под руководством одного из выдающихся итальянских теноров-современников в Э. Карузо, Дженарро Барра Караччоло. По признанию самого певца, этот год прошел для него недостаточно эффективно. Очевидно, школа маэстро Барра не совсем подошла певцу-басу, в то время как работа маэстро с тенорами давала блестящие результаты (вспомним Владмира Атлантова, Зураба Соткилаву, Виргилиуса Норейку, Хендрика Крумма и др.).
В связи с кончиной маэстро Барра, Б. Минжилкиев был переведен в класс Артуро Мерлини – выдающегося вокального педагога Италии, известного художника, симфонического дирижера, юриста. А. Мерлини – яркий представитель школы canto moderno одного из современных направлений в итальянской вокальной школе. Певец не без оснований считает А. Мерлини своим «вокальным отцом», которому он обязан своей великолепной школой.
Под руководством Артуро Мерлини и концертмейстеров театра «Ла-Скала» Э. Пьяцца и Р. Пасторино Б. Минжилкиев на языке оригинала исполнил три партии: короля Филиппа II в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос», Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто и партию баса в «Реквиеме» Дж. Верди.
В классе А. Мерлини певец имел возможность не только заниматься, но и присутствовать на уроках, которые давал маэстро другим воспитанникам школы – центра, а так же «звездам» мировой оперной сцены – Ренате Скотто, Франко Корелли, Флоренце Коссотто, Райне Кабаиванской, Джанни Раймонди, Кристине Ангелаковой и др. Все это, конечно, способствовало быстрому совершенствованию молодого певца. Его репертуар пополняется труднейшими ариями из опер Дж. Верди, В. А. Моцарта; там же он с удовольствием выучивает несколько неаполитанских песен.
Б. Минжилкиев в личных беседах с автором высказывал сожаление по поводу того, что, будучи в Италии, ему не удалось подготовить арии из французского и немецкого оперного репертуара, например, замечательную, редко исполняемую сцену смерти Дон-Кихота из одноименной оперы Ж. Массне. А. Мерлини на просьбы певца отвечал отказом, так как в Италии педагоги ориентируют своих учеников, в основном, на итальянский репертуар (исключение – старинная музыка).
С большой теплотой и благодарностью Б. Минжилкиев вспоминает и занятия с великим тенором современности Джузеппе Ди Стефано, который преподавал в школе – центре дикцию. Блестящий знаток итальянского языка, Де Стефано сумел привить своему стажеру правильное тосканское произношение, четкую и ясную артикуляцию в пении. Общение с Ди Стефано помогло Б. Минжилкиеву овладеть и разговорной итальянской речью.
Богатейшей школой bel canto для певца стали спектакли в «Ла-Скала», Римской опере и других оперных театрах Италии. Он имел возможность слышать и видеть не только популярные, но и редко идущие оперы в исполнении таких выдающихся певцов, как Мирела Френи, Бруно Преведи, Марио Дель Монако, Лучано Паваротти, Беверли Силлхз, Ренаты Тебальди, Николая Гяурова, Елены Сулиохтис, Пьеро Капучилли и др. Многие спектакли шли под руководством Клаудио Аббадо и Антонио Ботто.
По окончании стажировки Булат Минжилкиев принял участие в постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос», которая была осуществлена силами школы – центра в «Ла-Скала», где он исполнил партию короля Филиппа и, ставшей «жемчужиной» в его оперном репертуаре.
По возвращении на родину Булат Минжилкиев продолжил работу в Кыргызском оперном театре. Вскоре в его творческой жизни произошли замечательные события. Первое – дебют на сцене Государственного Академического Большого театра Союза ССР в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (партия Гремина) в ансамбле с ведущими солистами театра – Маквалой Касрашвили, Алексеем Масленниковым, Юрием Мазурком. Дебют прошел успешно, и с тех пор певец частый и желанный гость в лучшем театре страны.
Второе – победа певца на двух труднейших конкурсах вокалистов в Софии (Болгария) и Тулузе (Франция). На обоих конкурсах певец был удостоен «Гран-при». На втором конкурсе в Софии он с огромным успехом исполнил партию царя Бориса в опере «Борис Годунов» М. Н. Мусоргского. Можно без преувеличения сказать, что эта роль – коронная в репертуаре певца.
