Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания / Публицистика
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 февраля 2009 года
Жизнь
Очерк о замечательном поэте Сергее Питаше, с детства прикованном к постели. Корни поэта — в Кыргызстане (его родители учились в Киргизском государственном медицинском институте, где и познакомились). Сам поэт родился в 1967 году в Тюменской области, ныне проживает в Крыму.
Жизнь его не сложилась. Сын подрезал ему крылья, и он пал духом. А перспективы были широкие. Он был предназначен для гораздо большего…
После окончания мединститута во Фрунзе его отправили вместе с женой служить в Советскую Армию в Тюменскую область, где в радиусе 300 километров – ни одного приличного медицинского заведения. Малоопытная акушерка, принимавшая роды у его жены, порвала ребенку спиной мозг в шейном отделении. И он со своей женой, оба медики, спасли сына, выкормили его из пипетки. Ждали худшего. Вдогонку к тяжелым формам ДЦП обязательно должна проявиться и болезнь Дауна.
Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. А его сыну Бог и разум оставил, и дал ему талант.
С рождения прикован к постели. Были периоды, когда он по году лежал в гипсе. Не может самостоятельно ходить, сидеть, есть. Даже кусочек хлеба в руках удержать. Практически не говорит. Ему 37 лет. Ни одного часа в школе не был. Читать научился в пять лет. К 12 годам проштудировал всего Пушкина, Лермонтова, Гончарова. Увлекся философией. Феноменальная память. Изучил труды Маркса, Энгельса, Ленина. Потом был Аристотель, Платон, Сократ, Кант. Отцу и матери объяснял, как понимать Фрейда и Юнга. Книги – единственный источник информации, и он их прочитал больше, чем иные держали в руках за всю свою жизнь. И еще телевизор.
Еще несколько лет назад приходилось дожидаться, пока с работы вернется кто-нибудь из родных, с большим трудом надиктовывать стихотворения. В стихах, как заявили литераторы, удивительная смысловая нагрузка. А строчки ложились сами по себе.
Теперь у него есть компьютер. Оказалось, если не слушаются руки – на клавиши можно нажимать палочкой, зажатой в зубах.
Каждый день вокруг новые лица, новые события, мелочи, которых просто не замечаем. У него же, за последние пять лет покидавшего трижды свою комнату, крохи этих сокровищ хватает, чтобы складывать не просто рифмованные строчки, а стихи.
В первый раз его пригласили на индивидуальную экскурсию в Воронцовский дворец после опубликованных стихов о графе Воронцове. Потом как-то пришел незнакомый человек (его тоже поразили стихи) повез на машине полюбоваться на Медведь Гору. А в другой раз выезжал в свет – на встречу с читателями. Благодаря счастливым случайностям стихи и статьи о нем появлялись в местных газетах.
Под рубрикой “Кто нас услышит?” была помещена статья о Ельцине, Сахарове и о нем в газете “Новое русское слово” в самой Америке. Откликнулись многие. Бывшая киевлянка, профессор физики, рассказала в письме ему, что потеряла 17-летнего сына, страдавшего лейкемией. Говорила о своем горе, о том, что не может забыть своего мальчика, и попросила его написать Реквием. Он написал стихотворение – Реквием. И когда она спросила, как ему удалось передать на бумаге горе матери, потерявшей ребенка, он признался: “Я после этого болел две недели, потому что все пропускаю через сердце”.
Из мук извлечь о жизни знанье, Сергей Питаш
Чтоб место обрести свое?
Не в этом ли души призванье,
И оправдание мое?
Александр Солженицын прислал ответ на некоторые стихи: “Емко, глубоко, проникновенно. Желаю дальнейших творческих успехов!”. Среди поклонников его таланта есть и знаток 12 языков, философ и религиовед из США. Он прислал поэту на рецензию свою книгу, которая называется “Путь к просвещению”. Рецензия, скорее трактат, был потом опубликован в московском журнале “Вестник российской философии”.
Неизвестно, как люди узнают о поэте, где читают его стихи, но пишут ему отовсюду.
Родители… Интеллигентные, высокообразованные. Их волнует его будущее. И откуда только силы берутся? Им за 65. Что будет с сыном, которому уже 37 лет, когда их не станет?! Его же кормят из ложечки, носят на руках. Надежде на то, что кто-то из власть имущих или обеспеченных захочет позаботиться о нем, может, какую-то именную стипендию ему установить, наверное, так и не суждено сбыться…
Есть люди, даже мысль о которых придает силы, возвращает в реальность, помогает воспринимать действительность с оптимизмом. Есть люди, о которых думаешь, когда тебе трудно. И твои лишения кажутся не такими уж значительными, когда представляешь себе о том, какие испытания прошли, испытывают и нынче такие вот, как Вадим Питаш и его сын Сергей.
Я Я – ком из слепленного праха, В плену у вечности и мига Так что же я на самом деле, Сергей Питаш
Я – страсть космических ветров,
Я – сгусток злобы, омут страха,
Я – истин и бессмыслиц ров.
Страницы бытия чертя,
Я – парадоксов горьких книга,
И воли каверзной дитя.
Скопленье плоти, глины ком?
Иль тот, кто с хрипом, на пределе
К чему-то высшему влеком?
Каким оптимизмом, жаждой к жизни нужно обладать, если заявляешь своим родителям: “Я буду работать, творить и, представьте себе, родители, под старость лет я буду вас кормить. Причем буду кормить хорошо”.
Патовая, тупиковая ситуация с нашими земляками. Может, кто подскажет: есть ли выход, и где он, этот выход?
© Курманалиев Т.И., 2008. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Также см. статью об авторе «Звезда удачи сына батрака»
Количество просмотров: 2511 |