Широкое международное признание пришло к Булату Минжилкиеву в середине 70-х годов. С большим успехом певец гастролировал в ведущих оперных театрах Болгарии, Польши, Венгрии, Югославии, ГДР, Чехословакии, Западного Берлина, ФРГ, Швеции, Сирии, Иордании, Вьетнама, Лаоса, Японии, КНДР.
Особо памятными для певца стали гастроли с труппой Большого театра в США (1975 г.). На сцене «Метрополитен опера» он исполнял партию Бориса в нескольких спектаклях оперы М. Н. Мусоргского «Борис Годунов», завоевав теплый прием Нью-Йорской публики и лестные отзывы прессы. Партия Бориса была исполнена на высоком вокальном и актерском уровне. Здесь несомненно сказались результаты напряженной и плодотворной работы с выдающимся оперным режиссером Б. А. Покровским.
В 1976 году в Кыргызском оперном театре была осуществлена постановка редко идущей оперы Арриго Бойто «Мефистофель» специально в расчете на яркую индивидуальность Б. Минжилкиева. Так певец стал вторым после Ф. Шаляпина исполнителем партии Мефистофеля в нашей стране (опера ставилась в России первый и последний раз в 1902 году).
В 1977 году на сцене Кыргызского оперного театра была поставлена опера Андрея Петрова «Петр I» (вторая постановка после Ленинградской). Партия царя Петра I стала для Б. Минжилкиева блестящим опытом в освоении труднейшего современного вокального оперного репертуара; и в дальнейшем, в своей творческой деятельности Б. Минжилкиев постоянно обращается к современной оперной и камерной музыке.
Булат Минжилкиев обладает редко встречающимся в природе basso cantante, диапазон которого позволяет петь все басовые партии, а так же обращаться к партиям баритона. Певец легко справился с партией князя Игоря в одноименной опере А. Бородина в постановке оперного театра Кыргызстана и снискал в ней большой успех. В связи с этим можно высказать сожаление, что Б. Минжилкиеву не удалось осуществить свою давнюю мечту – спеть Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Думается, что партия Демона была бы им исполнена на высочайшем уровне.
С середины 60-х годов у певца сложились прочные творческие связи с Ленинградским Академическим театром оперы и балета имени С. М. Кирова (теперь ему возвращено историческое название «Мариинский»). Там ему было предложено исполнение следующих партий: Князя Игоря («Князь Игорь» А. Н. Бородина), Кончака (в той же опере), Ивана Хованского («Хованщина» М. Н. Мусоргского), Ивана Грозного («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).
В дни «Прокофьевского фестиваля» в Мариинском театре он тоже принял участие, исполнив партию Инквизитора («Огненный ангел») и партию Кутузова («Война и мир»). С этой труппой он гастролировал в Швеции, ФРГ, Франции, США, Испании, Италии.
Особое место в творчестве Б. Минжилкиева занимает концертная деятельность. В 1985 году ему была присуждена Государственная премия СССР за концертные программы предыдущих лет, которые включили в себя зарубежные, русские и советские произведения. Концертная деятельность певца в те годы была особенно активна. Он пел один за другим концерты из произведений Г. Генделя, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ж. Массне, А. Бетховена, М. Равеля, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. Н. Мусоргского, Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Абдраева, М. Баетова и др.
Большим событием для певца явилось исполнение в 1987 году (во время гастролей в Австрии) 13-й симфонии Д. Шостаковича. В планах Булата Минжилкиева – исполнение вокального цикла М. Н. Мусоргского «Песни и пляски смерти» в сопровождении симфонического оркестра.
Булат Минжилкиев имеет большой красивый оперный голос; вместе с тем, в произведениях камерного плана он показывает обилие красок, душевной щедрости, тонкое понимание стиля исполняемого произведения. Он записал на студии звукозаписи телерадиокомпании Кыргызстана большое количество самой разнообразной музыки, на основе которых было выпущено 2 диска – гиганта «Поет Булат Минжилкиев», снято несколько документальных фильмов о жизни и творчестве певца.
На протяжении своей яркой творческой карьеры ему довелось выступать под руководством крупных оперных дирижеров и режиссеров; его партнерами по сцене были: Елена Образцова, Ирина Архипова, Ирина Богачева, Тамара Милашкина, Владислав Пьявко, Сильвия Шашш, Эва Мартон, Веслав Охман, Бруно Преведи, Виорика Кортес и др.
Следует указать, что пресса на протяжении всей творческой деятельности не оставляла его без внимания.
Так, «Вашингтон пост» в 1975 году в связи с гастролями оперной труппы Большого театра писало о Б. Минжилкиеве – Борисе Годунове в опере М. Мусоргского: «Борис – один из тех, которые запоминаются на всю жизнь. Это тот оперный образец, который ни одна другая оперная труппа в мире не может надеяться достичь».
Газета «Вечерний Свердловск», подводя итоги гастролям Кыргызского Государственного театра оперы и балета им. А. Малдыбаева в 1986 году отмечала: «Счастлив тот театр, который имеет настоящего лидера труппы, такой лидер в этой труппе есть, – это Булат Минжилкиев. Обладатель прекрасного голоса, он, кроме того, является той яркой личностью, которая ведет за собой труппу к постижению вершин оперного искусства».
Наряду с певческой деятельностью Б. Минжилкиев занимается вокальной подготовкой; он является одним из ведущих вокальных педагогов Кыргызстана. Прежде, чем перейти к анализу и обобщению его вокально-педагогических принципов, его методике, наверное, стоит сказать о том, какую эволюцию прошел его голос, каковы его отличительные черты.
Булат Минжилкиев – обладатель выдающегося по красоте basso cantante, включающего две октавы от «фа» большой октавы до «фа» верхнего, то есть 1-й октавы. Его голос отличается ровностью и насыщенностью звучания по всему диапазону. Силу его голоса не назовешь «громоподобной», однако, благодаря своей полетности и звонкости он слышен в любом уголке зала.
Булат Минжилкиев – истинный представитель canto modern – воплощает все лучшие черты этой школы, которая ныне заняла прочное положение в вокальном мире. Основы этой школы были заложены Э. Карузо, Т. Руффо, А. Пертиле, продолжены М. Каллас, Ф. Корелли, Р. Тебальди, Дж. Де Стефано, а на сегодняшний день престиж этой школы с честью несут И. Доминго, Л. Паваротти, Г. Брузон, Р. Скотто, М. Френи и др. Булат Минжилкиев является одним из немногих наших певцов, обладающим этой школой.
Canto moderno (то есть «современное пение») тесно связано с понятием так называемого спинтового пения (от итальянского spinto – толчок). Возникает вопрос – что такое «спинт». Коротко это можно объяснить так: пение на очень плотной звуковой атаке при сильно концентрированном посыле диафрагмально-абдоминального дыхания, активном участии мышц спины с преобладанием грудного резонирования. Спинтовое пение придает голосу ощущение единого активного натяжения мышц, которые управляют голосовыми связками при активном подсвязочном давлении.
Спинтовая школа дается не сразу, впрочем, как и всякая другая, а со временем. Немалую роль здесь играют индивидуальные факторы: рост, фактура, емкость легких, ширина грудной клетки, так как существуют голоса, которым спинт просто противопоказан. Еще один важный фактор – возраст певца. Навыки этого пения прививаются постепенно с молодого возраста и поэтому особенно тщательно. Цель достигается к тому времени, когда правильное выполнение элементов звуковедения дополняется физическим возмужанием молодого вокалиста, позволяющем ему свободно овладеть вокально-техническими навыками итальянского canto modern при помощи спинтового дыхания, то есть с укреплением костно-мышечной системы укрепляется центральная нервная система. Дело в том, что спинтовое пение требует не только огромной физической, но и психологической отдачи («Душа обязана трудиться!...»). Б. Минжилкиев такой тип певца, который богато и щедро одарен природой, физической и психологической выносливостью, поэтому эта школа подошла к его индивидуальности. Он не устает повторять своим ученикам: – «процесс пения должен быть волевым!». А творческая воля – это уже понятие из области психологии. Б. Минжилкиев всегда решительно рассеивает иллюзии по поводу пения как приятного времяпровождения. Он внушает ученикам, что пение – тяжелейший труд, к которому следует относиться со всей серьезностью, как к науке! В связи с этим он однажды привел в пример слова величайшей певицы современности Монсеррат Кабалье: «Я очень люблю петь. Но ненавижу, когда весь спектакль только и нужно делать, что считать ноты». М. Кабалье хотела этим сказать, что ни одна нота не должна уходить из-под контроля певца, вокально все должно быть рассчитано с математической точностью. Пение Булата Минжилкиева так же является ярким примером осмысленного идеального владения техникой, что позволяет ему петь разнообразный репертуар и выступать даже в самом непевческом, больном состоянии. Б. Минжилкиев в совершенстве владеет всей палитрой вокальных красок. У него замечательная кантилена, филировка, прекрасное
forte, нежное piano, то есть все то, что отличает певца «экстра класса».
С 1971 года Б. Минжилкиев начал работать в Кыргызском Государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой на кафедре сольного пения. С 1983 года является заведующим кафедрой, профессором. За годы своей работы он воспитал ряд учеников, которые успешно работают в республике и за ее пределами. Среди лучших его выпускников – заслуженный артист республики Павел Сукманов, который в течение ряда лет является ведущим солистом оперного театра Кыргызстана, на сцене которого исполнил почти все басовые партии текущего репертуара. Выпускник Б. Минжилкиева Игорь Волков – лауреат I премии конкурса молодых вокалистов республик Средней Азии и Казахстана.
Осознав всю сложность требований, которые ставят перед начинающими вокалистами “canto moderno”, Б. Минжилкиев старается брать в свой класс тех студентов, в голосе которых он слышит предпосылки к спинтовому пению. Он не старается брать в свой класс лучшие голоса, ему больше импонируют люди музыкальные, мыслящие, испытывающие настоящий интерес к своей будущей профессии, физически подготовленные.
Урок профессора Б. Минжилкиева можно охарактеризовать так: – это своего рода информация к размышлению, то есть, дается 10% методических рекомендаций и показов, а 90% остается для упорной самостоятельной работы студентов над своим голосом и это в силу того, что певец ведет большую певческую деятельность, часто гастролирует, но эти вышеназванные 10% стоят тех 90%, настолько концентрировано они даются. Самостоятельность – вот то неоценимое качество, которое Булат Минжилкиев как педагог старается привить своим студентам. В процессе занятий он никогда не бывает категоричным, скорее направляет мысль студента, а не навязывает свое видение. По складу своей натуры Минжилкиев терпеливый педагог, умеющий настойчиво добиваться желаемого результата, но считает, что студент должен быть предельно внимательным, сконцентрированным, собранным.
В классе Б. Минжилкиева занимаются басы, баритоны, тенора, сопрано. Поначалу автору казалось, что маэстро занимается со всеми одинаково и только гораздо позже стало ясно, что принцип работы с певчим голосом по звукоизвлечению и звукообразованию у него один, но подход к каждому певцу – сугубо индивидуален.
С первого же урока маэстро дает понятие об основополагающих элементах своей методики. Главный акцент делается на двух деталях – взятие вдоха и певческой атаки. Вдох берется активно, коротко, с ощущением легкого холодка на задней стенке гортани. Таким образом достигается глубокое дыхание, необходимое для спинтового пения. Активный вдох следует зафиксировать, прежде, чем атаковать звук, и в момент звукоизвлечения подсвязочное давление должно быть на протяжении всей фразы одинаково активным, то есть мышцы «вдыхателей» и мышцы «выдыхателей» должны работать равнозначно. Педагог полностью исключает форсирование звука при всей активности дыхания и певческой атаки.
Пение, как известно, это искусство правильного выдоха. Для того чтобы развить эластичность, большое дыхание, кантилену, избежать форсированного звучания, профессор следит за сохранением так называемого «состояния вдоха» до конца музыкальной фразы. В связи с этим он придает большое значение фиксации вдоха, опоры его не только на диафрагму, но и на мышцы спины. «Держи спину!» — вот, что можно услышать от него довольно часто. Много внимания уделяет он правильному, свободному положению корпуса в пении.
Профессор Булат Минжилкиев является убежденным сторонником «вертикального» формирования звука, что достигнуть довольно сложно. Позиция губ при пении всегда должна быть округлой, естественной, активной. Исключается плоское пение, «белый звук», но в работе с сопрано Б. Минжилкиев сочетает округлость звука с элементами светлого прозрачного звучания, правда, это касается только крайних верхних нот, где голос должен быть предельно полетным, звонким.
С самого начала Б. Минжилкиев старается заниматься в природном диапазоне певца, выявляя «примарный тон», то есть, лучше и удобнее всего звучащие ноты в голосе молодого певца, постепенно усложняя певческие задачи и расширяя диапазон. Много внимания он уделяет проблеме формирования «переходных» нот. По мнению профессора их нужно строить ярко, собранно, на активной звуковой атаке, но предупреждает тенденцию к их излишнему затемнению. «Пение, – считает Б. Минжилкиев, – должно быть ярким и убедительным».
На уроке со студентами педагог отдает предпочтение гласной «а», как основе правильного формирования профессионального звука. В нижнем и среднем регистре, включая «переходные» ноты, он добивается собранного, спокойного, «смешанного» звучания. Профессор всегда следит за тем, чтобы при формировании верхнего регистра голоса звучание было объемным с преобладанием головного резонирования.
Б. Минжилкиев пользуется излюбленными упражнениями-вокализами, число которых довольно ограничено, они поются в классе с первого по пятый курс, так как полезны на любом этапе обучения, хотя, как считает педагог, поначалу некоторые из них технически трудны.
Преодолевая трудности, студент постепенно растет как вокалист, применяя навыки, достигнутые в упражнениях, на практике, при разучивании вокальных произведений. Здесь следует заметить, что все эти упражнения-вокализы заимствованы Булатом Абдуллаевичем у маэстро Артуро Мерлини. В основном это гаммы и изредка арпеджио. Обычно он дает два-три первых упражнения, и если студент в голосе, то предлагает более сложные упражнения, они поются на legato в медленном или среднем темпе.
Булат Абдуллаевич много работает над кантиленой, и только тогда, когда дыхание, гортань становятся послушными, эластичными, начинается работа над подвижностью голоса, над техникой. В этом случае вокализы-упражнения поются в быстром темпе, с четкой артикуляцией каждого звука, используются элементы staccato , marcato, non legato и т.д. Для того чтобы достичь чистоты интонации, высокой позиции Булат Абдуллаевич советует: «На каждый звук гаммы скажи «а», как будто хочешь спеть каждый звук отдельно. Когда мелодия идет вниз, еще активнее петь гласную «а», не затемняя звук, чтобы щеки не поглощали его, а отражали и ни в коем случае не превращались в гласную «о». Верхние ноты Б. Минжилкиев формирует так (на примере голоса сопрано): соль – ля – бемоль – ля – си – бемоль второй октавы строятся с тенденцией на «о», си² – до³ – до – диез³ – с тенденцией на «у», обуживая и округляя. Более высокие ноты строятся с тенденцией на «у» только одним головным резонатором на плотно сомкнутых связках. Трудные ноты у женских голосов Б. Минжилкиев советует не нагружать, добиваться смешанного звучания грудного и головного резонаторов.
Что касается работы над динамикой звука, то за основу piano, филировки, mezzo voce берется исключительно владение техникой дыхания. Все эти нюансы должны достигаться на плотном дыхании, четкой атакой: «стержень» звука должен быть устойчивым. Только в этом случае голос преодолеет плотность любой оркестровой фактуры. Здесь уместно вспомнить, что “canto moderno”, спинтовая школа возникла на рубеже XIX – XX веков. Это вызвано необходимостью именно «прорезать» звуком мощный оркестр Джузеппе Верди, Джакомо Пучинни, Пьетро Масканьи и т. д. Старая школа bel canto не могла дать подобный результат и постепенно ее вытеснило canto moderno, которое максимально использовало все физические возможности певца. Как говорил П. Масканьи по поводу своей оперы «Маленький Марат», — «В моих операх человек не поет, и даже не говорит… Нет! Он кричит, кричит, кричит…» Безусловно, композитор имел в виду высокую тесситуру, характерную для опер «веристов», что требует особой выносливости голоса, мощного дыхания и физической выдержки.
Особо хотелось бы выделить работу профессора Б. Минжилкиева над вокальными задачами и над раскрытием художественного образа музыкального произведения. Для воспитания индивидуальности студентов Булат Абдуллаевич отдает предпочтение итальянской и русской вокальной музыке. По его мнению, итальянский и русский языки наиболее удобны для пения, не создают дополнительных трудностей в формировании звука, как французский, немецкий, английский. Итальянский и русский языки отличает яркость, обилие гласных звуков, они певучи по самой своей природе.
Из русских композиторов Б. Минжилкиев отдает предпочтение прежде всего музыке М. И. Глинки. Он считает, что М. И. Глинка близок по стилю композиторам bel canto Б. Беллини и Г. Доницетти, а также В. А. Моцарту. В этом состоит вся трудность и одновременно польза произведений М. И. Глинки для работы со студентами. Арии и романсы М. И. Глинки, по мнению профессора формируют вкус, высокую позицию голоса, развивают кантилену и подвижность. Работая над этими произведениями, Булат Абдуллаевич всегда проявляет особую требовательность и скрупулезность. «Тот, кто умеет хорошо, правильно петь сочинения М. И. Глинки, тот умеет петь все».
Большое значение придает он работе над вокальными сочинениями Н. А. Римского-Корсакова, сложность которых заключается в инструментальности вокальной мелодии, в интонационной трудности.
Все студенты класса профессора Б. Минжилкиева обязательно много поют В. А. Моцарта. Это один из любимых композиторов Булата Абдуллаевича. Произведения «великого австрийца» он считает просто незаменимыми для учебного репертуара. Обычно маэстро составляет программу так, чтобы она с одной стороны была по силам студенту, а с другой стороны чуть-чуть превышала его сегодняшние вокальные и исполнительские возможности. Это заставляет молодого вокалиста много работать над преодолением трудностей и постепенно поднимается на очередную ступеньку в своем развитии. «Не облегчайте себе жизнь. Не идите по пути наименьшего сопротивления. Только тогда вы станете настоящими певцами», – так говорит Б. Минжилкиев, когда кто-нибудь не справляется с трудностями.
Работа с Б. Минжилкиевым над произведениями всегда является яркой творческой школой для исполнителя. Он добивается не только хорошего звучания голоса, преодоления трудных мест (высоких нот, пассажей, длинных фраз и т.д.), но и всегда будит фантазию образными, яркими сравнениями. Работая над ариями, романсами, народными песнями, маэстро сам много поет, показывая различные варианты данного произведения.
Большое значение Булат Абдуллаевич придает дикции в пении, всегда требует ясные, округлые гласные и звонкие, четкие согласные. Он положительно относится к исполнению вокальных произведений на языке оригинала.
Класс профессора Б. Минжилкиева в разные годы закончили тринадцать молодых вокалистов. Их судьбы сложились по разному, но все они бережно относятся к приобретенному вокальному «багажу», данного им их маэстро.
В работе с каждым из них профессор старался привить навыки своей школы, максимально приближая их к индивидуальным возможностям каждого. Обладая верным «вокальным ухом», он слышал все природные и приобретенные дефекты голоса и всемерно старался исправить их. В этом смысле ярким примером были занятия с его первым выпускником П. Сукмановым, который пришел в его класс уже на последних курсах. П. Сукманов пел излишне расширенным звуком, неестественно произносил вокальные гласные, однако, на протяжении последующих двух лет профессор убрал эти дефекты; молодой вокалист проявил максимум терпения и настойчивости и на выпускном экзамене блестяще исполнил сольную программу, после чего был принят в труппу Кыргызского оперного театра, где и работает по сей день.
Профессор Б. А. Минжилкиев приложил много педагогического мастерства, чтобы снять тремоляцию в звуке его выпускнику А. Копылову, а так же расширить его певческий диапазон.
Яркими представителями его школы являются ученики – баритоны Б. Бессеребренников, (солист нашего оперного театра) и И. Волков (солист ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота).
Б. А. Минжилкиев – человек широких, разнообразных интересов, и поэтому общение с ним всегда обогащает. В своих учениках он воспитывает такие качества, как импровизационность, трудолюбие, скромность, доброжелательность. Как в профессиональном, так и в чисто человеческом плане он дает студентам неизмеримо много: «Никогда не ведите себя высокомерно, не хвалитесь своими успехами. Если вы что-то знаете, умеете и можете помочь вашим товарищам, то обязательно помогите. Не считайте, что вы всегда и во всем правы и все умеете, – будьте самокритичны». Эти наставления педагога запоминаются студентами надолго. Булату Абдуллаевичу импонирует, когда его студент интересуется не только своей профессией (это конечно, главное), но и музыкой вообще, литературой, живописью, скульптурой, мировой историей, политикой, спортом, иностранными языками. Он считает, что певец должен знать многое, чтобы быть настоящим профессионалом, с развитым ассоциативным мышлением.
Что касается записей выдающихся певцов, то Б. А. Минжилкиев считает, что их нужно слушать аналитически, уметь найти для себя что-то нужное, полезное и никогда не заниматься слепым копированием, подражательством, которые могут привести к плачевным результатам. «Поймите, что грамзапись не всегда передает истинное звучание голоса певца, его силу. Знаменитый испанский тенор Хосе Каррерас, например, на пластинке звучит чуть ли не драматическим тенором, а на самом деле обладает маленьким голосом. Другое дело, что этот голос красив, плотен и поет Каррерас божественно. В записи вы слышите как у певца звучит голос, то есть результат, и не слышите, и не понимаете, что он делает для того, чтобы он звучал таким образом, то есть не принимает во внимание технику звучания. Вы начинаете форсировать звук, давить на грудной резонатор, пытаться добиться драматического эффекта. Запомните раз и навсегда! – Чем драматичнее ситуация, тем сложнее распределить певческую энергию».
Если по телевидению передают прекрасные спектакли из Большого театра, «Ла-Скала», «Арена де Верона», «Метрополитен-опера», то Б. А. Минжилкиев обязательно обсуждает эти спектакли со студентами. Его всегда интересует мнение учеников по поводу постановки оперы и певцов. Подчас эти разговоры перерастают в увлекательные дискуссии по проблемам вокального искусства.
Автор данной работы считает нужным остановиться еще на одном моменте. Наверное, он немаловажен, так как касается проблемы обучения молодых вокалистов в нашей стране. Б. А. Минжилкиев считает, что у нас не создано всех условий для полноценной работы с певцами. Курс обучения растянут на 5-7 лет, или даже на 9 лет (с музыкальным училищем), а результат, зачастую, далек от желаемого, в то время как в той же Италии певцов готовят за 2-3 года. По мнению Минжилкиева, наши студенты-вокалисты очень мало занимаются пением, Много времени, сил и здоровья отнимают многочисленные общеобразовательные дисциплины. Зачастую вокалист приходит на урок по специальности усталым, вялым, ему не хватает бодрости мышечного тонуса, так как он только – что отсидел три – четыре пары лекций, что мешает заниматься в полную силу, с максимальной отдачей. Практически не остается времени для самостоятельных занятий вокалом, самообразованием и т. д.
По рассказам Б. Минжилкиева, в Италии созданы куда более благоприятные условия для обучения молодых певцов. Прежде всего – это ежедневные занятия с маэстро, за исключением разве что воскресенья, причем по два, а то и по три раза в день! Таким образом, в более короткие сроки достигаются надежные вокальные навыки, голос быстрее развивается по силе и диапазону, разучивается обширный репертуар и несколько больших оперных партий.
Большую пользу, по мнению Б. Минжилкиева, могли бы принести учебные заведения типа школы-центра в «Ла-Скала», если учредить их в наших условиях. Проблема высококвалифицированных кадров для оперных театров была бы решена.
Булат Абдуллаевич не вполне удовлетворен состоянием наших молодых певцов, студентов консерваторий с точки зрения вокальной школы. Отмечая наличие прекрасных, даже уникальных голосов, он сетует на отсутствие у их обладателей певческой культуры, музыкальности, чувства стиля и т. д. «Они поют благодаря своим богатым природным данным, а нужно петь «процентами», но не «капиталом». У них зачастую не сглажены регистры, не выявлен тембр – их заменяют пестрота звука, разнотембровость. А любая неровность в тембре, форсировка, излишняя «зычность» – результат неправильного, непрофессионального пения». Так отзывается профессор о некоторых молодых певцах и певицах.
Автору хочется надеяться, что когда Булат Абдуллаевич со временем закончит интенсивную творческую деятельность, то наше кыргызское вокальное искусство приобретет в его лице выдающегося вокального педагога-мастера – тому есть множество предпосылок. Сам Б. Минжилкиев сказал об этом следующее: «Я всю свою жизнь учился и учусь. Преподаю я уже довольно долго, много пою и, конечно, приобретаю опыт. У меня появилось много мыслей и представлений о вокале, которые я хотел бы со временем обобщить и передать моим ученикам. Важно, что я уже могу разглядеть в начинающем, неопытном студенте будущего настоящего певца, даже если голос его слаб и не очень ярок по тембру. Многие слышат то, что есть, а я слышу то, что будет».
Счастливы будут те студенты, которые будут обучаться в классе профессора Булата Абдуллаевича Минжилкиева.
© Георгиева Л.А., 1993
Публикуется с письменного разрешения автора
Количество просмотров: 6980 |